Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии и психологии, и может быть использовано для коррекции аддиктивного поведения при избавлении от алкоголизма, табачной зависимости лишнего веса, сексуальных и невротических расстройств.
Известны способы стрессопсихотерапии, основанные на так называемом кодировании, например, способ Довженко А.Р. лечения хронического алкоголизма согласно патенту РФ N 1165392. Способ включает в себя приемы индивидуальной и коллективной психотерапии, создание отрицательного рефлекса на алкоголь и закрепление антиалкогольной установки путем механического раздражения точек Валле и орошения полости рта и зева хлорэтилом.
Основным недостатком способов стрессопсихотерапии является то, что они создают психический дискомфорт, который может привести к непредсказуемым осложнениям и психическим срывам, поскольку доминирующая роль отводится в данном случае воздействию на подсознательном психическом уровне без необходимой подготовки сознания человека.
Наиболее близким к предлагаемому является способ коррекции веса путем психотерапии согласно патенту РФ N 2033199. Способ заключается в том, что с помощью вербального воздействия формируют, подкрепляют и усиливают мотивацию снижения веса, т.е. мотивацию избавления от аддиктивного (зависимого) поведения, повышают внушаемость пациента и осуществляют аутогетеросуггестивное воздействие в состоянии бодрствования и в состоянии аутогенного погружения, для этого сообщают информацию о факторах, влияющих на аддитивное поведение и о путях его коррекции, получают информацию о личностных особенностях и индивидуальном аддиктивном поведении пациента, с учетом этой информации составляют словесные формулы аутогетеросуггестивного воздействия, которые внушают во время аутогенного погружения, фиксируют полученную информацию с помощью зрительно-моторной реакции путем заполнения дневника и многократного написания словесных формул самовнушения непосредственно перед и после сна, процедуры повторяют ежедневно в течение семи-десяти дней, а во время реабилитационного периода продолжают ведение и анализ дневника и воспроизведения словесных формул самовнушения.
Вышеописанный способ, в отличии от способов стрессовой психотерапии, не вызывает психического дискомфорта, однако имеет следующие недостатки.
Во-первых, доминирующая роль в изменении стереотипа поведения и отказе от аддиктивного поведения отводится гетеро- и аутогенной суггестии, т.е. формированию новых установок на уровне подсознания, а подготовка к изменению поведения на сознательном уровне сводится к проведению на первом занятии беседы, во время которой слушателей знакомят с механизмом формирования стереотипа поведения и информируют о факторах, определяющих вес человека, и путях коррекции веса. В результате снижается эффективность способа.
Во-вторых, информацию о личностных особенностях и индивидуальном аддиктивном поведении пациента получают, анализируя результаты проведения анкетирования и опросов без учета данных психодиагностики и самоанализа, что не позволяет усилить мотивацию отказа от аддиктивного поведения на уровне сознания за счет установления обратной связи, усиливающей процесс формирования программы безразличного отношения к объекту аддикции.
В-третьих, при адаптации пациента к новым условиям существования не уделяется внимания тренировке психологической устойчивости и коммуникативности в рамках здорового образа жизни, что также способствует снижению эффективности способа.
Предложенное изобретение направлено на решение задачи повышения эффективности способа коррекции аддиктивного поведения за счет повышения степени воздействия на пациента в сознательном состоянии.
