ДИАГОНАЛЬНАЯ СИЛОВАЯ ТУРБИНА Российский патент 1998 года по МПК F01D1/30 

Описание патента на изобретение RU2106498C1

Изобретение относится к газотурбинным двигателям для транспортных машин, а точнее к газовым турбинам радиального и диагонального типов для транспортных двигателей.

Радиальные и диагональные силовые турбины наиболее часто в настоящее время применяются для газотурбинных двигателей морского флота с целью получения реверсивной мощности.

Известно, что реверсивная и тормозная мощность получается путем поворота лопаток соплового аппарата (см. рис. 8.2, с.171. Розенберг Г.Ш. Судовые центростремительные турбины. Л.: Судостроение, 1964).

Все транспортные двигатели и судовые силовые установки в настоящее время проектируются и изготавливаются с применением регулируемого соплового аппарата для силовой турбины.

Недостатком применения регулируемого соплового аппарата для силовых турбин является малая тормозная и реверсивная мощность.

Известно техническое решение с выпуском газа в радиальном направлении из рабочего колеса радиальной турбины, которое является прототипом изобретения [2] . Эта турбина имеет безлопаточный сопловый аппарат и предназначена для привода компрессора в турбонагнетателе.

Целью изобретения является увеличение расхода через турбину свыше расчетного путем выпуска газа из рабочего колеса, что возможно при применении безлопаточного соплового аппарата, который не имеет критического сечения.

Турбина по патенту имеет между внешними концами лопастей выходной части рабочего колеса и корпусом кольцевую полость, в которой соосно с рабочим колесом установлено подвижное в осевом направлении кольцо. Когда кольцо прижато к корпусу, весь газ идет через выходное сечение рабочего колеса. В перемещенном положении часть газа выходит из колеса в радиальном направлении. Это изобретение не может быть использовано для увеличения тормозной и реверсивной мощности даже при замене безлопаточного соплового аппарата на регулируемый сопловой аппарат потому, что диаметр выходного сечения колеса значительно меньше входного диаметра и рабочее колесо имеет плоские входные участки лопастей.

Технической задачей изобретения является повышение тормозной и реверсивной мощности путем выпуска газа в радиальном направлении из рабочего колеса радиальной или диагнональной турбины.

Решение технической задачи осуществляется за счет того, что при подводе механической энергии к рабочему колесу, что соответствует режиму торможения, полное давление газа за рабочим колесом больше полного давления газа перед колесом. Для этого турбина выполняется диагональной с выходным диаметром, равным среднему выходному диаметру. Рабочее колесо имеет выходные участки лопастей, выполненных так, что средние линии сечений лежат на винтовой поверхности, которая определена вращением и осевым перемещением с шагом, определяемым углом выхода потока из колеса на среднем диаметре, прямолинейной образующей. Входные участки лопастей выполнены так, что средние линии сечений лежат на конической поверхности с радиусами не менее длины проекции передней кромки лопасти на ось колеса и плавно сопрягаются со средними линиями сечений выходного участка.

Турбина имеет регулируемый сопловой аппарат.

В отличие от прототипа диагональная силовая турбина имеет над лопастями подвижное кольцо, внутренний диаметр которого равен среднему входному диаметру.

Новый режим работы диагональной турбины выполняется только при перемещении кольца вниз по потоку, когда открывается выпуск газа из колеса в радиальном направлении.

При открытии выпуска средний входной и выходной диаметры становятся равными. Направление движения потока в этом случае определяется профилем лопастей рабочего колеса, а приращение энергии газа определяется окружной скоростью.

В турбине прототипа вследствие меньшего выходного диаметра такой режим течения невозможен.

На режиме реверсирования, когда турбина противовращается, выпуск газа в радиальном направлении уменьшает выходной крутящий момент рабочего колеса, что увеличивает реверсивный крутящий момент. С увеличением выходного диаметра возрастает величина реверсивного крутящего момента.

На фиг. 1 приведен продольный разрез диагональной силовой турбины транспортного газотурбинного двигателя; на фиг. 2 рабочее колесо диагональной турбины.

Изобретение основывается на рабочем колесе по упомянутой заявке и является дальнейшим совершенствованием силовой турбины транспортного двигателя.

Силовая диагональная турбина имеет рабочее колесо 1, которое фиксируется подшипником 2. Газовая полость отделяется от полости подшипника уплотнением 3. Тыльная сторона рабочего колеса сопрягается со стенкой 4, к которой крепится регулируемый сопловой аппарат.

