СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА Российский патент 1997 года по МПК A61H39/04 A61H7/00 

Описание патента на изобретение RU2071759C1

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и немедикаментозной терапии, и может быть использовано как самостоятельный метод лечения при различных формах детского церебрального паралича (ДЦП).

Согласно статистической классификации болезней и причин смерти восьмого пересмотра ВОЗ 1970 г. детский церебральный паралич выделяется как особая нозологическая форма под шифpом 343 (Никитина М. Н. Детский церебральный паралич, М. Медицина, 1979, с. 20). Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения и т. д. Тяжесть инвалидизации у 20-35% больных оказывается настолько значительной, что они не обслуживают себя, не передвигаются, оказываются необучаемыми. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию (там же, с. 3).

Для лечения ДЦП применяют консервативные и хирургические методы лечения. Известно, что лечение ДЦП должно быть дифференцированным, комплексным, двигательным с соблюдением непрерывности, преемственности (Никитина М. Н. Детский церебральный паралич. М. Медицина, 1979, с. 45). Из консервативных методов широко распространены медикаментозное лечение, различные виды массажа, иглорефлексотерапия, ЛФК, физиотерапевтические процедуры, бальнеологическое лечение, а также воспитательная и логопедическая работа.

Из медикаментозных препаратов наибольшее распространение получили церебролизин, ноотропил, аминалон, фенобарбитал, люминал, мидокалм, пирогенал, АТФ, витамины группы В и др. (там же, с. 50). Применение медикаментозной терапии (как бы ни был эффективен тот или иной лекарственный препарат) должно рассматриваться в общем комплексе применяемых лечебных средств и мероприятий. Самое интенсивное медикаментозное лечение при отсутствии правильного режима движений может не дать никаких результатов (там же, с. 51). Кроме того, длительное применение лекарственных средств может давать осложнения со стороны других органов и систем. Наиболее частые из них: аллергические реакции, нарушение функции ЖКТ, печени, почек, сердечно-сосудистой и нервной систем и т. д.

Из немедикаментозных методов в комплексном лечении детского церебрального паралича по распространенности первое место занимают массаж и лечебная гимнастика. В зависимости от формы и стадии заболевания применяют классический лечебный массаж, рефлекторный точечный массаж, сегментарно-рефлекторный массаж и др. причем как ручной, так и аппаратный.

Необходимо отметить, что среди специалистов до настоящего времени нет единого мнения относительно применения массажа при цереброспинальной патологии (Цыпурский Б. Г. Методы коррекции двигательных нарушений у детей первого года жизни с заболеванием центральной нервной системы. Тбилиси. Сабчота Сакартвело, 1985, с. 36). Кроме того, у таких больных (особенно детей первого года жизни) порой даже самые легкие приемы вызывают повышение мышечного тонуса. Поэтому рекомендуют применять классический массаж только на областях, удаленных от спастически напряженных мышц, и в основном при мышечной гипотонии (там же, с. 36).

Задача сегментарного массажа нормализовать тонус и добиться правильной коррекции при движении рук и ног (там же, с. 42). Применяя сегментарно-рефлекторный массаж, воздействуют на паравертебральные спинномозговые сегменты нежными в медленном темпе приемами поглаживания, растирания, разминания, а также стабильное и лабильное поглаживание мышц. На конечностях массаж проводят нежно, в медленном темпе, в непрерывном режиме (Куничев. Лечебный массаж, Киев. Виша школа, 1984, с. 192). Курсы массажа по 20-25 процедур следует повторять 3-4 раза в год с интервалами не более 1 месяца (там же, с. 193).

С целью улучшения функции отдельных органов и систем применяют рефлекторный точечный массаж. Причем с целью повышения эффективности его рекомендуют сочетать с элементами классического с активными и пассивными упражнениями, и желательно проводить его после тепловых процедур. Проводится на спине паравертебрально в направлении снизу вверх.

Таким образом, разные виды массажа направлены на нормализацию мышечного тонуса, двигательных функций, используются в комбинации с другими методами лечения (медикаментозным, ЛФК, физиотерапевтическим и др. ) и длительно (годами).

При детском церебральном параличе в комплексе лечебных мероприятий применяется мануальная терапия, но она наиболее эффективна в период новорожденности, имеет ограниченные показания и требует высочайшей квалификации и узкой специализации врача-вертебролога.