Сущность изобретения заключается в том, что в способе коррекции аддиктивного поведения, заключающемся в том, что с помощью вербального воздействия формируют и усиливают мотивацию избавления от аддиктивного поведения и осуществляют аутогетеросуггестивное воздействие в состоянии бодрствования и в состоянии аутогенного погружения, для этого сообщают информацию о факторах, влияющих на аддиктивное поведение, и о путях его коррекции, получают информацию о личностных особенностях и индивидуальном аддиктивном поведении пациента, составляют словесные формулы аутогетеросуггестивного воздействия, которые внушают во время аутогенного погружения, фиксируют полученную информацию с помощью зрительно-моторной реакции путем заполнения дневника и многократного написания словесных формул самовнушения непосредственно перед сном, процедуры повторяют ежедневно в течение семи-десяти дней, а во время реабилитационного периода продолжают ведение дневника и воспроизведение формул самовнушения по заданной схеме, предлагается вербальное воздействие в состоянии бодрствования осуществлять с помощью рациональной психотерапии ежедневно в течение не менее трех часов и сопровождать демонстрацией специально подобранных аудио-видео материалов и опытов, а также дополнительно проводить тренинги по конфликтологии, коммуникативного и психологической устойчивости и сообщать информацию о социальных последствиях аддиктивного поведения, при этом явно выраженные эмоциональные состояния, обусловленные воздействием сообщаемых сведений и демонстрацией материалов и опытов, связывают с конкретными условными стимулами, а информацию о личностных особенностях и индивидуальном поведении предлагается получать путем периодического проведения психодиагностики и самоанализа, корректировать сообщаемые сведения с учетом полученной информации, образуя обратную связь, усиливающую процесс сознательного формирования программы безразличного отношения к объекту аддикции, при этом во время реабилитационного периода предлагается не реже, чем один раз в месяц проводить психологические тренинги по конфликтологии, коммуникативности и психологической устойчивости, направленные на адаптации к здоровому образу жизни.
В предложенном изобретении осуществление вербального воздействия в состоянии бодрствования с помощью рациональной психотерапии, проводимой ежедневно в течении не менее трех часов обеспечивает возможность формирования на уровне сознания стойкой программы безразличного отношения к объекту аддикции, что повышает эффективность способа коррекции аддиктивного поведения.
Сообщение дополнительных сведений о социальных последствиях аддиктивного поведения и сопровождение вербального воздействия демонстрацией специально подобранных аудио-видео материалов и опытов повышает степень воздействия рациональной психотерапии и позволяет получать у пациентов явно выраженные эмоциональные состояния, характеризующиеся как негативные или безразличные по отношению к объекту аддикции, а связывание этих эмоциональных состояний с конкретными условными стимулами ("якорями") обеспечивает надежную и "безопасную" в психологическом отношении фиксации на подсознательном уровне новой поведенческой программы.
Периодическое проведение психодиагностики и самоанализа позволяет использовать полученную информацию о личных особенностях и индивидуальном аддиктивном поведении пациента для коррекции сведений, сообщаемых во время рациональной психотерапии, и для образования обратной связи, усиливающей процесс сознательного формирования программы безразличного отношения к объекту аддикции.
Проведение во время заключительных занятий курса, а также во время реабилитационного периода не реже, чем один раз в месяц направленных на адаптацию к здоровому образу жизни психологических тренингов по конфликтологии, коммуникативности и психологической устойчивости позволяет уменьшить вероятность возникновения рецидивов, а также перехода к другому виду аддикции, что также повышает эффективность способа коррекции аддиктивного поведения.
Способ осуществляется следующим образом.
Курс включает 7-10 ежедневных занятий и последующее выполнение рекомендаций в течение реабилитационного периода, длительность которого составляет не менее 6 мес. Каждое занятие курса включает вербальное воздействие в состоянии бодроствования, которое осуществляют путем рациональной психотерапии в течение не менее трех часов и сеанс аутогенного погружения, длительность которого составляет 10-15 мин.
Первый, подготовительный, этап состоит из двух-трех занятий, направленных на подготовку сознания пациента к восприятию новой поведенческой программы. Во время этих занятий пациентов знакомят со структурой психологии человеческой личности, с понятием первой и второй сигнальных систем и рефлекторной деятельностью, с механизмом формирования стереотипа поведения, который определяется зависимостью: запрограммированность - действие (употребление) - привычка - потребность. Указывают причины изменения психического состояния, приводящие к тому или иному виду аддикции, такие, например, как изменение психического состояния под воздействием химических веществ или специфических действий и поступков. Указывают факторы, влияющие на процесс формирования аддиктивного поведения. При этом разъясняют пациентам сущность запрограммированности, которая является нарушением или искажением сознания человека неверными, заведомо ложными измышлениями, сформированными под влиянием различных внешних факторов, таких, например, как социальное окружение. Запрограммированность состоит из установки (настроенности) на выполнение определенных действий и убежденности в естественности, необходимости и даже неизбежности их выполнения и побуждает человека совершать объективно неоправданные, пртивоестественные и бесполезные поступки, считая их необходимым, естественными, приносящими пользу. Далее показывают пути перепрограммирования ("снятия") неверных программ, усиливают мотивацию отказа от аддиктивного поведения, формирут установку перехода к здоровому образу жизни и уверенность в успешном ее осуществлении. Информируют о возможностях и значении вербального воздействия на сознательную деятельность человека, т.е. на вторую сигнальную систему, и возможность коррекции через такое воздействие второй сигнальной системы.
