Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к области лечебной физкультуры, а именно к адаптивной физкультуре для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по зрению, и может быть также использовано для профилактики и коррекции осанки для детей дошкольного и школьного возраста.
Уровень техники
Из уровня техники известен способ симметричных корригирующих упражнений (Ловейко, И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозов и плоскостопия. - Л.: 1982 - 20 с.).
Однако известный способ составлен без учета офтальмологических аспектов охраны зрения и не рекомендуется использовать как способ коррекции нарушений осанки для детей с ОВЗ по зрению (Фомичева, Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие. - СПб: КАРО, 2007. - 256 с.)
Из уровня техники известен способ коррекции нарушений осанки и реабилитации детей со сколиозом за счет использования игр с фитболом (большим упругим мячом на занятиях фитбол-гимнастики (Скиндер, Л.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом: учебно-методическое пособие. - Брест: БрГУ, 2012. - 210 с., С-109.)
Однако известный способ не позволяет достичь правильной осанки и психоэмоционального эффекта оздоровления у детей с депривацией зрения, так как он содержит упражнения, включающие резкие и длительные наклоны туловища вниз с низким положением головы лицом вниз, противопоказанные при болезни глаз: миопии, катаракте, афакии, глаукоме, атрофии зрительного нерва и др.
Из уровня техники известен также способ повышения мышечного тонуса посредством упражнений оздоровительной фитбол- аэробики, использующих ударную вибрацию фитбола (Сайкина, Е.Г. Фитбол-аэробика и классификация ее упражнений /Е.Г. Сайкина // теор. и практ. физ. культуры. - 2004. - №7. - с. 43-46)
Однако известный способ включает упражнения с элементами сильной вибрации и выполняемых в высоком темпе, что противопоказано при заболевании глаз, а также приводит к физическому и психоэмоциональному перенапряжению детей с ОВЗ; не учитывает всех свойств фитбола с бубенчиками как вспомогательного средства для развития сохранных анализаторов.
Наиболее близким к заявляемому является способ подвижных игр для детей с нарушением зрения, направленных на коррекцию осанки (Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие /Под ред. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с, ил. ISBN 5-85009-743-0). Данный способ содержит упражнения в игровой форме, имитирующие поведение различных животных, а также предлагает упражнения с мячом, корригирующие осанку и зрение у детей с ОВЗ.
Однако известный способ не учитывает значение психоэмоционального настроя слабовидящих учащихся перед выполнением активных движений, что является важным при работе со слабовидящими детьми, у которых нарушение работы зрительного анализатора сопровождается психоэмоциональным напряжением; игры, имитирующие движения животных, не оформлены в комплекс имитационной гимнастики, носят эпизодический характер. Кроме того, для лечения близорукости используется гимнастический мяч, что снижает результативность коррекции осанки.
Раскрытие изобретения
Технической проблемой, решаемой изобретением, является возможность коррекции нарушений осанки у детей с ОВЗ по зрению.
Техническим результатом, на достижение которого направлено заявленное изобретение, является коррекция нарушения осанки у детей с ОВЗ по зрению при обеспечении сохранного зрения и возможной положительной динамики компенсации зрительного дефекта. Заявляемое изобретение также направлено на физическое и психоэмоциональное оздоровление детей с депривацией зрения, гармоничное развитие и их адаптацию в социуме.
Технический результат обеспечивается выполнением комплекса имитационной фитбол-гимнастики (ИФГ) «Расслабляйся и двигайся, как кошка», включающего шесть упражнений.
Первое упражнение «Кошка отдыхает», имитирующее отдыхающую кошку, является релаксационным, при этом выполнение упражнения начинают из исходного положения - полулежа правым или левым боком на фитболе с обхватом его руками и касанием корпусом, ноги полусогнуты в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, и перекрещены в зоне голеностопных суставов; выполняют движение, траектория которого направлена на смену позы из исходного положения в положение - упор на согнутые колени и фитбол с переходом в конечное положение - полулежа левым или правым боком на мяче с обхватом мяча руками и касанием корпусом, ноги полусогнуты в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, и перекрещены в зоне голеностопных суставов.
Второе упражнение «Кошка катает клубок», имитирующее движение кошки, катающей клубок, при этом выполнение упражнения начинают из исходного положения -лежа на спине; правая или левая нога носочком упирается в фитбол, левая или правая согнута в колене в упоре на стопу, фитбол лежит на поверхности обеих рук, выполняют упражнение вращая фитбол по направлению на себя посредством попеременных или одновременных движений ладонными поверхностями кистей и носочками стоп - правая рука-правая нога и левая рука-левая нога; до перехода в конечную позицию - лежа на спине, колени согнуты, упор на всю площадь стоп, руки слегка присогнуты на уровне груди и удерживают мяч, после чего осуществляют возврат в исходное положение.
Третье упражнение «Кошка вытягивает лапку», имитирующее движение кошки, вытягивающей лапку, при этом выполнение упражнения начинают из исходного положения - стоя: корпус прямой, взгляд вперед, избегая наклона головы вниз, упор на правой или левой стопе, левая или правая нога отведена в сторону на носок, фитбол расположен за спиной; выполняют упражнение попеременным отведением в сторону и слегка назад сначала левой или правой, а затем правой или левой ноги фиксируя фитбол руками за спиной; при этом носочек левой или правой стопы согнут при отведении в сторону левой или правой ноги в левую или правую сторону; левая или правая нога в положении отведения в левую или правую сторону и слегка назад фиксируется на уровне колена правой или левой ноги; переходят в позицию упор на левой или правой стопе, правая или левая нога отведена в сторону на носок, фитбол в обхвате руками за спиной; носочек правой или левой стопы согнут при отведении в сторону правой или левой ноги в правую или левую сторону, правая или левая нога в положении отведения в правую или левую сторону и слегка назад фиксируется на уровне колена левой или правой ноги, осуществляют возврат в исходное положение.
