Изобретение относится к медицине, а именно к способам абилитации и реабилитации при несовершенном остеогенезе (НО), и может быть использовано для реабилитации детей старше 7 лет с данной патологией развития.
Рост костей человека наиболее активно происходит в период детства и юности. Дети, с патологией развития несовершенный остеогенез, сталкиваются с проблемой частых переломов. Так же мышечная система данных детей отличается пониженным тонусом.
У детей с НО выявлена взаимосвязь формирования гиперлордоза поясничного отдела позвоночника, уплощения сводов стоп. Так как свод стопы несет на себе функцию амортизации при ходьбе, сглаживание сводов стоп ведет к увеличению нагрузки на нижние конечности ребенка, и, как следствие, к увеличению частоты переломов костей.
Известны хирургические способы лечения несовершенного остеогенеза:
«Способ лечения деформации костей конечностей у больных с метаболическими остеопатиями и несовершенным остеогенезом» (Патент РФ №2342914). «Способ комбинированного остеосинтеза длинных трубчатых костей при коррекции деформации у детей с несовершенным остеогенезом» (Патент РФ №2615279). «Способ повышения стабильности накостного остеосинтеза при хирургическом лечении несовершенного остеогенеза» (Патент РФ №2445029). «Способ профилактики переломов и дальнейшего развития деформации у больных с метаболическими остеопатиями и несовершенным остеогенезом» (Патент РФ №2342913).
Известен способ лечения несовершенного остеогенеза с использованием медикаментозных препаратов. В одних случаях назначают: стронций ранелат, кальций Д3 никомед, хондропротекторы, в других: курс хондропротекторов, комбилипен, ксантинола никотинат, рекоментовано: ношение фиксирующего пояса, кальцемин адванс, сирдалуд, милдронат курсами, физиолечение, ограничение общих физических нагрузок, использование специальных ортопедических матрасов и подушек, ношение ортопедической обуви, занятие ЛФК. Авторы отмечают необходимость многокомпонентного подхода в рамках семьи с решением вопросов профилактики повторных переломов, лечения, реабилитации и трудоспособности. («Несовершенный остеогенез: полиморфизм клинических проявлений и тактика лечения», Викторова И.А., Коншу Н.В., Иванова Д.С., Архивъ внутренней медицины. 2015. №2 (22). С. 69-73.)
Известен способ лечения несовершенного остеогенеза с использованием памидроната, который назначали три дня подряд: в дозе 0,25 мг/кг в первый день инфузии для детей младше 2 лет и 0,5 мг/кг на второй и третий день, а для пациентов старше 2 лет по 0,5 мг/кг все три дня. Циклы инфузии повторяли каждые 3 месяца. При этом грубое нарушение осанки корректировали путем ношения специализированных корсетов, созданных с учетом наличествующих деформаций у пациента. Наиболее прогрессивными на сегодняшний день являются системы Риго-Шено и Шено («Ортопедия, травматология и протезирование» 2009, №4: 110-117 Несовершенный остеогенез: патогенез, классификация, клиническая картина, лечение» В.В. Поворознюк, Е.Я. Гречанина, Н.И. Балацкая, В.М. Вайда). Применение бисфосфонатов в настоящее время считается «золотым стандартом» при лечении несовершенного остеогенеза. Памидроновая кислота (памидронат) является наиболее широко применяемым и изученным препаратом, который эффективен при лечении детей с несовершенным остеогенезом, как при легком, так и тяжелом течении болезни. Самым часто используемым протоколом лечения памидронатом является циклические внутривенное введение препарата в дозе от 6 до 9 мг/кг/год. (Диссертация Яхяевой Г.Т. «Научное обоснование новых подходов к диагностике и лечению несовершенного остеогенеза у детей», 2016 г.).
