ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 1998 года по МПК F04D19/02 

Описание патента на изобретение RU2111385C1

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам высокого давления двухконтурных турбореактивных двигателей, преимущественно с большой степенью двухконтурности.

Улучшение параметров двигателя, в частности увеличение КПД двигателя и уменьшение удельного расхода топлива, требует повышения КПД компрессора и расширения диапазона его устойчивой работы. Одним из путей повышения КПД компрессора является расширение вариантности углов установки и интервалов углов поворота лопаток направляющих лопаточных аппаратов ступеней компрессора высокого давления на переходных режимах от запуска двигателя до режима максимальной тяги, а также на неустойчивых режимах работы.

Наиболее близкой к предлагаемой является конструкция осевого газотурбинного двигателя, включающая корпус и размещенные внутри него направляющие лопаточные аппараты с поворотными лопатками, на хвостовиках которых зафиксированы поворотные рычаги, шарнирно связанные с синхронизирующими кольцами, на корпусе параллельно его оси установлен приводной вал с возможностью вращения и связанный с механизмом привода при помощи рычага, шарнирно связанного с регулируемой тягой, и связанный с синхронизирующими кольцами посредством рычага, шарнирно связанного с регулируемой тягой (Авт. свид. N 956844, F 04 D 27/00, 1982).

Недостатком известной конструкции является то, что она не обеспечивает возможности одновременного преимущественного линейного и точного регулирования различных вариантов углов установки и интервалов углов поворота лопаток, направляющих лопаточных аппаратов ступеней компрессора от одного и более механизмов привода, а также низкие усилия и размерность поворота лопаток, что не позволяет использовать ее в многоступенчатом компрессоре.

Техническая задача, которая решается изобретением, заключается в повышении КПД, облегчении запуска двигателя и расширении диапазона устойчивой работы компрессора с большим числом ступеней.

Решение этой задачи осуществляется путем обеспечения возможности одновременного преимущества линейного и точного регулирования различных вариантов углов установки и интервалов углов поворота лопаток направляющих лопаточных аппаратов ступеней компрессора от одного и более механизмов привода, а также снижения усилий и неравномерности поворота лопаток за счет выравнивания радиальных зазоров между синхронизирующим кольцом и корпусом компрессора.

На фиг. 1 изображен продольный разрез нескольких ступеней компрессора на входе; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1, левая верхняя часть корпуса; на фиг. 4 - тот же вид Б на фиг. 1.

Ниже представлен наиболее предпочтительный вариант исполнения осевого компрессора газотурбинного двигателя.

В корпусе 1 осевого компрессора газотурбинного двигателя размещены направляющие лопаточные аппараты 2, 3, 4 с поворотными лопатками 5, 7, 6, на хвостовиках которых 8, 9, 10 зафиксированы поворотные рычаги 11, 12, 13. Эти рычаги шарнирно связаны с синхронизирующими кольцами соответственно 14, 15, 16 и регулирующими тягами 17, 18 и 19 и силовыми механизмами 20 и 21 привода поворотных лопаток. Каждый из приводных валов 22 и 23 выполнен с тремя рычагами 24, 25 и 26 и шарнирными соединениями при помощи болтов 27, 28, 29 по краям рычагов 24, 25 и 26. Стрелками 30 показано направление воздушного потока на входе в компрессор. Приводной вал 22 жестко скреплен с элементами 31, 32 корпуса 1 и установлен с возможностью вращения относительно оси 33 вала 22 по стрелке 34 или 35 в подшипниках 36, 37 параллельно продольной оси 38 корпуса 1.

Оси двух шарнирных соединений, например болтов 27, 28, по краям рычагов 24, 25 расположены в одной плоскости 39, проходящих через ось 33 приводного вала 22 либо расположены под углом α к плоскости 29 или рычага 41, служащего для привода приводного вала от регулируемой тяги 42 силового механизма 20 гидроцилиндра.

Три синхронизирующих кольца 14, 15 и 16 шарнирно скреплены с помощью болтов 27, 28 и 29, а также болтов 43, 44, 45 пальца 46 с двумя противоположно расположенными по окружности корпуса приводными валами 22 и 23 и силовыми механизмами привода 20 и 21.