Четвертое упражнение «Кошка обхватывает клубок», имитирующее движение кошки, обхватывающей клубок, выполнение упражнения начинают из исходного положения - лежа на правом или левом боку на фитболе, правая или левая рука согнута в локте и полностью охватывает фитбол, левая или правая рука ладонью прижимает фитбол, левый или правый локоть прижат к ребрам, ноги перекрещены на ширине плеч над коленями, левая или правая нога заведена сверху, упор на внутреннем крае левой или правой стопы, правая или левая нога под левой или правой, упор на внешнем крае правой или левой стопы; выполняют упражнение поворотом корпуса против часовой стрелки в положение лежа на правом или левом боку на фитболе, правая или левая рука согнута в локте и полностью охватывает фитбол, левая или правая рука ладонью упирается в фитбол, левая или правая нога отведена и поднята на уровень левого или правого плеча, носок левой или правой ноги направлен на себя, правая или левая нога слегка согнута в колене в упоре на внешнем крае стопы; далее осуществляют поворот против часовой стрелки корпуса в положение - лежа спиной на фитболе, шея удерживает голову от прогиба назад, ноги согнуты в коленях, упор на всю площадь стоп, руки отведены в стороны на уровне плеч, ладонями кверху, обеспечивают выравнивание положения надплечий; после чего движением против часовой стрелки осуществляют поворот в положение - лежа на левом или правом боку на фитболе, левая или правая рука согнута в локте полностью обхватывает фитбол, правая или левая рука ладонью упирается в мяч, правая или левая нога отведена и поднята на уровень правого или левого плеча, носок правой или левой ноги направлен на себя, левая или правая нога слегка согнута в колене в упоре на внешнем крае стопы; далее осуществляют поворот против часовой стрелки с заведением правой или левой ноги и правой или левой руки в положение: лежа на левом или правом боку на фитболе, левая или правая рука согнута в локте полностью обхватывает фитбол, правая или левая рука ладонью прижимает мяч, правый или левый локоть прижат к ребрам, ноги перекрещены на ширине плеч над коленями, правая или левая нога заведена сверху, упор на внутреннем крае правой или левой стопы, левая или правая нога под правой или левой, упор на внешнем крае левой или правой стопы; далее упражнение повторяют с поворотом по часовой стрелке в положение лежа на левом или правом боку с отведением правой или левой ноги; затем осуществляют поворот по часовой стрелке в положение лежа на спине; после чего - поворот на правый или левый бок с отведением левой или правой ноги поворот в исходное положение с заведением левой или правой ноги.
Пятое упражнение «Кошка смотрит в сторону», имитирующее кошку, смотрящую в сторону, выполняют из исходного положения - стоя, ноги на ширине плеч, слегка пружинят, колени развернуты влево или вправо, ноги слегка согнуты в коленях, упор на всю поверхность стоп, руки на уровне груди, ладонями обхватывают фитбол, который упирается в грудь: корпус, колени и руки развернуты влево или вправо, при этом голова развернута вправо или влево и слегка наклонена влево или вправо, зафиксирована при движениях корпуса; начинают выполнение упражнения с поворота слева направо или справа налево коленей, затем выполняют поворот корпуса и рук с фитболом слева направо или справа налево; при движении фитбол отрывается от груди, корпус прямой, ноги на ширине плеч, колени пружинят, упор на всю поверхность стоп, выполняют переход в конечное положение - ноги на ширине плеч, корпус, колени и руки развернуты вправо или влево, при этом голова развернута влево или вправо и слегка наклонена вправо или влево, зафиксирована при движениях корпуса, начинается движение с поворота справа налево или слева направо коленей, далее поворот корпуса и рук с фитболом справа налево (слева направо), при движении фитбол отрывается от груди, затем выполняют возврат в исходное положение.
Шестое упражнение «Кошка слушает», имитирующее слушающую кошку, является дыхательным, при этом выполнение упражнения начинают из исходного положения - сидя на фитболе, спина прямая, ноги согнуты в коленях на ширине плеч, упор на всю площадь стопы, руки согнуты в локтевом суставе, с образованием прямого угла, ладони соприкасаются, пальцы левой или правой кисти ложатся на центр правой или левой ладони, правая или левая кисть отводится на уровень правого или левого плеча, пальцы правой или левой кисти ложатся на центр левой или правой ладони, левая или правая кисть отводится на уровень правого или левого плеча, выполняют попеременное движение ладонями рук, затем ладонь правой или левой руки кладут на основание шеи, при этом ладонь левой или правой руки накрывает кисть правой или левой руки, а оба предплечья фиксируют голову, образуя «ушки», затем выполняют возврат в исходное положение..
В одном из вариантов осуществления ИФГ упражнения выполняют с озвученным фитболом, при этом озвучивание выполняют с помощью находящихся внутри и свободно перемещающихся бубенчиков, издающих при его перекатывании звук, служащий дополнительным ориентиром для детей с остаточным зрением, при этом выбор фитбола зависит от степени повреждения зрительного анализатора.
В предпочтительном варианте осуществления ИФГ первое упражнение «Кошка отдыхает» выполняют однократно в медленном темпе не менее одной минуты; второе упражнение «Кошка катает клубок» выполняют в разном темпе не менее 5 раз с учетом 10-кратных повторений попеременных движений каждой рукой и ногой или 20 одновременных движений обеими руками и ногами в течение одной минуты; третье упражнение «Кошка вытягивает лапку» выполняют один раз с учетом попеременного отведения ног 1-5 раз в медленном темпе не менее 1 минуты; четвертое упражнение «Кошка обхватывает клубок» выполняют с поворотом сначала против часовой стрелки, затем с поворотом по часовой стрелке в среднем темпе от 1 до 5 раз не менее 1 минуты; прием и передачу фитбола в пятом упражнении «Кошка смотрит в сторону» осуществляют от 5 раз слева направо, далее проводят аналогичные движения, обеспечивающие прием и передачу фитбола от 5 раз справа налево, при этом упражнение выполняют в среднем темпе в течение не менее одной минуты; попеременное движение ладонями рук в шестом упражнении «Кошка слушает» осуществляют в течение 30 сек, фиксированное положение головы удерживают в течение не менее 1 минуты! Предпочтительно комплекс выполнять ежедневно 1-2 раза в течение семи - восьми минут (утром, вечером, при этом длительность выполнения комплекса составлена с учетом суммарного интервала отдыха - 1 минута или примерно по 10 сек между упражнениями и в конце шестого упражнения, комплекс рекомендуется выполнять в течение года, в случае отсутствия динамики продолжается с интервалом отдыха 3-6 месяцев до появления положительных результатов по коррекции осанки
Все упражнения: «Кошка отдыхает», «Кошка катает клубок», «Кошка вытягивает лапку», «Кошка обхватывает клубок», «Кошка смотрит в сторону», «Кошка слушает» -имитационные и корригирующие осанку, при этом первое упражнение «Кошка отдыхает» является релаксационным, шестое упражнение «Кошка слушает» - дыхательное, направлено на восстановление дыхания. Пятое упражнение «Кошка смотрит в сторону» выполняется индивидуально или в группе, при этом при отрыве фитбола от груди осуществляют его передачу
Каждое имитационное упражнение комплекса и последовательность выполнения упражнений составлены с учетом офтальмологических рекомендаций охраны зрения для детей с ОВЗ, направлены на выработку правильной осанки и ее коррекцию в случае ее нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по зрению, развитие сохранных анализаторов, при взаимодействии которых наблюдается положительный физический и психоэмоциональный оздоровительный эффект, способствующий гармоничному развитию детей с дефектами зрительного анализатора.
