СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТВЕРДОГО СМАЗОЧНОГО ПОКРЫТИЯ Российский патент 1998 года по МПК F16N15/00 

Описание патента на изобретение RU2108515C1

Изобретение относится к технологии нанесения твердых смазочных покрытий на поверхности трения машин, механизмов, приборов, контактных систем, систем обработки металлов и пластмасс давлением и резанием, особенно в условиях, когда жидкие и пластичные смазочные материалы неприменимы (системы, работающие при высоких температурах, в атомной энергетике, пищевой промышленности).

Известен способ нанесения твердого смазочного покрытия на поверхности трения, основанный на обезжиривании, нанесений и отверждении слоев твердой смазки, последующей пластической деформации слоев, отверждении и охлаждении их [1].

Недостатком этого способа является относительно низкая нагрузочная способность твердосмазочного покрытия.

Наиболее близким, принятым за прототип, является способ нанесения твердого смазочного покрытия на поверхности трения, основанный на приработке узлов трения в среде смазочного материала [2].

Недостатком указанного способа также является низкая нагрузочная способность и долговечность твердосмазочного покрытия.

Задачей изобретения является увеличение нагрузочной способности и долговечности контакта с твердосмазочным покрытием, повышение экологичности его применения.

Задача решается тем, что в способе нанесения твердосмазочного покрытия, основанном на приработке узлов трения в среде смазочного материала, устраняют во всем диапазоне нагрузок приработки кромочный контакт между поверхностями трения, после чего осуществляют приработку в суспензии порошка твердосмазочного покрытия в густой смазке, например в литоле, при переменной нагрузке, достигающей предела заедания в густой смазке. Кромочный контакт между поверхностями трения устраняют в абразивной среде как перед, так и в процессе приработки; перед началом эксплуатации узла трения удаляют суспензию; нагрузку в процессе приработки увеличивают ступенчато, а предельную ступень нагрузки приработки определяют по нестабильности коэффициента трения.

Предлагаемый способ позволяет увеличить нагрузочную способность твердосмазочного покрытия и долговечность, обеспечивает высокую экологичность его применения.

На фиг. 1 приведена зависимость коэффициента трения герцевского контакта (ось ординат) от наибольшей нагрузки приработки и времени приработки при данном уровне нагрузки (оси абсцисс); на фиг. 2 - зависимость коэффициента трения кромочного контакта (ось ординат) от нагрузки после удаления суспензии (ось абсцисс).

Предлагаемый способ реализуется следующим способом.

Пример 1. Приработка прямозубых эвольвентных зубчатых передач (m=4мм, а= 100 мм, z1/z2 = 16/34, x1/x2 = 0.8/-0.8 с твердостью зубьев HRC ≈ 60) производилась следующим образом. При изготовлении зубчатых колес выполнялась модификация головок зубьев, исключающая кромочный контакт при наибольшей нагрузке приработки w ≈ 180 кг/см (величина определена расчетно по методике ЦНИИТМАШ - Вестник машиностроения, 1985, N 10, с.47-49). Снижение волнистости поверхности зубьев достигнуто в процессе проработки в суспензии порошка твердосмазочного материала в литоле-24 (ГОСТ 21150-87) благодаря легкому абразивному действию порошка. Нагрузка приработки увеличивалась ступенчато до величины w ≈ 180 кг/см. Рациональность окончания приработки оценивалась также по нарушению стабильности коэффициента трения.

После тщательного удаления суспензии с поверхности зубьев по окончании приработки (общее время приработки около 1 ч при концентрации твердосмазочного материала в суспензии 10% и частоте вращения ведущего колеса передачи 1700 об/мин) нагрузка заедания передачи составила w ≈ 220 кг/см (испытание всухую).

Пример 2. Применительно к паре трения колодка-ролик с ρпр = 16 мм (материалы ШХ-15 и Сталь 45, твердости HRC 58-60 и НВ 320-350) приработка производилась следующим образом.

Пару трения прирабатывали сначала в суспензии микронного порошка КЗ в литоле-24, потом в суспензии литоле-24 с порошком твердосмазочного материала.

Приработку выполняли при ступенчатом увеличении нагрузки до величины 800 кг/см, при которой нарушалась стабильность коэффициента трения в контакте. Приработку на каждой ступени нагрузки заканчивали по достижении стабилизации коэффициента трения и температуры контакта.

После тщательного удаления суспензии с твердосмазочным материалом коэффициент трения составил f = 0.08 при w ≈ 100 кг/см.

Существо зависимостей на фиг. 1 и фиг. 2 отражает отрицательное влияние кромочного контакта на эффективность твердосмазочного покрытия и положительное влияние приработки пары трения при нагрузке, превышающей нагрузку эксплуатации. Обозначения на фиг. 1 и 2: О - значение, зафиксированное экспериментально; -неограниченный рост величины в пределах эксперимента.

На фиг. 1 приведены данные рекомендуемого варианта нанесения твердосмазочного покрытия. Показано, что при увеличении нагрузки приработки (2, кг) в герцевском контакте коэффициент трения (1) в эксплуатации уменьшается, и при использовании наибольшей для литола Л24 предельной нагрузки приработки 160 кг коэффициент трения после тщательного удаления приработочной суспензии и нагрузке эксплуатации 20 кг составляет менее 0,1. Время приработки в каждом режиме (3, ч) составляет 1,5-2 ч.

