ДВОЙНОЙ БОРТ СУДНА Российский патент 1998 года по МПК B63B3/20 B63B3/24 

Описание патента на изобретение RU2108262C1

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции корпусов танкеров, химовозов и других судов, предназначенных для транспортировки экологически опасных веществ.

Известен принятый за прототип в качестве ближайшего аналога двойной борт судна, содержащий наружный борт, внутренний борт и вертикальные междубортные диафрагмы со сквозными вырезами, разделенные на ячейки горизонтальными междубортными диафрагмами, соединенные в местах разделения сварным швом [1].

Известный двойной борт характеризуется излишней жесткостью и устойчивостью вертикальных междубортных диафрагм. В процессе деформирования вовлекается только часть борта между двумя соседними вертикальными диафрагмами, в связи с чем при аварийном столкновении судов со скоростью 3-5 узлов, типичными при маневрировании в акватории порта или в узкостях, может произойти разрушение как наружного, так и внутреннего борта, приводящее к загрязнению акватории экологически опасными веществами.

Изобретение направлено на решение задачи повышения безопасности при транспортировке экологически вредных веществ в случае аварийного столкновения судов без увеличения размеров связей двойного борта или введения дополнительных связей.

Технический результат достигается тем, что в известном двойном борту судна, характеризуемом указанными выше признаками, вертикальные диафрагмы выполнены из листов толщиной (0,005-0,009)В, где В - расстояние между наружным и внутренним бортами, при этом сквозные вырезы выполнены в средней части ячеек диафрагм размером (0,25-0,75)В, а соединения вертикальных и горизонтальных диафрагм осуществлены ослабленным сварным швом.

Благодаря выполнению вертикальных диафрагм уменьшенной толщины и с вырезами происходит снижение их устойчивости на сжатие в своей плоскости. Выполнение соединений обеспечивает возможность отрыва вертикальных диафрагм от горизонтальных без образования в них трещин.

На фиг. 1 изображен общий вид двойного борта в аксонометрии; на фиг. 2 и 3 - схемы деформирования двойного борта соответственно до и после смятия вертикальных диафрагм.

Двойной борт (фиг. 1) состоит из наружного борта 1 и внутреннего борта 2, соединенных вертикальными междубортными диафрагмами 3, разделенными на ячейки горизонтальными междубортными диафрагмами 4. В средней части ячеек вертикальных диафрагм 3 выполнены сквозные вырезы 5. Вертикальные диафрагмы 3 соединены с горизонтальными диафрагмами 4 ослабленным сварным швом 6.

Повышенный защитный эффект двойного борта при аварийном столкновении судов реализуется следующим образом. При взаимодействии (фиг. 2, 3) двойного борта с носовой оконечностью таранящего судна 7 на первом этапе деформирования (фиг. 2) происходит деформирование наружного борта 1. Вследствие того что устойчивость вертикальных диафрагм 3 специально снижена, еще до разрыва борта 1 происходит потеря устойчивости вертикальных диафрагм 3, их отрыв от горизонтальных диафрагм 4 по ослабленному сварному шву 6 и их смятие. После этого в процесс деформирования, помимо участка борта 1 между двумя соседними вертикальными диафрагмами, деформировавшегося на первом этапе, вовлекаются также примыкающие к нему с обеих сторон участки (фиг. 3). Благодаря этому деформационная способность борта 1 существенно возрастает, и его разрушение происходит с существенно большим энергополощением, чем по схеме фиг. 2. Подобный эффект реализуется и при деформировании внутреннего борта 2.

Использование изобретения позволит повысить энергоемкость деформирования конструкций двойного борта более чем в два раза, что соответствует повышению критической скорости таранящего судна, при которой противотаранная защита обеспечивает предотвращение вылива экологически опасного груза, примерно в полтора раза.