Изобретение способствует физическому и эмоциональному оздоровлению детей, для которых характерны признаки: нарушение осанки, сниженный мышечный тонус, проблемы с пространственной ориентировкой, социальная и эмоциональная изоляция из-за депривации зрения. Комплекс ИФГ обеспечивает коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства, развивает мышечный корсет, что приводит к улучшению работы внутренних органов. Предлагается использование релаксационного упражнения в начале комплекса двигательных упражнений, направленного на создание особого внутреннего комфорта, сочетающего внутреннее равновесие и активность мышления, что приводит к снижению нервного напряжения у детей с ОВЗ по зрению. Релаксационное упражнение помогает снять повышенный тонус глазодвигательных мышц и мышц тела, который приводит к головным болям и быстрой утомляемости слабовидящих детей, что улучшает остроту зрения. Комплекс корригирующих упражнений составлен с учетом противопоказаний движений для детей с ОВЗ по зрению: исключаются наклоны головы вперед, наклоны туловища вперед, поднятие тяжестей, вибрация. Способ выполнения упражнений предусматривает развитие сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, осязание) путем использования свойств мяча для фитнеса, в том числе фитбола, озвученного с помощью находящихся внутри и свободно перемещающихся бубенчиков, издающих при перекатывании мяча звук, служащий дополнительным ориентиром для детей с остаточным зрением. Все упражнения комплекса предусматривают вариант использования мяча без озвучивания, а также вариант использования мяча, озвученного бубенчиками, при этом выбор мяча зависит от степени повреждения зрительного анализатора. Взаимодействие с мячом при обхвате ладонями усиливает работу всех сенсорных систем. При этом выполнение упражнений в разном темпе, преимущественно, в среднем и медленном, с учетом оздоравливающего эффекта низкочастотных механических колебаний вибраций фитбола приводит к усилению положительного оздоровительного эффекта комплекса ИФГ. Упражнение «Кошка смотрит в сторону» выполняется как индивидуально, так и в группе и способствует повышению коммуникативной культуры детей с ОВЗ по зрению, при этом включает упражнение на развитие глазных мышц.
Таким образом, предлагаемый способ коррекции нарушений осанки ИФГ «Расслабляйся и двигайся, как кошка» предусматривает совместную работу двигательной, вестибулярной, тактильной сенсорных систем в индивидуальных и групповых занятиях, что способствует гармоничному развитию и адаптации детей с ОВЗ по зрению в обществе.
Краткое описание чертежей
Способ коррекции нарушений у детей с ОВЗ представлен 129 фотоизображениями (фигурами), входящих в комплекс имитационной фитбол-гимнастики «Расслабляйся и двигайся, как кошка».
Первое упражнение «Кошка отдыхает» представлено фигурами 1-18 (вид спереди - фиг. 1 - фиг. 6; вид сзади - фиг. 7 - фиг. 12; вид сбоку - фиг. 13 - фиг. 18);
второе упражнение «Кошка катает клубок» - фигурами 19-36 (вид спереди - фиг. 19 - фиг. 24; вид сзади - фиг. 25 - фиг. 30; вид сбоку - фиг. 31 - фиг. 36);
третье упражнение «Кошка вытягивает лапку» - фигурами 37 - 66 (вид спереди - фиг. 37 - фиг. 48; вид сзади - фиг. 49 - фиг. 60; вид сбоку - фиг. 61 - фиг. 66);
четвертое упражнение «Кошка обхватывает клубок» - фигурами 67-102 (вид спереди - фиг. 67 - фиг. 78; вид сзади - фиг. 79 - фиг. 90; вид сбоку - фиг. 91 - фиг. 102); пятое упражнение «Кошка смотрит в сторону» - фигурами 103-120 (вид спереди - фиг. 103 - фиг. 108; вид сзади - фиг. 109 - фиг. 114; вид сбоку - фиг. 115 - фиг. 120;
шестое упражнение «Кошка слушает» - фигурами 121-129 (вид спереди - фиг. 121 - фиг. 123; вид сзади - фиг. 124 - фиг. 126; вид сбоку - фиг. 127 - фиг. 129).
Осуществление изобретения
Способ коррекции нарушения осанки у детей с ОВЗ по зрению содержит комплекс фитбол-гимнастики (ИФГ) «Расслабляйся и двигайся, как кошка», способствующий двигательной реабилитации: формированию правильной осанки, выработке мышечной симметрии, необходимой для восстановления взаиморасположения частей тела, развитие координации и устойчивости равновесия, выработке стереотипа правильного дыхания в ходе упражнений. Для формирования правильной осанки необходимо восстановление и развитие мышечного корсета, брюшного пресса. При дефектах осанки, связанных с увеличением или уменьшением угла наклона таза, торсии позвоночника используют упражнения для укрепления межпоперечных мышц поясницы, мышц передней и задней поверхности бедер. Упражнения составлены с учетом требований адаптивной физической культуры для детей с ОВЗ по зрению, которые предусматривают метод постепенного усложнения упражнений, метод рассеивания нагрузки, принцип симметричности, направленный на устранение асимметрии мышечного тонуса за счет развития мышц спины.
Упражнения ИФГ предпочтительно выполнять ежедневно 1-2 раза в течение семи-восьми минут (утром, вечером); при этом длительность комплекса составлена с учетом суммарного интервала отдыха - 1 минута или примерно по 10 сек между упражнениями и в конце шестого упражнения. Комплекс рекомендуется выполнять в течение года. Выполнение комплекса упражнений в случае положительной динамики по исправлению осанки заканчивается, в случае отсутствия динамики продолжается с интервалом отдыха 3-6 месяцев до появления положительных результатов по коррекции осанки.
Исходные положения упражнений: полулежа на боку на мяче (упр. 1); лежа на спине (упр. 2), лежа на боку на мяче (упр. 4); позволяют разгрузить позвоночник от вертикальной нагрузки и облегчают условия его коррекции с учетом отсутствия неблагоприятного влияния на зрительный анализатор, что важно при работе с детьми с ОВЗ.
