Изобретение относится к защите судов от неконтактных магнитных мин.
Известны принятые в качестве ближайших аналогов способ обмоточного размагничивания и устройство для его реализации. Способ состоит в уменьшении действующего на судно в процессе плавания внешнего магнитного поля и соответственно компенсации индуктивного намагничивания ферромагнитных масс судна. Устройство для его реализации представляет собой систему наружных обмоток с малым секционированием, кабель обмоток защищен от механических повреждений полусферическими стальными кожухами с толщиной стенок до 8 мм, имеющими специальный наполнитель, позволяющий приваривать эти кожухи к борту без повреждения изоляции кабеля. Питание обмоток осуществляется от низковольтного генераторов.
Недостатком этого известного способа и устройства является его значительная энергоемкость.
Целью изобретения является улучшение экономических и экологических параметров судна путем сокращения потребляемой в процессе плавания размагничивающим устройством (РУ) электроэнергии.
Поставленная цель достигается тем, что в известном способе размагничивающее устройство включают лишь тогда, когда величина средних механических напряжений, действующих в ферромагнитном корпусе судна, превосходит 0,1σт где σ
Поставленная цель достигается в устройстве тем, что в него введены автоматический выключатель, блок сравнения, сумматор и тензодатчики, причем первый вход автоматического выключателя подключен к выходу регулятора токов, второй его вход через блок сравнения и сумматор подключен к тензодатчикам, а выход автоматического выключателя подсоединен к входу источника питания.
Для достаточно точного определения средней величины напряженного состояния корпуса судна необходима установка не одного, а нескольких тензодатчиков. Допустимая погрешность обеспечивается при размещении не менее чем 8 тензодатчиков не менее чем в двух шпангоутных сечениях судна равномерно по длине судна.
Статистическое магнитное поле судна может рассматриваться в виде суммы двух частей: индуктивного, изменяющегося пропорционально изменению внешнего поля, и остаточного, не изменяющегося при изменениях внешнего поля, сопоставимого с магнитным полем Земли.
Остаточная намагниченность приобретается ферромагнитным корпусом судна в эксплуатационных условиях при одновременном воздействии на корпус внешнего магнитного поля и механических нагрузок. Остаточная намагниченность в этом случае может быть определена в виде разности намагниченности, проявляющейся при повышенной магнитной проницаемости, обусловленной действием нагрузки, и индуктивной намагниченности, обусловленной действием начальной магнитной проницаемости.
Поставленная задача сохранения стабильности может быть конкретизирована следующим образом: по заданной допустимой величине остаточной намагниченности, приобретаемой в процессе плавания, определяется максимально допустимая величина средних механических напряжений в корпусе судна, при котором РУ может быть выключено. Для обычных корпусных сталей и средних размеров судна допустимая величина остаточного намагничивания Ip≅0,2 Iи, где Iи величина индуктивной намагниченности. Этой величине соответствует значение σ меньше 0,1σт где σт предел текучести материала корпуса.
На чертеже дана блок-схема предлагаемого устройства, состоящего из регулятора токов 1, устанавливающего токи пропорционально широтной зоне и курсовому углу, автоматического выключателя 2, источника питания 3, обмоток РУ 4, блока сравнения 5, сумматора 6 и тензодатчиков 7, причем первый вход автоматического выключателя 2 подключен к выходу регулятора токов 1, второй его вход через блок сравнения 5 и сумматор 6 подключен к тензодатчикам 7, а выход автоматического выключателя 2 подсоединен ко входу источника питания 3, выход которого подключен к обмотке 4. Тензодатчики 7 размещены на образующих 0o, 90o, 180o, 270o по четыре датчика в двух измерительных шпангоутных сечениях. Эти сечения находятся в носовой и кормовой оконечностях судна на расстоянии от мидельшпангоута, равной четверти длины корпуса судна.
Работа устройства происходит следующим образом.
