Изобретение относится к медицине, а именно к детской ортопедии и реабилитации.
Сколиотическая болезнь характеризуется боковым фиксированным искривлением позвоночника с ротацией тел позвонков, прогрессирующим с ростом ребенка. Для лечения детей со сколиотической болезнью I и II степени применяют различные методы консервативного лечения: специальные режимы, массаж, лечебная физкультура (ЛФК), физиотерапевтические процедуры, ортопедические методы, протезно-ортопедические методы, санаторно-курортные факторы.
В способе санаторно-курортного лечения детей со сколиотической болезнью I и II степени (Г.И.Герцен, А.А.Лобенко, Реабилитация детей с поражением опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях, Москва, Медицина, 1991 г. , стр. 168-175) используют комплекс лечебных мероприятий, включающий: рациональный режим дня и двигательной активности, правильно сбалансированного питания, общеукрепляющие и закаливающие процедуры, ортопедическое лечение, ДФК, массаж, курортные факторы (климатолечение, бальнео-, палогедо-, галассотерапию), физиотерапевтические процедуры, при необходимости медикаментозную терапию.
К недостаткам известного способа можно отнести его сложность, длительность, необходимость наличия специально обученного медицинского персонала, высокую стоимость, необходимость пребывания детей длительное время в санатории.
В обычных условиях пребывания детей используют способ лечения сколиотической болезни I и II степени, включающий устранение причин, вызывающих искривление позвоночника путем сохранения правильной позы и проведения специальных упражнений перед зеркалом; выполнение физических упражнений, направленных на оздоровление организма и укрепление мышц, особенно спины и живота, включая плавание и ходьбу на лыжах; систематические занятия ЛФК; разгрузку позвоночника; использование асимметричных поз; вытяжение позвоночника; массаж спины. (Ю.Курпан, Е.Таламбум, физкультура, формирующая осанку, Москва, Физкультура и спорт, 1990 г., стр. 30-31).
Однако для получения коррегирующего эффекта перечисленным мероприятиям целесообразно уделять ежедневно не менее часа. Это требует постоянного контроля со стороны родителей и самодисциплины, что трудно осуществимо, в связи с чем способ не является эффективным.
В качестве прототипа принят способ лечения сколиотической болезни I и II степени у детей, включающий проведение упражнений лечебной физкультуры. (Справочник под редакцией проф. В.А. Епифанова, "Лечебная физическая культура", Москва, Медицина, 1987 г., стр. 410-414).
Упражнения лечебной физкультуры направлены на укрепление мышечно-связочного аппарата туловища и выпрямление позвоночника. Комплекс включает также лечение путем принятия поз в положении лежа на боку, соответствующем выпуклой стороне сколиотической дуги.
Однако известный способ является сложным. Он требует индивидуального подхода и составления комплекса упражнений в зависимости от особенностей деформации позвоночника, возраста, физического состояния ребенка. При этом процесс лечения является длительным, не приносящим, как правило, желаемых результатов. Лишь в единичных случаях он позволяет добиться стабильного положительного эффекта. У большинства же детей полученный эффект не является выраженным, после окончания занятий возникают рецидивы, и лечение необходимо проводить сначала.
Целью изобретения является создание способа лечения сколиотической болезни I и II степени у детей, позволяющего получить в короткие сроки выраженный и стойкий терапевтический эффект.
Сущность изобретения состоит в том, что в способе лечения сколиотической болезни у детей, включающем проведение лечебной физкультуры и принятие лечебных поз, предварительно проводят общий массаж, выявляют спазмированные и атоничные мышцы, дополнительно их массируют, после чего формируют правильную осанку путем придания туловищу и конечностям физиологического положения в пространстве с помощью лечебного костюма, натяжением лямок которого создают напряжение атоничных и расслабление спазмированных мышц, достигнутое положение поддерживают 20-40 мин, в течение которых осуществляют двигательную активность, выполняя различные произвольные и/или непроизвольные движения и/или упражнения, а принятие лечебных поз выполняют для закрепления полученного эффекта в течение 5-7 мин, после снятия лечебного костюма, всего проводят 10-12 сеансов на курс лечения, которые повторяют через 2-3 мес.