Начинают комплекс упражнений с первого упражнения релаксации «Кошка отдыхает» (фиг. 1 - фиг. 18). Исходное положение включает позицию полулежа правым боком на мяче с обхватом мяча руками и туловищем, при этом последовательно расслабляются мышцы шейного отдела позвоночника, мышцы надплечья и верхних конечностей, затем мышцы грудного отдела позвоночника и туловища, далее мышцы пояснично-крестцового отдела, включая мышцы таза и нижних конечностей. Ноги полусогнуты в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, при этом ноги перекрещиваются в голеностопном суставе, что приводит к максимальному расслаблению мышц (фиг. 1, фиг. 7, фиг. 13). Траектория движения направлена на смену позы из позиции полулежа правым боком на мяче на позицию упор на согнутые колени и мяч с переходом в положение полулежа левым боком на мяче с обхватом мяча руками и корпусом, ноги полусогнуты в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, и перекрещены в голеностопном позы соответствуют максимальной разгрузке позвоночника, при этом наклон головы вниз противопоказан (фиг. 2 - фиг. 6; фиг. 8 - фиг. 12; фиг. 14 - фиг. 18). Возможен вариант выполнения данного упражнения из исходного положения - полулежа левым боком на мяче с обхватом мяча руками и туловищем, при этом траектория движения направлена на смену позы из позиции полулежа левым боком на мяче на позицию полулежа правым боком на мяче. Упражнение направлено на достижение психологического комфорта, сочетающего внутреннее равновесие и активность мышления, и служит для снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ по зрению. Цикл данного упражнения включает смену позиций: полулежа справа на мяче в течение ориентировочно 20 сек.; перемещение справа- налево в течение 20 сек. и полулежа правым боком на мяче 20 сек. Упражнение выполняется один раз, темп медленный, предпочтительно в течение не менее 1 минуты.
Второе упражнение «Кошка катает клубок» (фиг. 19 - фиг. 36) предназначено для укрепления опорно-двигательного аппарата у детей с ОВЗ по зрению, включает развитие мышечного корсета: мышц спины или преимущественно длинных) и брюшного пресса; мышц надплечья и верхних конечностей, передней и задней поверхности бедра, голени; развитие координации движения. Исходное положение: лежа на спине, правая нога носком упирается в фитбол, левая согнута в колене в упоре на стопу, мяч лежит на ладонях обеих рук (фиг. 19, фиг. 25, фиг. 31). Это позволяет снять вертикальную нагрузку с позвоночника и исключить нагрузку на зрительный анализатор, что является обязательным при выполнении физических упражнений детьми с заболеваниями глаз. Траектория движения: из позиции лежа на спине, правая нога упирается в фитбол (фиг. 19; фиг. 25; фиг. 31) начинается вращения фитбола на себя с помощью одновременных или попеременных движений ладонными поверхностями кистей и носочками стоп, что дает возможность избегать статического напряжения, противопоказанного при болезни глаз, развивая при этом группы мышц конечностей и устраняя дефекты осанки, вызванные изменением угла наклона таза. Согласованные одновременные и попеременные движения с фитболом: правая рука - правая нога и левая рука - левая нога способствуют развитию двигательной координации у детей с ОВЗ по зрению (фиг. 20 - фиг. 23; фиг. 26 - фиг. 29; фиг. 32 - фиг. 35). Далее лежа на спине, колени согнуты, упор на всю площадь стоп, руки слегка согнуты на уровне груди и удерживают мяч (фиг. 24, фиг. 30, фиг. 36). Далее - возврат в исходное положение. Вариант исходного положения для данного упражнения: лежа на спине, левая нога упирается носком в фитбол, мяч лежит на ладонях обеих рук. Вращение может осуществляться с помощью одновременных движений ладонными поверхностями кистей и носочками стоп. Цикл упражнения включает исходное положение; попеременное или одновременное движение ладонными поверхностями кистей и носочками стоп, желательно 10 раз в положении «левая рука - левая нога» и 10 раз в положении «правая рука - правая нога»; или 20 раз одновременно в положении «руки-ноги»; возврат в исходное положение. Данное упражнение может выполняться в разном темпе в зависимости от настроя и физической подготовленности занимающегося, предпочтительно, не менее 5 раз в течение не менее 1 минуты. Упражнение создает позитивное настроение, необходимое для успешного выполнения комплекса гимнастики.
Третье упражнение «Кошка вытягивает лапку» (фиг. 37 - фиг. 66) начинается с исходного положения - устойчивой позиции стоя: корпус прямой, взгляд вперед, избегать наклона головы вниз, упор на правой стопе, левая нога отведена в сторону на носок, фитбол за спиной (фиг. 37, фиг. 49, фиг. 61). Траектория движения: попеременное отведение в сторону и слегка назад сначала левой, а затем правой ноги, при этом фитбол в обхвате руками за спиной. Носочек левой стопы согнут при отведении в сторону левой ноги в левую сторону. Левая нога в положении отведения в левую сторону и слегка назад фиксируется на уровне колена правой ноги, (фиг. 38 - фиг. 42; фиг. 50 - фиг. 54, фиг. 62 - фиг. 66). Далее переход в позицию: упор на левой стопе, правая нога отведена в сторону на носок, фитбол за спиной (фиг. 43, фиг. 55). Носочек правой стопы согнут при отведении в сторону правой ноги в правую сторону. Правая нога в положении отведения в правую сторону и слегка назад фиксируется на уровне колена левой ноги (фиг. 44 - фиг. 48; фиг. 56 - фиг. 60). Упражнение способствует коррекции осанки путем развития и укрепления мышц поясничного отдела, развитию двигательной координации, устраняет асимметрию, вызванную изменением дуги таза. Симметричность и последовательность движений обеспечивает развитие мышц поясничного отдела, боковых и косых мышц живота, подвздошно-поясничной мышцы, служит для устранения эффекта крыловидных лопаток за счет растягивания грудной мышцы. Цикл упражнения включает: исходное положение; попеременное отведение предпочтительно 1-5 раз в каждую сторону и слегка назад сначала левой ноги и фиксирования ее на уровне колена правой ноги, затем отведение предпочтительно 1-5 раз в каждую сторону и слегка назад правой ноги и фиксирования ее на уровне колена левой ноги; возврат в исходное положение. Вариант исходного положения: корпус прямой, взгляд вперед, избегать наклона головы вниз, упор на левой стопе, правая нога отведена в сторону на носок, фитбол за спиной. Данное упражнение выполняется один раз в медленном темпе при контроле дыхания в течение не менее 1 минуты.
