Изобретение относится к составу низкозастывающего масла для осевых шарниров (ОШ) винтов вертолетов.
В отечественной практике в этих высоконагруженных подшипниковых узлах, работающих при качательном движении с малыми амплитудами, при отрицательных температурах использовались низкозастывающие масла [1]
Наиболее близким по составу и достигаемому результату к предлагаемому является масло ВНИИ НП-25 на основе маловязкого минерального масла, включающего фенил-альфана-фтиламин и полимерную присадку [1, 2] Однако указанное масло обладает относительно невысоким уровнем смазывающих свойств (Pk=45 кгс, Du 0,7 мм), вследствие чего оно используется только как зимнее, причем с ограничением допустимого времени работы на нем в пределах 50% ресурса, назначенного по результатам испытаний на высоковязком масле МС-20, применяющемся при положительных температурах.
Ожидаемый результат от применения предлагаемой смазочной композиции - обеспечение надежной работы ОШ в области отрицательных температур до -50oC без ограничения ресурса на основе малодефицитных минеральных масел.
Техническая задача решена созданием низкозастывающего масла, содержащего маловязкую минеральную основу, фенил-альфана-фтиламин, полимерную присадку и дополнительно имеющего в своем составе высоковязкое минеральное масло, диизооктилсебацинат, 4-метил-2,6-ди-трет-бутил-фенол, причем в качестве полимерной присадки использован полибутен мол.массы 500-6000 и полиметакрилат при следующем соотношении компонентов, мас.
Фенил-альфана-фтиламин 0,01 0,5
4-Метил-2,6-ди-трет-бутил-фенол 0,001 0,5
Диизооктилсебацинат 20 35
Полибутен мол.мас. 500-6000 15 35
Полиметакрилат 0,05 2,0
Высоковязкое минеральное масло 1 30
Маловязкое минеральное масло Остальное
Композиция готовится путем растворения компонентов в базовом составе при прогреве и перемешивании с последующим охлаждением и фильтрацией.
В качестве высоковязкого минерального масла использовалось МС-20 (ГОСТ 21743-76), а в качестве маловязкой минеральной основы масло МС-8 (МС-8А).
По результатам проведенных исследований для лабораторных и стендовых испытаний приготовлена смазочная композиция следующего состава, мас.
Фенил-альфана-фтиламин 0,2
4-Метил-2,6-ди-трет-бутил-фенол 0,1
Диизооктилсебацинат 32
Полибутен мол.мас. 500 6000 23
Полиметакрилат 0,05
МС-20 10
МС-8А 35
Вязкостно-температурные показатели, трибологические свойства на ЧМТ (ГОСТ 9490-75) и результаты испытаний на установке ИМС-1 по методу МВЗ им. Миля приведены в таблице в сравнении с маслом ВНИИ НП-25.
Сущность метода МВЗ им. Миля заключается в следующем.
Смазочный материал испытывается в упорных подшипниках 8311 при амплитуде колебаний 4,5o и частоте 240 в мин. Приняты два режима: 100-часовой при контактных напряжениях 3400 МПа и 300-часовой при контактных напряжениях 3100 МПа.
Оценка работоспособности производится по глубине отпечатков контакта на дорожках качения и состоянию их поверхности, а также по состоянию шаров. Смазочный материал считается выдержавшим испытания, если глубина отпечатков на дорожках качения не превышает 10 мкм и в них, а также на шарах отсутствуют следы усталостного выкрашивания. Норма "10 мкм" установлена по результатам испытаний на масле МС-20 из грозненской малосернистой нефти, обеспечивающем наивысшую долговечность ОШ и считающемся в связи с этим эталонным.
Как свидетельствует опыт, накопленный в ходе многочисленных стендовых испытаний и многолетней эксплуатацией ОШ, результаты, полученные на установке ИМС-1, вполне удовлетворительно коррелируются с практикой.
Как видно из вышеприведенных данных, предлагаемая композиция имеет близкие с маслом ВНИИ НП-25 вязкостно-температурные характеристики, отличаясь при этом существенно лучшими трибологическими свойствами, что позволяет рассчитывать на ее работу в осевых шарнирах винтов вертолетов при осенне-зимней навигации до температуры -50oC без ограничения действующих ресурсов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ВЕРТОЛЕТНЫХ АГРЕГАТАХ | 2001 |
|
RU2203312C1 |
ВСЕСЕЗОННАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ТРАНСМИССИЙ И ШАРНИРОВ ВИНТОВ ВЕРТОЛЕТОВ | 1997 |
|
RU2122569C1 |
Смазочное масло для трансмиссий и шарниров винтов вертолетов | 2020 |
|
RU2739323C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ЖИДКОСТЬ | 2009 |
|
RU2430146C2 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ОСЕВЫХ ШАРНИРОВ ВИНТОВ ВЕРТОЛЕТОВ | 2006 |
|
RU2303625C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО ГИДРАВЛИЧЕСКОГО МАСЛА С ПОВЫШЕННОЙ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ | 2010 |
|
RU2452768C1 |
СМАЗОЧНЫЙ СОСТАВ | 2009 |
|
RU2398009C1 |
Моторное масло арктического назначения | 2016 |
|
RU2638528C1 |
Смазка многоцелевая универсальная высокотемпературная | 2016 |
|
RU2627766C1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 2012 |
|
RU2485173C1 |
Предложено низкозастывающее масло для осевых шарниров винтов вертолетов. Высокая работоспособность и удовлетворительные вязкостно-температурные характеристики масла достигнуты за счет того, что оно содержит загущенную маловязкую минеральную основу, антиокислительные присадки, способствующие торможению процессов контактной фреттинг-коррозии, и дополнительно содержит высоковязкое минеральное масло, диизооктилсебацинат и полиметакрилат. 1 табл.
Масло для осевых шарниров винтов вертолетов, содержащее маловязкое минеральное масло, фенил-альфа-нафтиламин и полимерную присадку, отличающееся тем, что масло дополнительно содержит высоковязкое минеральное масло, диизооктилсебацинат, 4-метил-2,6-дитрет-бутилфенол, полиметакрилат и в качестве полимерной присадки содержит полибутен мол.м. 500 6000 при следующем соотношении компонентов, мас.
Фенилальфанафтиламин 0,01 0,5
4-Метил-2,6-дитрет-бутилфенол 0,001 0,5
Диизооктилсебацинат 20 35
Полибутен мол.м. 500 6000 15 35
Полиметакрилат 0,05 2,0
Высоковязкое минеральное масло 1 30
Маловязкое минеральное масло Остальноеи
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Топлива, смазочные материалы, технические жидкости / Справочник под ред | |||
В.М.Школьникова | |||
- М.: Химия, 1989, с.17 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Миль М.Л | |||
и др | |||
Вертолеты | |||
Расчет и проектирование | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
- М.: Машиностроение, 1967, с.394. |
Авторы
Даты
1997-12-27—Публикация
1994-12-16—Подача