Предлагаемое изобретение относится к технологии получения топливных композиций и присадок к моторным топливам, в частности к присадкам к бензинам, дизельным и другим топливам, которые используются в автотракторной технике, авиации, ракетной технике и пиротехнике.
Известны топливные композиции с присадками в бензин, снижающие величину коэффициента трения [1] . Для улучшения противоизностных свойств в бензин добавляют 10-100 млн. долей молибденорганического комплекса, содержащего углеводородный радикал C1 - C50 и 1-3 атома кислорода или серы.
Недостатком данных топливных композиций является отсутствие каталитического эффекта, снижающего содержание вредных примесей, и повышение октанового числа бензина (улучшения антидотонационных свойств).
Известна также топливная композиция с присадкой, позволяющая использовать топлива с меньшим октановым числом [2]. Присадкой служит жаропрочный твердый кислый катализатор с большой площадью поверхности, имеющей средние размеры частиц 0,01-5 мкм. Катализатор имеет поверхностные кислотные центры, образованные металлическими нерастворимыми в углеводородах катионами достаточно высокой кислотности.
Недостатком такой топливной композиции является слабое влияние на октановое число топлив и наличие твердой фазы, которая осаждается в топливной аппаратуре двигателей с искровым зажиганием и препятствует их работе.
Наиболее близкой по технической сущности и ожидаемому эффекту к предложенной теме является топливная композиция с присадкой и способ улучшения сгорания дизельного топлива [3], в которой для улучшения сгорания дизельного топлива, используемого в автомобилях и судах, применяют присадку, содержащую растворимое или диспергируемое в масле соединение кальция и растворимое или диспергируемое в масле соединение железа.
Недостатком этой топливной композиции является отсутствие эффекта повышения октанового или цетанового числа моторных топлив и невозможность широкого использования из-за наличия диспергированной твердой фазы - соединения кальция, отрицательно влияющего на работоспособность топливной аппаратуры.
Основной технической задачей предложенного решения является повышение октанового числа бензина и цетанового числа дизельного топлива, а также снижение токсичности и дымности выхлопных газов. Заявляемое решение по сравнению с прототипом позволяет повысить октановое число на 7-9 единиц и цетановое число на 6 единиц при одновременном снижении содержания окиси углерода в 3-4 раза и окислов азота в 1,5-1,8 раза в выхлопных газах карбюраторных двигателей и снижение дымности на 30-40% дизельных двигателей. При этом с увеличением пробега (времени работы) двигателей наблюдается тенденция к росту эффектов. При эксплуатации двигателей также снижается расход топлива и масла, повышается компрессия, мощность, равномерность их работы.
Указанная цель достигается тем, что топливная композиция для моторных топлив, содержащая базовое топливо и растворимое в нем соединение железа, согласно предложенного решения содержит растворимое соединение железа на основе жирных кислот и добавку в виде одного или нескольких камфанов при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Растворимое соединение железа на основе жирных кислот (в пересчете на железо) - 0,003 - 0,3
Камфаны - 0,006 - 0,03
Базовое топливо - Остальное.
Пример конкретного выполнения.
Образцы для испытаний приготавливали на основе бензина А-76 по ГОСТ 2084-77. Испытания проводили по методике, рекомендованной Московским СКБ НПО "Нефтехимавтоматика" и ВНИИ НП (см. С.Т.Кузьмин и др. Химия и технология топлив и масел; 1986, N 3, с. 40-42) и заключающейся в определении времени задержки вспышки топлива в условиях холоднопламенного окисления (лабораторный метод). В качестве растворимого в моторном топливе соединения железа использовали олеаты железа (II) и железа (III), антидетонационной и стабилизирующей добавки - камфоры. Соотношение между олеатом, камфорой и топливом устанавливали методом взвешивания на аналитических весах АДВ-200 с точностью ±0,01 г. Для определения оптимального содержания компонентов в заявляемой топливной композиции было приготовлено 16 составов с различным соотношением растворимых соединений железа на основе жирных кислот, камфанов и базовых топлив. Результаты испытаний этих составов приведены в табл. 1.