Известен комплекс реабилитационных упражнений с использованием эластичной ленты для детей с несовершенным остеогенезом (Батышева Т.Т., Кудрявцева О.И., Мойзыкевич Е.Р., Буханов В.В. тезисы доклада на VII Междисциплинарном научно-практическом конгрессе «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей», Москва 30-31 октября 2017 г., стр. 35). Авторами разработан индивидуальный комплекс упражнений по ведению пациентов с несовершенным остеогенезом для увеличения массы тела, двигательной активности, выносливости, преодоления страха и боли. Ребенок берет расправленную ленту обеими руками на расстоянии, превышающем ширину плеч, концы ленты должны быть обращены к мизинцам, а кисти рук повернуты внутрь, так чтобы лента намоталась на них в один-два оборота и выполняет под руковоством методиста шесть упражнений: 1. Поза горы: необходимо втянуть живот, расправить плечи, расширяя грудную клетку. Вытянуть позвоночник как можно больше вверх, смотреть прямо перед собой, вытянуть руки вдоль тела. 2. Выстраивание стоп, в исходном положении, сидя на кресле, нижние конечности согнуты в коленных суставах, с параллельной постановкой стоп на ровной поверхности, поднять пальцы ног кверху, при этом упираясь на наружный свод стопы. 3. Упражнение на пресс: «насос»: сидя на кресле, взять свободные концы ленты, руки согнуты в локтевых суставах, установить стопу на середину эластичной ленты, сгибать и разгибать нижнюю конечность в коленном суставе поочередно каждую, и «кранчи»: сидя на кресле, держась за середину эластичной ленты, свободные концы которой держит инструктор, максимально сгибать туловище вперед, локтями вперед и вниз, сокращая мышцы брюшного пресса. 4. Спина: сведение лопаток: лента на ладонях, большие пальцы в стороны, необходимо встать на середину ленты, захватить концы ленты справа и слева от себя и начинаем вытягивать их вверх - одновременно или по очереди. 5. «Бабочка»: лента за спиной, руки полусогнуты в локтях. 6. Дыхание: в бок, в стороны поочередно и одновременно и животом с лентой. После проведения ежедневных занятий у детей отмечабт положительную динамику в виде формирования стереотипа вертикальной позиции, укрепление мышц сводов стоп, снижение болевого синдрома.
Этот комплекс упражнений взят нами за прототип.
Недостатком прототипа является недостаточная коррекция у ребенка патологического двигательного стереотипа в процессе выполнения упражнений и недостаточное выстраивание сводов стоп и осанки. В результате чего у ребенка не происходит формирование осознания физиологичных положений стопы и осанки в целом.
Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа коррекции двигательного стереотипа для снижения гравитационной нагрузки на опорно-двигательный аппарат у детей с НО.
Технический результат изобретения заключается в детальном выстраивании сводов стоп и осанки, с целью формирования у ребенка осознания физиологичных положений стопы и осанки в целом, в результате чего повышается эффективность реабилитации детей с несовершенным остеогенезом.
Поставленная задача решается тем, что методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс из пяти упражнений в физиологичных позах с выстраиванием сводов стоп и осанки, используя гимнастическую ленту как предмет, взаимодействуя с которым, ребенок выполняет упражнение в режиме с отягощением. Комплекс упражнений предназначен для детей старше 7 лет с несовершенным остеогенезом, способных к самостоятельному передвижению без вспомогательных средств и направлен на коррекцию положения таза и позвоночника, стимуляция сводов стоп. Комплекс включает в себя последовательное выполнение пяти упражнений: «выстраивание оси тела в положении стоя - присед с сохранением оси тела - упражнение с лентой в положении стоя - упражнение с лентой в положении сидя - выстраивание свода стопы в положении сидя». Сущность изобретения заключается в том, что в процессе занятия ребенок выполняет комплекс упражнений в позициях, корригирующих функциональные изменения опорно-двигательного аппарата, сохраняет эти позиции при применении отягощения. В процессе занятия в работу вовлекаются мышцы-стабилизаторы позвоночника и длинные миофасциальные цепи, не вовлеченные в работу при повседневной нагрузке. Вовлечение в работу данных миофасциальных цепей позволяет равномерно распределять осевую нагрузку на опорно-двигательный аппарат, снижая нагрузку на кости, и тем самым - риск переломов.
