Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к быстроходным военным гусеничным машинам /ВГМ/, тягачам и бронетранспортерам.
Известен способ управления поворотом ВГМ, заключающийся в том, что уменьшают скорость движения одной из гусениц путем включения с отстающей стороны замедленной передачи или полностью ее затормаживают остановочным тормозом (Платонов В. Ф. , Леиашвили Г.Р., Гусеничные и колесные транспортно-тяговые машины.- М.: Машиностроение, 1986, с.97).
Устройство для осуществления этого способа содержит суммирующее планетарные ряды, первые звенья которых связаны между собой валом и через коробку передач, передаточный вал, коническую передачу с двигателем, вторые звенья соединены через бортовые передачи с двигателями, а третьи звенья - через планетарно-фрикционные механизмы поворота, передаточный вал, коническую передачу с двигателем (Платонов В.Ф., Леиашвили Гусеничные и колесные транспортно-тяговые машины. М.: Машиностроение, 1986, с.135, рис.47).
Недостатками этого способа и устройства являются снижение маневренности ВГМ ввиду несовершенства управления планетарно-фрикционными механизмами поворота и остановочными тормозами, в результате чего происходит потеря части мощности двигателя в тепло на фрикционных элементах механизма поворота.
Известен также способ управления поворотом ВГМ, заключающийся в том, что мощность источника энергии делят на два потока, первый поток мощности делят на две равные части одного направления вращения, второй поток мощности делят на две равные части взаимно-противоположного направления вращения, устанавливают необходимую частоту вращения, а затем обе части двух потоков мощности суммируют и направляют их на движители, осуществляют поворот машины на данной передаче (Платонов В.Ф., Леиашвили Г.Р. Гусеничные и колесные транспортно-тяговые машины.- М.: Машиностроение, 1986. с.148-151)- прототип.
Недостатком этого способа является снижение маневренности ВГМ, так как для осуществления поворота ВГМ с радиусом, меньшим минимального радиуса поворота на данной передаче, необходимо переключить передачу на низшую.
Известно также устройство для управления поворотом ВГМ, содержащее суммирующие планетарные ряды, первые звенья которых связаны между собой валом и с двигателем через коробку передач с электрогидравлическим управлением, вторые звенья соединены с движителями, а третьи звенья - через двухстороннюю коническую зубчатую передачу с гидромотором регулируемой гидрообъемной передачи, гидронасос которой связан с двигателем и органом управления поворотом машины (SU, авт.св. N 1063680, кл. B 62 D 11/08, 1983) - прототип.
Недостатками этого устройства являются сложность конструкции, т.е. применение электроуправляемых бортовых тормозов, специального электроуправляемого планетарного редуктора во втором потоке мощности между гидрообъемной передачей и двухсторонней конической зубчатой передачей, а также четырех переключающих устройство с замыкающими контактами, что влечет за собой снижение надежности.
Целью изобретения является повышение маневренности ВГМ и надежности устройства для управления поворотом при упрощении его конструкции.
Для достижения этой цели в способе управления поворотом ВГМ, согласно которому мощность источника энергии делят на два потока, первый поток мощности делят на две равные части одного направления вращения, второй поток мощности делят на две равные части взаимопротивоположного направления вращения, устанавливают необходимую частоту вращения, а затем обе части двух потоков мощности суммируют и направляют их на движители, осуществляют поворот машины на данной передаче, согласно изобретению, изменяют частоту вращения во втором потоке до максимальной, а затем разрывают первый поток мощности и всю мощность от источника энергии к движителям передают по второму потоку, производят поворот машины с требуемым по условиям движения радиусом, затем вновь включают подачу мощности к движителям по первому потоку и производят движение на той де передаче с поворотом или прямолинейно.
Устройство для управления поворотом ВГМ снабжено электрическим переключающим устройством с замыкающим контактами переключения передач и механизмом отключения электромагнитов передач, причем электромагниты передач соединены электрической цепью с источником питания ВГМ через электрическое переключающее устройство и механизм отключения их, который выполнен в виде кнопки и установлен на органе управления с возможностью разрыва электрической цепи.
По способу для управления поворотом ВГМ отличительными признаками являются:
- изменение частоты вращения во втором потоке до максимальной;
- разрыв первого потока мощности;
- передача всей мощности от источника энергии к движителям по второму потоку;
- поворот машины с требуемым по условию движения радиусом;
- включение подачи мощности к движителям по первому потоку;
- продолжение движителя на той же передаче с поворотом или прямолинейно.
По устройству для управления поворотом ВГМ отличительными признаками являются:
- снабжение его электрическим переключающим устройством с замыкающими контактами переключения передач;
- снабжение его механизмом отключения электромагнитов передач;
- соединение электромагнитов передач электрической цепью с источником питания через электрическое переключающее устройство и механизм отключения их;
- выполнение механизма отключения электромагнитов передач в виде кнопки;
- установка кнопки на рукоятке управления с возможностью разрыва электрической цепи.
На чертеже схематически изображено устройство для управления поворотом ВГМ, общий вид.
