Изобретение относится к конструкциям сборных барабанно-дисковых роторов осевых компрессоров газотурбинных двигателей (ГТД).
Известен ротор компрессора двигателя Spay 25 R со шлицами, соединенными со ступицами дисков через упругие зигзагообразнные элементы и размещенными под этими ступицами [1]. Диски имеют по одному ряду шлиц, перпендикулярность к валу обеспечена жестким передним диском, имеющим торцевой упор и болтовое крепление с валом.
Недостаток такой конструкции заключается в том, что ступицы не имеют стяжки, а демпфирование зонтичных колебаний осуществляется за счет натяга по шлицам, что приводит к износу шлиц. Увеличенные радиальные размеры сочленения вала с дисками, особенно в многоступенчатом компрессоре, ведут к увеличению массы.
Известен ротор компрессора высокого давления, имеющий шлицевой вал и диски, установленные и центрирующиеся на этом валу по шлицам [2]. Каждый диск имеет два ряда шлиц, разнесенных друг относительно друга в пределах ширины ступицы.
Недостатком известной конструкции является ограниченный ресурс части дисков ротора в результате наличия концентраторов напряжения шлиц в нагруженной зоне ступиц.
Техническая задача изобретения, заключается в устранении концентраторов напряжений в нагруженной зоне за счет переноса шлицевых элементов в ненагруженную зону ротора.
Выполнение по меньшей мере одного из дисков с двумя рядами шлиц, разнесенными друг относительно друга, обеспечивает перпендикулярное расположение всего пакета дисков относительно вала и функционирование ротора в целом.
Выполнение остальных дисков с одним рядом шлиц обусловлено как ограниченной шириной ступиц дисков, так и отсутствием технической необходимости выполнения второго ряда шлиц.
Вынесение шлиц дисков с ограниченной шириной ступиц из-под собственных ступиц под ступицы соседних с ними дисков позволяет удалять шлицы из наиболее нагруженной зоны и иметь центральную нагруженную зону ступиц этих дисков гладкой, без концентраторов напряжений.
На фиг.1 представлен ротор компрессора газотурбинного двигателя, на фиг. 2 - диск ротора с двумя рядами шлиц (элемент I фиг.1;) на фиг.3 - элемент II фиг. 1, показывающий взаимное размещение дисков с ограниченной шириной ступиц.
Ротор компрессора включает шлицевой вал 1 и посаженные на него диски 2 - 8. Между ободами 9 дисков установлены промежуточные роторные кольца 10. Пакет дисков 2 - 8 и колец 10 стянут с помощью гаек 11, установленных также на валу 1.
Перпендикулярность пакета дисков 2 - 8 к валу 1 обеспечивается установкой дисков 3, 4 с двумя рядами шлиц 12 по краям высоких ступиц 13.
Диски 2, 5 имеют по одному ряду шлиц в слабонагруженной зоне ступиц 14. Диски 6 - 8 имеют также по одному ряду шлиц. Однако вследствие малой ширины ступиц в этой части ротора и учитывая недопустимость выполнения шлиц в нагруженной зоне, шлицы 15 этих дисков выполнены выносными, т.е. размещенными под ступицами 16 соседних с ними дисков.
В процессе работы двигателя шлицы дисков 2 - 8 обеспечивают центрирование этих дисков на валу 1 и передачу крутящего момента к рабочим колесам ротора. У дисков 6 - 8с ограниченной шириной ступиц шлицы 15 вынесены под ступицы 16 соседних с ними дисков. При этом шлицы всех дисков 2 - 8 размещены в ненагруженной зоне и поэтому не ограничивают ресурс этих дисков и ротора в целом. Нагруженной зоной является центральная часть ступиц 13, 14 и 16 свободная от концентраторов напряжений - шлиц 12 и 15. Одновременная затяжка гайками 11 по ободам 9 дисков 2 - 8 и их ступицам 13, 14, 16 обеспечивается наличием первоначального зазора между ступицами дисков 7, 8, который "выбирается" за счет прогиба этих дисков в процессе начального этапа затяжки. Дальнейшая затяжка, незначительно увеличивая полученное на начальном этапе усилие затяжки ободов 9, увеличивает усилие в основном по пакету ступиц 13, 14 и 16.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2235922C2 |
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗА КОМПРЕССОРОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2179648C2 |
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2228460C2 |
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2347111C2 |
РОТОР ТУРБОКОМПРЕССОРА | 2023 |
|
RU2810101C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2002 |
|
RU2226612C2 |
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2176331C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2414628C1 |
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2241862C2 |
Способ изготовления вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя и вал ротора компрессора низкого давления, изготовленный этим способом (варианты) | 2016 |
|
RU2615304C1 |
Использование: в компрессоростроении, конкретно в конструкциях сборных обарабанно-дисковых роторов осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Сущность изобретения: в процессе работы двигателя шлицы дисков 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 обеспечивают центрирование этих дисков на валу 1 и передачу крутящего момента к рабочим колесам ротора. У дисков 6, 7, 8 с ограниченной шириной ступиц шлицы 15 вынесены под ступицы 16 соседних с ними дисков. При этом шлицы всех дисков 2 - 8 размещены в ненагруженой зоне и поэтому не ограничивают ресурс этих дисков и ротора в целом. Нагруженной зоной является центральная часть ступиц 13, 14 и 16, свободная от концентраторов напряжений - шлиц 12, 15. Одновременная затяжка гайками 11 по ободам 9 дисков 2 - 8 и их ступицам 13, 14 и 16 обеспечивается наличием первоначального зазора между ступицами дисков 7, 8, который "выбирается" за счет прогиба этих дисков в процессе начального этапа затяжки. Дальнейшая затяжка незначительно увеличивает полученное на начальном этапе усилие затяжки ободов 9, увеличивает усилие в основном по пакету ступиц 13, 14, 16. 3 ил.
Ротор многоступенчатого осевого компрессора, имеющий посаженные на валу по боковым поверхностям шлиц диски, стянутые по ступицам и ободам, отличающийся тем, что по меньшей мере один из дисков выполнен с двумя рядами шлиц, разнесенными друг относительно друга, остальные диски выполнены с одним рядом шлиц, а у дисков с ограниченной шириной ступиц шлицы вынесены под ступицы соседних с ними дисков.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
"Flight International", 16.11.67, центральный разворот | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Руководство по технической эксплуатации двигателя Д-ЗСКУ, М.: Воздушный транспорт, 1986, с.53. |
Авторы
Даты
1998-03-10—Публикация
1995-01-11—Подача