Изобретение относится к медицине, точнее к мануальной терапии и массажу, и может найти применение в неврологической, хирургической практике, педиатрии, геронтологии, терапии.
Ведущим в патологии детского церебрального паралича (ДЦП) является нарушение функции центральной нервной системы (ЦНС), проявляющейся в расстройствах психики, нарушениях движений и речи. В настоящее время при лечении ДЦП осуществляется комплексная медикаментозная терапия в сочетании с физиотерапевтическим лечением, бальнео-грязелечением, иглотерапией, лечебной физкультурой, массажем, педагогическим воздействием, занятия с логопедом. Прогноз в отношении выздоровления неблагоприятный. Каждое взятое в отдельности воздействие не дает значимых измерений в состоянии больного. В совокупности воздействия, применяемые в настоящее время, позволяют достичь некоторых положительных результатов.
Наиболее близким к предлагаемому является способ, включающий приемы общего массажа и методов мануальной терапии, в частности, сегментарно-рефлекторный массаж (СРМ), [1] Способ позволяет достичь положительных результатов во многих ситуациях, однако все приемы массажа и приемы мануальной терапии преследуют узконаправленные цели, ограничивающие воздействие местом пораженного органа, симметрично расположенных областей, в том числе и общий массаж тела, что замыкает ответную реакцию ЦНС в одной или нескольких областях коры головного мозга, не вызывает ее общей реакции. Методика СРМ осуществляется в следующей последовательности: массаж начинают со спины. Движения рук идут от поясничной области к шее (особенно тщательно с применением сегментарного и точечного массажа массируют паравертебральные области). Вначале проводят подготовительный массаж (поглаживание, растирание и неглубокое разминание мышц спины), а затем сегментарно-рефлекторный, в заключение - вновь поглаживание. После массажа спины переходят к массажу ягодичных мышц и нижних конечностей (нижние конечности массируют с проксимальных отделов), затем массируют верхние конечности, грудь и живот. После массажа для снятия гипертонуса тех или иных мышц осуществляют воздействие на моторные точки спазмированных мышц. После каждого воздействия на точку ее необходимо (зону) погладить, растереть. В массаж грудной клетки включают приемы активации дыхания. При выполнении массажа следует применять упражнения для растяжения мышц. Продолжительность процедуры 8 - 15 мин. Курс 20 - 30 процедур. В год 4 - 6 курсов.
Вышеописанный способ СРМ позволяет достичь нормализации произвольных движений, мышечного тонуса, улучшения крово- и лимфообращения, предупреждает возникновение контрактур, стимулирует ослабленную функцию мышц, усиливает метаболизм тканей. Такой результат может быть достигнут в течение не менее года лечения. Таким образом, основным положительным изменением по результатам лечения авторы считают улучшение двигательной функции. Что касается изменения психики и речи этим способом, то положительных результатов не достигается.
Технический результат настоящего изобретения состоит в улучшении психической функции за счет обеспечения общей реакции центральной нервной системы.
Этот результат достигается тем, что в известном способе лечения ДЦП посредством массажа согласно изобретению массаж осуществляют воздействием последовательно на голову, шейный отдел позвоночника, глаза, шею, грудной, поясничный и копчиковый отделы позвоночника, паравертебральные зоны, пупок, повторно на глаза, затем на язык, альвеолярные дуги, мышцы лица и шлема черепа, причем воздействие на голову проводят растиранием, поглаживанием и точечным массажем шлема черепа от лба к затылку, от височных областей к затылку до исчезновения болевых ощущений, воздействие на шейный отдел позвоночника - надавливанием на тела 1 - 7 шейных позвонков до исчезновения ощущения боли, воздействие на глаза - надавливанием до исчезновения болезненных ощущений, воздействие на шею - ротацией головы до релаксации мышц шеи, воздействие на грудной, поясничный и копчиковый отделы позвоночника - надавливанием на тела позвонков, начиная с 1 грудного, до исчезновения боли с последующей коррекцией положения тел и дисков позвоночников приемами мануальной терапии, воздействие на паравертебральные зоны - точечным массажем, начиная с области 1 грудного до исчезновения боли, воздействие на пупок - давлением до исчезновения болезненных ощущений, воздействие на язык - точечным симметричным надавливанием по всей длине боковых, по средней линии верхней и симметричных точек нижней поверхностей языка, начиная от корня языка, до исчезновения болевых ощущений, на альвеолярные дуги - надавливанием на болевые точки внутренней и внешней поверхностей до исчезновения боли, на мышцы лица - растиранием, поглаживанием, разминанием, точечным массажем до исчезновения болезненных ощущений и на шлем черепа - поглаживанием, причем такие воздействия осуществляют курсами по 10 - 15 процедур каждый не реже 1 раза в 3 месяца.
