Изобретение относится к самосмазывающимся опорам вращения валов, работающим с большой радиальной нагрузкой и небольшими частотами вращения в сверхвысоком вакууме, требующем высокотемпературного обезуглеращивающего прогрева.
Известен роликовый подшипник, в котором для уменьшения сил трения и вероятности заклинивания часть роликов - сепарирующие ролики, изготовлены из того же материала, что и несущие ролики, но имеют меньший диаметр (патент США N 1972355, кл. F 16 C 3/00, 1974).
Однако, использование одинаковых материалов для сепарирующих и несущих роликов подшипников, работающих в вакууме при больших радиальных нагрузках, приводит к возрастанию сил трения за счет схватывания и задира контактирующих поверхностей, к увеличению газовыделения, износа и, как следствие, к снижению точности и долговечности подшипника.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является роликовый подшипник, который содержит наружное и внутреннее кольца, тела качения и сепарирующие элементы, расположенные поочередно с телами качения (SU, авторское свидетельство, 708082, кл. F 16 C 33/51, 1980).
Техническим результатом изобретения является устранение возможности заклинивания элементов и снижение интенсивности их износа, чем увеличена долговечность опоры.
Технический результат достигается за счет выполнения сепарирующих шариков или роликов, устанавливаемых между несущими шариками или роликами, с диаметром Dc, определяющимся из неравенства
Dн-Hон-Hбв<Dc<Dн-2Δд-2ΔR,
где
Hбн - высота наружного бортика;
Hбв- - высота внутреннего бортика;
Dн - диаметр несущих шариков или роликов;
Dс - диаметр сепарирующих шариков или роликов;
Δд - упругая деформация;
ΔR - высота микронеровностей,
а также за счет нанесения на сепарирующие шарики или ролики твердосмазочного покрытия, исключающего содержание полимерных смазочных компонентов.
На фиг.1 и 2 изображена предлагаемая опора. Опора качения состоит из сепарирующих шариков 1 или роликов, имеющих твердосмазочное покрытие 2, цельнометаллических несущих шариков 3 или роликов, наружного 4 и внутреннего 5 колец, корпуса 6 и стопорного кольца 7.
Опора качения представляет собой два радиально-упорных подшипника, которые собраны в единый корпус, исключающий возможность взаимного осевого и радиального смещения колец подшипников и выпадения сепарирующих элементов.
При работе опоры сепарирующие шарики (ролики) 1, имеющие твердосмазочное покрытие 2, обкатывают цельнометаллические несущие шарики (ролики) 3, причем в каждый момент времени сепарирующий шарик (ролик) касается, либо наружного кольца 4, либо внутреннего кольца 5 из-за разности диаметров несущих и сепарирующих шариков (роликов).
Опору качения используют в качестве опоры вращения привода карусели установки напыления в сверхвысоком вакууме.
Поверхность сепарирующих шариков 1 предварительно подвергают физико-химической обработке с образованием твердосмазочного покрытия 2. Температура обезгаживания внутрикамерных элементов и опоры 900oK.
При длительной работе опоры до 106 циклов при частоте вращения 60 об/мин не отмечено заклинивания, а при осмотре поверхностей трения не обнаружено следов схватывания, задира. Изнашивание по длинам контактов было равномерным, что свидетельствует о высокой точности, надежности и долговечности предлагаемой опоры.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН | 1992 |
|
RU2016331C1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН | 1992 |
|
RU2016332C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ | 1995 |
|
RU2078677C1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН | 1992 |
|
RU2016333C1 |
БУКСОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ЛОКОМОТИВА | 2007 |
|
RU2364760C2 |
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РАДИАЛЬНЫХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ | 1992 |
|
RU2036453C1 |
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2373365C1 |
СПОСОБ СБОРКИ ДВУХРЯДНЫХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ | 1993 |
|
RU2064616C1 |
МНОГОДИСКОВЫЙ ВАРИАТОР | 1995 |
|
RU2091638C1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН | 1991 |
|
RU2011096C1 |
Изобретение может быть использовано в самосмазывающихся опорах вращения валов, работающих с большой радиальной нагрузкой и небольшими частотами вращения в сверхвысоком вакууме. Опора качения состоит из внешнего и внутреннего колец, цельнометаллических несущих шариков или роликов и сепарирующих шариков или роликов, поверхности которых выполнены из твердосмазочного материала. Приведено соотношение размеров рабочих и сепарирующих шариков или роликов, при котором устраняется возможность самозаклинивания. Опора качения позволяет повысить точность исполнительных механизмов, их надежность и долговечность при работе в сверхвысоком вакууме. 2 ил.
Опора качения, отличающаяся тем, что она содержит корпус, стопорное кольцо и установленные в корпусе радиально-упорные подшипники, включающие наружные и внутренние кольца, цельнометаллические несущие шарики или ролики, сепарирующие шарики или ролики, расположенные поочередно с несущими шариками или роликами, имеющие на поверхности твердосмазывающий материал, при этом сепарирующие шарики или ролики выполнены диаметром Dс, определяемым из неравенства
Dн-Hб.н -Hб.в<Dc<Dн-2Δд-2ΔR,
где Hб . н - высота наружного бортика;
Hб . в - высота внутреннего бортика;
Dн - диаметр несущих шариков или роликов
Δд - упругая деформация;
ΔR - высота микронеровностей.
SU, авторское свидетельство, 708082, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1998-04-20—Публикация
1996-01-23—Подача