УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ТРАНСМИССИИ С БОРТОВОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ Российский патент 1998 года по МПК B60K17/00 

Описание патента на изобретение RU2109644C1

Изобретение относится к транспортному шиностроению, а именно к силовым передачам военных гусеничных машин (ВГМ).

Известно устройство для соединения трансмиссии с бортовой передачей ВПМ, содержащее две соосные зубчатые полумуфты, одна из которых закреплена на валу трансмиссии, другая - на валу бортовой передачи, и зубчатую обойму, соединяющую полумуфты и несущую закрепленный на ней диск, размещенный между полумуфтами, и винт с отверстием под ключ, шаровой опорой и гайкой, расположенный соосно валам и связывающий одну из полумуфт с диском.

Недостатком этого устройства является то, что оно не обеспечивает необходимой надежности, так как при вращении ключа до отказа между валами бортовой передачи и трансмиссии возникают большие распирающие силы, которые воздействуют на подшипники и разрушают их, что может привести к поломке устройства трансмиссии, бортовой передачи, выходу из строя машины в целом.

Цель изобретения - повышение надежности устройства.

Цель достигается тем, что шаровая опора расположена на валу бортовой передачи, гайка закреплена в диске и связана с винтом, а винт снабжен упором, выполненным с возможностью контактирования с гайкой.

В устройстве соединения трансмиссии с бортовой передачей на диске параллельно оси винта установлен подпружиненный стержень с возможностью контактирования с одной из полумуфт и имеющий в средней части скошенную поверхность, а перпендикулярно оси винта установлен подпружиненный стопор с коническими концами, выполненными с возможностью контактирования с ключом и со скошенной поверхностью подпружиненного стрежня, при этом гайка расположена на валу трансмиссии.

Третий вариант достижения цели состоит в том, что внутри винта установлен дополнительный подпружиненный стержень, один конец которого выполнен с возможностью контактирования с ключом, а другой - с одной из полумуфт, при этом гайка расположена на валу бортовой передачи, а отверстие под ключ выполнено с одной стороны с фасками.

Во всех вариантах выполнения устройства гайка выполнена сферической и снабжена штифтом, а шаровая опора содержит подпружиненный шариковый фиксатор.

На фиг. 1 изображено устройство для соединения трансмиссии с бортовой передачей в разрезе,вариант 1; на фиг. 2 - то же, вариант 2; на фиг. 3 - то же вариант 3; на фиг. 4 - вид по стрелке Б на фиг. 3; на фиг. 5 - вид сверху на фиг. 4.

Устройство для соединения трансмиссии с бортовой передачей состоит из зубчатой полумуфты 1, закрепленной на валу 2 трансмиссии, и соосной ей зубчатой полумуфты 3, закрепленной на валу 4 бортовой передачи. Зубчатая обойма 5 связана с полумуфтами 1 и 3. В обойме 5 с помощью пружинных колец 6 закреплен зубчатый диск 7 и винт 8 сферической гайкой 9, связанный с диском 7 шаровой опорой 10, и выполнен с отверстием 11 под ключ 12.

Гайка 9 закреплена от проворота штифтом 13. Внутри шаровой опоры 10 установлена пружина 14 с шариками 15.

В устройстве по варианту 1 (фиг. 1) шаровая опора 10 расположена на валу 4 бортовой передачи, сферическая гайка 9 закреплена в диске 7, а винт 8 снабжен упором 16, зафиксированным на нем болтом 17. Упор 16 установлен таким образом, чтобы при соединении трансмиссии с бортовой передачей между обоймой 5 и трансмиссией обеспечивался гарантированный зазор А, который исключает распор.

Во втором варианта (фиг. 2) на диске 7 параллельно оси винта 8 установлен стержень 18 с пружиной 19. Средняя часть стержня выполнена со скосом 20. Перпендикулярно оси винта 8 установлен упор 21 с пружиной 22. Концы упора 21 выполнены коническими и контактируют один со скосом 20 стержня 18, а другой - с ключом 12. Гайка 9 расположена на валу 2 трансмиссии.

В третьем варианте (фиг. 3) внутри винта 8 установлен стержень 23 с пружиной 24. Один конец стержня 23 установлен с возможностью контактирования с ключом 12, а другой - с полумуфтой 1. Сферическая гайка 9 расположена на валу 2 бортовой передачи. Отверстие 11 под ключ 12 выполнено с одной стороны с фасками 25 для выхода ключа из отверстия при упоре стержня 26 в полумуфту 1.

Устройство работает следующим образом.

Для соединения трансмиссии с бортовой передачей (фиг. 1) в отверстие 11 винта 8 вставляется ключ 12, который вводится в отверстие снаружи ВГМ сквозь бортовую передачу. Вращением ключа и винта диск 7 перемещается и обойма 5 входит в зацепление и полумуфтой1. При этом сферическая гайка 9 упирается в упор 16, который препятствует дальнейшему вращению ключа и перемещению диска.

Разъединение бортовой передачи и трансмиссии ВГМ производится в обратном порядке, при этом обойма 5 выходит из зацепления с полумуфтой 1 трансмиссии и входит в зацепление с полумуфтой 3 бортовой передачи.

Таким образом трансмиссия освобождается от связи с бортовой передачей и легко извлекается из моторно-трансмиссионного отделения ВГМ для проведения ремонтных и других работ.

По второму варианту при зацеплении обоймы (фиг. 2) с полумуфтой 1 стержень 18 сжимает пружину 19 и своим скосом 20 контактирует с коническим концом упора 21, который вторым концом зажимает ключ 12, препятствуя его дальнейшему вращению. При этом обеспечивается заданный зазор А, исключающий распор.

