ВСЕСЕЗОННАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ТРАНСМИССИЙ И ШАРНИРОВ ВИНТОВ ВЕРТОЛЕТОВ Российский патент 1998 года по МПК C10M141/10 C10M141/10 C10M133/12 C10M137/00 C10M133/16 C10M129/10 C10M129/72 C10M105/36 C10M107/10 C10M143/06 C10M143/10 C10N40/04 

Описание патента на изобретение RU2122569C1

Настоящее изобретение относится к составу всесезонной смазочной композиции для трансмиссий, а также для горизонтальных (ГШ) и вертикальных шарниров (ВШ) винтов, выполненных на игольчатых подшипниках.

Последние, как известно, работают в специфических условиях качательного движения и выходят из строя в результате местного износа, приводящего впоследствии к усталостному выкрашиванию дорожек и тел качения.

К всесезонной смазочной композиции, единой для столь разных по особенностям нагружения и механизма износа областей применения, предъявляются следующие основные требования:
по вязкостно-температурным характеристикам - кинематическая вязкость V100 > 12 мм2/с, температура застывания Tз < -50oC,
по смазывающей способности на ЧМТ - критическая нагрузка Pк > 12000 H (или отсутствует), диаметр пятна износа Dи < 0,5 мм, нагрузка сваривания Pс > 3500 H,
по антифреттинговым качествам - они должны быть достаточны для "торможения" процессов контактной фреттинг-коррозии, инициируемых в игольчатых подшипниках ГШ и ВШ противоизносными и противозадирными присадками, с помощью которых достигается требуемый уровень трибологических показателей.

Композиции, обладающие подобным комплексом служебных свойств, неизвестны.

Предлагаемая всесезонная смазочная композиция способна заменить в трансмиссиях и ГШ, ВШ применяющиеся в настоящее время "гипоидное масло" ТСгип и базирующиеся на нем низкозастывающие маслосмеси ТСгип/АМГ-10. Такая замена, помимо существенного упрощения технической эксплуатации, важна и потому, что производство ТСгип практически прекращено из-за отсутствия его базового компонента - зимнего нигрола (М.Л. Миль и др. Вертолеты. Расчет и проектирование, т.2.-М.: Машиностроение, 1967, с.401).

Из-за высокого уровня вязкости (V100 > 18 мм2/с) и уникальных трибологических показателей (Pк > 120 кгс или отсутствует, Pс > 4000 H, Dи < 0,56 мм). ТСгип считается высококачественным смазывающим материалом для трансмиссий. Несмотря на присутствие такого химически активного элемента как сера, оно удовлетворительно работает и в игольчатых подшипниках ГШ, ВШ.

Это обусловлено тем, что, в этих колеблющихся подшипниках, во-первых, имеет место заметное кинематическое проскальзывание игольчатых роликов относительно дорожек качения и, во-вторых, им свойственны умеренные контактные напряжения.

Основной недостаток масла ТСгип - высокая температура застывания (Tз = -18oC). Из-за этого в осенне-зимнюю навигацию вместо него применяют низкозастывающие маслосмеси ТСгип/АМГ-10: в трансмиссиях "50:50" (1/2 ТСгип + 1/2 АМГ-10), в ГШ и ВШ - СМ-9 (2/3 ТСгип + 1/3 АМГ-10). Если смазывающие свойства маслосмеси "50:50" достаточны для обеспечения необходимой долговечности трансмиссий и в последнее время ее разрешено применять в них как всесезонную, то маслосмесь СМ-9 является исключительно зимней, причем требующей определенных ограничений по допустимому времени работы на ней в течение ресурса.

По составу и достигаемому результату наиболее близка к предлагаемой смазочная композиция для осевых шарниров винтов вертолетов ВО-12, содержащая в промышленном исполнении полиальфаолефиновое масло ПАОМ-20, диизооктилсебацинат (ДОС) и в качестве противоокислительных присадок фенилальфанафтиламин и 4-метил-2,6-ди-трет.бутилфенол (Агидол-1), (Патент РФ N 2058379).

Комплекс характеристик, присущих смазочной композиции ВО-12 (V100 > 12 мм2/с, Pк > 700 H, Pс > 1600 H) позволяет рассматривать ее не только как специальное масло для осевых шарниров винтов вертолетов, но и как вполне удовлетворительное трансмиссионное масло для передач средней нагруженности.

Сформулированным выше основным требованиям ВО-12 по смазывающим свойствам не удовлетворяет, поэтому единым всесезонным заменителем ТСгип и маслосмесей "50:50" и СМ-9 оно служить не может.

Ожидаемый технический результат от изобретения состоит в разработке смазочной композиции с повышенными до требуемого уровня трибологическими показателями при сохранении достаточного антифреттингового действия при работе в ГШ и ВШ винтов вертолетов.

