ТУРБОКОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2011 года по МПК F04D29/32 

Описание патента на изобретение RU2414628C1

Изобретение относится к турбокомпрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен турбокомпрессор газотурбинного двигателя, ротор которого выполнен с дисками с выносными элементами, на которых расположены шлицы, при этом ступицы дисков симметричны (патент RU №2106538).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является недостаточное центрирование шлиц по валу из-за значительной вытяжки ступиц дисков.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении ресурса и надежности двигателя путем обеспечения центровки и устранения вибраций ротора за счет перераспределения толщин по ширине ступиц дисков.

Сущность технического решения заключается в том, что в турбокомпрессоре газотурбинного двигателя, ротор которого выполнен с дисками со ступицами, имеющими шлицы, вынесенные из под полотна на выносных элементах, согласно изобретению, ступицы расположены относительно оси полотна диска таким образом, что соотношение площадей F1/F2=1,2…1,9, где

F1 - площадь сечения передней части ступицы в месте расположения выносного элемента со шлицами, F2 - площадь сечения задней части ступицы.

Выполнение ступиц на дисках расположенными относительно оси полотна диска с соотношением площадей F1/F2=1,2…1,9 способствует снижению напряжений в шлицах ступицы диска за счет перераспределения толщин по ширине ступиц диска, что обеспечивает гарантированную центровку по шлицам вала, повышая циклическую долговечность шлиц и ресурс диска.

Для создания такого расположения ступиц дисков часть ступицы, примыкающая к выносному элементу, утолщается, а другая часть уменьшается, что уменьшает вытяжку части ступицы диска, примыкающей к выносному элементу. Таким образом происходит угловой поворот сечения ступицы диска.

Указанное воздействие представлено схематично на фиг.1.

При соотношении площадей F1/F2>1,9 появляется значительная недопустимая величина напряжений в точке Р. При этом разница в вытяжках L1 и L2 приводит к уменьшению вытяжки L3 в шлицевом соединении, что позволяет уменьшить величину напряжений в шлицах (в концентраторах напряжений), обеспечить гарантированную центровку по шлицам вала. При значительной разности F1 по сравнению с F2 можно достичь напряжений сжатия в шлицах, но при этом перегружается ступица в точке Р. При F1/F2<1,2 перераспределение напряжений в ступице диска незначительно, но при этом усложняется изготовление.

На фиг.1 представлена схема взаимодействия толщин ступицы диска.

На фиг.2 изображен продольный разрез турбокомпрессора газотурбинного двигателя.

На фиг.3 элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Турбокомпрессор газотурбинного двигателя состоит из компрессора 1 и установленного в нем ротора 2 с рабочими колесами 3, диски 4 которых имеют ступицы 5 с шлицами 6 в соединении с валом 7. Ступица 5 состоит из передней части 8 и задней части 9 относительно оси 10 полотна диска. Шлицы 6 вынесены из под полотна на выносных элементах 11.

Работает устройство следующим образом.

При работе двигателя крутящий момент от турбины передается от вала 7 через шлицы 6 к рабочим колесам 3. Под действием центробежных сил задняя часть 9 ступицы 5 перемещается на больший радиус, чем передняя часть 8, при этом вытяжка в районе шлиц минимальна, что способствует повышению циклической долговечности шлиц и ресурса диска.

Предлагаемую конструкцию можно использовать в компрессоре и в турбине, имеющих диски со шлицами, вынесенными из под полотна.

Похожие патенты RU2414628C1

название год авторы номер документа
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Тункин Анатолий Иванович
RU2347111C2
РОТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ 2002
  • Фадеев С.И.
  • Сычев В.К.
  • Трушников А.П.
  • Язев В.М.
RU2230195C2
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Тункин А.И.
  • Ошканов Н.М.
  • Пыхтин Ю.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2235922C2
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Ошканов Н.М.
  • Тункин А.И.
  • Кузменко М.Л.
  • Пыхтин Ю.А.
RU2106538C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Колесникова Л.С.
  • Габова Т.А.
  • Кашин В.Н.
  • Расторгуева Н.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
RU2226612C2
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Тупкин Анатолий Иванович
  • Нихамкин Леонид Шмерович
RU2567887C1
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗА КОМПРЕССОРОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Иноземцев А.А.
  • Тункин А.И.
  • Чернавин А.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2179648C2
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Артюхов Александр Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2565137C1
Способ изготовления вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя и вал ротора компрессора низкого давления, изготовленный этим способом (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Новожилов Юрий Николаевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Тарвердян Феликс Леникович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2615304C1
Способ изготовления вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя и вал ротора компрессора низкого давления, изготовленный этим способом (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Новожилов Юрий Николаевич
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Тарвердян Феликс Леникович
  • Шишкова Ольга Владимировна
RU2616138C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 414 628 C1

Реферат патента 2011 года ТУРБОКОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к турбокомпрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения и позволяет при его использовании повысить ресурс и надежность двигателя путем обеспечения центровки и устранения вибраций ротора за счет перераспределения толщин по ширине ступиц дисков. Указанный технический результат достигается в турбокомпрессоре газотурбинного двигателя, ротор которого выполнен с дисками со ступицами, имеющими шлицы, вынесенные из под полотна на выносных элементах, причем ступицы расположены относительно оси полотна диска таким образом, что соотношение площадей F1/F2=1,0…1,9, где F1 - площадь сечения передней части ступицы в месте расположения выносного элемента со шлицами, F2 - площадь сечения задней части ступицы. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 414 628 C1

Турбокомпрессор газотурбинного двигателя, ротор которого выполнен с дисками со ступицами, имеющими шлицы, вынесенные из под полотна на выносных элементах, отличающийся тем, что ступицы расположены относительно оси полотна диска таким образом, что соотношение площадей F1/F2=1,0…1,9, где F1 - площадь сечения передней части ступицы в месте расположения выносного элемента со шлицами, F2 - площадь сечения задней части ступицы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2414628C1

РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Ошканов Н.М.
  • Тункин А.И.
  • Кузменко М.Л.
  • Пыхтин Ю.А.
RU2106538C1
Рабочее колесо осевого вентилятора 1980
  • Левин Ефим Матвеевич
  • Руденко Валерий Аркадьевич
  • Гордиенко Юрий Анатольевич
SU958717A2
Способ волочения труб на короткой оправке 1985
  • Кармазин Владимир Яковлевич
  • Умеренков Владимир Николаевич
  • Свидерская Валентина Викторовна
  • Епишев Александр Михайлович
  • Панюшкин Владимир Александрович
SU1294407A1
US 4900221 A, 13.02.1990
US 5588804 A, 31.12.1996
КАТАЛИЗАТОР ДЛЯ ДЕГИДРОГЕНИЗАЦИИ ПАРАФИНА 2003
  • Алерасул Саид
  • Маннинг Гарольд Э.
RU2323043C2

RU 2 414 628 C1

Авторы

Тункин Анатолий Иванович

Даты

2011-03-20Публикация

2009-08-31Подача