Четвертое упражнение «Кошка обхватывает клубок» (фиг. 67 - фиг. 102). Активное асимметричное деторсионное упражнение направлено на уменьшение торсии и дуги искривления позвоночника в области грудного и поясничного отдела за счет поворотов туловища, таза, отведения нижних конечностей, поворотов и заведения конечностей в сторону противоположную развороту позвонков, также вырабатывает равновесие и координацию движения, недостаточно развитых у слабовидящих; при этом исключается нагрузка на зрительный анализатор. Исходное положение: лежа на правом боку на фитболе, правая рука согнута в локте полностью обхватывает фитбол, левая рука ладонью прижимает мяч, левый локоть прижат к ребрам, ноги перекрещены на ширине плеч над коленями, левая нога заведена сверху, упор на внутреннем крае левой стопы, правая нога под левой, упор на внешнем крае правой стопы, такое положение тела способствует укреплению мышц грудного и поясничного отдела позвоночника, мышц конечностей, выравнивание положения таза (фиг. 67, фиг. 79, фиг. 91). Траектория движения: поворот против часовой стрелки в положение лежа на правом боку на фитболе, правая рука согнута в локте полностью обхватывает фитбол, левая рука ладонью упирается в мяч, левая нога отведена и поднята на уровень левого плеча, носок левой ноги на себя, правая нога слегка согнута в колене в упоре на внешнем крае стопы (фиг. 68, фиг. 80, фиг. 92); производится коррекция дуги искривления в поясничном отделе и выравнивание положение таза, развитие боковых и косых мышц живота, укрепление мышц нижних конечностей. Далее поворот против часовой стрелки в положение лежа спиной на фитболе, шея удерживает голову от прогиба назад, ноги согнуты в коленях, упор на всю площадь стоп, руки отведены в стороны на уровне плеч, ладонями кверху (фиг. 69, фиг. 81, фиг. 93), выравнивание положения надплечий; коррекция дуги искривления в грудном отделе, расслабление мышц грудного и поясничного отдела, тренировка мышц шеи. Далее траектория движения против часовой стрелки поворот в положение лежа на левом боку на фитболе, левая рука согнута в локте полностью обхватывает фитбол, правая рука ладонью упирается в мяч, правая нога отведена и поднята на уровень правого плеча, носок правой ноги на себя, левая нога слегка согнута в колене в упоре на внешнем крае стопы (фиг. 70 - фиг. 71; фиг. 82 - фиг. 83; фиг. 94 - фиг. 95); производится коррекция дуги искривления в поясничном отделе и выравнивание положение таза, развитие боковых и косых мышц живота, укрепление мышц нижних конечностей. Далее траектория движения поворот против часовой стрелки с заведением правой ноги и правой руки в положение: лежа на левом боку на фитболе, левая рука согнута в локте полностью обхватывает фитбол, правая рука ладонью прижимает мяч, правый локоть прижат к ребрам, ноги перекрещены на ширине плеч над коленями, правая нога заведена сверху, упор на внутреннем крае правой стопы, левая нога под правой, упор на внешнем крае левой стопы, такое положение тела способствует укреплению мышц грудного и поясничного отдела позвоночника, мышц конечностей, выравниванию положения таза и уменьшение торсии позвоночника (фиг. 72 - фиг. 73; фиг. 84 - фиг. 85; фиг. 96 - фиг. 97). Далее упражнение повторяется с поворотом по часовой стрелке в положение лежа на левом боку с отведением правой ноги (фиг. 74, фиг. 86, фиг. 98), далее поворот по часовой стрелке в положение лежа на спине (фиг. 75; фиг. 87; фиг. 99), далее поворот на правый бок с отведением левой ноги (фиг. 77; фиг. 89, фиг. 101), поворот в исходное положение с заведением левой ноги (фиг. 78, фиг. 90, фиг. 102). Цикл упражнения включает: исходное положение; траектория движения - перекатывание против часовой стрелки из позиции лежа правым боком на фитболе с отведением левой ноги на уровень левого плеча в позицию на спине с отведенными в сторону руками, далее в позицию лежа левым боком на фитболе с отведением правой ноги; далее перекатывание по часовой стрелке из позиции лежа левым боком на фитболе с отведением правой ноги на уровень правого плеча в позицию на спине с отведенными в сторону руками, далее в позицию лежа правым боком на фитболе с отведением левой ноги; возврат в исходное положение. Возможен вариант выполнения упражнения из исходного положения лежа на левом боку на фитболе, левая рука согнута в локте полностью обхватывает фитбол, правая рука ладонью прижимает мяч, правый локоть прижат к ребрам, ноги перекрещены на ширине плеч над коленями, правая нога заведена сверху, упор на внутреннем крае правой стопы, левая нога под правой, упор на внешнем крае левой стопы. Траектория движения: перекатывание по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Упражнение выполняется предпочтительно в среднем темпе 1-5 раз в течение не менее 1 минуты с перерывом на отдых (10-30 сек) между циклами упражнения.
Пятое упражнение «Кошка смотрит в сторону» (фиг. 103 - фиг. 120) выполняется как индивидуально, так и в группе. Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, слегка пружинят, колени развернуты влево, ноги слегка согнуты в коленях, упор на всю поверхность стоп, руки на уровне груди, ладонями обхватывают фитбол, мяч упирается в грудь: корпус, колени и руки развернуты влево, при этом голова развернута вправо и слегка наклонена влево, зафиксирована при движениях корпуса (фиг. 103, фиг. 109, фиг. 115). Начинается движение с поворота слева направо коленей, далее поворота корпуса и рук с фитболом слева направо (фиг. 104 - фиг. 105; фиг. 110- фиг. 111; фиг. 116 - фиг. 117). При повороте работают околопозвоночные мышцы спины, мышцы брюшного пресса: при передаче фитбола мяч отрывается от груди, при этом работают мышцы шейно-воротниковой зоны: корпус прямой, ноги на ширине плеч, колени пружинят, упор на всю поверхность стоп, взгляд сопровождает мяч по кругу, при этом тренируются мышцы глаз, что является необходимым условием при занятиях с детьми с ОВЗ, прием и передача фитбола осуществляется пять раз слева направо. Далее позиция: ноги на ширине плеч, слегка пружинят, колени развернуты вправо, ноги слегка согнуты в коленях, упор на всю поверхность стоп, руки на уровне груди, ладонями обхватывают фитбол, фитбол упирается в грудь: корпус, колени и руки развернуты вправо, при этом голова развернута влево и слегка наклонена вправо, зафиксирована при движениях корпуса, начинается движение с поворота справа налево коленей, далее поворот корпуса и рук с фитболом справа налево (фиг. 106 - фиг. 108; фиг. 112 - фиг. 114; фиг. 118 - фиг. 120), возврат в исходное положение. При повороте работают околопозвоночные мышцы спины, мышцы брюшного пресса: при передаче фитбола мяч отводится от груди, при этом работают мышцы шейно-воротниковой зоны: корпус прямой, ноги на ширине плеч, колени пружинят, упор на всю поверхность стоп, руки опущены вниз, взгляд сопровождает мяч по кругу, при этом тренируются мышцы глаз, что является необходимым условием при занятиях с детьми с ОВЗ. Цикл упражнения включает: исходное положение, траектория движения - поворот корпуса и рук с мячом слева направо, затем поворот корпуса и рук с мячом справа налево; возврат в исходное положение. Возможен вариант выполнения упражнения из исходного положения: стоя, ноги на ширине плеч, слегка пружинят, колени развернуты вправо, ноги слегка согнуты в коленях, упор на всю поверхность стоп, руки на уровне груди, ладонями обхватывают фитбол, мяч упирается в грудь: корпус, колени и руки развернуты вправо, при этом голова развернута влево и слегка наклонена вправо, зафиксирована при движениях корпуса; при этом траектория движения поворота справа налево. В процессе выполнения упражнения в группе, после передачи мяча повороты без него осуществляются аналогично. Данное упражнение выполняется не менее 10 раз: 5 раз передача мяча справа налево и 5 раз передача мяча слева направо, предпочтительно, в среднем темпе в течение одной минуты.