В комплексном лечении ДЦП используется и иглорефлексотерапия, которая проводится в основном при наличии высокого мышечного тонуса продолжительно и требует повторных курсов с интервалами между ними 1-3 мес (Тыкочинская Э. Д. Основы иглорефлексотерапии. М. Медицина, с. 251). Но акупунктура не рекомендуется до трехлетнего возраста (Гаава Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М. Наука, 1992, с. 412). К тому же при проведении иглотерапии существует опасность инфицирования (ВИЧ, сывороточный гепатит).

Физиотерапевтическое лечение также применяется только в комплексном лечении церебральной патологии нервной системы. Используют электрофорез, электролечение, различные тепловые, водные, холодовые и другие процедуры. Это лечение направлено в основном на нормализацию мышечного тонуса и двигательных функций.

Лечебная физкультура является одним из основных элементов комплексного лечения ДЦП, благотворно влияет на формирование двигательных навыков, используется как между курсами медикаментозной терапии, так и в сочетании с другими методами (массажем, ФТЛ, ИРТ и др.). Причем исключаются нагрузки на пораженные отделы нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

При проведении занятий с такими больными необходимо строго дозировать, а возможно и исключить на какое-то время нагрузку на соответствующий отдел позвоночника (Ципурский Б. Г. с. 50).

Говоря о хирургических методах лечения, необходимо отметить, что за последние годы оперативное лечение используется все реже, что связано с неудовлетворительными результатами и частыми осложнениями в виде рецидивов контрактур, возвратных деформаций и др. Кроме того, функциональное восстановление происходит через 1-1,5 года, во многих случаях требуются многоэтапные операции. Поэтому в настоящее время оперативное лечение должно проводиться по строгим показаниям, когда исчерпаны все возможности комплексного консервативного лечения (Никитина М. Н. Детский церебральный паралич. М. Медицина, 1979).

Таким образом, в настоящее время лечение церебральной патологии является сложной комплексной, не решенной до конца задачей. Нет ни одного из существующих методов, который мог бы использоваться в самостоятельном виде из-за трудности самой патологии и ввиду малой эффективности отдельных видов лечения. Для лечения и реабилитации больных с детским церебральным параличом необходимы большие затраты, привлечение большого количества медработников и других специалистов, создание центров реабилитации.

Поэтому очень важен поиск новых эффективных недорогих методов лечения.

Симптомы детского церебрального паралича могут наблюдаться в различных сочетаниях и отличаются большим разнообразием. Основными клиническими симптомами являются параличи центрального характера гемиплегии, диплегии, параплегии. Характерно то, что эти параличи часто сопровождаются различными гиперкинезами: атетозом, хореей, хорео-атетозом, миоклониями. Во многих случаях отмечаются различные степени интеллектуальной недостаточности от незначительного отставания до глубоких степеней дементности и имбециальности (Цукер М. Б. Основы невропатологии детского возраста. М. Медгиз, 1974, с. 336).

Наиболее близким из известных по сущности и результату принят способ лечения ДЦП, включающий топическую диагностику и воздействие массажем на паравертебральные зоны, межреберные промежутки слева и справа, на зоны передней поверхности грудной клетки и передней стенки живота (см. например, [5] с. 50).

Изобретательской задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является создание самостоятельного способа безмедикаментозного лечения различных форм детского церебрального паралича, использующего внутренние скрытые резервы организма. Предлагаемый способ позволяет выбрать оптимальный способ лечения, который является самостоятельным и не сочетается ни с какими другими видами лечения.

Указанная задача решается тем, что по способу лечения детей с ДЦП воздействуют на биологически активные зоны и точки, связанные с работой патологических отделов центральной и периферической нервной системы, внешним болевым воздействием (ВБВ) последовательно чередующимся давлением пальцами рук с усилием не менее усилия, вызывающего появление болевого синдрома и ответного напряжения мышц, и не более уровня максимальной болевой переносимости пациента, для чего последнего укладывают на живот и в качестве биологически активных зон и точек используют паравертебральные (справа, слева или с обеих сторон) и межостистые зоны шейного, грудного и пояснично-крестцового отделов позвоночника, а также шейно-плечевые зоны соответствующих сторон, лобные, теменные, височные и затылочные области головы, причем каждое воздействие осуществляют в течение 1-3 секунд от 1 до 5 раз, при локальном напряжении мышц пациентом в ответ на болевое воздействие с одновременной задержкой дыхания (у детей это происходит непроизвольно), процедуры проводят через день, контролируя состояние ребенка, до 9-12 процедур на курс. Далее воздействуют на зоны и точки на ногах по ходу соответствующих поражению каналов (печени, желчного пузыря, почек, селезенки и др.), руках (легких, сердца, тонкого, толстого кишечника, перикарда), далее укладывают ребенка на спину и воздействуют чередующимся давлением на биологически активные зоны и точки грудной клетки и живота по ходу переднего срединного меридиана, далее по передней стенке живота вдоль наружного края прямых мышц живота справа и слева, далее по ходу толстого кишечника и на паховые области.