На фиг. 2 приведены данные для кромочного контакта. Показано, что в кромочном контакте коэффициент трения (1) устанавливается на уровне 0,2 и мало зависит от нагрузки эксплуатации (4, кг) после удаления суспензии.

Предлагаемый способ позволяет увеличить нагрузочную способность твердосмазочного покрытия и долговечность узла трения, обеспечить высокую экологичность его применения. Во многих случаях удается увеличить КПД механизма благодаря достижению коэффициента трения f<0,05, что соответствует хорошим жидким смазкам и лучшим густым смазкам. Ресурс смазки, нанесенной по п. 6 формулы, достигает несколько лет при непрерывном режиме работы и давлении по Герцу более 10 кг/мм2.

Похожие патенты RU2108515C1

название год авторы номер документа
ЭВОЛЬВЕНТНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 1999
  • Корнилов В.В.
  • Копф И.А.
RU2145015C1
ТВЕРДОСМАЗОЧНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЕРЖЕНЬ ДЛЯ ГРЕБНЕЙ РЕЛЬСОВЫХ КОЛЕС 2012
  • Голышев Игорь Анатольевич
  • Посадский Вячеслав Валентинович
RU2501693C1
ТВЕРДОСМАЗОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ 2001
  • Чернышев И.Д.
  • Афанасьев И.С.
  • Архипов А.Г.
RU2257401C2
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ 2009
  • Долгополов Кирилл Николаевич
  • Любимов Дмитрий Николаевич
  • Иванов Алексей Евгеньевич
RU2420562C1
ИНГРЕДИЕНТ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 1996
  • Киселев Петр Васильевич
  • Прохоров Михаил Петрович
RU2131451C1
НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АНТИФРИКЦИОННАЯ ПОРОШКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ), НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБ НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СМАЗКИ 2009
  • Давыдов Николай Александрович
  • Зуев Валерий Владимирович
  • Рейбанд Юрий Яковлевич
RU2415176C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ И СОСТАВ СМАЗОЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ И АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ ПРИПОВЕРХНОСТНЫХ СЛОЕВ ТРУЩИХСЯ ДЕТАЛЕЙ 2007
  • Поляков Сергей Андреевич
  • Хазов Сергей Петрович
RU2351640C2
СОСТАВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ И АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2003
  • Хазов С.П.
  • Дураджи В.Н.
RU2243252C1
ПЛАСТИЧНЫЙ СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 2004
  • Будтов Владилен Петрович
  • Гинзбург Борис Моисеевич
  • Точильников Давид Гершевич
  • Шепелевский Андрей Алексеевич
RU2268291C1
ТВЕРДОСМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2010
  • Бай Николай Михайлович
  • Ерофеев Валерий Владимирович
  • Любимов Дмитрий Николаевич
  • Долгополов Кирилл Николаевич
  • Иванов Алексей Евгеньевич
RU2434056C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 108 515 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТВЕРДОГО СМАЗОЧНОГО ПОКРЫТИЯ

Способ нанесения твердого смазочного покрытия предназначен для систем, работающих при высоких температурах. В способе нанесения твердого смазочного покрытия, основанного на приработке узлов трения в среде смазочного материала, устраняют во всем диапазоне нагрузок приработки кромочный контакт между поверхностями трения, после чего осуществляют приработку в суспензии порошка твердосмазочного покрытия в густой смазке, например в литоле, при переменной нагрузке, достигающей предела заедания густой смазки. Кромочный контакт между поверхностями трения устраняют в абразивной среде как перед, так и в процессе приработки, перед началом эксплуатации удаляют суспензию; нагрузку в процессе приработки увеличивают ступенчато, а предельную ступень нагрузки при приработке определяют по нестабильности коэффициента трения. 6 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 108 515 C1

1. Способ нанесения твердого смазочного покрытия на поверхности трения, основанный на приработке узлов трения в среде смазочного материала, отличающийся тем, что во всем диапазоне нагрузок приработки устраняют кромочный контакт между поверхностями трения, после чего осуществляют приработку в суспензии порошка твердосмазочного покрытия в густой смазке, например в литоле, при переменной нагрузке, достигающей предела заедания густой смазки. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что кромочный контакт между поверхностями трения устраняют перед приработкой. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что кромочный контакт между поверхностями трения устраняют в процессе приработки. 4. Способ по пп.1 - 3, отличающийся тем, что кромочный контакт между поверхностями трения устраняют в абразивной среде. 5. Способ по пп.1 - 3, отличающийся тем, что перед началом эксплуатации узла трения удаляют суспензию. 6. Способ по п.1, отличающийся тем, что нагрузку в процессе приработки увеличивают ступенчато. 7. Способ по п.1, отличающийся тем, что предельную ступень нагрузки приработки определяют по нестабильности коэффициента трения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2108515C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
SU, авторское свидетельство N 498446, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
SU, авторское свидетельство N 492702, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 108 515 C1

Авторы

Копф И.А.

Морозов Н.Ф.

Овумян Г.Г.

Даты

1998-04-10Публикация

1996-02-12Подача