Регулируемый сопловой аппарат состоит из поворотных лопаток 5 с роликовым подшипником 6, шариковым подшипником 7, зубчатым колесом 8, а также из корпуса 9 и зубчатого колеса 10.

Привод регулируемого соплового аппарата осуществляется поворотом зубчатого колеса 10. Рычаг поворота зубчатого колеса не показан. При повороте зубчатого колеса 10 поворачиваются все лопатки соплового аппарата.

Устройство выпуска газа из рабочего колеса состоит из корпуса 11, кольца 12, из шести коленчатых валиков 13 и синхронизирующего кольца 14.

При повороте кольца 14 вращаются валики 13. При этом кольцо 12 перемещается в осевом направлении с небольшим вращательным движением.

В положении, прижатом к корпусу, между кольцом и рабочим колесом имеется радиальный рабочий зазор.

В положении, отодвинутом от корпуса, имеется выход газа из рабочего колеса в радиальном направлении. После выхода из колеса газ обтекает кольцо и коленчатые валики, которые выполняются из жаропрочного материала.

Необходимость использования изобретения определяется потребностью в большой тормозной и реверсивной мощности тяжелых гусеничных машин.

Большая тормозная и реверсивная мощность придают тяжелой машине необходимую маневренность.

Изобретение используется на разрабатываемом двигателе.

Похожие патенты RU2106498C1

название год авторы номер документа
БЕЗЛОПАТОЧНЫЙ СОПЛОВОЙ АППАРАТ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Плотников В.А.
RU2164603C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Плотников В.А.
RU2157905C2
СПОСОБ РАБОТЫ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 1991
  • Плотников В.А.
RU2044907C1
СТАТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ 1992
  • Иванов Н.А.
  • Фадеев С.И.
  • Логутова Э.А.
  • Язев В.М.
RU2038487C1
ЭЖЕКТОРНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ТЯГИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Плотников В.А.
RU2150593C1
Устройство для запуска газотурбинного двигателя 2016
  • Канахин Юрий Александрович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Стародумова Ирина Михайловна
RU2634444C1
ОХЛАЖДАЕМАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Гойхенберг М.М.
  • Канахин Ю.А.
  • Марчуков Е.Ю.
RU2196233C1
Устройство для запуска газотурбинного двигателя 2016
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Стародумова Ирина Михайловна
RU2635164C1
СОПЛОВОЙ АППАРАТ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1992
  • Фадеев С.И.
  • Иванов Н.А.
  • Язев В.М.
RU2035594C1
АВИАЦИОННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ДЛЯ ВОЗДУШНОЙ ПУСКОВОЙ СИСТЕМЫ И СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ 1997
  • Кобченко В.К.
  • Кузнецов Б.И.
RU2133358C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 106 498 C1

Реферат патента 1998 года ДИАГОНАЛЬНАЯ СИЛОВАЯ ТУРБИНА

Использование: в газотурбинных двигателях для транспортных машин, точнее в газовых турбинах радиального и диагонального типов. Сущность изобретения: диагональная силовая турбина содержит регулируемый силовой аппарат, рабочее колесо и установленное в корпусе подвижное в осевом направлении кольцо с механизмом его перемещения, при этом внутренний диаметр кольца равен среднему диаметру на входе в рабочее колесо, а механизм перемещения выполнен в виде установленных на корпусе коленчатых валиков с синхронизирующим кольцом. Изобретение обеспечивает повышение тормозной и реверсивной мощности путем выпуска газа в радиальном направлении из рабочего колеса радиальной или диагональной турбины. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 106 498 C1

Диагональная силовая турбина, преимущественно транспортного двигателя, содержащая регулируемый силовой аппарат, рабочее колесо и установленное в корпусе подвижное в осевом направлении кольцо с механизмом его перемещения, отличающаяся тем, что внутренний диаметр кольца равен среднему диаметру на входе в рабочее колесо, а механизм перемещения выполнен в виде установленных на корпусе коленчатых валиков с синхронизирующим кольцом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2106498C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
US, патент, 4163629, кл
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ТАРТАНИЯ 1915
  • Покшишевский В.А.
SU415A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
US, патент, 3994620, кл
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ТАРТАНИЯ 1915
  • Покшишевский В.А.
SU415A1

RU 2 106 498 C1

Авторы

Плотников В.А.

Даты

1998-03-10Публикация

1984-02-27Подача