Шестое упражнение «Кошка слушает» (фиг. 121 - фиг. 129) направлено на формирование нового рефлекса позы за счет совмещения общего центра масс тела и центра тяжести мяча при посадке на фитболе, что приводит к формированию правильной осанки, при этом происходит улучшение кровообращения и лимфообращения в области шейно-воротниковой зоны позвоночника, что положительно сказывается на работе зрительного анализатора. Данное упражнение направлено на восстановление дыхания. Исходная позиция: сидя на фитболе, спина прямая, ноги согнуты в коленях на ширине плеч, упор на всю площадь стопы, руки согнуты в локтевом суставе, образуя прямой угол, ладони соприкасаются, пальцы левой кисти ложатся на центр правой ладони (фиг. 121, фиг. 124, фиг. 127). Траектория движения: правая кисть отводится на уровень правого плеча. Пальцы правой кисти ложатся на центр левой ладони. Левая кисть отводится на уровень правого плеча. Выполняется попеременное движение ладонями рук в течение 30 сек. (фиг. 122; фиг. 125; фиг. 128). Ладонь правой руки кладется на основание шеи, ладонь левой руки накрывает кисть правой руки, при этом оба предплечья фиксируют голову, образуя «ушки» (фиг. 123, фиг. 126, фиг. 129), далее возврат в исходное положение. Цикл упражнения: исходное положение, траектория движения: попеременное движение ладонями рук с заведением их за спину с образованием «ушек»; возврат в исходное положение. Вариант исходного положения: спина прямая, ноги согнуты в коленях на ширине плеч, упор на всю площадь стопы, руки согнуты в локтевом суставе, образуя прямой угол, ладони соприкасаются, пальцы правой кисти ложатся на центр левой ладони. Контроль за правильной осанкой и дыханием в течение не менее 1 минуты.
Способ коррекции осанки посредством комплекса имитационной фитбол-гимнастики обеспечивает оздоровление организма, приводит к гармоничному развитию личности.
Апробация изобретения проводилась на базе МОУ школы-интерната 4 вида г.о. Люберцы Московской области в 2016-2018 гг.Объект исследования: группа учащихся 6-7 классов с различной патологией зрительного анализатора и как следствие нарушение осанки. В группу слабовидящих входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения составляет от 0,05 до 0.4 D. Распределение учащихся по группам происходило с учетом остроты зрения так, чтобы и в контрольной и в экспериментальной группе находились учащиеся с однотипными стартовыми показателями по остроте зрения. Эффективность изобретения была доказана в ходе эксперимента. Для этого учащиеся были распределены на две группы: 1 группа - экспериментальная (8 чел.), 2 группа-контрольная (8 чел.). Степень нарушения осанки и деформации позвоночника выявлялась с помощью визуального метода (тест Адамса) и оптического метода или прибор - мобильный ТОДП). У всех учащихся выявлены нарушения осанки в разной степени, обусловленное депривацией зрения. В экспериментальной группе с 2016 г. проводились занятия ИФГ. При повторном обследовании в 2018 г. у 3 человек из экспериментальной группы результаты улучшились, у четырех учащихся остались на прежнем уровне, у одного учащегося показатели были ниже контрольного измерения. В контрольной группе показатели не изменились у 6-х учащихся, у 2-х снизились относительно измерений 2016 гг. В результате в экспериментальной группе учащихся наблюдается положительная динамика по улучшению осанки на фоне отсутствия снижения остроты зрения у 6 человек и у 2 учащихся данный показатель улучшился на 0.01D и 0.02 D. Результаты диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймонда) выявили положительную динамику по показателям «Адаптация» с 44% (2016 г.) до 52% (2018 г.); «Принятие других» с 41% до 56% соответственно, что подтверждает рост коммуникативной культуры и адаптации в социуме.