Способ осуществляют следующим образом.
Методист-реабилитолог проводит с ребенком с несовершенным остеогенезом комплекс из 5 упражнений. Методист объясняет ребенку упражнения, выполняя параллельный показ упражнения, корректирует ребенка во время выполнения упражнения, ребенок повторяет упражнения за методистом. 1-е упражнение: из исходного положения (и.п.) - ноги на ширине плеч, без дополнительной опоры, стопы параллельны друг другу и начинает упражнение с выстраивания стоп: сначала ребенок опирается на внешний край стоп, затем касается пола подушечками под большим пальцами стоп и удерживает ноги в таком положении, сохраняя поперечные и продольные своды стоп, далее ребенок напрягает квадрицепс и мышцы брюшного пресса, уменьшая изгиб поясничного лордоза, затем ребенок отводит плечи назад, при этом опускает и сводит лопатки. 2-е упражнение: и.п. - ноги на ширине плеч, без дополнительной опоры, стопы параллельны друг другу и начинает упражнение с выстраивания стоп: сначала ребенок опирается на внешний край стоп, затем касается пола подушечками под большим пальцами стоп и удерживает ноги в таком положении, сохраняя поперечные и продольные своды стоп, затем ребенок выполняет 5-10 приседаний, сохраняя выстроенную ось тела; 3-е упражнение: и.п. - ребенок стоит ноги врозь на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, под стопами ребенок держит гимнастическая эластичная ленту, наступив на ее центральную часть, концы ленты равномерной длины ребенок держит в ладонях, руки вдоль тела, затем ребенок выстраивает положение тела: встает на пятки, затем на внешний край стоп, касается пола подушечками под большими пальцами ног и удерживает себя в таком положении, затем ребенок опускается в положение полуприседа, сгибает руки в локтях, натягивая концы гимнастической ленты, выполняет упражнение 10-15 раз; 4-е упражнение: и.п. - ребенок сидит на стуле, ноги касаются пола, пресс напряжен, руки опущены вниз, гимнастическую эластичную ленту ребенок держит в ее центральной части на расстоянии ширины плеч, затем ребенок поднимает выпрямленные руки на весу перед грудью, с усилием разводит руки в стороны, сводит лопатки, сохраняя мышцы пресса в напряжении, повторяет данное упражнение 5-10 раз; 5-е упражнение: и.п. - ребенок сидит на стуле, ноги касаются пола, центральная часть гимнастической ленты находится под поперечным сводом стопы, свободные концы ленты равной длины ребенок держит в руках с натяжением, при этом ребенок выстраивает физиологичное положение стоп с сохранением сводов, для чего сначала ребенок опирается на внешний край стопы, затем касается пола подушечкой под большим пальцами стопы и удерживает ноги в таком положении, далее ребенок приподнимает медиальный конец стопы, при этом натяжение ленты уменьшается с медиальной стороны, опора на внешний край стопы и пятку сохраняется, затем ребенок опускает медиальный конец стопы, преодолевая сопротивление ленты и стараясь не отклонять колено, повторяет упражнение 10-15 раз.
Существенным отличием заявляемого способа от известных методов лечебной гимнастики является выполнение упражнений у детей с несовершенным остеогенезом в скорригированном положении с учетом биомеханических сдвигов опорно-двигательного аппарата, с применением отягощения. Под влиянием интенсивной мышечной работы происходит рефлекторное расширение кровеносных сосудов, улучшается питание прежде всего самой мышцы, а затем и близлежащих органов, в частности кости со всеми ее компонентами. При повышенных нагрузках на кость происходит большая оссификация костной ткани, насыщение кости минеральными солями. При больших нагрузках статического характера она уменьшается почти до полного зарастания.
