СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ Российский патент 1998 года по МПК A61F5/00 A63B21/00 

Описание патента на изобретение RU2113193C1

Изобретение относится к медицине, а именно к профилактике и лечению нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия.

Известен способ лечения сколиоза, заключающийся в механическом воздействии путем надавливания одной рукой со стороны сколиоза на латеральный отдел туловища с одновременными ударами ребром ладони другой руки усилием от 0,2 до 0,5 кг на 1 кг веса больного (патент РФ N 2000089, кл. А 61 F 5/00, 20.08.91).

Недостатком указанного способа являются болезненные ощущения, возникающие в процессе механического воздействия, а также возможные рецидивы в процессе роста и взросления ребенка.

Известен также способ профилактики и лечения нарушений опорно-двигательного аппарата у детей, заключающийся в хореотерапии средствами народного танца (см. журнал "Балет" N 4, 1993, с.13-15, статья "Детская хореотерапия средствами народного танца", Н.Парамоновой).

Методика урока народного танца учитывает физиологические, возрастные и психологические возможности ребенка, а также вид заболевания опорно-двигательного аппарата. Она заключается в:
- разгрузке позвоночника и стоп при максимальной нагрузке мышц с использованием традиционных лейтмотивов народного танца и народных игр;
- равновесии с использованием традиционных лейтмотивов из раздела мужского народного танца и народных игр;
- разности плечевых рычагов, создающей различную степень включенности мышц и формирующую возможность постепенного приближения к очагу заболевания;
- консервации мышечного корсета при помощи специально созданного для этих целей репертуара ("Прялица", "Смоленский гусачок", "Резиночка" и т.д.).

Недостатком указанного способа является невозможность достижения максимальной положительной динамики в рамках одного занятия группы детей, продолжительность которого составляет 1,5-2 ч, так как необходимо дополнительное время между танцами на смену костюмов, перестроения и т.п.

Цель изобретения - достижение максимальной положительной динамики хореотерапии.

Указанная цель достигается тем, что предварительно на занятиях проводится комплекс упражнений лечебной гимнастики под музыку с попеременным чередованием медленных, средних и быстрых музыкальных темпов, а также минорных и мажорных тональностей, при этом комплекс лечебной гимнастики состоит из упражнений в положении стоя, сидя на стуле, сидя и лежа на полу, хождения по кругу с элементами танца, а также бег и прыжки.

Способ осуществляется следующим образом.

Занятия проводились с детьми с патологическими отклонениями опорно-двигательного аппарата, нарушением осанки, сколиозами, плоскостопием, предварительно распределенными по трем возрастным группам (четырех-пяти лет, пяти-шести лет, шести-девяти лет).

Предварительно в течение 30-40 мин проводится комплекс лечебной гимнастики. В каждом исходном положении выполняется комплекс упражнений, направленный одновременно на растягивание и укрепление мышц, увеличение подвижности позвоночника и конечностей. При этом в исходном положении лежа на спине, а затем на животе производят различные движения руками и ногами, повороты и наклоны головы, прогибание, выгибание и повороты туловища. Выполняются упражнения на статическое напряжение - расслабление мышц плечевого пояса (Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. - Л.: Медицина, 1982), например, в положении лежа на полу на животе с одновременно вытянутыми вперед руками и приподнятыми над полом ногами, фиксировании на 10-15 с статических нагрузок, для достижения чего могут быть использованы игрушки.

Выполняются упражнения на развитие координации движений, например, сидя на стуле, не опираясь на его спинку, круговые совместные движения каждой рукой по и против часовой стрелке с одновременным хлопаньем ступнями ног и т.д.

Затем создают статические отягощения мышц спины с помощью переодеваний тяжелых юбок весом от 0,5 до 3,5 кг - прием, который широко использовался в народных танцах мира и который позволяет поддерживать мышцы спины в положении нормальной осанки.

У мальчиков для этих целей используется жесткий тугой, широкий от 5 до 15 см пояс.

После этого дети включаются в исполнение народных танцев, построившись друг за другом, начинают хождение по кругу, выполняя тройной шаг на полупальцах, характерный для русского танца "Прялица". Периодически хоровод останавливается и выполняет дробное постукивание попеременно носком и пяткой, характерные для испанского танца "Фламенко". После этого движение по кругу продолжается шаркающими шагами, характерные для цыганских танцев.

Выполнение всех танцевальных элементов осуществляют в медленном, среднем и быстром темпе, который задается музыкальным сопровождением в минорных и мажорных тональностях.

Музыкальным сопровождением является народная музыка, исполняющаяся на народных инструментах, которая создавалась с определенным народным танцем на локальной территории, где адекватное восприятие музыки равно адекватному отражению ее в традиционном лейтмотиве, а национальный ритм и темп создают условия для соответствующего ее пластического отражения.

Национальный ритм отражает определенный климатический и территориальный ритм, что создает оптимальный режим двигательной активности, в котором исполнялись народные танцы и детьми и взрослыми разных возрастных категорий как с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так и с нормальной осанкой.

Занятия построены так, что в зависимости от темпа мажорной или минорной тональности идет чередование танцев, например: "Прялица", "Цыганеска", "Смоленский гусачок", кубинская "Резиночка" и т.д. с обязательной сменой костюмов, имеющих разный вес. Что позволяет за счет различных народных танцевальных лейтмотивов мышцам спины то растягиваться, то сжиматься с различным напряжением, за счет чего и происходит консервация мышечного корсета с одновременной разгрузкой позвоночника.