При глазодвигательных нарушениях воздействие проводят на биологически активные точки и зоны вокруг глаз.

Изобретение основано на теоретических разработках автора Копылова В. А. изложенных им в работе Функциональная способность нервной системы и ее роль в физиологических процессах. ГКНТ СССР, ВИНИТИ, N 1953-85, Деп. Москва, 1985.

Способ осуществляют следующим образом.

Перед началом лечения проводят тщательный сбор жалоб, анамнеза, объективное обследование внутренних органов, неврологическое обследование, при необходимости назначаются лабораторные исследования (анализы крови и мочи, РЭГ, ЭхЭГ и др.), т. е. проводят точную топическую диагностику пораженных отделов нервной системы, что позволяет точно воздействовать на патологические отделы нервной системы.

Индивидуальную программу лечебного воздействия определяют по разработанной Копыловым В. А. диагностике в зависимости от пораженных отделов, где определяют преимущественно правосторонний (нижний), левосторонний (верхний) или смешанный патологический процесс (тип поражения). Таким образом, при огромном разнообразии форм, степеней и комбинаций детского церебрального паралича его разделяют на три типа и определяют индивидуальную программу воздействия способом ВБВ.

Правый (нижний) тип. Сопровождается патологией брюшной стенки и органов брюшной полости; патологией развития нижних конечностей (дисплазия тазобедренных суставов); патологией органов таза; правосторонними неврологическими проявлениями.

Левый (верхний) тип. Сопровождается патологией грудной клетки и ее органов; нарушениями психического развития (задержки психомоторного, двигательного и речевого развития); левосторонними неврологическими проявлениями, а также тремором подбородка, ручек, нарушениями сна.

Смешанный тип. Имеет те или иные признаки правого или левого типа поражения с преимуществом того или другого. Неврологические проявления смешанного типа поражения заключаются в тетраплегиях (парезах) с преимущественным поражением какой-либо из сторон.

Лечебное воздействие на выбранные зоны проводят последовательно чередующимся давлением с усилием не менее усилия, вызывающего появление болевого синдрома и ответное напряжение мышц, но не более уровня максимальной болевой переносимости больного, причем каждое усилие осуществляют в течение 1-3 секунд от 1 до 5 раз пальцами руки. Процедуры повторяют через день в течение 9-12 сеансов, контролируя состояние пациента как до процедуры, так и после нее.

Способ и последовательность его осуществления по типам поражения поясняются в примерах.

Пример 1. Артем В. 1988 г. р. Поступил на лечение в декабре 1993 г. с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия. Ребенок родился от второй беременности, вторых родов, при сроке 40 недель. Беременность протекала нормально, без клинических отклонений. Роды срочные. Вес при рождении 3400 г, рост 52 см, диагноз: краниоспинальная родовая травма, перелом правого плеча. Находился 7 дней в реанимации, затем переведен в детскую больницу. Находился 1 год под наблюдением участкового врача и невропатолога. К восьмому месяцу мог только переворачиваться на бок, не сидел, головку не держал, говорил отдельные слоги: "ма", "ба", "па". Был проведен курс лечения медикаментозными препаратами (около 70 инъекций церебролизина и АТФ), но без существенной динамики. Получал лечение в основном в виде общего массажа, ЛФК.

В 9 месяцев прошел курс мануальной терапии, в результате стал держать головку. Затем еще сеансы мануальной терапии, в 1 год 2 месяца стал сидеть, улучшилась функция ручек. Дальнейшее применение мануальной терапии не приносило результатов.

В 2,5 года прошел лечение в клинике в Санкт-Петербурге безрезультатно.

На момент первого курса повышен тонус правой стороны: правая рука согнута в локтевом суставе, повышен тонус кисти, не удерживает предметы; сидит около 5 мин, осанка слабая, опиpается на левую руку; стоит только с поддержкой (подмышки); перекрест нижних конечностей; постановка ступней на носочки (больше правая); рот открыт, сильное слюнотечение, речь невнятная, отставание психического развития.