Указанный технический результат достигается тем, что смазочная композиция, содержащая фенилальфанафтиламин, 4-метил-2,6-ди-трет. бутилфенол (агидол-1), диизооктилсебацинат (ДОС), полиальфаолефиновое масло (ПАОМ-20), дополнительно содержит смесь моно- и диалкилпроизводных дифениламина (ДАТ), серуфосфоразотсодержащую присадку или смесь присадок, содержащих серу и фосфор, и сукцинимидную бензольную диспергирующую присадку, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Фенилальфанафтиламин - 0,01 - 0,5
4-Метил-2,6-ди-трет.бутилфенол - 0,001 - 1,0
Диизооктилсебацинат - 5 - 40,0
Смесь моно- и диалкилпроизводных дифениламина - 0,001 - 0,01
Серуфосфоразотсодержащая присадка или смесь присадок, содержащих серу и фосфор - 2,0 - 10,0
Сукцинимидная бензольная диспергирующая присадка - 0,8 - 3,0
Полиальфаолефиновое масло - Остальное
Сочетание комплекса антиоксидантов фенольного и аминного типа приводит к обрыву цепной реакции окисления, что способствует торможению фреттинг-процесса, играющего заметную роль в механизме износа колеблющихся подшипников.

В качестве серуфосфоразотсодержащей противоизностной присадки рекомендуется использовать присадки: ВИР (ТУ 38.101799-83), ИХП-14A, LZ-608, Англамол-99 или смесь присадок, содержащих серу и фосфор: элементарную серу, ОТП (ОСТ 38.101799-83) и ДФ-11 (ОСТ 38.01398-86).

Щелочная диспергирующая присадка сукцинимидного типа С-5А (ТУ 38 101146-77) или OLOA 4373P фирмы Chevron нейтрализует общее кислотное число композиции, что также благоприятно оказывается при работе в указанных специфических условиях.

С целью повышения вязкости и снижения текучести при плюсовых температурах в состав композиции может вводиться полиизобутилен или стирол-диеновой загуститель не более 15%.

При приготовлении заявленной смазочной композиции были использованы:
фенилальфанафтиламин по ТУ 6-14-202-74;
4-метил-2,6-ди-трет.бутилфенол (Агидол-1) по ТУ 38.5901237-90).

диизооктилсебацинат термостабильный (ДОС) по ТУ 6-06-11-88,
смесь моно- и диалкилпроизводных дифениламина (ДАТ) по ТУ 38.101.1215-89,
в качестве серуфосфоразотсодержащей противоизносной присадки - Англамол-99,
сукцинимидная бензольная диспергирующая присадка OLOA 4373P (фирмы Chevrov),
полиизобутилен низкомолекулярный с молекулярной массой 3000-13000 по ТУ 38.303-02-83-96,
полиальфаолефиновое (углеводородное) масло ПАОМ-20 по ТУ 38.401-58-42-92.

Смазочную композицию готовили путем растворения компонентов в базовом составе (ПАОМ + ДОС) при прогреве до 80oC и перемешивании с последующим охлаждением и фильтрацией.

Были приготовлены следующие составы опытных образов (см. таблицу 1)
У этих составов оценивали вязкостно-температурные характеристики и трибологические свойства на ЧМТ (ГОСТ 9490-75).

Результаты испытаний в сравнении с маслами ВО-12, ТСгип и маслосмесями ТСгип/АМГ-10, а также маслом Б-3В, применяющимся в трансмиссии вертолета Ми-26 (см. таблицу 2).

Как видно из вышеприведенных данных, заявляемых композиция обладает вполне удовлетворительными вязкостно-температурными характеристиками и в то же время имеет трибологические показатели на уровне ТСгип, т.е. существенно лучше как по сравнению с ВО-12, так и маслосмесями ТСгип/АМГ-10.

Для подтверждения работоспособности выбранных составов были проведены испытания по квалификационному методу на установке ИМС-2 МВЗ им М.Л.Миля.

Сущность указанного метода заключается в проведении испытаний смазочных материалов в игольчатых подшипниках в условиях качательного движения с малыми амплитудами при заданных значениях радиальной нагрузки, частоты и амплитуды колебаний.

Как свидетельствует опыт, накопленный в ходе многочисленных стендовых испытаний и многолетней эксплуатации вертолетов, оценки, полученные на установке ИМС-2, вполне удовлетворительно коррелируются с результатами стендовых испытаний натурных ГШ и ВШ.

Режим испытаний:
частота колебаний - 1215 мин-1 (20 Гц),
амплитуда колебаний - +4o,
удельная нагрузка в подшипниках - q = P/(l•d),
где
P - радиальная нагрузка на подшипник,
d - диаметр дорожки качения внутреннего кольца,
l - рабочая длина игольчатых роликов, 75 МПа.

