Изобретение относится к медицине, а именно к профилактике и лечению нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия.
Известен способ лечения сколиоза, заключающийся в механическом воздействии путем надавливания одной рукой со стороны сколиоза на латеральный отдел туловища с одновременными ударами ребром ладони другой руки усилием от 0,2 до 0,5 кг на 1 кг веса больного (патент РФ N 2000089, кл. А 61 F 5/00, 20.08.91).
Недостатком указанного способа являются болезненные ощущения, возникающие в процессе механического воздействия, а также возможные рецидивы в процессе роста и взросления ребенка.
Известен также способ профилактики и лечения нарушений опорно-двигательного аппарата у детей, заключающийся в хореотерапии средствами народного танца (см. журнал "Балет" N 4, 1993, с.13-15, статья "Детская хореотерапия средствами народного танца", Н.Парамоновой).
Методика урока народного танца учитывает физиологические, возрастные и психологические возможности ребенка, а также вид заболевания опорно-двигательного аппарата. Она заключается в:
- разгрузке позвоночника и стоп при максимальной нагрузке мышц с использованием традиционных лейтмотивов народного танца и народных игр;
- равновесии с использованием традиционных лейтмотивов из раздела мужского народного танца и народных игр;
- разности плечевых рычагов, создающей различную степень включенности мышц и формирующую возможность постепенного приближения к очагу заболевания;
- консервации мышечного корсета при помощи специально созданного для этих целей репертуара ("Прялица", "Смоленский гусачок", "Резиночка" и т.д.).
Недостатком указанного способа является невозможность достижения максимальной положительной динамики в рамках одного занятия группы детей, продолжительность которого составляет 1,5-2 ч, так как необходимо дополнительное время между танцами на смену костюмов, перестроения и т.п.
Цель изобретения - достижение максимальной положительной динамики хореотерапии.
Указанная цель достигается тем, что предварительно на занятиях проводится комплекс упражнений лечебной гимнастики под музыку с попеременным чередованием медленных, средних и быстрых музыкальных темпов, а также минорных и мажорных тональностей, при этом комплекс лечебной гимнастики состоит из упражнений в положении стоя, сидя на стуле, сидя и лежа на полу, хождения по кругу с элементами танца, а также бег и прыжки.
Способ осуществляется следующим образом.
Занятия проводились с детьми с патологическими отклонениями опорно-двигательного аппарата, нарушением осанки, сколиозами, плоскостопием, предварительно распределенными по трем возрастным группам (четырех-пяти лет, пяти-шести лет, шести-девяти лет).
Предварительно в течение 30-40 мин проводится комплекс лечебной гимнастики. В каждом исходном положении выполняется комплекс упражнений, направленный одновременно на растягивание и укрепление мышц, увеличение подвижности позвоночника и конечностей. При этом в исходном положении лежа на спине, а затем на животе производят различные движения руками и ногами, повороты и наклоны головы, прогибание, выгибание и повороты туловища. Выполняются упражнения на статическое напряжение - расслабление мышц плечевого пояса (Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. - Л.: Медицина, 1982), например, в положении лежа на полу на животе с одновременно вытянутыми вперед руками и приподнятыми над полом ногами, фиксировании на 10-15 с статических нагрузок, для достижения чего могут быть использованы игрушки.
Выполняются упражнения на развитие координации движений, например, сидя на стуле, не опираясь на его спинку, круговые совместные движения каждой рукой по и против часовой стрелке с одновременным хлопаньем ступнями ног и т.д.
Затем создают статические отягощения мышц спины с помощью переодеваний тяжелых юбок весом от 0,5 до 3,5 кг - прием, который широко использовался в народных танцах мира и который позволяет поддерживать мышцы спины в положении нормальной осанки.
У мальчиков для этих целей используется жесткий тугой, широкий от 5 до 15 см пояс.
После этого дети включаются в исполнение народных танцев, построившись друг за другом, начинают хождение по кругу, выполняя тройной шаг на полупальцах, характерный для русского танца "Прялица". Периодически хоровод останавливается и выполняет дробное постукивание попеременно носком и пяткой, характерные для испанского танца "Фламенко". После этого движение по кругу продолжается шаркающими шагами, характерные для цыганских танцев.
Выполнение всех танцевальных элементов осуществляют в медленном, среднем и быстром темпе, который задается музыкальным сопровождением в минорных и мажорных тональностях.
Музыкальным сопровождением является народная музыка, исполняющаяся на народных инструментах, которая создавалась с определенным народным танцем на локальной территории, где адекватное восприятие музыки равно адекватному отражению ее в традиционном лейтмотиве, а национальный ритм и темп создают условия для соответствующего ее пластического отражения.
Национальный ритм отражает определенный климатический и территориальный ритм, что создает оптимальный режим двигательной активности, в котором исполнялись народные танцы и детьми и взрослыми разных возрастных категорий как с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так и с нормальной осанкой.
