Изобретение относится к автоматическому регулированию технологических процессов и может быть использовано в качестве привода запорно-регулирующей арматуры для перемещения регулирующих органов в соответствии с командными сигналами автоматических регулирующих и управляющих устройств и оперативного ручного управления.
Известен серийно выпускаемый отечественной промышленностью с 1991 г. механизм исполнительный электрический однооборотный постоянной скорости типа МЭО-91 [1].
Механизм включает электродвигатель, тормоз, устройство ручного перемещения с маховиком и редуктор, содержащий кинематически соединенные между собой зубчатую и червячную передачи с выходным валом, соединенным с валиком блока контроля его положения.
Недостатками механизма являются ограниченные технологические возможности и недостаточная надежность. Это проявляется в следующем. Ручное управление механизмом сводится к вращению якоря электродвигателя, благодаря чему устройство значительно проигрывает в оперативности воздействия на технологический процесс, а сам процесс в это время в какой-то степени теряет управляемость. Использование густой смазки в редукторе позволяет предположить, что ее недостаточность (или отсутствие) в некоторых местах может вывести из строя весь механизм раньше времени. Кроме того, известный механизм ограничен фиксированным значением скорости срабатывания. При изменении скорости протекания технологического процесса (особенно при работе с агрессивными средами, газом, горячей водой и др.) требуется устанавливать новый механизм с иной скоростью срабатывания, а равно монтировать его, отлаживать и осуществлять техническое обслуживание.
Таким образом, одним из важнейших требований, предъявляемых к подобным устройствам, является сведение до минимума риска остановки протекания технологического процесса или его нарушения.
Задача, решаемая изобретением, заключается в расширении технологических возможностей механизма (привода) и повышении его надежности.
Техническим результатом будут повышение оперативности ручного регулирования, возможность ступенчатого регулирования скорости срабатывания и как следствие - повышение общей надежности привода.
Для решения поставленной задачи в приводе запорно-регулирующей арматуры, включающей электродвигатель, устройство ручного перемещения с маховиком и редуктор, содержащий кинематически соединенные между собой зубчатую и червячную передачи с выходным валом, соединенным с валиком блока контроля его положения, устройство ручного перемещения выполнено в виде дополнительной планетарной ступени редуктора, включающей водило, сателлиты, внутреннее и наружное колеса, при этом водило жестко связано с выходным валом, внутреннее колесо с червячным колесом редуктора, которое установлено с возможностью свободного вращения на выходном валу, а наружное колесо установлено с возможностью вращения относительно внутреннего колеса и снабжено червячным зубчатым венцом, кинематически связанным с червяком, на котором жестко закреплен маховик.
Кроме того, червячная передача, по меньше мере планетарной ступени, выполнена самотормозящейся; смазка редуктора выполнена жидкой; зубчатая передача редуктора выполнена одно- или двухступенчатой; одноступенчатая зубчатая передача снабжена паразитной ступенью.
На фиг. 1 изображен привод запорно-регулирующей арматуры, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг.3 - кинематическая схема привода с одноступенчатой зубчатой передачей и паразитной ступенью: на фиг.4 - то же, с двухступенчатой зубчатой передачей (фрагмент); фиг.5 - конструктивное выполнение одно-, двухступенчатой зубчатой передачи редуктора.
Привод запорно-регулирующей арматуры включает электродвигатель 1, устройство ручного перемещения 2 с маховиком 3 и редуктор 4, содержащий кинематически соединенные между собой зубчатую 5 и червячную 6 передачи с выходным валом, соединенным с валиком 8 блока 9 контроля его положения. Устройство ручного перемещения 2 выполнено в виде дополнительной планетарной ступени редуктора 4 и включает водило 10, сателлиты 11, внутреннее 12 и наружное 13 колеса, при этом водило 10 жестко связано с выходным валом 7, внутреннее колесо 12 - с червячным колесом 14 редуктора 4, которое установлено с возможностью свободного вращения на выходном валу 7, а наружное колесо 13 установлено с возможностью вращения относительно внутреннего колеса 12 и снабжено червячным зубчатым венцом 15, кинематически связанным с червяком 16, на котором жестко закреплен маховик 3. Червячная пара планетарной ступени выполнена самотормозящейся. Зубчатая передача 5 редуктора 4 выполнена в виде двухступенчатой коробки, которая взаимодействует с электродвигателем 1 с таким расчетом, что может быть подключена к нему либо через вал 17, либо через вал 18. Во втором случае коробка будет работать как одноступенчатая, а ступень с валом 17 будет выполнять функцию паразитной (т.е. ступень, без которой можно обойтись). Трущиеся поверхности деталей привода и подшипники взаимодействуют с жидкой смазкой, которая залита в герметичный корпус редуктора 4.