Анализируя известный опыт лечения ДЦП путем массажа, начиная с периферических отделов тела человека к голове, который приводит, как известно, к улучшению лишь двигательной активности, мы решили изменить тактику, применив воздействие начиная с головы. К этому побудил нас тот факт, что для улучшения восприятия периферической импульсации важным является первичная активация воспринимающих структур головного мозга. С этой целью мы стали проводить массаж против общепринятого правила, начиная с головы и постепенно расширяя зону воздействия. Как оказалось, предлагаемая нами последовательность воздействия позволила достичь постепенно положительных сдвигов в психике больных. Получив первые результаты, свидетельствующие об улучшении психического статуса, мы продолжили разработку системы воздействия, представленной нами в виде настоящего изобретения.
Как нами показано при лечении больных, массаж шлема черепа от лба и висков к затылку и точечный массаж этой зоны приводит к усилению кровотока в головном мозге за счет улучшения венозного оттока через венозные выпускники свода черепа.
Длительность воздействия до исчезновения болевых ощущений свидетельствует о восстановлении интенсивности кровообращения в зоне манипуляции.
Воздействие на шейный отдел позвоночника активизирует вегетативные нервные сплетения области шеи.
Воздействие на глаза стимулирует ядра вегетативной нервной системы ЦНС, связанной с глазодвигательными нервами.
Последовательное воздействие на тела позвонков от 1 грудного до последнего копчикового и паравертебральные области стимулирует последовательно всю цепочку узлов и сплетений вегетативной нервной системы (ВНС).
Воздействие на пупок вторично через чревные сплетения активизирует цепочку узлов ВНС.
Как нами показано при лечении больных, повторное воздействие на глаза оказывается необходимым для усиления восприятия больным последующих воздействий.
Воздействие на язык и альвеолярные дуги обеспечивает активизацию ядер черепно-мозговых нервов, а массаж лица снимает явления контрактуры мышщ лицевого черепа, тем самым улучшается работа речедвигательного аппарата.
Заключительное поглаживание шлема черепа снимает избыточное возбуждение, обуславливаемое лечебной процедурой. Заявляемое нами вышеописанное воздействие прошло клиническую апробацию при лечении 45 больных с различной степенью тяжести ДЦП, подтверждает необходимость и достаточность каждого из изложенных действий.
Полученные нами результаты лечения свидетельствуют о значительном улучшении психического состояния больных ДЦП, выражающиеся в улучшении реакции на окружающую среду.
Пример 1. Мальчик 6 лет, группа "особый ребенок", д/с N 18 г. Пушкина. Ds. ДЦП, спастическая диплегия, атрофия зрительных нервов, постоянный горизонтальный нистагм, имбицильность.
Проходил традиционное лечение в поликлинике N 15 г. Павловска с рождения: медикаментозное - психотропные препараты, различные виды массажа, в т. ч. СРМ, физиотерапевтическое лечение.
В марте 1996 г. объективно: мальчик не идет на контакт с окружающими, не реагирует на звуковые раздражители, не вступает в игру, не обслуживает себя, не ест самостоятельно, плохо глотает, выплевывает пищу, не умеет пить из чашки, агрессивен по отношению к окружающим: кусает, щиплет их, если этого не удается, кусает и щиплет до крови самого себя за руки, в состоянии покоя раскачивается, сосет палец правой или левой руки, придя в состояние возбуждения, долго не успокаивается, издает нечленораздельные звуки, хохочет, совершает стереотипные движения типа похлопывания ладони с ладонь, наклонов. Передвигался, держась за руку.