Данная методика занятий народным танцем, основанная на разности плечевых рычагов и движений таза (правило рычага) учитывает физические и психологические возможности ребенка, а также вид заболевания опорно-двигательного аппарата. Локомоторная установка звеньев тела направлена к созданию оптимальных условий для работы мышц, компенсирующих при сколиозе неправильное распределение нагрузки.

Контроль за детьми осуществлялся ортопедом и фиксировался в медицинской карте. Из 85 детей у 56 был выявлен сколиоз I и II степени различной локализации. У 19 детей - нарушение осанки без боковых деформаций позвоночника.

Как правило, сколиотическая деформация сопровождалась патологическими изменениями сводов стоп, у 58 детей обнаружено продольное плоскостопие начальной или I степени. Помимо указанной патологии у одного ребенка обнаружена воронкообразная клетка; одна девочка с сублюксацией грудинно-ключичного сочленения. У 9 детей ортопедической патологии не было выявлено.

Динамическое обследование показало, что практически у всех детей (85) усилился тонус мышечного корсета. Положительная динамика начала проявляться через 1 мес (6-8 занятий) после начала занятий и стойкое его проявление в течение всего периода наблюдений.

Дети регулярно осматривались ортопедом, фиксация наблюдений отмечалась в медицинских картах.

Похожие патенты RU2113193C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 1998
  • Харченко Л.П.
RU2127574C1
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ ПРИ С-ОБРАЗНЫХ КИФОСКОЛИОЗАХ У ДЕТЕЙ ДОПУБЕРТАТНОГО И ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДОВ 2015
  • Бубновский Сергей Михайлович
RU2597407C1
Оздоровительная гимнастика для спины 2021
  • Ахильгов Осман Гириханович
RU2793214C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА 2010
  • Присакару Элина Васильевна
RU2454983C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АМЕТРОПИЙ И РАЗНИЦЫ В ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ГЛАЗА ПО СВЯТКОВСКОЙ Т.Я. 1996
  • Святковская Тамара Яковлевна
  • Святковская Елена Юрьевна
RU2118141C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ 2018
  • Корнеев Александр Олегович
  • Корнеева Мария Александровна
RU2685986C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОЗЫ И ХОДЬБЫ У ПАЦИЕНТОВ С ПАРА- ИЛИ ТЕТРАПАРЕЗОМ 2014
  • Коновалова Нина Геннадьевна
  • Ляховецкая Вера Витальевна
  • Филатов Евгений Валерьевич
RU2572550C1
Способ коррекции двигательного стереотипа у детей с несовершенным остеогенезом 2017
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Поляков Сергей Дмитриевич
  • Семикина Мария Геннадьевна
  • Баранов Александр Александрович
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
RU2682813C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 2005
  • Тимофеева Татьяна Всеволодовна
  • Поляев Борис Александрович
  • Иванова Галина Евгеньевна
  • Гогитидзе Наталья Владимировна
  • Гогитидзе Татьяна Владимировна
RU2336068C2
СПОСОБ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ 2014
  • Болдырева Анна Генннадьевна
RU2584088C2

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ

Изобретение относится к медицине, а именно к профилактике и лечению нарушенний осанки, сколиоза, плоскостопия. Предварительно в течение 30 - 40 мин проводят комплекс лечебной гимнастики в положении стоя, сидя на стуле, лежа и сидя на полу. При этом в каждом исходном положении выполняют упражнения, направленные на растягивание и укрепление мышц и на развитие координации движений. Затем создают статическое отягощение мышцы спины с помощью юбки весом 0,5 - 3,5 кг, а у мальчиков - с помощью жесткого, тугого пояса шириной 5 - 15 см. Начинают хождение по кругу с выполнением тройного шага на полукольцах. Периодически детей останавливают для выполнения дробного постукивания попеременно носком и пяткой. Затем возобновляют хождение по кругу шаркающими шагами, выполняют прыжки и бег. Выполнение упражнений и всех танцевальных элементов осуществляют в медленном, среднем и быстром темпе, который задают музыкальным сопровождением в минорных и мажорных тональностях. Способ позволяет создать оптимальные условия для работы мышц, компенсирующие направленное распределение нагрузки.

Формула изобретения RU 2 113 193 C1

Способ профилактики и лечения нарушений опорно-двигательного аппарата у детей, включающий разгрузку позвоночника и стоп при максимальной нагрузке мышц с использованием отягощения средствами народного танца, отличающийся тем, что предварительно в течение 30 - 40 мин проводят комплекс лечебной гимнастики в положении стоя, сидя на стуле, лежа и сидя на полу, при этом в каждом исходном положении выполняют упражнения, направленные на растягивание и укрепление мышц, а также на развитие координации движений, затем создают статическое отягощение мышц спины путем надевания юбки весом 0,5 - 3,5 кг, а у мальчиков для этих целей используют жесткий, тугой пояс шириной 5 - 15 см и включают детей в исполнение элементов народных танцев, для этого начинают хождение по кругу с выполнением тройного шага на полупальцах, периодически детей останавливают для выполнения дробного постукивания попеременно носком и пяткой с последующим возобновлением хождения по кругу шаркающими шагами и выполнением прыжков и бега, при этом выполнение упражнений и всех танцевальных элементов осуществляют в медленном, среднем и быстром темпе, который задают музыкальным сопровождением в минорных и мажорных тональностях.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2113193C1

Парамонова Н
Детская хореотерапия средствами народного танца
- журн
Ба лет, 1993, N 4, с
Насос 1917
  • Кирпичников В.Д.
  • Классон Р.Э.
SU13A1

RU 2 113 193 C1

Авторы

Парамонова Нина Дмитриевна

Даты

1998-06-20Публикация

1997-02-26Подача