Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к аэродинамическим конструктивным элементам кузовов легковых автомобилей.
Известны конструктивные приемы повышения аэродинамических свойств кузовов автомобилей. Так, в аэродинамическом днище кузова порог и съемные обтекатели, установленные за передними арками и перед задними арками, образуют каналы определенной формы, что позволяет увеличить давление кузова к дорожному полотну [1].
Другие известные решения в области аэродинамики кузова автомобиля направлены на снижение аэродинамического сопротивления. Общеизвестны многочисленные конструкции спойлеров и обтекателей, в том числе обтекатели колес [2] .
Однако подобные решения, хотя и формируют воздушные потоки, обтекающие кузов автомобиля, но они не устраняют возможности загрязнения кузова, в частности его боковых панелей, от грязевых потоков, формирующихся при смешении встречных потоков и потоков, образуемых колесами автомобиля.
Простейшим и широко используемым примером отсекателя воздушных грязевых потоков от боковых стенок кузова является полоса-накладка над порогом.
Дальнейшее развитие данного направления привело к созданию новой детали автомобиля-фальшпорога, являющегося накладным элементом, прикрепляемым к порогу.
Так, известен фальшпорог, разработанный фирмой MS DESING, установленный на автомобиль фирмы BMW [3]. Указанная конструкция представляет собой профилированную панель, накладываемую на порог автомобиля. Верхняя часть фальшпорога повторяет форму соответствующей части порога, сопрягаясь с ней, а нижняя часть выполнена в виде продольного гофра и играет роль аэродинамического отсекателя. Указанный гофр представляет собой своеобразный козырек, опускающийся ниже уровня штатного порога. Такая форма выполнения наиболее проста в изготовлении, а козырек защищает боковые стенки кузова автомобиля от турбулентных грязевых потоков. Однако указанный козырек уменьшает дорожный просвет автомобиля, что уменьшает проходимость неровных участков дороги, приводит к поломкам порога при ударах на выбоинах. Кроме того, форма фальшпорога не защищает крыло в области арки колес.
В основу изобретения поставлена задача создания фальшпорога, конструкция которого обладает аэродинамическими свойствами, позволяющими направлять грязевые воздушные потоки в сторону от боковой поверхности кузова и от крыла в области арки колес, при этом не уменьшает дорожного просвета и обладает повышенными прочностными характеристиками.
Поставленная задача решается тем, что в фальшпороге для легкового автомобиля, выполненного в виде длинномерной профилированной панели, верхняя часть которой сопрягается со штатным порогом, повторяя его форму, а нижняя часть имеет аэродинамический отсекатель, выполненный в виде продольного гофра, согласно изобретению нижняя часть панели выполнена с возможностью охвата нижней части порога при сохранении величины дорожного просвета автомобиля и содержит два дополнительных отсекателя, выполненных в виде продольно ориентированных клинообразных гофров, расходящихся от серединной части панели и расширяющихся к ее торцам, при этом отсекатели 0выполнены выпуклыми наружу, а к торцевым частям панели дополнительно присоединены дугообразные профили, выполненные с возможностью охвата нижней части соответствующего крыла в зоне арки колеса.
Дополнительные преимущества проявляются при наличии над торцовой частью панели в месте ее сопряжения с дугообразным профилем дополнительного аэродинамического конусообразного щитка, ориентированного вершиной диагонально вверх.
На фиг. 1 изображена конструкция фальшпорога; на фиг. 2 - вид сверху на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг. 1; на фиг. 6 - сечение Г-Г на фиг.; на фиг. 7 - сечение Д-Д на фиг. 1; на фиг. 8 - сечение Е-Е на фиг. 1.
Фальшпорог представляет собой установленную на штатном пороге 1 длинномерную профилированную (продольно гофрированную) панель 2 (фиг. 1 и 2). С торцовыми частями панели сопряжены дугообразные профили 3, охватывающие и закрывающие нижнюю часть крыла 4 в зоне арки колес и повторяющие ее форму. Внизу панели 2 в серединной (по длине) части выполнен продольный гофр 5 (фиг. 2), выпуклый наружу, от которого к торцам панели расходятся два дополнительных отсекателя 6. Отсекатели 6 представлены в виде клинообразных гофров, также выпуклых наружу, расширяющихся к торцовым частям панели. Нижние ребра гофров 5 и 6, сопрягаясь друг с другом, образуют горизонтально ориентированную полку 7 (фиг. 4 - 8) переменной ширины, охватывающую и закрывающую снизу порог 1. При этом, поскольку все гофры выполнены выпуклыми строго наружу, то вершины гофров, образующих отсекатели, не опускаются ниже горизонтальной (нижней) части порога.
В месте сопряжения панели 2 с дугообразным профилем 3 (закрывающим переднее крыло) дополнительно выполнен щиток 8, непосредственно прилегающий к верхней части порога и имеющий конусообразную форму. Вершина конуса ориентирована диагонально вверх в сторону условной оси симметрии фальшпорога.
Фальшпорог формируют из пластика, например стеклопластика, и закрепляют на пороге общеизвестными способами, например с помощью шурупов.
В процессе движения автомобиля воздействующий на боковые панели кузова и на крылья встречный воздушный поток отсекателями 5 и 6 и дугообразными профилями 3 отводится в сторону, тем самым уносит грязевые частицы. Такое "экранирование" позволяет сохранить чистыми боковые поверхности кузова и увеличить срок службы крыльев, уменьшив их абразивный износ частицами дорожной грязи. При этом конструкция фальшпорога не уменьшает дорожного просвета, поскольку не имеет загибов, опускающихся ниже уровня штатного порога. Фальшпорог обладает повышенными прочностными характеристиками, что обусловлено формой и расположением гофров на панели. Также увеличивает прочность конструкции дополнительный щиток, установленный в месте сопряжения панели фальшпорога и дугообразных элементов.
Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к элементам кузова. Изобретение позволяет уменьшить степень загрязнения боковых панелей кузова, при этом не уменьшает дорожного просвета и имеет повышенную прочность. Сущность изобретения: фальшпорог, устанавливаемый на штатном по-роге, представляет собой профилированную панель, имеющую в середине нижней части продольный гофр и отходящие от него к торцам два клинообразных гофра. Крылья в зоне арки колес закрываются дугообразными профилями, сопрягающимися с торцевыми чертями панели. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.
Авторы
Даты
1998-06-10—Публикация
1996-07-16—Подача