Работоспособность смазочного материала оценивают по глубине износа и состоянию поверхности отпечатков контакта на дорожках качения. Результаты считаются удовлетворительными, если после испытаний на указанном режиме глубина "бринеллирования" не превышает 10 мкм и отсутствуют выкрашивания дорожек качения и игольчатых роликов.

Поскольку условия работы смазочного материала на этом режиме более жесткие, чем при испытаниях по квалификационному методу, принятому для авиационных редукторных масел на установке Ш-3, положительные результаты испытаний на установке ИМС-2 являются достаточным лабораторным подтверждением его работоспособности и в трансмиссиях вертолетов.

Об этом свидетельствует, в частности, то, что маслосмесь "50:50", обеспечивающая удовлетворительную работоспособность трансмиссий вертолетов в течение действующих ресурсов в полном диапазоне эксплуатационных температур +50oC, испытания на установке ИМС-2 на указанном режиме не выдерживает.

Испытывавшиеся составы прошли испытания на установке ИМС-2 удовлетворительно.

Проверка показала, что загущенный состав 1 обладает достаточной термической и механической стабильностью.

Таким образом, оба состава могут быть рекомендованы в качестве всесезонного масла для трансмиссий и ГШ, ВШ втулок винтов вертолетов.

Источники информации, упомянутые в тексте описания:
1. М.Л.Миль, А.В.Некрасов и др. Вертолеты. Расчет и проектирование, т.2, М., Машиностроение, 1967, с.401.

2. Патент N 2058379 от 20 апреля 1996 г.

Похожие патенты RU2122569C1

название год авторы номер документа
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ВЕРТОЛЕТНЫХ АГРЕГАТАХ 2001
  • Лейканд М.А.
  • Питомиц Н.Ф.
  • Столяров И.Э.
  • Поляков С.Ю.
  • Козлова А.И.
  • Винс В.В.
  • Бурдин Е.Ю.
  • Юрьев М.С.
  • Фертман А.М.
  • Владимиров И.М.
  • Школьников В.М.
  • Назарова Т.И.
  • Михеичев П.А.
RU2203312C1
Смазочное масло для трансмиссий и шарниров винтов вертолетов 2020
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Сычев Александр Павлович
  • Бойко Михаил Викторович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Алексей Александрович
  • Бойко Татьяна Григорьевна
  • Бичеров Александр Александрович
  • Ермаков Сергей Федорович
RU2739323C1
МАСЛО ДЛЯ ОСЕВЫХ ШАРНИРОВ ВИНТОВ ВЕРТОЛЕТОВ 1994
  • Лейканд М.А.
  • Юрьев М.С.
  • Фертман А.М.
  • Козлова А.И.
  • Владимиров И.М.
  • Назарова Т.И.
  • Хурумова А.Ф.
  • Мельников Е.И.
  • Бобковский Е.И.
RU2100424C1
ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО 2019
  • Колесников Владимир Иванович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Сычев Александр Павлович
  • Бойко Михаил Викторович
  • Бичеров Александр Александрович
  • Бойко Татьяна Григорьева
RU2702651C1
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ОСЕВЫХ ШАРНИРОВ ВИНТОВ ВЕРТОЛЕТОВ 2006
  • Назарова Татьяна Иосифовна
  • Лейканд Матвей Абрамович
  • Михеичев Павел Алексеевич
  • Столяров Игорь Эдуардович
  • Школьников Виктор Маркович
  • Питомиц Николай Федорович
  • Поляков Сергей Юрьевич
RU2303625C1
Смазочная композиция для поршневых двигателей 2018
  • Яновский Леонид Самойлович
  • Ежов Василий Михайлович
  • Молоканов Александр Александрович
  • Степанова Раиса Михайловна
  • Шаранина Ксения Вячеславовна
  • Усанов Алексей Анатольевич
  • Карпов Александр Владимирович
  • Шкилевич Николай Николаевич
RU2658016C1
МОТОРНО-РЕДУКТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ 2005
  • Назарова Татьяна Иосифовна
  • Лейканд Матвей Абрамович
  • Питомиц Николай Федорович
  • Поляков Сергей Юрьевич
  • Середа Василий Александрович
  • Улитько Александр Васильевич
  • Школьников Виктор Маркович
  • Михеичев Павел Алексеевич
  • Столяров Игорь Эдуардович
  • Горячев Василий Васильевич
  • Яновский Леонид Самойлович
  • Меджибовский Александр Самойлович
  • Гущин Александр Иванович
RU2283341C1
Низкотемпературное смазочное масло на основе полиэтилсилоксанов 2021
  • Мотренко Петр Данилович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Бойко Михаил Викторович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Сычёв Игорь Борисович
RU2770067C1
СМАЗОЧНЫЙ СОСТАВ 2009
  • Меджибовский Александр Самойлович
  • Назарова Татьяна Иосифовна
  • Райсин Борис Александрович
  • Поляков Сергей Юрьевич
RU2398009C1
СМАЗОЧНЫЕ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ АГРЕГАТОВ ВЕРТОЛЕТОВ 2004
  • Назарова Татьяна Иосифовна
  • Лейканд Матвей Абрамович
  • Хурумова Аида Федоровна
  • Козлова Амалия Иосифовна
  • Питомиц Николай Федорович
  • Поляков Сергей Юрьевич
  • Михеичев Павел Алексеевич
  • Столяров Игорь Эдуардович
  • Школьников Виктор Маркович
RU2303626C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 122 569 C1