Клинический пример. Больная В., 7 лет, диагноз: Несоверешенный остеогенез, I тип, плоскостопие 2 ст., гиперлордотическая осанка. С помощью методиста ребенку проведен лечебный курс комплекса из 5 реабилитационных упражнений. 1-е упражнение: из исходного положения (и.п.) - ноги на ширине плеч, без дополнительной опоры, стопы параллельны друг другу и начинает упражнение с выстраивания стоп: сначала ребенок опирается на внешний край стоп, затем касается пола подушечками под большим пальцами стоп и удерживает ноги в таком положении, сохраняя поперечные и продольные своды стоп, далее ребенок напрягает квадрицепс и мышцы брюшного пресса, уменьшая изгиб поясничного лордоза, при этом, затем ребенок отводит плечи назад, при этом опускает и сводит лопатки; 2-е упражнение: и.п. - ноги на ширине плеч, без дополнительной опоры, стопы параллельны друг другу и начинает упражнение с выстраивания стоп: сначала ребенок опирается на внешний край стоп, затем касается пола подушечками под большим пальцами стоп и удерживает ноги в таком положении, сохраняя поперечные и продольные своды стоп, затем ребенок выполняет 5-10 приседаний, сохраняя выстроенную ось тела; 3-е упражнение: и.п. - ребенок стоит ноги врозь на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, под стопами ребенок держит гимнастическая эластичная ленту, наступив на ее центральную часть, концы ленты равномерной длины ребенок держит в ладонях, руки вдоль тела, затем ребенок выстраивает положение тела: встает на пятки, затем на внешний край стоп, касается пола подушечками под большими пальцами ног и удерживает себя в таком положении, затем ребенок опускается в положение полуприседа, сгибает руки в локтях, натягивая концы гимнастической ленты, выполняет упражнение 10-15 раз; 4-е упражнение:
и.п. - ребенок сидит на стуле, ноги касаются пола, пресс напряжен, руки опущены вниз, гимнастическую эластичную ленту ребенок держит в ее центральной части на расстоянии ширины плеч, затем ребенок поднимает выпрямленные руки на весу перед грудью, с усилием разводит руки в стороны, сводит лопатки, сохраняя мышцы пресса в напряжении, повторяет данное упражнение 5-10 раз; 5-е упражнение: и.п. - ребенок сидит на стуле, ноги касаются пола, центральная часть гимнастической ленты находится под поперечным сводом стопы, свободные концы ленты равной длины ребенок держит в руках с натяжением, при этом ребенок выстраивает физиологичное положение стоп с сохранением сводов, для чего сначала ребенок опирается на внешний край стопы, затем касается пола подушечкой под большим пальцами стопы и удерживает ноги в таком положении, далее ребенок приподнимает медиальный конец стопы, при этом натяжение ленты уменьшается с медиальной стороны, опора на внешнюю сторону стопы и пятку сохраняется, затем ребенок опускает медиальный конец стопы, преодолевая сопротивление ленты и стараясь не отклонять колено, повторяет упражнение 10-15 раз. В результате лечения у ребенка значительно улучшилась осанка, уменьшилась выраженность поясничного гиперлордоза, стала более устойчива при ходьбе, перестали беспокоить боли в икроножных мышцах, увеличилась двигательная активность, увеличилась выносливость при ходьбе.
Способ позволяет укреплять мышечный корсет детей с несовершенным остеогенезом и корректировать особенности их осанки за счет выполнения упражнений в положениях, приближенных к физиологичным и снижает риск последующих переломов.
Предлагаемый комплекс упражнений предполагает более детальное выстраивание сводов стоп и осанки, с целью формирования у ребенка осознания физиологичных положений стопы и осанки в целом, так же происходит динамическое переучивание и коррекция патологического двигательного стереотипа в процессе выполнения упражнений в этих позах с отягощением, что обуславливает уменьшение гравитационой нагрузки на кости нижних конечностей и позвоночник, снижая риск переломов.
Наиболее эффективно изобретение может быть использовано в реабилитационно-восстановительных учреждениях для увеличения мышечной силы и коррекции имеющихся деформаций осанки у детей с несовершенным остеогенезом и обучения их самостоятельному выполнению упражнений.