Начато лечение предлагаемым методом. 10 марта 1996 г. 1-я процедура: массаж головы путем растирания, поглаживания и точечным массажем шлема черепа от лба к затылку от височных областей к затылку в течение 6 мин, воздействие на шейный отдел позвоночника - надавливанием на тела 1 - 7 шейных позвонков - 4 мин, воздействие на глаза - надавливанием - 2 мин, воздействие на шею - ротацией головы до релаксации мышц шеи - 1 мин, воздействие на грудной, поясничный и копчиковый отделы позвоночника - надавливанием на тела позвонков, начиная с 1 грудного, в течение 8 мин с последующей коррекцией положения тел и дисков позвоночника приемами мануальной терапии - 4 мин, воздействие на паравертебральные зоны - точечным массажем, начиная с области 1 грудного 4 мин, воздействие на пупок - давлением 12 мин, воздействие на глаза - надавливанием - 2 мин, воздействие на язык - точечным симметричным надавливанием по всей длине боковых, по средней линии верхней и симметричных точек нижней поверхностей языка, начиная от корня языка - 2 мин, на альвеолярные дуги - надавливанием на болевые точки внутренней и внешней поверхностей - 2 мин на мышцы лица - растиранием, поглаживанием, разминанием, точечным массажем - 2 мин, и на шлем - поглаживанием - 1 мин. Процедура заняла 50 мин при активном противодействии со стороны ребенка. После массажа ребенок уснул на 40 мин. Такие процедуры проведены в течение 10 дней. Причем агрессивное противодействие процедуре со стороны ребенка постепенно уменьшалось, а длительность сна возросла до трех часов. На этом курс был окончен.
С 10 апреля курс лечения повторен в течение 15 дней. Состояние улучшилось.
Объективно в мае 1996 г. имелось: изменились отношения мальчика к окружающим его людям, появилась доброжелательность, просит окружающих выполнить свои просьбы: спеть песенку, взять на ручки, покружить его, покачать на лошадке, выполняет команды массажиста типа: открой рот, высуни язык, проявляет интерес к детям, находящимся в группе, выборочно берет игрушки (слоника, машинку, мишку, собачку), раскладывает их на прямоугольнике из модуля, манипулирует ими, в общении со взрослыми стал пользоваться речью, стал спокойным, преобладает хорошее ровное настроение, вспышки агрессии стали редкими, не щиплется и не кусается, ест самостоятельно (жует и глотает), пьет из чашки, научился мыть руки. В августе 1996 г. курс лечения - 15 процедур.
Спустя шесть месяцев. Объективно в феврале 1997 г.: контактен, играет с другими детьми в игры. Общителен. Читает по просьбе стихи. Ходит с помощью каталки. Выполняет требования воспитателя. Нистагма нет.
Заключение невропатолога: задержка психомоторного развития. Лечение продолжается.
Пример 2. Девочка 6 лет, группа "особый ребенок", д/с N 18 г. Пушкина. Ds. ДЦП, спастический тетрапарез, общее недоразвитие речи 2 - 3 уровень.
Лечилась традиционно с рождения. Объективно в марте 1996 г.: замкнута, неохотно вступает в контакт с окружающими, грамматический строй речи нарушен, словарный запас бедный, речь неразборчивая. Отмечается гипертонус жевательной мускулатуры, ослаблена круговая мышцы рта, небно-глоточный рефлекс отсутствует, язык массивный, спастичный, малоподвижный, оттянут назад, объем движений языка крайне ограничен. Многие звуки не произносит совсем.
С марта 1996 г. начато лечение аналогично примеру 1.
В мае 1996 г. после проведенного в марте курса лечения объективно: стала общительной, увеличился словарный запас. Играет с детьми. Увеличился объем движений языка. Ест самостоятельно, хорошо жует и глотает пищу. Речь понятна.
После 3 курсов лечения (март, июнь, ноябрь) в феврале 1997 г. Объективно: активно ведет на занятиях, читает букварь, считает. Знает времена года. Ориентируется в окружающей среде. Улучшилась память. Знает стихотворения. Улучшилась моторика: рисует, лепит из пластилина.
Заключение невропатолога: задержка психомоторного развития. Лечение продолжается.
К настоящему времени предлагаемым методом проведено лечение 45 детей по поводу ДЦП с различной степенью нарушения психики: от имбицильности до отставания психомоторного развития.
Всем проведено от 1 до 6 курсов лечения. Состояние психики у всех улучшилось в той или иной степени в зависимости от исходного состояния.
Предлагаемый способ по сравнению с известным имеет существенное преимущество: способ позволяет за достаточно короткое время (1 - 1,5 года) значительно улучшить психическое состояние пациентов, в то время как способ-прототип отмечает лишь улучшение двигательной функции.