После оценки жалоб, данных объективного исследования определена программа воздействия: неврологический статус ребенка позволяет отнести его по диагностике В. А. Копылова к правостороннему гемитипу поражения.

Лечебное воздействие проводили последовательно чередующимся давлением пальцами рук с усилием не менее усилия, вызывающего появление болевого синдрома и ответное напряжение мышц, и не более уровня максимальной болевой переносимости, причем каждое усилие осуществляли в течение 1-3 секунд от 1 до 5 раз.

Больного укладывали на живот и начинали воздействие паравертебрально справа от 2 шейного позвонка до конца позвоночника, затем проводили воздействие по межостистым промежуткам всего позвоночника и в области шейно-плечевого отдела справа, на правую руку по ходу меридианов толстого и тонкого кишечника. Далее ребенка переворачивали на спину и проводили воздействие по передней поверхности грудной клетки, по передней стенке живота, вдоль наружного края прямых мышц живота справа и слева и далее по ходу толстого кишечника, далее на затылочную и височную области головы, на правую ногу по ходу меридианов желчного пузыря, желудка, мочевого пузыря, на биологически активные зоны вокруг правого глаза. Процедуры повторяли через день в течение 9-12 сеансов, контролируя состояние пациента как до процедуры, так и после нее.

После первого курса лечения методом ВБВ ребенок сидеть стал дольше с опорой на обе ручки. Уменьшалась спастика, рот стал держать чаще закрытым. Стал произносить отдельные слова и простые предложения: "дай пить" и др. улучшилась работа правой ручки, снизился тонус, может сжимать кулачок, держит игрушки, значительно уменьшился тонус мышц и перекрест нижних конечностей, стал вставать на полную ступню. Улучшилось психическое развитие стал активнее в играх, контактнее.

К началу второго курса лечения методом ВБВ (февраль март 1994 г.) сохранялись достигнутые результаты, продолжилась положительная динамика, стал передвигаться, держась за одну руку. В результате проведенного второго курса стал вставать на ножки без поддержки. Почти полностью прекратилось слюнотечение. Повысилась речевая активность. Стал держать ложку, пытается есть, хорошо ходит, держась за одну руку, ноги не перекрещивает, ставит на всю ступню.

Пример 2. Больной Шебалков Саша, 1986 г. р. (7 лет). Поступил на лечение в ноябре 1991 г. с диагнозом: ДЦП, атонически-астатическая форма, микроцефальный синдром, синдром двигательной расторможенности.

Ребенок родился от 2 беременности, 2 родов при сроке беременности 35 недель. Вес при рождении 1900 г. Около месяца находится в отделении новорожденных, выписан с диагнозом "Субарахноидальное кровоизлияние, смешанный тетрапарез, гипотрофия II ст.".

В возрасте 1 года был поставлен диагноз ДЦП, атонически-астатическая форма, микроцефальный синдром, гипертензионный синдром, синдром двигательной расторможенности. Головку стал держать в 8 месяцев, сидеть в 2,5 года. До начала лечения в НИМП "Алькор" ребенок прошел 3 курса лечения медикаментами (витамины, церебролизин) амбулаторно, кроме того, получал массаж, ЛФК, физиопроцедуры. Курсы в стационаре не дали каких-либо результатов, на инъекции церебролизина ребенок часто давал рвоту. Лечился иглоукалыванием у китайцев в Москве существенной динамики не получено. Было рекомендовано приобретение инвалидной коляски.

Обратились на лечение в "Алькор" в ноябре 1991 года. К началу первого курса ребенок сидел самостоятельно, стоять не мог даже с поддержкой, было дневное недержание мочи, беспокойный сон, очень невнятная речь, сходящееся косоглазие, слабость в руках, безучастен в играх, очень частые (почти еженедельные) приступы головной боли, сопровождающиеся рвотой и слабостью.

Объективно: членораздельной речи нет, малоконтактен, сходящееся косоглазие (выражено больше слева), равновесия не держит, мышечный тонус на руках снижен, на ногах повышен, хореоатетоидные гиперкинезы рук, головы, невозможны точные мелкие движения пальцев, сухожильные рефлексы оживлены, нет полного разгибания в коленных суставах.

Перед началом процедуры была проведена оценка жалоб, данных объективного исследования и определена программа воздействия, по диагностике В. А. Копылова это смешанный патологический процесс преимущественно с левосторонним типом поражения.