В сочетании с дифференцированным применением дополнительных средств ЛФК способ позволяет повысить эффективность физической реабилитации детей с НО.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ снижения болевого синдрома при сколиозе у детей с несовершенным остеогенезом | 2020 |
|
RU2726466C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом на первом году жизни | 2020 |
|
RU2726464C1 |
Способ коррекции свода стопы при плоскостопии | 2018 |
|
RU2696059C1 |
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна | 2018 |
|
RU2698444C1 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2018 |
|
RU2698215C1 |
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна | 2021 |
|
RU2774037C1 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2021 |
|
RU2774832C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей со сниженным мышечным тонусом | 2020 |
|
RU2728423C1 |
Способ коррекции асимметричного положения головы при врожденной мышечной кривошее у детей от полутора до шести месяцев жизни | 2022 |
|
RU2787922C1 |
Способ активной вертикализации у детей с иммобилизационным синдромом в отделении реанимации | 2020 |
|
RU2726467C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к способам реабилитации, и может быть использовано для реабилитации детей старше 7 лет при коррекции двигательного стереотипа у детей с несовершенным остеогенезом. Для этого с помощью методиста-реабилитолога с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из пяти упражнений. 1-е упражнение: из исходного положения (и.п.) - ноги на ширине плеч, без дополнительной опоры, стопы параллельны друг другу и начинает упражнение с выстраивания стоп. Сначала ребенок опирается на внешний край стоп, затем касается пола подушечками под большими пальцами стоп и удерживает ноги в таком положении, сохраняя поперечные и продольные своды стоп. Далее ребенок напрягает квадрицепс и мышцы брюшного пресса, уменьшая изгиб поясничного лордоза. Затем ребенок отводит плечи назад, при этом опускает и сводит лопатки. 2-е упражнение: и.п. - ноги на ширине плеч, без дополнительной опоры, стопы параллельны друг другу и начинает упражнение с выстраивания стоп. Сначала ребенок опирается на внешний край стоп, затем касается пола подушечками под большим пальцами стоп и удерживает ноги в таком положении, сохраняя поперечные и продольные своды стоп, затем ребенок выполняет 5-10 приседаний, сохраняя выстроенную ось тела. 3-е упражнение: и.п. - ребенок стоит ноги врозь на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, под стопами ребенок держит гимнастическую эластичную ленту, наступив на ее центральную часть, концы ленты равномерной длины ребенок держит в ладонях, руки вдоль тела. Затем ребенок выстраивает положение тела: встает на пятки, затем на внешний край стоп, касается пола подушечками под большими пальцами ног и удерживает себя в таком положении, после чего ребенок опускается в положение полуприседа, сгибает руки в локтях, натягивая концы гимнастической ленты. Выполняют упражнение 10-15 раз. 4-е упражнение: и.п. - ребенок сидит на стуле, ноги касаются пола, пресс напряжен, руки опущены вниз, гимнастическую ленту ребенок держит в ее центральной части на расстоянии ширины плеч. Ребенок поднимает выпрямленные руки перед грудью, с усилием разводит руки в стороны, сводит лопатки, сохраняя мышцы пресса в напряжении. Повторяют данное упражнение 5-10 раз. 5-е упражнение: и.п. - ребенок сидит на стуле, ноги касаются пола, центральная часть гимнастической ленты находится под поперечным сводом стопы, свободные концы ленты равной длины ребенок держит в руках с натяжением. При этом ребенок выстраивает физиологичное положение стоп с сохранением сводов, для чего сначала ребенок опирается на внешний край стопы, затем касается пола подушечкой под большим пальцами стопы и удерживает ноги в таком положении. Далее ребенок приподнимает медиальный конец стопы, при этом натяжение ленты уменьшается с медиальной стороны, опора на внешний край стопы и пятку сохраняется. Затем ребенок опускает медиальный конец стопы преодолевая сопротивление ленты и стараясь не отклонять колено, повторяет 10-15 раз. Способ обеспечивает значительное укрепление мышечного корсета детей с данной патологией и коррекцию особенностей их осанки за счет выполнения упражнений в положениях, приближенных к физиологичным, что обуславливает снижение риска последующих переломов.