Пациентов обучают по известным методикам приемам самоанализа путем ведения дневников, рациональной терапии путем написания микросочинений и ауто-гетеротренингу, включающему аутогенное погружение, а также элементы нейролигвистического программирования.
На первом этапе также проводят предварительное анкетирование и получают информацию о личностных особенностях и индивидуальном аддиктивном поведении пациента. Эту информацию используют для коррекции сообщаемых во время занятий сведений с учетом данных, получаемых из анкет и дневников. Таким образом адаптируют информацию, сообщаемую во время занятий, в соответствии с индивидуальными особенностями пациентов данной группы и образуют обратную связь, усиливающую процесс сознательного формирования программы безразличного отношения к объекту аддикции. При этом с отдельными пациентами проводят дополнительные индивидуальные консультации в случае невозможности коллективного обсуждения их специфических проблем.
На протяжении всего курса лечения пациентам предлагается ежедневно непосредственно перед сном заполнять дневник, в котором необходимо отражать подробный анализ ситуаций, связанных с особенностями своего аддиктивного поведения, оценкой своих мыслей, эмоций и поступков, связанных с процессом формирования новой поведенческой программы. Дневники сдаются на проверку. Наряду с дневниковыми записями пациентам предлагается ежедневно проводить сеанс многократного написания короткой формулы самовнушения, текст которой близок к тексту, используемому в известных методиках, соответствует характеру аддиктивной зависимости и может, в зависимости от конкретной ситуации, быть составлен как самим пациентом, так и лицом, проводящим занятия.
На втором этапе, включающем 3-4 занятия, осуществляется воздействие на сознание, а через него и на подсознание, направленное непосредственно на разрушение неверной аддиктивной программы и формирование нового стереотипа поведения. Для этого проводится дальнейшая углубленная психодиагностика личности пациентов с использованием целого ряда тестов таких, например, как тесты ММР или его разновидности, цветовой тест Люшера, проективные методики. Такое тестирование позволяет обнаружить истинные причины аддиктивного поведения, которые скрыты защитными психологическими механизмами. По результатам тестов осуществляют обратную связь, усиливающую процесс формирования сознательной программы безразличного отношения к объекту зависимости. Так, например, пациентам демонстрируют противоречивость ответов на одни и те же по сущности вопросы в тестах психодиагностических обследований, что позволяет пациентам понять, как работает их защитный психологический механизм и разоблачить создаваемые ими самообманы.