Устройство для управления поворотом ВГМ содержит двигатель 1, соединенный через коническую зубчатую передачу 2 с планетарной коробкой передач 3 с электрогидравлическим управлением и через цилиндрическую зубчатую передачу 4 с регулируемой гидрообъемной передачей 5, и суммирующие планетарные ряды 9. Планетарная коробка передач 3 через выходной редуктор 6 связана с валом 7, на котором жестко установлены первые звенья 8 суммирующих планетарных рядов 9, связанные между собой валом. Вторые звенья 10 суммирующих планетарных рядов 9 через бортовые передачи 11 соединены с ведущим колесами 12 и движителями /не показаны/, а третьи звенья 13 суммирующих планетарных рядов 9 через двухстороннюю коническую передачу 14 соединены с гидромотором 15 регулируемой гидрообъемной передачи 5,гидронасос которой связан с двигателем 1 и органом 17 управления поворотом машины. Устройство для управления поворотом ВГМ снабжено электрическим переключающим устройством 18 с рукояткой 19 управления и с замыкающими контактами 20 переключения передач и механизмом отключения 21 электромагнитов 22 передач. Механизм отключения 21 выполнен в виде кнопки 23. Электромагниты 22 передач соединены электрической цепью 24 с источником питания 25 ВГМ через электрическое переключающее устройство 18 и механизм отключения 21. Кнопка 23 установлена с возможностью разрыва электрической цепи 24 или на рукоятке 19 управления, или на рукоятке 26 органа 17 управления поворотом ВГМ. Планетарная коробка передач 3 имеет четыре передачи (I-IV) прямого и заднего хода, а также положение "нейтраль" (H). Каждой передаче соответствует свой минимальный радиус поворота ВГМ.
Поворот ВГМ осуществляется следующим образом.
В исходном положении включена одна из четырех передач планетарной коробки передач 3 и ВГМ движется прямолинейно. При этом вся мощность от двигателя 1 к ведущим колесам 12 поступает по первому потоку, т.е. через планетарную коробку передач 3, вал 7, первые 8 и вторые 10 звенья суммирующих планетарных рядов 9, бортовые передачи 11. При повороте ВГМ направо или налево поворачивают орган 17 управления поворотом в сторону поворота, при этом мощность двигателя 1 делится на два потока. Первый поток мощности от планетарной коробки передач 3 подводится к первым звеньям 8 (эпициклическим шестерням) суммирующих планетарных рядов 9. Второй поток мощности от гидромотора 15 регулируемой гидрообъемной передачи 5 через двухстороннюю коническую зубчатую передачу 14 отводится к третьим звеньям 13 (солнечным шестерням) суммирующих планетарных рядов 9. При этом направление вращения третьих звеньев 13 (солнечных шестерен) левого и правого суммирующих рядов взаимно противоположное, что приводит к замедлению вращения ведущего колеса 12 одного борта и ускорению другого. Путем плавного изменения частоты вращения выходного вала гидромотора 15 осуществляется поворот ВГМ с требуемым радиусом в ту или другую сторону как при движении вперед, так и на заднем ходу. Если при максимальной частоте вращения выходного вала гидромотора 15 (при этом орган 17 управления поворотом машины занимается крайнее правое и левое положение) минимальный радиус поворота машины на данной передаче окажется больше кривизны дороги (машина "не вписывается" в поворот), то нажатием на кнопку 23 разрывают электрическую цепь 24 питания электромагнита 2, передача в планетарной коробке передач 3 выключается. При этом прекращается поступление мощности к первым звеньям 8 суммирующих планетарных рядов 9 и поступательное движение ВГМ замедляется. В это время вся мощность от двигателя 1 поступает по второму потоку от выходного вала гидромотора 15 через третьи звенья 13 (солнечные шестерни) суммирующих планетарных рядов 9, далее через вторые звенья 10 и бортовые передачи 11 к ведущим колесам 12. Производят поворот ВГМ с требуемым по условиям движения радиусом, затем отпускают кнопку 23, тем самым включают электромагнит 22 ранее выбранной передачи в планетарной коробке передач 3. При этом возобновляется подача мощности к движителям по первому потоку и продолжают движение на той же передаче с поворотом или прямолинейно.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трансмиссия гусеничной машины | 1979 |
|
SU856882A1 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2031808C1 |
Трансмиссия гусеничной машины | 1982 |
|
SU1063680A2 |
ГИДРООБЪЕМНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2017 |
|
RU2651376C1 |
БЕССТУПЕНЧАТЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА БЫСТРОХОДНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2003 |
|
RU2233760C1 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2037443C1 |
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2268839C9 |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ | 2005 |
|
RU2297355C2 |
Трансмиссия гусеничной машины | 1988 |
|
SU1601009A1 |
Трансмиссия гусеничного транспортного средства | 1990 |
|
SU1766759A1 |
Способ управления поворотом военной гусеничной машины, заключающийся в том, что мощность источника энергии делят на два потока, при этом изменяют частоту вращения во втором потоке до максимальной, а затем разрывают первый поток мощности и всю мощность от источника энергии к движителям передают по второму потоку. Устройство для управления поворотом военной гусеничной машины содержит суммирующие планетарные ряды, первые звенья которых связаны между собой валом и с двигателем через коробку передач с электрогидравлическим управлением, вторые звенья соединены с движителями, а третьи звенья через двухстороннюю коническую зубчатую передачу - с гидромотором регулируемой гидрообъемной передачи, гидронасос которой связан с двигателем и органом управления поворотом машины, кроме того, устройство снабжено электрическим переключающим устройством с замыкающими контактами переключения передач и механизмом отключения электромагнитов передач, который выполнен в виде кнопки и установлен на рукоятке управления с возможностью разрыва электрической цепи. Изобретение позволяет повысить маневренность гусеничной машины. 2 с.п. ф-лы, 1 ил.
Платонов В.Ф., Леиашвили Г.Р | |||
Гусеничные и колесные транспортно-тяговые машины | |||
- М.: Машиностроение, 1986, с | |||
Раздвижной паровозный золотник с подвижными по его скалке поршнями между упорными шайбами | 1922 |
|
SU148A1 |
SU, авторское свидетельство N 10613680, кл | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1998-04-27—Публикация
1987-04-06—Подача