Таким образом, использование предлагаемого способа корригирующих имитационных упражнений фитбол-гимнастики «Расслабляйся и двигайся, как кошка» позволило достичь положительного оздоровительного физического и эмоционального эффекта у подростков, при этом значительно возросла их коммуникативная культура и адаптация в социуме. Положительная динамика в результате профилактики и коррекции осанки наблюдалась также у младших школьников и дошкольников в ходе занятий в Летнем парке п. Малаховка. Изобретение может осуществляться как силами инструктора-методиста адаптивной, лечебной физкультуры, так и родителями детей с ОВЗ по зрению.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА | 2014 |
|
RU2567796C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ВЕРТЕБРОГЕННЫМ БОЛЕВЫМ СИНДРОМОМ ПОСЛЕ ДЕКОМПРЕССИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПОЯСНИЧНО-КРЕСТЦОВОМ ОТДЕЛЕ ПОЗВОНОЧНИКА | 2012 |
|
RU2510727C1 |
Способ коррекции комбинированного идиопатического сколиоза у девочек 11-15 лет | 2023 |
|
RU2802385C1 |
Способ коррекции идиопатического сколиоза грудного отдела позвоночника у девочек 11-15 лет | 2023 |
|
RU2808350C1 |
Способ коррекции идиопатического сколиоза поясничного отдела позвоночника у девочек 11-15 лет | 2023 |
|
RU2804216C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2005 |
|
RU2285516C1 |
Способ лечения боли в спине за счет активизации постуральной мускулатуры | 2022 |
|
RU2792537C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ МЫШЕЧНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ | 2019 |
|
RU2723224C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ ПРИ С-ОБРАЗНЫХ КИФОСКОЛИОЗАХ У ДЕТЕЙ ДОПУБЕРТАТНОГО И ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДОВ | 2015 |
|
RU2597407C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СКОЛИОЗА I-II СТЕПЕНИ | 1998 |
|
RU2166922C2 |
Изобретение относится к медицине. Способ коррекции нарушения осанки у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по зрению включает выполнение комплекса имитационной фитбол-гимнастики (ИФГ), содержащего шесть упражнений. Выполнение первого упражнения начинают из исходного положения - полулежа, опираясь одним боком на фитбол, обхватив его руками, ноги полусогнуты в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и перекрещены в зоне голеностопных суставов. Выполняют движение, траектория которого направлена на смену позы из исходного положения в положение - упор на согнутые колени и фитбол с последующим переходом в конечное положение - полулежа, опираясь другим боком на фитбол, обхватив его руками, при этом ноги полусогнуты в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и перекрещены в зоне голеностопных суставов. Выполнение второго упражнения начинают из исходного положения - лежа на спине, одна нога носком упирается в фитбол, другая согнута в колене в упоре на стопу, фитбол лежит на ладонных поверхностях обеих рук. Выполняют упражнение, вращая фитбол по направлению на себя посредством попеременных или одновременных движений кистей и носками стоп - правая рука-правая нога и левая рука-левая нога, до перехода в конечную позицию - лежа на спине, колени согнуты, упор на всю площадь стоп, руки присогнуты на уровне груди и удерживают фитбол. После чего осуществляют возврат в исходное положение. Выполнение третьего упражнения начинают из исходного положения - стоя: корпус прямой, взгляд вперед, избегая наклона головы вниз, упор на одной стопе, другая нога отведена в сторону на носок, фитбол расположен за спиной. Выполняют упражнение попеременным отведением в сторону и назад сначала одной, а затем другой ноги, фиксируя фитбол руками за спиной, при этом носок стопы при отведении ноги согнут в сторону ее отведения. Ногу в положении отведения в сторону и назад фиксируют на высоте колена противоположной ноги, переходят в исходное положение, далее повторяют для другой ноги. Выполнение четвертого упражнения начинают из исходного положения - лежа одним боком на фитболе, одноименная рука согнута в локте и полностью обхватывает фитбол, нога этой стороны перекрещена с другой и находится под ней, упор производят на внутренний край той ноги, что сверху, и на внешний край той ноги, что снизу, при этом ноги на ширине плеч, другая рука ладонью прижимает фитбол, ее локоть прижат к ребрам. Выполняют упражнение поворотом корпуса, причем при повороте ногу, которая сверху, поднимают до уровня плеча, ее носок направлен на себя, далее через положение лежа на спине на фитболе, шея удерживает голову от прогиба назад, ноги согнуты в коленях, упор на всю поверхность стоп, руки отведены в стороны на высоте плеч, ладонями кверху с выравниванием надплечий. Заканчивают поворот в положении лежа на другом боку на фитболе. В конце упражнения положение рук противоположно исходному: одна рука согнута в локте и полностью обхватывает фитбол, другая ладонью упирается в фитбол, ноги, соответственно, перекрещены противоположно исходному их положению: одна нога сверху, другая под ней, ноги на ширине плеч. При возврате в исходное положение повторяют повороты корпуса и ног, включая положение лежа на спине на фитболе с отведенными в сторону руками. Пятое упражнение выполняют из исходного положения - стоя, ноги на ширине плеч, согнуты в коленях, пружинят, колени развернуты в одну сторону, упор на всю поверхность стоп, руки на уровне груди, ладонями обхватывают фитбол, который упирается в грудь: корпус, колени и руки развернуты в одноименную сторону с наклоном головы, при этом голова развернута в противоположную сторону и фиксирована при движениях корпуса. Начинают выполнение упражнения с поворота коленей в противоположную исходному положению сторону, затем также выполняют поворот корпуса и рук с фитболом, причем при движении фитбол отрывается от груди. Выполняют переход в конечное положение - ноги на ширине плеч, корпус, колени и руки развернуты и голова наклонена в сторону, противоположную исходному положению, а голова развернута в сторону, противоположную корпусу, коленям и рукам, фиксирована при движениях корпуса, выполняют поворот в обратную сторону с возвратом в исходное положение. Шестое упражнение является дыхательным, при этом выполнение упражнения начинают из исходного положения - сидя на фитболе, спина прямая, ноги согнуты в коленях на ширине плеч, упор на всю площадь стопы, руки согнуты в локтевом суставе с образованием прямого угла, кисти соприкасаются так, что пальцы одной кисти ложатся на центр ладони другой, пальцы другой кисти с ладонью не соприкасаются. Одну кисть отводят на уровень одноименного плеча, при этом пальцы другой кисти ложатся на ее центр, далее другую кисть отводят на уровень одноименного плеча, выполняют это попеременное движение ладонями рук. Затем ладонь одной руки кладут на основание шеи, при этом ладонь второй руки накрывает кисть первой руки, а оба предплечья фиксируют голову, образуя «ушки», затем выполняют возврат в исходное положение. Изобретение обеспечивает коррекцию нарушения осанки у детей с ОВЗ по зрению. 4 з.п. ф-лы, 129 ил.