Похожие патенты RU2108262C1

название год авторы номер документа
ДВОЙНОЙ БОРТ СУДНА 2010
  • Нестеров Александр Борисович
RU2448014C2
ДНИЩЕВОЕ ПЕРЕКРЫТИЕ СУДНА 1995
  • Нестеров А.Б.
  • Палий О.М.
  • Пашин В.М.
RU2096241C1
ПОДВОДНЫЙ ТАНКЕР 1993
  • Белкин П.В.
  • Дорофеев Ю.П.
  • Кильдеев Р.И.
  • Палий О.М.
  • Пашин В.М.
  • Петров Э.Л.
  • Спиро В.Е.
  • Сталевич С.М.
RU2062731C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СУДОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ 1993
  • Рябошапка П.П.
  • Савенко В.В.
  • Ионов А.В.
  • Кирпичников В.Ю.
RU2082648C1
СПОСОБ РАЗМАГНИЧИВАНИЯ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1994
  • Брядов Ю.Г.
  • Быстров В.А.
  • Максимов А.В.
  • Сезонов Е.А.
RU2095277C1
ВИБРОШУМОИЗОЛИРУЮЩЕЕ ПОКРЫТИЕ 1995
  • Штанько А.И.
  • Катанджанц А.А.
  • Козырев В.В.
  • Смирнов В.М.
RU2091256C1
НАПРАВЛЯЮЩАЯ НАСАДКА ГРЕБНОГО ВИНТА 1995
  • Удалов Г.В.
  • Кирпичников В.Ю.
  • Савенко В.В.
  • Бахмендо Я.Г.
RU2096254C1
СПОСОБ РАЗДЕЛКИ НА ЛОМ СЛОЖНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ 1992
  • Агафонов А.В.
  • Каратеев Н.С.
  • Кузнецов Б.А.
  • Осипенко В.В.
  • Палий О.М.
  • Пашин В.М.
  • Пузырев А.М.
  • Спиро В.Е.
  • Чернобыльский В.А.
RU2041773C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА 1991
  • Сталевич С.М.
RU2006422C1
ПОДВОДНЫЙ ТАНКЕР ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТ РАДИОАКТИВНОЙ ЖИДКОСТИ 1992
  • Белкин П.В.
  • Дорофеев Ю.П.
  • Палий О.М.
  • Пашин В.М.
  • Петров Э.Л.
  • Спиро В.Е.
  • Сталевич С.М.
RU2032589C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 108 262 C1

Реферат патента 1998 года ДВОЙНОЙ БОРТ СУДНА

Использование: судостроение, конструкции двойного борта судов. Сущность: в двойном борту в составе наружного, внутреннего бортов и междубортных диафрагм со сквозными вырезами, разделенными на ячейки горизонтальными диафрагмами, вертикальные диафрагмы выполнены из листов толщиной (0,005 - 0,009)В, а сквозные вырезы в средней части ячеек диафрагм имеют размер (0,25 - 0,75)В, где В- расстояние между бортами, при этом соединения диафрагм выполнены ослабленным сварным швом. Использование изобретения повышает энергоемкость деформирования двойного борта без увеличения его размеров и тем самым повышает безопасность транспортировки экологически вредных веществ при аварийном столкновении судов. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 108 262 C1

Двойной борт судна, содержащий наружный борт, внутренний борт и вертикальные междубортные диафрагмы со сквозными вырезами, разделенные на ячейки горизонтальными междубортными диафрагмами, соединенные в местах разделения сварным швом, отличающийся тем, что вертикальные диафрагмы выполнены из листов толщиной (0,005 - 0,009)В, где В - расстояние между наружным и внутренним бортами, при этом сквозные вырезы выполнены в средней части ячеек диафрагм размером (0,25 - 0,75)В, а соединения вертикальных и горизонтальных диафрагм осуществлены ослабленным сварным швом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2108262C1

Волков Н.Н., Кодацкий С.Б
Конструктивные особенности атомных судов
- Л.: Судостроение, 1971, с.155, 157, 160, рис.64.

RU 2 108 262 C1

Авторы

Нестеров А.Б.

Даты

1998-04-10Публикация

1995-06-19Подача