Массаж проводят на фоне музыки, имеющей успокаивающий характер звучания.
Двигательную активность в лечебном костюме осуществляют на фоне музыки, имеющей оптимистический характер звучания и направленной на создание эмоционального подъема.
Использование изобретения позволяет получить следующий технический результат.
Способ позволяет в короткие сроки - за 10-12 сеансов получить высокий терапевтический эффект, который выражается в устранении деформацией позвоночника и нарушений осанки.
Полученный эффект является стойким. При необходимости его закрепляют, что не требует значительных затрат времени и самодисциплины от ребенка.
Способ не является трудоемким, для его осуществления не требуется составления индивидуальных комплексов упражнений и их точного выполнения. При этом один специалист может одновременно заниматься с большой группой детей, которые по своему желанию могут заниматься произвольными упражнениями, соблюдая лишь двигательную активность.
Процесс лечения не растянут во времени, он занимает I ч. в день. Нет необходимости создавать благоприятные условия дома и постоянно работать над осанкой.
Технический результат достигается за счет использования лечебного костюма (не предназначенного для лечения сколиотической болезни), в котором создают физиологическое положение туловища и конечностей в пространстве, а с помощью специальных тяг повышают тонус атоничных и расслабляют спазмированные мышцы. Поддержание двигательной активности в таком положении тела способствует перераспределению тонуса основных позных мышц, что фиксируется в корковом отделе двигательного анализатора, а в результате многократного повторения упражнений формируется новая правильная архитектура позных рефлексов за счет изменения представления о правильном напряжении мышц.
Способ осуществляется следующим образом.
Сначала проводят общий лечебный массаж в положении пациента лежа на кушетке в течение 15-20 мин (Н.А.Белая, И.Б.Петров, Массаж лечебный и оздоровительный. - М.: изд. торг. фирмы "Т-ОКНО", 1994, с. 190). Цель массажа: улучшение лимфо-и кровообращения, улучшение и нормализация мышц спины, уменьшение ощущения их усталости, уменьшение болевого синдрома, содействие коррекции деформаций позвоночника и всего туловища путем укрепления мышечно-связочного аппарата, а также подготовка к занятиям в лечебном костюме.
Используют все основные и различные вспомогательные приемы классического массажа по европейскому типу, при выполнении которого выявляют спазимированные и атоничные мышцы и дополнительно их массируют с целью расслабления и повышения тонуса.
Во время проведения массажа звучит музыка, имеющая успокаивающий характер звучания, например, "Колыбельная" Моцарта.
После этого на пациента одевают лечебный костюм, в котором формируют правильную осанку путем придания туловищу и конечностям физиологического положения в пространстве с помощью специальных лямок. (Методические рекомендации "Восстановительное лечение больных с ризидуальной стадией ДЦП", N 95/103, Москва, 1995 г.).
Лечебные костюмы одевают на костюмы из хлопчатобумажной ткани и подгоняют на каждого ребенка с помощью инструктора. Выбор лечебного костюма осуществляется в соответствии с ростом и комплекцией ребенка, для чего существует маркировка на левом надплечнике костюма с указанием роста и размера.
Перед одеванием костюма необходимо ослабить максимально все возможные тяги, а именно: передне-задние спинно-грудные по 4 штуки N 2, 3; передние лямки, проходящие по передней поверхности бедра по 1 шт. N 5; проходящие по задней поверхности бедра, по 3 шт. NN 6, 7, 9; лямки, фиксирующие наколенник, по 1 шт; лямки, фиксирующие низ наколенника, по 1 шт.