Традиционные комплексные методы лечения ДЦП, проводимые в течение всей жизни пациентов, позволяют улучшить психический статус лишь в незначительной степени. (Контакт пациента с окружающим миром остается нарушенным).
Способ разработан авторами и прошел апробацию в г. Евпатория и г. Пушкин в специализированных детских садах в группах "особый ребенок" с положительным результатом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 1996 |
|
RU2106131C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 1994 |
|
RU2071759C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕБНОГО МАССАЖА | 1997 |
|
RU2163796C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДИСЦИРКУЛЯТОРНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ | 2009 |
|
RU2430713C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА | 1996 |
|
RU2100996C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕГЕНЕРАТИВНО-ДИСТРОФИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЯСНИЧНОГО, КРЕСТЦОВОГО ОТДЕЛОВ ПОЗВОНОЧНИКА ПО МЕТОДУ И.И.ПАЮКОВА | 1997 |
|
RU2108083C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ФОРМ ОСТЕОХОНДРОЗА ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2122393C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ШЕЙНОГО ОСТЕОХОНДРОЗА | 2003 |
|
RU2243758C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГЛАЗ | 1997 |
|
RU2105534C1 |
Способ коррекции атланта и устройство для его осуществления | 2022 |
|
RU2794817C1 |
Изобретение относится к медицине, неврологии. Может быть использовано для лечения детского церебрального паралича. Осуществляют воздействие массажем последовательно на голову, шейный отдел позвоночника, глаза, шею, грудной, поясничный и копчиковой отделы позвоночника, паравертебральные зоны, пупок, повторно на глаза, затем на язык, альвеолярные дуги, мышцы лица и шлема черепа до исчезновения болевого ощущения от проводимого воздействия. Способ улучшает психическую функцию.
Способ лечения детского церебрального паралича посредством массажа, отличающийся тем, что массаж осуществляют воздействием последовательно на голову, шейный отдел позвоночника, глаза, шею, грудной, поясничный и копчиковый отделы позвоночника, паравертебральные зоны, пупок, повторно на глаза, затем на язык, альвеолярные дуги, мышцы лица и шлема черепа, причем воздействие на голову проводят растиранием, поглаживанием и точечным массажем шлема черепа от лба к затылку, от височных областей к затылку до исчезновения болевых ощущений, воздействие на шейный отдел позвоночника - надавливанием на тела 1 - 7 шейных позвонков до исчезновения ощущения боли, воздействие на глаза - надавливанием до исчезновения болезненных ощущений, воздействие на шею - ротацией головы до релаксации мышц шеи, воздействие на грудной, поясничный и копчиковый отдел позвоночника - надавливанием на тела позвонков, начиная с 1 грудного, до исчезновения боли, с последующей коррекцией положения тел и дисков позвоночника приемами мануальной терапии, воздействие на паравертебральные зоны - точечным массажем, начиная с области 1 грудного, до исчезновения боли, воздействие на пупок - давлением до исчезновения болезненных ощущений, воздействие на язык - точечным симметричным надавливанием на всей длине боковых, по средней линии верхней и симметричных точек нижней поверхностей языка, начиная от кромки языка, до исчезновения болевых ощущений, на альвеолярные дуги - надавливанием на болевые точки внутренней и внешней поверхностей до исчезновения боли, на мышцы лица - растиранием, поглаживанием, разминанием, точечным массажем до исчезновения болезненных ощущений и на шлем черепа - поглаживанием, причем такие воздействия осуществляют курсами по 10 - 15 процедур каждый, не реже 1 раза в 3 месяца.
Дубровский В.И | |||
Все виды массажа | |||
- М.: Молодая гвардия, 1992, с | |||
Разборная вагранка | 1925 |
|
SU430A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Штеренгери Ф.Е | |||
Массаж для взрослых и детей | |||
- Киев: Здоровье, 1994 с | |||
Способ сужения чугунных изделий | 1922 |
|
SU38A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Ибрагимов В.С | |||
Точечный массаж | |||
- Медицина, 1983, с | |||
Рогульчатое веретено | 1922 |
|
SU142A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Бертфел ьд С.А | |||
и др | |||
Лечебная фикультура и массаж при детском церебральном парали че | |||
- Л.: Медицина, 1986, с | |||
Затвор для дверей холодильных камер | 1920 |
|
SU182A1 |
Авторы
Даты
1998-06-20—Публикация
1997-03-17—Подача