Пример 1. Поступает управляющая команда на включение электродвигателя 1. Электродвигатель 1 включается. Вращение передается на вал 17 зубчатой двухступенчатой передачи 5, где происходит его редуцирование, и дальше на вал 19, который осуществляет кинематическую связь с валом червяка 20 посредством скользящей шпонки или шлицевого соединения (не показаны). Червячная пара 14-20 производит дальнейшее редуцирование и передает вращение внутреннему колесу 12 планетарной ступени. Сателлиты 11 обегают внутренний зубчатый венец наружного колеса 13 и вращают водило 10, жестко связанное с выходным валом 7 со скоростью, вдвое меньшей, чем скорость вращения внутреннего колеса 12. Вращение выходного вала 7 передается исполнительному органу запорно-регулирующей арматуры либо непосредственно, либо через промежуточную тягу (не показана) посредством рычага 21. Конструкция блока червячное колесо 14 - внутреннее колесо 12 такова, что выходной вал 7 проходит внутри него, не препятствуя их свободному вращению, и передает собственное вращение валику 8 блока 9 контроля положения. Блок 9 подает команды на отключение электродвигателя 1 и другие, предусмотренные технологическим процессом.
При необходимости ручного управления приводом достаточно повращать маховик 3. Червяк 16 заставит вращаться наружное колесо 13 планетарной ступени, а та в свою очередь через сателлиты 11 водило 10 с выходным валом 7. Тем самым достигается оперативное воздействие на протекание технологического процесса, что весьма важно при отладке процесса или предотвращении аварийных ситуаций (в том числе локализации их последствий).
В компоновке привода предусмотрено, что все оси вращения, за исключением преимущественно вертикальной оси червяка 16, лежат в горизонтальной плоскости. Этим обеспечивается, во-первых, гарантированный доступ жидкой смазки не только к трущимся поверхностям деталей привода, но и к подшипникам, и практическое отсутствие избыточного давления за счет собственного веса смазки, что позволяет применять наиболее простые и надежные уплотнения, а, во-вторых, несмотря на возможность работы в любых пространственных положениях, приводу задается строго определенное положение в удобном для обслуживания месте, а связь с исполнительным органом запорно-регулирующей арматуры осуществляется через промежуточную тягу.
Пример 2. При необходимости увеличения скорости срабатывания привода, например, для целей оперативного регулирования повышенных расходных характеристик аппаратуры в технологическом процессе (сезонные увеличения давления горячей воды или пара, увеличение производительности процесса получения химического продукта и др. ) в устройстве по примеру 1 проводится незначительная перекомпоновка, связанная с подключением электродвигателя 1 к редуктору 4 через вал 18. Это возможно в случае, если зубчатая передача 5 будет объединена в единый блок из двух ступеней с одинаковыми межосевыми расстояниями между входными валами 17, 18 и валом 19 (фиг.5). При этом первая ступень передачи с валом 17 будет работать вхолостую, выполняя функцию паразитной. Дальнейшая работа как привода в целом, так и его узлов, аналогична описанной в примере 1.
Привод, изготовленный согласно изобретению, отличается своими технологическими возможностями, надежностью и долговечностью (не менее 30 лет безотказной работы), что делает его применение желательным и предпочтительным в различных производственных процессах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИВОД ПОВОРОТНОГО ЗАПОРНОГО ОРГАНА ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ | 2001 |
|
RU2190144C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ МНОГООБОРОТНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА | 2011 |
|
RU2457385C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ И СПОСОБ НАСТРОЙКИ ЕГО ОГРАНИЧИТЕЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2005 |
|
RU2273784C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ПРИВОД ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ОТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И/ИЛИ ОТ РУЧНОГО УСИЛИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2226633C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ | 1996 |
|
RU2076255C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД К ЗАДВИЖКАМ ТРУБОПРОВОДОВ | 2001 |
|
RU2218504C2 |
Электропривод трубопроводной арматуры с ручным дублером | 2022 |
|
RU2797329C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ОДНООБОРОТНЫЙ | 2021 |
|
RU2763381C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ОДНООБОРОТНЫЙ | 2021 |
|
RU2775947C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ОДНООБОРОТНЫЙ | 2021 |
|
RU2778419C1 |
Привод запорно-регулирующей арматуры может быть использован для перемещения регулирующих органов в соответствии с командными сигналами автоматических регулирующих и управляющих устройств и оперативного ручного управления. Привод включает электродвигатель, устройство ручного перемещения с маховиком и редуктор. Редуктор содержит кинематически соединенные между собой зубчатую и червячную передачи с выходным валом, соединенным с валиком блока контроля его положения. Устройство ручного перемещения выходного вала выполнено в виде дополнительной планетарной ступени редуктора. Оно включает водило, сателлиты, внутреннее и наружное колесо. Водило жестко связано с выходным валом, внутреннее колесо - с червячным колесом редуктора, которое установлено с возможностью свободного вращения на выходном валу. Наружное колесо установлено с возможностью вращения относительно внутреннего колеса и снабжено червячным зубчатым венцом, кинематически связанным с червяком, на котором жестко закреплен маховик. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.
Огнетушитель | 0 |
|
SU91A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Чебоксары: Завод исполнительных механизмов, 1991. |
Авторы
Даты
1998-04-10—Публикация
1996-09-13—Подача