По третьему варианту при зацеплении обоймы 5 (фиг. 3) с полумуфтой 1 конец стержня 23 упирается в полумуфту 1, а другой выталкивает ключ 12 из отверстия 11 по фаскам 25. При этом обеспечивается заданный зазор А, исключающий распор.

Предложенное устройство для соединения трансмиссии с бортовой передачей с упорами позволяет решить одну и ту же задачу принципиально одним и тем же путем - путем исключения осевых распирающих сил, возникающих между валами бортовой передачи и трансмиссией и созданием гарантированного зазора между ними.

Преимущества первого варианта состоят в простоте конструкции и эксплуатационной надежности устройства, достигаемой с помощью упора, выполняющего роль автоматического ограничителя вращения ключа.

Преимуществом второго варианта является то, что упор является элементом, тормозящим вращение ключа и автоматически ограничивающим
Преимуществом третьего варианта является то, что упор служит одновременно автоматическим выталкивателем ключа.

Технико-экономический эффект предложения заключается в повышении надежности устройства путем исключения осевых распирающих сил и создания гарантированного зазора между валами бортовой передачи и трансмиссии, что исключает возможность поломки устройства, бортовой передачи, трансмиссии и повышает боевую готовность машины.

Похожие патенты RU2109644C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2012
  • Комратов Юрий Сергеевич
  • Кукис Валерий Александрович
  • Комаров Владимир Федорович
  • Малышев Дмитрий Николаевич
  • Перельсон Лариса Александровна
  • Чикунов Юрий Александрович
RU2501700C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРУГЛЕНИЯ ЛЕНТЫ РАСШИРЕННОГО ГРАФИТА НА РЕБРО 2001
  • Епишов А.П.
  • Клепцов И.П.
RU2201544C1
КЛЮЧ ТОРЦОВЫЙ 1999
  • Клюев С.А.
  • Бондаренко Б.Г.
RU2172666C2
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ГАЙКОВЕРТ 2000
  • Ганин Ф.Г.
RU2177401C2
ДИСКОВЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИАТОР 2008
  • Воробьев Дмитрий Викторович
  • Гулиа Нурбей Владимирович
  • Соболевский Михаил Исаакович
RU2357139C1
Сцепная муфта 1977
  • Сычев Сергей Федорович
  • Степанов Владимир Александрович
  • Суслов Александр Александрович
SU796520A1
ШПИНДЕЛЬ ТУРБОБУРА 2001
  • Чайковский П.Г.
RU2176015C1
ЛЕБЕДКА ПРИВОДА ГРУЗОВОЙ ТЕЛЕЖКИ БАШЕННОГО КРАНА 2003
  • Марысаев Б.К.
RU2249562C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1987
  • Егоркин В.В.
  • Капотин Е.Н.
  • Лысунец В.И.
RU2109650C1
МЕДИЦИНСКИЙ СТОЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Карась Л.В.
  • Кашин В.Н.
  • Кириченков В.А.
  • Муштаков Г.Г.
  • Персон Л.Г.
RU2212216C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 109 644 C1

Реферат патента 1998 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ТРАНСМИССИИ С БОРТОВОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ

Устройство для соединения трансмиссии с бортовой передачей, содержащее две соосные зубчатые полумуфты, одна из которых закреплена на валу трансмиссии, другая - на валу бортовой передачи, зубчатую обойму, соединяющую полумуфты, диск, размещенный между полумуфтами, винт, шаровую опору и гайку, причем шаровая опора расположена на валу бортовой передачи, гайка закреплена в диске, а винт снабжен упором. По второму пункту формулы на диске параллельно оси винта установлен подпружиненный стержень, а перпендикулярно оси винта установлен подпружиненный упор с коническими концами, при этом гайка расположена на валу трансмиссии. По третьему пункту формулы внутри винта установлен подпружиненный стержень, при этом гайка расположена на валу бортовой передачи. Изобретение позволяет повысить надежность устройства. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 109 644 C1

1. Устройство для соединения трансмиссии с бортовой передачей военной гусеничной машины, содержащее две соосные зубчатые полумуфты, одна из которых закреплена на валу трансмиссии, другая на валу бортовой передачи, и зубчатую обойму, связанную с полумуфтами, причем внутри обоймы размещен диск и винт с отверстием под ключ, а также шаровую опору и гайку, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, шаровая опора расположена на валу бортовой передачи, гайка закреплена в диске и связана с винтом, а винт снабжен упором, выполненным с возможностью контактирования с гайкой. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено подпружиненным стержнем, установленным на диске параллельно оси винта, при этом стержень выполнен с возможностью контактирования с одной из полумуфт и имеет в средней части скошенную поверхность, а также подпружиненным стопором с коническими концами, установленными перпендикулярно оси винта, при этом конические концы стопора выполнены с возможностью контактирования с ключом и со скошенной поверхностью подпружиненного стержня, причем гайка расположена на валу трансмиссии. 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что внутри винта установлен дополнительный подпружиненный стержень, один конец которого выполнен с возможностью контактирования с ключом, а другой - с одной из полумуфт, при этом гайка расположена на валу бортовой передачи. 4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что отверстие под ключ выполнено с фасками с одной стороны. 5. Устройство по пп.1 - 3, отличающееся тем, что гайка выполнена сферической и снабжена штифтом, а шаровая опора содержит подпружиненный шариковый фиксатор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2109644C1

DE, патент N 1155983, кл
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 109 644 C1

Авторы

Клемин А.Н.

Ким Р.А.

Волков В.В.

Даты

1998-04-27Публикация

1985-09-02Подача