Занятия построены так, что в зависимости от темпа мажорной или минорной тональности идет чередование танцев, например: "Прялица", "Цыганеска", "Смоленский гусачок", кубинская "Резиночка" и т.д. с обязательной сменой костюмов, имеющих разный вес. Что позволяет за счет различных народных танцевальных лейтмотивов мышцам спины то растягиваться, то сжиматься с различным напряжением, за счет чего и происходит консервация мышечного корсета с одновременной разгрузкой позвоночника.
Данная методика занятий народным танцем, основанная на разности плечевых рычагов и движений таза (правило рычага) учитывает физические и психологические возможности ребенка, а также вид заболевания опорно-двигательного аппарата. Локомоторная установка звеньев тела направлена к созданию оптимальных условий для работы мышц, компенсирующих при сколиозе неправильное распределение нагрузки.
Контроль за детьми осуществлялся ортопедом и фиксировался в медицинской карте. Из 85 детей у 56 был выявлен сколиоз I и II степени различной локализации. У 19 детей - нарушение осанки без боковых деформаций позвоночника.
Как правило, сколиотическая деформация сопровождалась патологическими изменениями сводов стоп, у 58 детей обнаружено продольное плоскостопие начальной или I степени. Помимо указанной патологии у одного ребенка обнаружена воронкообразная клетка; одна девочка с сублюксацией грудинно-ключичного сочленения. У 9 детей ортопедической патологии не было выявлено.
Динамическое обследование показало, что практически у всех детей (85) усилился тонус мышечного корсета. Положительная динамика начала проявляться через 1 мес (6-8 занятий) после начала занятий и стойкое его проявление в течение всего периода наблюдений.
Дети регулярно осматривались ортопедом, фиксация наблюдений отмечалась в медицинских картах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 1998 |
|
RU2127574C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ ПРИ С-ОБРАЗНЫХ КИФОСКОЛИОЗАХ У ДЕТЕЙ ДОПУБЕРТАТНОГО И ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДОВ | 2015 |
|
RU2597407C1 |
Оздоровительная гимнастика для спины | 2021 |
|
RU2793214C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 2010 |
|
RU2454983C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АМЕТРОПИЙ И РАЗНИЦЫ В ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ГЛАЗА ПО СВЯТКОВСКОЙ Т.Я. | 1996 |
|
RU2118141C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ | 2018 |
|
RU2685986C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОЗЫ И ХОДЬБЫ У ПАЦИЕНТОВ С ПАРА- ИЛИ ТЕТРАПАРЕЗОМ | 2014 |
|
RU2572550C1 |
Способ коррекции двигательного стереотипа у детей с несовершенным остеогенезом | 2017 |
|
RU2682813C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ | 2005 |
|
RU2336068C2 |
СПОСОБ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ | 2014 |
|
RU2584088C2 |
Изобретение относится к медицине, а именно к профилактике и лечению нарушенний осанки, сколиоза, плоскостопия. Предварительно в течение 30 - 40 мин проводят комплекс лечебной гимнастики в положении стоя, сидя на стуле, лежа и сидя на полу. При этом в каждом исходном положении выполняют упражнения, направленные на растягивание и укрепление мышц и на развитие координации движений. Затем создают статическое отягощение мышцы спины с помощью юбки весом 0,5 - 3,5 кг, а у мальчиков - с помощью жесткого, тугого пояса шириной 5 - 15 см. Начинают хождение по кругу с выполнением тройного шага на полукольцах. Периодически детей останавливают для выполнения дробного постукивания попеременно носком и пяткой. Затем возобновляют хождение по кругу шаркающими шагами, выполняют прыжки и бег. Выполнение упражнений и всех танцевальных элементов осуществляют в медленном, среднем и быстром темпе, который задают музыкальным сопровождением в минорных и мажорных тональностях. Способ позволяет создать оптимальные условия для работы мышц, компенсирующие направленное распределение нагрузки.
Способ профилактики и лечения нарушений опорно-двигательного аппарата у детей, включающий разгрузку позвоночника и стоп при максимальной нагрузке мышц с использованием отягощения средствами народного танца, отличающийся тем, что предварительно в течение 30 - 40 мин проводят комплекс лечебной гимнастики в положении стоя, сидя на стуле, лежа и сидя на полу, при этом в каждом исходном положении выполняют упражнения, направленные на растягивание и укрепление мышц, а также на развитие координации движений, затем создают статическое отягощение мышц спины путем надевания юбки весом 0,5 - 3,5 кг, а у мальчиков для этих целей используют жесткий, тугой пояс шириной 5 - 15 см и включают детей в исполнение элементов народных танцев, для этого начинают хождение по кругу с выполнением тройного шага на полупальцах, периодически детей останавливают для выполнения дробного постукивания попеременно носком и пяткой с последующим возобновлением хождения по кругу шаркающими шагами и выполнением прыжков и бега, при этом выполнение упражнений и всех танцевальных элементов осуществляют в медленном, среднем и быстром темпе, который задают музыкальным сопровождением в минорных и мажорных тональностях.
Парамонова Н | |||
Детская хореотерапия средствами народного танца | |||
- журн | |||
Ба лет, 1993, N 4, с | |||
Насос | 1917 |
|
SU13A1 |
Авторы
Даты
1998-06-20—Публикация
1997-02-26—Подача