Способ проведения гимнастики для коррекции двигательного стереотипа у детей с несовершенным остеогенезом, включающий комплекс лечебной гимнастики с использованием эластичной ленты, отличающийся тем, что с помощью методиста-реабилитолога с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из пяти упражнений: 1-е упражнение: из исходного положения (и.п.) - ноги на ширине плеч, без дополнительной опоры, стопы параллельны друг другу и начинает упражнение с выстраивания стоп: сначала ребенок опирается на внешний край стоп, затем касается пола подушечками под большим пальцами стоп и удерживает ноги в таком положении, сохраняя поперечные и продольные своды стоп, далее ребенок напрягает квадрицепс и мышцы брюшного пресса, уменьшая изгиб поясничного лордоза, затем ребенок отводит плечи назад, при этом опускает и сводит лопатки; 2-е упражнение: и.п. - ноги на ширине плеч, без дополнительной опоры, стопы параллельны друг другу и начинает упражнение с выстраивания стоп: сначала ребенок опирается на внешний край стоп, затем касается пола подушечками под большим пальцами стоп и удерживает ноги в таком положении, сохраняя поперечные и продольные своды стоп, затем ребенок выполняет 5-10 приседаний, сохраняя выстроенную ось тела; 3-е упражнение: и.п. - ребенок стоит ноги врозь на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, под стопами ребенок держит гимнастическую эластичную ленту, наступив на ее центральную часть, концы ленты равномерной длины ребенок держит в ладонях, руки вдоль тела, затем ребенок выстраивает положение тела: встает на пятки, затем на внешний край стоп, касается пола подушечками под большими пальцами ног и удерживает себя в таком положении, затем ребенок опускается в положение полуприседа, сгибает руки в локтях, натягивая концы гимнастической ленты, выполняют упражнение 10-15 раз; 4-е упражнение: и.п. - ребенок сидит на стуле, ноги касаются пола, пресс напряжен, руки опущены вниз, гимнастическую ленту ребенок держит в ее центральной части на расстоянии ширины плеч, затем ребенок поднимает выпрямленные руки перед грудью, с усилием разводит руки в стороны, сводит лопатки, сохраняя мышцы пресса в напряжении, повторяют данное упражнение 5-10 раз; 5-е упражнение: и.п. - ребенок сидит на стуле, ноги касаются пола, центральная часть гимнастической ленты находится под поперечным сводом стопы, свободные концы ленты равной длины ребенок держит в руках с натяжением, при этом ребенок выстраивает физиологичное положение стоп с сохранением сводов, для чего сначала ребенок опирается на внешний край стопы, затем касается пола подушечкой под большими пальцами стопы и удерживает ноги в таком положении, далее ребенок приподнимает медиальный конец стопы, при этом натяжение ленты уменьшается с медиальной стороны, опора на внешний край стопы и пятку сохраняется, затем ребенок опускает медиальный конец стопы, преодолевая сопротивление ленты и стараясь не отклонять колено, повторяет 10-15 раз.
БАТЫШЕВА Т.Т | |||
и др | |||
Тезисы доклада на VII Междисциплинарном научно-практическом конгрессе "Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей" | |||
Способ обработки медных солей нафтеновых кислот | 1923 |
|
SU30A1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СИНДРОМА ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ | 2007 |
|
RU2342114C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2006 |
|
RU2293548C1 |
ИСАНОВА В.А и др | |||
Опыт использования нейродинамических методов реабилитации в восстановлении двигательных функций// Неврол | |||
вестник | |||
Ж | |||
им | |||
В.М | |||
Бехтерева | |||
Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок | 1923 |
|
SU2008A1 |
Т | |||
XL, N 3, с | |||
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям | 1919 |
|
SU105A1 |
SCHLOUGH К, et al | |||
The effects of aerobic exercise on endurance, strength, function and self-perception in adolescents with spastic cerebral palsy: a report of three case studies.: Pediatr Phys Ther | |||
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор | 1923 |
|
SU2005A1 |
Авторы
Даты
2019-03-21—Публикация
2017-12-08—Подача