Реферат патента 1998 года ВСЕСЕЗОННАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ТРАНСМИССИЙ И ШАРНИРОВ ВИНТОВ ВЕРТОЛЕТОВ

Настоящее изобретение относится к составу всесезонной смазочной композиции для трансмиссий, а также для горизонтальных (ГШ) и вертикальных шарниров (ВШ) винтов, выполненных на игольчатых подшипниках. Состав содержит, мас. %:
Фенилальфанафтиламин - 0,01 - 0,5
4-Метил-2,6-ди-трет.бутилфенол - 0,001 - 1,0
Диизооктилсебацинат - 5,0 - 40,0
Смесь моно- и диалкилпроизводных дифениламина - 0,001 - 0,1
Серуфосфоразотсодержащая присадка или смесь присадок, содержащих серу и фосфор - 2,0 - 10,0
Сукцинимидная беззольная диспергирующая присадка - 0,8 - 3,0
Полиальфаолефиновое масло - Остальное
Предпочтительно состав может содержать не более 15% полиизобутилена мол. массы 600-13000 или стирол-диенового загустителя. Состав обеспечивает работоспособность трансмиссий вертолетов в течение действующих ресурсов за счет более высоких смазывающих свойств и вязкостно-температурных характеристик. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.

Формула изобретения RU 2 122 569 C1

1. Всесезонная смазочная композиция для трансмиссий и горизонтальных, вертикальных шарниров винтов вертолетов, содержащая полиальфаолефиновое масло, фенилальфанафтиламин, 4-метил-2,6-ди-трет. бутилфенол и диизооктилсебацинат, отличающаяся тем, что композиция дополнительно содержит смесь моно- и диалкилпроизводных дифениламина, серуфосфоразотсодержащую присадку или смесь присадок, содержащих серу и фосфор, сукцинимидную беззольную диспергирующую присадку при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Фенилальфанафтиламин - 0,01 - 0,5
4-Метил-2,6-ди-трет.бутилфенол - 0,001 - 1,0
Диизооктилсебацинат - 5,0 - 40,0
Смесь моно- и диалкилпроизводных дифениламина - 0,001 - 0,01
Серуфосфоразотсодержащая присадка или смесь присадок, содержащих серу и фосфор - 2,0 - 10,0
Сукцинимидная беззольная диспергирующая присадка - 0,8 - 3,0
Полиалфаолефиновое масло - Остальное
2. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит полиизобутилен мол. массы 600 - 13000 или стирол-диеновый загуститель в концентрации не более 15%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2122569C1

RU 2058379 C1, 20.04.97
Трасмиссионное масло 1970
  • Губенко И.Б.
  • Петякина Е.И.
  • Шамес Ф.Я.
  • Шадская Р.П.
  • Силин С.Н.
  • Либо Е.А.
  • Потоловский Л.А.
  • Фишман К.Х.
  • Абрамович С.С.
  • Добкин И.Е.
  • Рогачевская Т.А.
  • Виннер Г.Г.
  • Щеголев Н.В.
  • Шеремет М.И.
  • Коровин П.И.
  • Мухин И.С.
  • Цареградский В.А.
  • Минхайрова С.А.
  • Князев Н.П.
  • Будник П.Е.
SU353584A1
Масло для вертолетов 1958
  • Альтман С.С.
  • Жирнова Л.В.
  • Старикова Л.В.
SU120626A1
Способ предупреждения распространения госпитальной инфекции 1984
  • Никитенко Вячеслав Иванович
  • Бухарин Олег Валерьевич
  • Никитенко Иван Кириллович
  • Бигеева Руфия Ибрагимовна
  • Федорова Ольга Олеговна
SU1235896A1
US 3933659 A, 20.01.76.

RU 2 122 569 C1

Авторы

Лейканд М.А.

Юрьев М.С.

Смирнов Г.П.

Козлова А.И.

Школьников В.М.

Назарова Т.И.

Бобковский Е.И.

Фертман А.М.

Владимиров И.М.

Михеичев П.А.

Новосартов Г.Т.

Гришин Н.Н.

Мамцев В.А.

Даты

1998-11-27Публикация

1997-10-03Подача