Из данных табл. 1 следует, что при содержании олеатов железа от 0,003 до 0,03 мас. % (по железу) октановое число максимально и составляет 77-81. При концентрации менее 0,003 мас.% влияние добавок незначительно (остается постоянным). При концентрации более 0,030% октановое число также снижается - ухудшаются антидетонационные свойства.
Для определения оптимального содержания камфоры были испытаны составы с концентрацией от 0,002 до 0,040 мас.% (опыты 10-16). Максимальному значению октанового числа соответствует 0,006-0,030 мас.% камфоры при оптимальном содержании остальных компонентов. При уменьшении концентрации камфоры менее 0,006 мас. % недостаточно влияние камфоры на октановое число. При повышении концентрации камфоры более 0,030 мас.% октановое число практически не меняется, а повышение концентрации камфоры нецелесообразно, т.к. происходит удорожание топливной композиции.
Для проверки работоспособности других солей жирных кислот железа и других камфанов были взяты пальмитаты железа (II) и железа (III) и пинен. Результаты испытаний приведены в табл. 2.
Как следует из данных табл.2, при использовании в качестве маслорастворимого соединения пальмитатов железа (II) и железа (III) в количестве 0,15 мас. % и представителя камфанов - пинена 0,028 мас.% повышается октановое число бензина на 9 ед., а цетановое - на 6 ед. В сравнении с прототипом заявляемая топливная композиция повышает октановое число на 7-9 и цетановое - на 6 ед., что значительно повышает их качество и улучшает работу двигателей внутреннего сгорания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИСАДКИ К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ | 2004 |
|
RU2259388C1 |
Кислородсодержащее композиционное дизельное топливо с регулируемыми низкотемпературными свойствами | 2023 |
|
RU2811842C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1999 |
|
RU2158289C1 |
ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2002 |
|
RU2241023C2 |
ЭМУЛЬГИРОВАННОЕ ТОПЛИВО, ПРИСАДОЧНЫЙ СОСТАВ ДЛЯ ТОПЛИВА, СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭМУЛЬГИРОВАННОГО ТОПЛИВА, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1997 |
|
RU2167920C2 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2010 |
|
RU2475472C2 |
ПРИСАДКА ДЛЯ БЕНЗИНОВ И ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ И СОДЕРЖАЩАЯ ЕЕ ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2004 |
|
RU2270231C1 |
Кислородсодержащее композиционное дизельное топливо | 2023 |
|
RU2813456C1 |
СМАЗОЧНАЯ МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1992 |
|
RU2064970C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2002 |
|
RU2263135C2 |
Изобретение относится к технологии получения топливных композиций и присадок к моторным топливам, в частности к топливным композициям на основе бензинов, дизельных и других топлив, которые используются в автотракторной технике, авиации, ракетной технике и пиротехнике. Основной технической задачей предложенного решения является повышение октанового числа бензина и цетанового числа дизельного топлива, а также снижение токсичности дымности выхлопных газов. Топливная композиция содержит растворенное соединение железа на основе жирных кислот и дополнительно один или несколько камфанов при следующем соотношении компонентов, мас.%: соединение железа (в расчете на железо) 0,003 - 0,3; камфаны 0,006 - 0,03; базовое топливо - остальное. 2 табл.
Топливная композиция на основе моторного топлива с добавлением присадок, содержащих растворимое в топливе соединение железа, отличающаяся тем, что в качестве соединения железа она содержит соединение железа на основе жирных кислот и дополнительно содержит один или несколько камфанов при следующем соотношении компонентов, мас.
Соединение железа (в расчете на железо) 0,003 0,3
Камфаны 0,006 0,03
Моторное топливо До 100т
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
US, патент, 4248720, кл | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
US, патент, 4145297, кл | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
FR, заявка, 2497820, кл | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1998-02-20—Публикация
1993-08-31—Подача