1. Способ коррекции нарушения осанки у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по зрению, включающий выполнение комплекса имитационной фитбол-гимнастики (ИФГ) «Расслабляйся и двигайся, как кошка», содержащего шесть упражнений, имитирующих движения кошки, характеризующийся тем, что
первое упражнение «Кошка отдыхает», имитирующее отдыхающую кошку, является релаксационным, при этом выполнение упражнения начинают из исходного положения - полулежа, опираясь одним боком на фитбол, обхватив его руками, ноги полусогнуты в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и перекрещены в зоне голеностопных суставов; выполняют движение, траектория которого направлена на смену позы из исходного положения в положение - упор на согнутые колени и фитбол с последующим переходом в конечное положение - полулежа, опираясь другим боком на фитбол, обхватив его руками, при этом ноги полусогнуты в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и перекрещены в зоне голеностопных суставов;
второе упражнение «Кошка катает клубок», имитирующее движение кошки, катающей клубок, при этом выполнение упражнения начинают из исходного положения - лежа на спине; одна нога носком упирается в фитбол, другая согнута в колене в упоре на стопу, фитбол лежит на ладонных поверхностях обеих рук, выполняют упражнение, вращая фитбол по направлению на себя посредством попеременных или одновременных движений кистей и носками стоп - правая рука-правая нога и левая рука-левая нога; до перехода в конечную позицию - лежа на спине, колени согнуты, упор на всю площадь стоп, руки присогнуты на уровне груди и удерживают фитбол, после чего осуществляют возврат в исходное положение;
третье упражнение «Кошка вытягивает лапку», имитирующее движение кошки, вытягивающей лапку, при этом выполнение упражнения начинают из исходного положения - стоя: корпус прямой, взгляд вперед, избегая наклона головы вниз, упор на одной стопе, другая нога отведена в сторону на носок, фитбол расположен за спиной; выполняют упражнение попеременным отведением в сторону и назад сначала одной, а затем другой ноги, фиксируя фитбол руками за спиной; при этом носок стопы при отведении ноги согнут в сторону ее отведения; ногу в положении отведения в сторону и назад фиксируют на высоте колена противоположной ноги; переходят в исходное положение; далее повторяют для другой ноги;
четвертое упражнение «Кошка обхватывает клубок», имитирующее движение кошки, обхватывающей клубок, выполнение упражнения начинают из исходного положения - лежа одним боком на фитболе, одноименная рука согнута в локте и полностью обхватывает фитбол, нога этой стороны перекрещена с другой и находится под ней, упор производят на внутренний край той ноги, что сверху, и на внешний край той ноги, что снизу, при этом ноги на ширине плеч, другая рука ладонью прижимает фитбол, ее локоть прижат к ребрам; выполняют упражнение поворотом корпуса, причем при повороте ногу, которая сверху, поднимают до уровня плеча, ее носок направлен на себя, далее через положение лежа на спине на фитболе, шея удерживает голову от прогиба назад, ноги согнуты в коленях, упор на всю поверхность стоп, руки отведены в стороны на высоте плеч, ладонями кверху с выравниванием надплечий, заканчивают поворот в положении лежа на другом боку на фитболе, в конце упражнения положение рук противоположно исходному: одна рука согнута в локте и полностью обхватывает фитбол, другая ладонью упирается в фитбол, ноги, соответственно, перекрещены противоположно исходному их положению: одна нога сверху, другая под ней, ноги на ширине плеч; далее при возврате в исходное положение повторяют повороты корпуса и ног, включая положение лежа на спине на фитболе с отведенными в сторону руками;
пятое упражнение «Кошка смотрит в сторону», имитирующее кошку, смотрящую в сторону, выполняют из исходного положения - стоя, ноги на ширине плеч, согнуты в коленях, пружинят, колени развернуты в одну сторону, упор на всю поверхность стоп, руки на уровне груди, ладонями обхватывают фитбол, который упирается в грудь: корпус, колени и руки развернуты в одноименную сторону с наклоном головы, при этом голова развернута в противоположную сторону и фиксирована при движениях корпуса;
начинают выполнение упражнения с поворота коленей в противоположную исходному положению сторону, затем так же выполняют поворот корпуса и рук с фитболом, причем при движении фитбол отрывается от груди;
корпус прямой, ноги на ширине плеч, колени пружинят, упор на всю поверхность стоп;
затем выполняют переход в конечное положение - ноги на ширине плеч, корпус, колени и руки развернуты и голова наклонена в сторону, противоположную исходному положению, а голова развернута в сторону, противоположную корпусу, коленям и рукам, фиксирована при движениях корпуса;
выполняют поворот в обратную сторону с возвратом в исходное положение;
шестое упражнение «Кошка слушает», имитирующее слушающую кошку, является дыхательным, при этом выполнение упражнения начинают из исходного положения - сидя на фитболе, спина прямая, ноги согнуты в коленях на ширине плеч, упор на всю площадь стопы, руки согнуты в локтевом суставе с образованием прямого угла,
кисти соприкасаются так, что пальцы одной кисти ложатся на центр ладони другой, пальцы другой кисти с ладонью не соприкасаются;
одну кисть отводят на уровень одноименного плеча, при этом пальцы другой кисти ложатся на ее центр, далее другую кисть отводят на уровень одноименного плеча, выполняют это попеременное движение ладонями рук,
затем ладонь одной руки кладут на основание шеи, при этом ладонь второй руки накрывает кисть первой руки, а оба предплечья фиксируют голову, образуя «ушки», затем выполняют возврат в исходное положение.
2. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что во всех упражнениях комплекса используют фитбол без озвучивания или озвученный с помощью находящихся внутри и свободно перемещающихся бубенчиков, издающих при его перекатывании звук, служащий дополнительным ориентиром для детей с остаточным зрением, при этом выбор фитбола зависит от степени повреждения зрительного анализатора.
3. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что первое упражнение «Кошка отдыхает» выполняют однократно не менее одной минуты; второе упражнение «Кошка катает клубок» выполняют не менее 5 раз с учетом 10-кратных повторений попеременных движений каждой рукой и ногой или 20 одновременных движений обеими руками и ногами в течение 1 мин; третье упражнение «Кошка вытягивает лапку» выполняют один раз с учетом попеременного отведения ног 1-5 раз не менее 1 мин; четвертое упражнение «Кошка обхватывает клубок» выполняют от 1 до 5 раз не менее 1 мин; прием и передачу фитбола в пятом упражнении «Кошка смотрит в сторону» осуществляют от 5 раз в каждую сторону, при этом упражнение выполняют в течение не менее 1 мин; попеременное движение ладонями рук в шестом упражнении «Кошка слушает» осуществляют в течение 30 сек, фиксированное положение головы удерживают в течение не менее 1 мин.
4. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что его предпочтительно выполнять ежедневно 1-2 раза в течение 7-8 мин - утром, вечером, при этом длительность выполнения комплекса составлена с учетом суммарного интервала отдыха - 1 мин, или по 10 сек между упражнениями и в конце шестого упражнения, комплекс рекомендуют выполнять в течение года, в случае отсутствия динамики продолжают с интервалом отдыха 3-6 мес. до появления положительных результатов по коррекции осанки.
5. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что пятое упражнение «Кошка смотрит в сторону» выполняют индивидуально или в группе, при этом при отрыве фитбола от груди осуществляют его передачу.
Частные методики адаптивной физической культуры, уч.пособ | |||
п/ред | |||
Л.В.Шапковой, М., Советский спорт, 2003, 464 с | |||
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА | 2014 |
|
RU2567796C1 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2005 |
|
RU2289381C1 |
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности предмет профилактика правильной осанки у детей дошкольного возраста, Ижевск, 2017, 59 с | |||
Marini M | |||
et al | |||
Pain syndromes in competitive elite level female artistic gymnasts | |||
Role of specific preventive-compensative activity// Ital J Anat Embryol | |||
Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок | 1923 |
|
SU2008A1 |
PubMed. |
Авторы
Даты
2019-04-23—Публикация
2018-06-22—Подача