Затем одевают костюм на ребенка и закрепляют его следующим образом. Фиксируют пояс на талии ребенка, который должен плотно ее охватить. Закрепляют обе ступни ребенка. Фиксируют наколенник таким образом, чтобы он совпадал с надколенником, для этого затягивают лямку, обхватывающую колено и икроножную мышцу. Подтягивают лямку N 5, идущую по передней поверхности бедер. Закрепляют лямки NN 6, 7, 9, идущие по боковой и задней поверхности бедер. Стягивают заднюю поперечно-спинную лямку. Натягивают передне-грудные лямки N 2.
Сила натяжения лямок должна способствовать созданию у ребенка правильной осанки. При этом лямки на выпуклой стороне сколиотической дуги натягивают сильнее, создавая напряжение расслабленных мышц, а на противоположной стороне лямки натянуты слабее, что создает условия для их беспрепятственного растяжения.
Достигнутое положение туловища пациента в лечебном костюме поддерживают 20-40 мин, в течение которых он осуществляет двигательную активность, выполняя различные произвольные и/или непроизвольные движения и/или упражнения по своему усмотрению или с помощью инструктора, который постоянно поддерживает правильное натяжение лямок.
Занятия начинают с ходьбы, направленной на адаптацию к костюму, в течение 3-5 мин, которую осуществляют на пятках, затем с высоко поднятыми коленями, затем на носках. При выполнении упражнений периодически устраивают отдых на 1-1,5 мин.
На протяжении всего периода занятий в костюме звучит музыка, имеющая оптимистический характер звучания и направленная на создание эмоционального подъема, например, "Шутка" Баха, "Турецкий марш" Моцарта.
После проведения занятий по осуществлению двигательной активности лечебный костюм снимают.
Для закрепления полученного эффекта проводят лечение принятием позы в течение 5-7 мин, для чего пациента укладывают на мат в положение на бок, соответствующий выпуклой стороне сколиотической дуги, под вершину которой подкладывают валик. Руку этой стороны кладут под голову, а вторую - перед собой (Ю.Курпак, Е.Таламбум, Физкультура, стимулирующая осанку, М., Физкультура и спорт, 1990 г., стр. 16).
Клинические испытания способа проводились в Центре социальной адаптации и реабилитации детей с недостатками психического развития совместно с кафедрой физиологии развития и нетрадиционных методов оздоровления детей Российской медицинской академии последипломного образования.
Способ использован для лечения 12 детей в возрасте от 6 до 14 лет с диагнозом: сколиотическая болезнь I и II степени (7 и 5) соответственно).
После первого курса лечения в количестве 12 сеансов, проводившихся в течение I мес, наступило полное выздоровление у 90%. У 100% детей состояние нормализовалось после 3-х курсов, включающих по 10 сеансов.
Все дети наблюдаются в течение 2-3 лет, рецидивы не наблюдались
Пример. Больной А., 7 лет. Диагноз: сколиотическая болезнь I степени с правосторонней деформацией позвоночника. Сначала больному был проведен общий массаж по классическому типу в положении его лежа на кушетке, в процессе которого выявлены: повышенная спастика мышц с левой стороны позвоночника и атоничность мышц с правой. Проведен дополнительный массаж с целью расслабления спазмированных мышц и повышения тонуса регидных. Для этого были использованы следующие приемы: общее поверхностное поглаживание всей спины для улучшения лимфотока и кровообращения, а также для расслабления мышц слева; с правой стороны использовались приемы более активные - разминание, легкая вибрация. Далее ребенка положили на левый бок, левая рука под голову, правая - перед собой для сохранения равновесия, проводились приемы для уменьшения дуги искривления: глубокие поглаживания от правой стороны спины к левой. Длительность процедуры составляла 20 мин, на протяжении которой звучала музыка успокаивающего характера: "Колыбельная" Моцарта, "Мигай, мигай, звездочка". После этого на ребенка одели лечебный костюм и придали физиологическое положение туловищу и конечностям в пространстве, сформировав таким образом правильную осанку. Задне-грудные лямки справа натянули сильнее, чем остальные, активизировав мышцы с правой стороны и расслабив с левой. Для более сильного натяжения справа подтянули лямку, идущую по передней поверхности бедра.