Сигналы, соответствующие величинам механических напряжений в корпусе судна, с тензодатчиков 7 поступают на вход сумматора 6, где сигналы суммируют и вычисляют их среднее арифметическое значение. Полученное значение в блоке сравнения 5 сравнивают с наперед заданным и в нашем случае равным 0,1 пороговым значением. В случае превышения порогового значения блок сравнения 5 подает сигнал на второй вход автоматического выключателя 2, который через свой первый вход и выход подсоединяет выход регулятора токов 1 ко входу источника питания 3. В этом случае задающий сигнал, соответствующий данной широтной зоне и курсовому углу, от регулятора токов 1 подается на источник питания 3, ток от выходных клемм которого поступает на обмотку 4.
Если среднее арифметическое значение суммарного сигнала от тензодатчиков 7 меньше порогового значения, то обмотка 4 выключается автоматическим выключателем 2, на который поступает соответствующий сигнал от блока сравнения 5, отключающий выход регулятора токов 1 от входа источника питания 3.
Использование предлагаемых способа и устройства, как показывает опыт эксплуатации, позволит на 70-80 снизить объем потребляемой РУ электроэнергии, что существенно улучшит экономические и экологические показатели судна.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАЗМАГНИЧИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО СУДНА | 2008 |
|
RU2381139C1 |
СПОСОБ НАСТРОЙКИ МАГНИТОМЕТРИЧЕСКОГО МНОГОДАТЧИКОВОГО РЕГУЛЯТОРА ТОКОВ В ОБМОТКАХ РАЗМАГНИЧИВАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА СУДНА С ФЕРРОМАГНИТНЫМ КОРПУСОМ | 2009 |
|
RU2412857C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛОВ УПРАВЛЕНИЯ ТОКАМИ В ОБМОТКАХ РАЗМАГНИЧИВАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА СУДНА С ФЕРРОМАГНИТНЫМ КОРПУСОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2415050C2 |
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ МАЯК-ОТВЕТЧИК | 1997 |
|
RU2125733C1 |
СКОРОСТНОЕ "РАССЕКАЮЩЕЕ ВОЛНЫ" МНОГОКОРПУСНОЕ СУДНО | 1998 |
|
RU2144882C1 |
Способ определения величины коэрцитивной силы конструкционных сталей | 1988 |
|
SU1817050A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР МАГНИТНОГО ПОЛЯ ПОДВОДНОГО ИЛИ НАДВОДНОГО ОБЪЕКТА | 2012 |
|
RU2516915C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОСЕВОГО УСИЛИЯ И КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ГРЕБНОГО ВИНТА СУДНА | 1996 |
|
RU2115900C1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ РАЗМАГНИЧИВАНИЯ ДЛИННОМЕРНЫХ ФЕРРОМАГНИТНЫХ ИЗДЕЛИЙ | 2010 |
|
RU2419906C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОСАДКИ ПЛАВУЧЕГО СРЕДСТВА НА ВОЛНЕНИИ | 1996 |
|
RU2111889C1 |
Использование: судостроение, защита судов от неконтактных магнитных мин. Сущность изобретения: в способе обеспечения энергосберегающего режима работы размагничивающего устройства судна, использующем обмоточное размагничивание, при котором во время плавания судна компенсируют внешнее статическое поле судна, размагничивающее устройство включают лишь тогда, когда величина средних механических напряжений, действующих в ферромагнитном корпусе судна, превосходит заданную предельную величину, и начинает ухудшаться стабильность магнитного состояния корпуса. Среднюю величину механических напряжений определяют как среднее арифметическое показаний не менее, чем 8 тензодатчиков, расположенных равномерно по длине судна. В устройство, реализующее данный способ, введены автоматический выключатель токов в обмотках размагничивающего устройства, блок сравнения, сумматор и тензодатчики. При использовании способа и устройства улучшаются экологические параметры судна и достигается уменьшение потребляемой размагничивающим устройством электроэнергии почти в 2 раза. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Ткаченко Б.А | |||
История размагничивания кораблей Советского военно-морского флота | |||
- Л.: Наука, 1981, с | |||
Веникодробильный станок | 1921 |
|
SU53A1 |
Авторы
Даты
1997-11-10—Публикация
1994-10-06—Подача