На этом этапе занятий рациональная психотерапия сопровождается положительными примерами людей, успешно освободившихся от аддикции, демонстрацией аудио-видео материалов и опытов, специально подобранных в зависимости от вида аддикции. Например, в случае коррекции алкогольной зависимости демонстрируют опыт влияния алкоголя на живые клетки белка, а в случае избавления от табакокурения демонстрируют механизм отравляющего воздействия табака с помощью модели легких, в качестве которой используется шприц. В качестве аудио-видео материалов используют экспонаты различных органов человека после воздействия таких факторов, как алкоголь, никотин или переедание, а также используют наглядные пособия и отрывки из видео- и кинофильмов художественных и документальных. Наглядные пособия могут, например, представлять собой плакаты, на которых сопоставлены статистические данные потребления алкоголя и смертности, преступности, рождаемости детей-инвалидов, сиротства. Наряду со статистическими данными, свидетельствующими о социальных последствия аддиктивного поведения, используют художественные образы, например, читают стихи соответствующие по тематике. Наиболее ярко выраженные эмоциональные состояния, вызываемые сообщаемыми сведениями или демонстрацией аудио-видео материалов и опытов, фиксируют с помощью приемов "якорения" нейро-лингвистического программирования (НЛП), т.е. связывают с конкретными условными стимулами. Например, в случае алкогольной аддикции используют в качестве "якоря" зрительно-моторную реакцию, осуществляемую путем написания словосочетания "алкогольный напиток", перечеркивания слова "напиток" и написания вместо него слова "изделие", поскольку алкоголь является ядом, а не напитком. Примером "якорения" в случае табачной зависимости может служить физический акт уничтожения сигареты в конце курения после проведения сеанса "травления" - курения сигареты с "отключенными" органами чувств, т.е. завязанными глазами и т.п. Во время такого сеанса человек ощущает отравление табаком.
Третий этап включает 2-3 занятия, направленных на закрепление нового стереотипа поведения. На этом этапе пациентам сообщают сведения, касающиеся организации и ведения здорового образа жизни, обучают известным методикам оздоровления и очистки организма с помощью фитотерапии и физических упражнений, планируют возможные варианты жизни без аддикции и предупреждают переход к другому виду аддикции, для чего проводят психологические тренинги, на которых обучают навыкам общения и снятия напряжения, сообщают сведения по конфликтологии, коммуникативности и психологической устойчивости. При этом учитывают ранее выявленные личностные особенности пациентов и помогают выбрать наиболее эффективные для каждого методики.
После окончания курса занятий с каждым из пациентов дополнительно в течение часа проводится психологическая индивидуальная консультация по результатам психодиагностики, проводимой во время занятий всего курса, даются индивидуальные рекомендации, предлагается, при необходимости, дальнейшая психологическая помощь.
Во время реабилитационного периода, длительность которого составляет не менее 6 мес, проводят 2-4 поддерживающих тренинга психологической устойчивости. Длительность каждого тренинга составляет 4-5 дней по 2-3 ч в день. Кроме того, проводят 1-2 занятия длительностью 2-3 дня по обучению методикам оздоровления организма и ежемесячные встречи, посвященные обмену положительным опытом, формированию в рамках здорового образа жизни клубных отношений между бывшими пациентами. На протяжении всего реабилитационного периода пациенты продолжают ведение по определенному графику дневников-отчетов. При необходимости пациентам оказывают психологическую помощь.
Курс занятий по предлагаемому способу за 7 лет прошли 1500 человек с различного рода поведенческими аддикциями такими, как алкогольная, табачная, переедание. Наблюдение пациентов в динамике показало, что при соблюдении рекомендаций предлагаемого способа происходит формирование на сознательном психологическом уровне стойкой программы безразличного отношения к объекту аддикции и достигается закрепление новых поведенческих стереотипов на уровне условного рефлекса.
Пример 1. Пациент Ю., 46 лет. Страдает алкогольной зависимостью в течение 20 лет. Лечение медикаментозными способами и кодирование не дали положительного результата. Ремиссии до 40-60 дней. В 1992 г. прошел курс коррекции аддиктивного поведения по предлагаемому способу. В результате отношение к алкоголю изменилось на безразличное, в течение 5 последних лет алкоголь не употребляет.
Пример 2. Пациент К., 65 лет. Участник Великой Отечественной Войны, имеет ранения и контузию. Курит в течение 40 лет. Лечился по известной методике с применением медикаментозных средств. Ремиссия несколько дней. Кодирование невозможно по медицинским показаниям. В 1994 г. проведен курс лечения по предлагаемому способу. На седьмой день занятий отказался от курения. После лечения пациент не курит уже в течение трех лет, несмотря на сильные боли от ран, которые раньше провоцировали его на курение.