Занятия в костюме начали с ходьбы в течение 5 мин, направленной на адаптацию к нему. Затем ребенок выполнял разнообразные произвольные движения, включающие бег, прыжки, силовые упражнения, приседания у шведской стенки, отжимание, поднятие ног лежа на спине. После каждого вида упражнений ребенок отдыхал 1-1,5 мин, выполнял дыхательные упражнения. Завершил занятия физкультурой и ходьбой в течение 3 мин. Всего ребенок находился в костюме 40 мин. В течение всего периода двигательной активности звучала оптимистическая музыка: "Шутка" Баха, "Турецкий марш" Моцарта. Инструктор осуществлял постоянный контроль за правильным натяжением лямок и их коррекцию. После снятия лечебного костюма провели лечение позой в течение 7 мин, для чего ребенка уложили в положение на правый бок, правую руку под голову, левую перед собой. Под вершину сколиотической дуги подложили валик. Всего проведено 12 сеансов по 3 раза в неделю в течение месяца. После 4-го сеанса у ребенка увеличилась сила мышц справа и уменьшилось напряжение слева. После 7-го сеанса мышцы справа и слева сбалансировались, повысился тонус всех мышц, увеличилась работоспособность, улучшился аппетит, сон. К концу курса у ребенка сформировалась правильная осанка, выпрямилась сколиотическая дуга, что подтверждено рентгенологически. Через 3 мес. проведен повторный курс лечения с целью закрепления полученных результатов. Сеансы в количестве 10 проводились в следующем режиме: массаж - 15 мин, занятия в костюме - 20 мин, лечение позой - 5 мин. Срок наблюдения - 14 мес. Рецидивов не возникло.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ | 1996 |
|
RU2100017C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПОСТМАСТЭКТОМИЧЕСКОГО СИНДРОМА | 2002 |
|
RU2218142C1 |
СПОСОБ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С КОМПРЕССИОННЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ПОЗВОНОЧНИКА | 2011 |
|
RU2464962C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СОПРОВОЖДАЮЩИХСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ | 1997 |
|
RU2122443C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СОЧЕТАННОЙ ДЕФОРМАЦИИ ТАЗА И ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2448667C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОЗЫ И ХОДЬБЫ У ПАЦИЕНТОВ С ПАРА- ИЛИ ТЕТРАПАРЕЗОМ | 2014 |
|
RU2572550C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ СКОЛИОЗА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2559146C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ | 2001 |
|
RU2211017C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧЕ- И ГОЛОСООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ | 1994 |
|
RU2126240C1 |
Способ лечения миофасциального синдрома у детей при патологии опорно-двигательной системы | 2020 |
|
RU2740854C1 |
Использование: медицина, лечебная физкультура для лечения сколиотической болезни I и II степени у детей. Технический результат: способ позволяет в короткий сроки - за 10-12 сеансов получить высокий террапевтический эффект, который выражается в устранении деформаций позвоночника и нарушений осанки. Полученный эффект является стойким. При необходимости его закрепляют, что не требуют значительных затрат времени и самодисциплины от ребенка. Сущность: вначале проводят общий массаж, выявляют спазмированные и атоничные мышцы, дополнительно их массируют, после чего формируют правильную осанку путем придания туловищу и конечностям физиологического положения в пространстве с помощью лечебного костюма, натяжением лямок которого создают напряжение атоничных и расслабление спазмированных мышц, достигнутое положение поддерживают 20-40 мин, в течение которых осуществляют двигательную активность, выполняя различные произвольные и/или непроизвольные движения и/или упражнения, а принятие лечебных поз выполняют для закрепления полученного эффекта в течение 5-7 мин после снятия лечебного костюма. Сеанс лечения проводят под музыку. 2 з.п. ф-лы.
Справочник под редакцией проф | |||
В.А.Епифанова | |||
Лечебная физическая культура.-М.: Медицина, 1987, с.410-414. |
Авторы
Даты
1998-04-10—Публикация
1996-12-19—Подача