Изобретение относится к лабиринтным уплотнительным устройствам газотурбинных двигателей авиационного, а также наземного применения.
Известен компрессор, ротор которого содержит закомпрессорный лабиринт, выполненный за одно целое с последним диском компрессора [1]. Однако в случае износа гребешков лабиринта ремонт конструкции является трудоемким и дорогостоящим.
Наиболее близкой к заявляемой является конструкция уплотнительного устройства за компрессором газотурбинного двигателя, в котором закомпрессорный лабиринт выполнен отдельно от последнего диска компрессора. Такая конструкция является ремонтопригодной, т.к. в случае износа уплотнительных гребешков лабиринта его можно заменять, поскольку лабиринт закреплен на диске последней ступени с помощью байонетного соединения, а на валу компрессора - с помощью шлицевого соединения по ступице лабиринта [2].
Однако шлицевое соединение выполнено с малыми радиусами, которые являются концентраторами напряжений для самой напряженной части лабиринта - его ступицы, что снижает надежность шлицевого соединения и устройства в целом.
Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности уплотнительного устройства за счет уменьшения уровня напряжений в ступице лабиринта.
Сущность изобретения заключается в том, что в уплотнительном устройстве за компрессором газотурбинного двигателя, включающем лабиринт со ступицей, соединенный с валом компрессора шлицами, причем полотно ступицы состоит из двух участков с разной толщиной, согласно изобретению между участками в полотне ступицы выполнено утолщение, а радиус донышка впадины между шлицами ступицы составляет 0,45-0,5 ширины впадины.
Выполнение утолщения на ступице лабиринта между двумя участками с разной толщиной позволяет снизить напряжения в зоне размещения шлиц.
Соотношение радиуса донышка впадины R между шлицами ступицы и ширины Н впадины необходимо устанавливать в интервале 0,45-0,5.
Радиус донышка впадины R является концентратором напряжений, и поэтому он выполняется максимально возможной величины.
При R<0,45 Н наблюдается возрастание концентрации напряжений в ступице, а в случае, когда R>0,5 Н, радиус R "не вписывается" в донышко впадины.
Такая конструкция уплотнительного устройства позволяет обеспечить ресурс лабиринта, необходимый для работы стационарной газотурбинной установки (≈50000 часов).
На фиг. 1 изображен продольный разрез заявляемого уплотнительного устройства, на фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде. На фиг.3 представлено сечение А-А на фиг.2.
Уплотнительное устройство 1 за компрессором 2 газотурбинного двигателя закреплено на диске последней ступени 3 с помощью байонетного соединения 4 и зацентрировано относительно вала 5 компрессора 2 с помощью прямоугольных шлиц 6 шириной Н. Уплотнительное устройство 1 состоит из обода 7 с лабиринтными гребешками 8, полотна 9 и ступицы 10 со шлицами 11 на внутреннем диаметре. Для исключения вибрации ступица 10 закреплена в осевом направлении между ступицей 12 диска 3 и контровочной шайбой 13 с помощью гайки 14. Уплотнительное устройство 1 зацентрировано относительно вала 5 с помощью шлиц 6, а вал 5 установлен в радиально - упорный подшипник 15, поэтому радиальные зазоры по лабиринтному уплотнению 16 выдерживаются минимальными. Впадины 17 имеют радиус R и выполнены между шлицами 11, являясь концентраторами напряжений в ступице 10. Ступица 10 выполнена на участке 18 с параллельными стенками 19 и 20, что обеспечивает затяжку ступицы 10 в осевом направлении с помощью гайки 14. Участок 21 ступицы 10 выполнен утолщеннным, а периферийный участок 22 ступицы 10 выполнен сужающимся.
Устройство работает следующим образом.
При работе двигателя обод 7 уплотнительного устройства 1 находится под действием больших центробежных сил, нагрузка от которых передается через полотно 9 на ступицу 10, которая зацентрирована относительно вала 5 компрессора 2 с помощью шлиц 6 и 11. Прямоугольные шлицы 6 позволяют радиально перемещаться ступице 10 относительно вала 5 без нарушения центровки (телескопическое соединение). Однако впадины 17 между шлицами 11 являются концентраторами напряжений на самом напряженном участке - в ступице 10. Благодаря выполнению впадин 17 с максимально возможным радиусом R, а также утолщенного участка 21 ступицы 10 уровень напряжений под действием центробежных сил снижается и не приводит к разрушению ступицы 10. При этом плоские стенки 19 и 20 участка 18 ступицы 10 позволяют осуществить осевую фиксацию между ступицей 12 диска 3 и гайкой 14. что снижает вибронапряжения в полотне 9.
Заявляемая конструкция позволяет обеспечить ресурс уплотнительного устройства 1, необходимый для работы на стационарной газотурбинной установке (≈50000 ч) в условиях воздействия высоких температур (до 60oС) и напряжений.
Источники информации
1. С. А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, М.: Машиностроение, 1989, стр.66, рис.3.10.
2. Патент РФ 2036312, F 01 D 11/02, 1995 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАКОМПРЕССОРНОЕ ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2225522C2 |
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2186259C2 |
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2176331C1 |
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2353815C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2235912C2 |
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗА КОМПРЕССОРОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2180046C2 |
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2214536C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2352799C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2180045C2 |
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА | 1998 |
|
RU2147689C1 |
Уплотнительное устройство предназначено для газотурбинных двигателей. Уплотнительное устройство за компрессором газотурбинного двигателя включает лабиринт со ступицей, соединенный с валом компрессора шлицами. Причем полотно ступицы состоит из двух участков с разной толщиной. Между участками в полотне ступицы выполнено утолщение, а радиус донышка впадины между шлицами ступицы составляет 0,45-0,5 ширины впадины. Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности уплотнительного устройства за счет уменьшения уровня напряжений в ступице лабиринта. 3 ил.
Уплотнительное устройство за компрессором газотурбинного двигателя, включающее лабиринт со ступицей, соединенный с валом компрессора шлицами, причем полотно ступицы состоит из двух участков с разной толщиной, отличающееся тем, что между участками в полотне ступицы выполнено утолщение, а радиус донышка впадины между шлицами ступицы составляет 0,45-0,5 ширины впадины.
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗА КОМПРЕССОРОМ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1991 |
|
RU2036312C1 |
ВЬЮНОВ С.А | |||
Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей | |||
- М.: Машиностроение, 1989, с.66, рис.3 | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1997 |
|
RU2134808C1 |
Центробежный компрессор | 1978 |
|
SU705153A1 |
Система уплотнения многоступенчатого центробежного компрессора | 1983 |
|
SU1209935A1 |
Щетка | 1984 |
|
SU1276377A1 |
Устройство для обнаружения и исправления ошибок в блоках памяти | 1988 |
|
SU1525746A1 |
Авторы
Даты
2002-02-20—Публикация
2000-04-28—Подача