Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к соединению без сварки дисков в роторе компрессора.
Известен механический ротор компрессора, в котором диски имеют шлицы на выносных упругих элементах (Патент РФ №2106538, F04D 29/32, 1998 г.).
Недостатком известной конструкции является отсутствие выносных упругих элементов на всех дисках.
Наиболее близкой к заявляемому изобретению является конструкция ротора компрессора, в котором шлицы всех дисков расположены на выносных упругих элементах (Патент РФ №2235922, F04D 29/60, 2004 г.).
Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является наличие статически неопределимой конструкции из-за стяжки двумя гайками по торцам ступиц дисков и стяжки за счет упругости дисков и по ободам. При этом на одних переменных режимах (приемистости) теряется затяжка (появляется зазор в стыках) по ступицам, на других режимах (сбросах) теряется затяжка (появляется зазор в стыках) по ободам.
Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности и ресурса двигателя путем обеспечения гарантированной затяжки ротора по ободам (без появления зазоров по стыкам).
Сущность технического решения заключается в том, что в роторе компрессора газотурбинного двигателя, состоящем из рабочих колес с выполненными на выносных элементах в соединении с валом шлицами, согласно изобретению стяжная гайка на валу расположена только со стороны переднего колеса, а за ротором установлена упорная конусная обечайка, соединенная с валом. Шлицы на выносных элементах в соединении с валом выполнены прямоугольными. Переднее рабочее колесо имеет разнесенные два ряда шлиц. Конусная обечайка имеет полотно и ступицу.
Расположение стяжной гайки на валу только со стороны переднего колеса, а за ротором упорной конусной обечайки, соединенной с валом, позволяет посредством стяжки только по ободам с опорой на переднее колесо и заднюю конусную обечайку при упорном стяжном вале обеспечить однозначную гарантированную затяжку ротора по ободам (без появления зазоров по стыкам), при этом ступицы дисков между собой не стянуты гайкой, а имеют плотное соединение за счет упругости полотен, что устраняет статическую неопределенность по затяжке ротора и повышает надежность и ресурс двигателя.
Выполнение шлиц на выносных элементах в соединении с валом прямоугольными обеспечивает сохранение соосности рабочих колес относительно центрального вала для высоконагруженных роторов, имеющих увеличенную вытяжку от центробежных сил и из-за тепловых взаимных перемещений.
Разнесенные два ряда шлиц на переднем рабочем колесе стабилизируют угловое положение как диска, так и вала и увеличивают жесткость всего ротора.
Выполнение полотна и ступицы на конусной обечайке уменьшает напряжения в верхней части обечайки, что повышает ее надежность.
На фиг.1 - изображен продольный разрез ротора компрессора газотурбинного двигателя.
На фиг.2 - элемент I на фиг.1.
Ротор 1 компрессора 2 состоит из рабочих колес 3, имеющих шлицы 4 на выносных элементах 5, переднего жесткого колеса 6. За ротором 1 установлена конусная обечайка 7. Ротор стянут центральной стяжкой при помощи упругого вала 8 и опирается на переднюю 9 и заднюю 10 опоры ротора. Рабочие колеса стянуты по ободам 11 колес при помощи стяжной гайки 12. Обечайка 7 имеет полотно 13 и ступицу 14.
Работает устройство следующим образом. При работе двигателя из-за воздействия центробежных сил вытягивается ступица рабочих колес 3, при этом из-за расположения шлиц 4 на выносных элементах 5 рабочие колеса разгружены от воздействия центробежных сил, а нагружены только передачей крутящего момента. Для устранения прогиба ротора в поперечном направлении выполнена стяжка по ободам колес, при этом переднее колесо 6 имеет посадку по двум разнесенным поясам для стабилизации углового положения как диска, так и вала и увеличения жесткости всего ротора. Упругий стяжной центральный вал 8, имея увеличенную вытяжку при сборке со стяжной гайкой 12, обеспечивает сохранение затяжки по ободам рабочих колес (отсутствие зазоров в стыках) на всех режимах работы двигателя.
Для высоконагруженных роторов, имеющих увеличенную вытяжку от центробежных сил и из-за тепловых взаимных перемещений, наиболее предпочтительны прямоугольные шлицы 4, которые выполнены в радиальном направлении, что обеспечивает сохранение соосности рабочих колес относительно центрального вала.
Для уменьшения напряжений в верхней части конусная обечайка 7 усилена полотном 13 и ступицей 14.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2567887C1 |
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2396468C1 |
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2106538C1 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614708C1 |
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2241862C2 |
РОТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ | 2002 |
|
RU2230195C2 |
УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ ВАЛА И ДИСКА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2006 |
|
RU2334878C2 |
Способ изготовления вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя и вал ротора компрессора низкого давления, изготовленный этим способом (варианты) | 2016 |
|
RU2615304C1 |
Способ изготовления вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя и вал ротора компрессора низкого давления, изготовленный этим способом (варианты) | 2016 |
|
RU2616138C1 |
Способ изготовления вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя и вал ротора компрессора низкого давления, изготовленный этим способом | 2016 |
|
RU2616139C1 |
Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а именно к соединению без сварки дисков в роторе компрессора, и позволяет посредством стяжки только по ободам обеспечить однозначную гарантированную затяжку ротора (без появления зазоров по стыкам). Ротор компрессора газотурбинного двигателя состоит из рабочих колес (3) с выполненными на выносных элементах (5) в соединении с валом (8) шлицами (4). Стяжная гайка (12) на валу (8) расположена только со стороны переднего колеса (6), а за ротором установлена упорная конусная обечайка (7), соединенная с валом. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Узел крепления радиального рабочего колеса на валу | 1986 |
|
SU1373891A1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗА КОМПРЕССОРОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2179648C2 |
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2106538C1 |
Авторы
Даты
2009-02-20—Публикация
2007-02-21—Подача