Пример 3. Пациентка Л., 28 лет, вес 97 кг, рост 168 см. Психофизиологическое состояние не соответствует норме, настроение подавленное. В 1994 г. был проведен курс психологической коррекции по предлагаемому способу. По окончании занятий похудела на 6 кг, в течение последующих 6 мес похудела еще на 17 кг, в среднем по 3 кг в месяц. Нормализовалось психофизиологическое состояние, изменилось на более положительное отношение к жизни, взаимоотношение с окружающими улучшились. В настоящее время пациентка имеет вес 69 кг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВЕСА | 1993 |
|
RU2033199C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ | 2007 |
|
RU2354415C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВЕСА | 2003 |
|
RU2237465C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ВЕСА | 2016 |
|
RU2632777C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2010 |
|
RU2438727C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ | 2004 |
|
RU2270036C1 |
СПОСОБ Н.П. ЗАХАРОВА ПСИХОТЕРАПИИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ | 2004 |
|
RU2289435C2 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ | 2011 |
|
RU2474439C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2010 |
|
RU2438725C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2011 |
|
RU2482886C2 |
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для коррекции аддитивного поведения при избавлении от алкоголизма, табачной зависимости, лишнего веса, сексуальных и невротических растройств. Способ позволяет повысить эффективность коррекции. Для этого с помощью вербального воздействия формируют и усиливают мотивацию избавления от аддиктивного поведения и осуществляют аутогетеросуггестивное воздействие. Вербальное воздействие осуществляют в состоянии бодрствования с помощью рациональной психотерапии в течение 7-10 дней не менее трех часов в день и сопровождают демонстрацией специально подобранных аудио-видио материалов и опытов. Обучают пациентов методам оздоровления организма и проводят психологические тренинги по конфлитологии, коммуникативности, психологической устойчивости. Информируют о социальных последствиях аддиктивного поведения, при этом явно выраженные эмоциональные состояния, обусловленные воздействием этих факторов, связывать с конкретными условными стимулами. Информацию о личностных особенностях и индивидуальном аддиктивном поведении получают путем периодического проведения психодиагностики и самоанализа и корректируют сообщаемые сведения с учетом полученной информации.
Способ коррекции аддиктивного поведения, заключающийся в том, что с помощью вербального воздействия формируют и усиливают мотивацию избавления от аддиктивного поведения и осуществляют аутогетеросуггестивное воздействие в состоянии бодрствования и в состоянии аутогенного погружения, для этого сообщают информацию о факторах, влияющих на аддиктивное поведение, и о путях его коррекции, получают информацию о личностных особенностях и индивидуальном аддиктивном поведении пациента, составляют словесные формулы аутогетеросуггестивного воздействия, которые внушают во время аутогенного погружения, фиксируют полученную информацию с помощью зрительно-моторной реакции путем заполнения дневника и многократного написания словесных формул самовнушения непосредственно перед сном, процедуры повторяют ежедневно в течение семи-десяти дней, а во время реабилитационного периода продолжают ведение дневника и воспроизведение формул самовнушения по заданной схеме, отличающийся тем, что вербальное воздействие в состоянии бодрствования осуществляют с помощью рациональной психотерапии ежедневно в течение не менее трех часов и сопровождают демонстрацией подобранных в соответствии с объектом аддикации аудио- видеоматериалов и опытов, а также дополнительно проводят психологические тренинги по конфликтологии, коммуникативности и психологической устойчивости и сообщают информацию о социальных последствиях аддиктивного поведения, при этом явно выражены эмоциональные состояния, обусловленные воздействием сообщаемых сведений и демонстрацией материалов и опытов, связывают с конкретными условными стимулами, а информацию о личностных особенностях и индивидуальном поведении получают путем периодического проведения психодиагностики и самоанализа и корректируют сообщаемые сведения с учетом полученной информации, образуя обратную связь, усиливающую процесс сознательного формирования программы безразличного отношения к объекту аддикции, при этом во время реабилитационного периода не реже, чем один раз в месяц проводят психологические тренинги по конфликтологии, коммуникативности и психологической устойчивости, направленные на адаптацию к здоровому образу жизни.
Авторы
Даты
1998-06-10—Публикация
1997-03-12—Подача