При сборке двигателя осуществляют установку шкал и регулировку механизма поворота лопаток 5 входного направляющего аппарата (ВНА), направляющего аппарата (НА) на I ступени 6 и II ступени 7. Для этого перемещают тяги 17 привода ВИА в направлении стрелки 47 до упоров на конце привода ВНА, что соответствует положению лопаток ВНА с углом α = +7°. Удерживая на упорах кольцо привода ВНА, устанавливают шкалы ВНА 48, совместив риску шкалы +7o с острием стрелки 49, и закрепляют шкалу. Затем перемещают тяги привода НА 1 ступени 18 в направлении стрелки 47 до упоров на кольце привода НА I ступени 6, что соответствует углу α = +5°.

Удерживая на упорах кольцо привода НА I ступени, устанавливают шкалу 50 НА II ступени 6, совместив риску шкалы +5o с острием стрелки 51, и закрепляют шкалу.

Перемещают тяги привода НА II ступени 19 в направлении стрелки 47 до упоров на кольце привода НА II ступени, что соответствует положению лопаток НА II ступени с углом α = +5°.

Удерживая на упорах кольцо привода НА II ступени, устанавливают шкалу НА II ступени 52, совместив риску шкалы +5oC острием стрелки 53, и закрепляют шкалу. Затем устанавливают валики 22 с рычагами 24, 25 в угловом положении (19 ± 2)o относительно горизонтальной оси и фиксируют.

Вращением регулировочных тяг 17, 18 и 19 устанавливают лопатки ВНА 5 в угловое положение (0 ± 0,5)o, на I ступени 6 - в угловое положение (2,5 ± 0,5)o.

Снимают фиксатор-палец 46 валиков 22 и 23 с рычагами, поворачивают валики 22, 23 до совмещения острия 49 с рисками - 45o шкал 48 ВНА. При этом острие стрелок 51 НА I и 52 II степеней должны совпадать с рисками - 33o и -20o шкал 50 НА I и 53 II ступеней соответственно с обеих сторон, в пределах ± 0,5o. Затем поворачивают валики 22, 23 до совмещения острия стрелок 49 с рисками 0o шкал 48 ВНА, при этом острие стрелок 51 НА I и 53 НА II ступени должны совпадать с рисками +5o и 2,5o шкал НА I 50 и 52 I ступеней соответственно, с обеих сторон в пределах ± 0,5o.

Вращением регулируемых тяг 42 совмещают отверстия в сферах болтовых ушковых тяг силовых агрегатов с отверстиями в рычагах валиков 22, 23. Контрят гайки регулируемых тяг 17, 18 19 и 42.

Регулирование вариантов углов установки и интервалов углов поворота лопаток направляющих аппаратов ступеней компрессора осуществляют одновременно от силовых механизмов привода 20 и 21 (гидроцилиндров), усилия которых передаются в одном направлении синхронно на регулируемые тяги 42 рычага 41, синхронно вращая приводные валы 22, 23. Валы 22, 23 взаимодействуют шарнирными соединениями 27, 28, 29 остальных рычагов 24, 25, 26 с регулируемыми тягами 17, 18, 19. Через шарнирные соединения 43, 44, 45 вращаются синхронизирующие кольца 14, 15, 16 по окружности. Кольца 14, 15, 16, шарнирно связанные с поворотными рычагами 11, 12, 13, при повороте вдоль окружности взаимодействуют с хвостовиками 8, 9, 10, зафиксированными с поворотными лопатками, обеспечивая требуемые углы установки лопаток направляющих лопаточных направляющих аппаратов на всех режимах работы многоступенчатого компрессора газотурбинного двигателя.

Похожие патенты RU2111385C1

название год авторы номер документа
ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Крючков Ю.А.
  • Тункин А.И.
  • Кириевский Ю.Е.
  • Ганжа И.Т.
RU2141062C1
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОПАТОК НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА СТАТОРА МНОГОСТУПЕНЧАТОГО КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Конихин Алексей Вячеславович
  • Кузнецов Владимир Александрович
  • Шухнин Всеволод Сергеевич
RU2674227C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТУПЕНЯМИ ПОВОРОТНЫХ ЛОПАТОК СТАТОРА КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Крючков Юрий Александрович
  • Тимкин Юрий Иванович
  • Увин Алексей Евгеньевич
  • Красинский Леонид Григорьевич
  • Харин Сергей Александрович
RU2422644C1
ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР ТУРБОМАШИНЫ 2004
  • Крючков Юрий Александрович
RU2267656C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ПОВОРОТНЫХ НАПРАВЛЯЮЩИХ ЛОПАТОК КОМПРЕССОРА ИЛИ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Крючков Ю.А.
  • Тункин А.И.
  • Ганжа И.Т.
  • Кириевский Ю.Е.
RU2098670C1
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ЛОПАТОК НАПРАВЛЯЮЩИХ АППАРАТОВ ОСЕВОГО МНОГОСТУПЕНЧАТОГО КОМПРЕССОРА 2023
  • Сыкулев Илья Андреевич
  • Якушев Александр Владимирович
  • Каминский Илья Робертович
RU2815592C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ПОВОРОТНЫХ НАПРАВЛЯЮЩИХ ЛОПАТОК КОМПРЕССОРА ИЛИ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Харин Сергей Александрович
  • Крючков Юрий Александрович
  • Увин Алексей Евгеньевич
  • Красинский Леонид Григорьевич
RU2389877C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Ефимов Андрей Сергеевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Котельников Андрей Ростиславович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Вадим Николаевич
RU2555933C2
УСТРОЙСТВО ПОВОРОТА НАПРАВЛЯЮЩИХ ЛОПАТОК КОМПРЕССОРА, А ТАКЖЕ СОПЛОВЫХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ 2005
  • Грехнев Андрей Владимирович
  • Грехнев Владимир Александрович
RU2300669C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614709C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 111 385 C1

Реферат патента 1998 года ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Компрессор предназначен для создания высокого давления воздуха в двухконтурных турбореактивных двигателях, преимущественно с большой степенью двухконтурности. Регулирование вариантов углов установки и интервалов углов поворота лопаток направляющих аппаратов осуществляют одновременно от силовых механизмов привода 20, 21. Усилия приводов 20, 21 передаются в одном направлении синхронно на регулируемые тяги 42 и шарнирное соединение 46 рычага 41, синхронно вращая приводные валы 22, 23. Валы 22, 23 взаимодействуют шарнирными соединениями 27, 28, 29 остальных рычагов 24, 25, 26 с регулируемыми тягами 17, 18, 19. Через шарнирные соединения 43, 44, 45 они вращают синхронизирующие кольца 14, 15, 16 по окружности. Кольца 14, 15, 16 шарнирно связанные с поворотными рычагами 11, 12, 13, при повороте вдоль окружности взаимодействуют с хвостовиками 8, 9, 10, обеспечивая требуемые углы установки лопаток направляющих лопаточных аппаратов на всех режимах работы многоступенчатого компрессора газотурбинного двигателя. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 111 385 C1

Осевой компрессор газотурбинного двигателя, содержащий корпус и размещенные внутри него направляющие лопаточные аппараты с поворотными лопатками, на хвостовиках которых зафиксированы поворотные рычаги, шарнирно связанные с синхронизирующими кольцами, на корпусе параллельно его оси установлен приводной вал с возможностью вращения и связанный с механизмом привода при помощи рычага, шарнирно связанного с регулируемой тягой, и связанный с синхронизирующими кольцами посредством рычага, шарнирно связанного с регулируемой тягой, отличающийся тем, что на корпусе установлен второй приводной вал и второй привод, причем второй приводной вал связан с вторым приводом аналогично первому валу и каждый вал снабжен дополнительным рычагом, шарнирно связанным с дополнительной регулируемой тягой, соединенной с синхронизирующим кольцом, а оси общих шарниров расположены в одной плоскости с осью соответствующего вала, при этом с приводными валами связаны по меньшей мере три синхронизирующих кольца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2111385C1

SU, авторское свидетельство, 956844, F 04 D 27/00, 1982.

RU 2 111 385 C1

Авторы

Крючков Ю.А.

Тункин А.И.

Ганжа И.Т.

Кириевский Ю.Е.

Даты

1998-05-20Публикация

1995-04-06Подача