Лечебное воздействие проводили последовательно чередующимся давлением пальцами рук с усилием не менее усилия, вызывающего появление болевого синдрома и ответное напряжение мышц, но не более уровня максимальной болевой переносимости, причем каждое усилие осуществляется в течение 1-3 секунд от 1 до 5 раз. Больного укладывали на живот и воздействие сначала проводили паравертебрально слева от 2 шейного позвонка до конца позвоночника, далее осуществляли воздействие на межостистые промежутки всего позвоночника и в области шейно-плечевого отдела слева и заканчивали на зонах головы, акцент на лобные доли.

После выполнения этой программы проводили воздействие на грудную клетку, левую ногу (по каналам мочевого и желчного пузырей), левую руку (каналы сердца, легких). Далее больного переворачивали на спину и воздействовали на живот (акцент левая подвздошная область).

Сеансы проводились через день, всего было проведено 6 курсов лечения (в среднем по 10 сеансов). При каждом сеансе ВБВ проводилась оценка жалоб, неврологического статуса, общего состояния (до и после сеанса).

В результате лечения методом ВБВ
после 1 курса стоит самостоятельно, улучшился сон, аппетит, косоглазие менее выражено, приступы головной боли стали реже (1 раз в 3 недели);
после 2 курса разгибание в коленных суставах полное, делает несколько шагов самостоятельно, мелкие движения пальцев точнее, возросли сила и тонус мышц верхних конечностей, исчезли приступы головных болей, сопровождающиеся рвотой;
после 3 курса стал ходить, держась правой рукой, исчезло дневное недержание мочи, нет хоpеоатетоидных движений;
после 4 курса стал делать шаги назад, поднимается за руку по ступенькам;
после 5 курса хорошо ходит, держась за руку, более вынослив, делает самостоятельно 5-6 шагов, улучшилась осанка;
после 6 курса делает самостоятельно 10-14 шагов, бегает, держась за руку, улучшилась речь, головная боль не беспокоит.

С каждым курсом лечения становился осмысленнее взгляд, речь стала четкой, произносит все слова, затруднений восприятия нет, любит чтение вслух. Тонкие движения пальцев улучшились настолько, что ребенок может мастерить из конструктора различные модели. Нет симптомов повышенного внутричерепного давления (головная боль, рвота желчью, резкая слабость). Остаются некоторый страх самостоятельной ходьбы (падения), легкое заикание при волнении.

Пример 3. Больной Дима Г. 1986 г. р. Поступил на лечение в июле 1992 г. в возрасте 4,5 г, с диагнозом: ДЦП, гиперкинетическая форма, задержка психо-речевого развития. Родился от 1 беременности, 1 родов, от двойни. Вес при рождении 2400 г, длина тела 49 см, диагноз: родовая травма шейного отдела позвоночника, гемолитическая болезнь новорожденных.

Первые два года жизни лечился амбулаторно у невропатолога и в стационаре, затем только амбулаторно. Получал курсами церебролизин (5 курсов), витамины, фенобарбитал, энцефабол, нозепам и др. непрерывно массаж, ЛФК, физиотерапевтические процедуры, 2 курса мануальной терапии. В результате проведенного лечения ребенок стал держать голову, тонус мышц был пониженным, но при малейшем раздpажении (обращении к ребенку, попытке осмотра и т. д.) возникали приступы гиперкинезов, которые исчезали только во сне. После курсов мануальной терапии приступы гиперкинезов становились реже примерно на месяц, затем вновь возобновлялись. Последние 1,5 года существенной динамики в состоянии ребенка не наблюдалось.

При поступлении были следующие жалобы: не сидит, не стоит, не обслуживает себя, не разговаривает, беспокойный сон, периодические подергивания рук, шеи, головы, запоры (стул через 5-6 дней).

Объективно: мышечный тонус понижен, не может самостоятельно сидеть, периодически приступы повышения мышечного тонуса с атетозом и хореоатетозом в покое и значительно усиливаются при любом малейшем раздpажении (мышц верхней части туловища, рук, шеи, мимической мускулатуры). При поддержке за туловище при опоре на ноги сильный перекрест, упор на пальчики. Слюнотечение, членораздельной речи нет.

После оценки жалоб, данных объективного исследования определена программа воздействия: неврологический статус ребенка позволяет отнести его по диагностике В. А. Копылова к смешанной форме с преимущественным правосторонним гемитипом поражения.

Лечебное воздействие проводили последовательно чередующимся давлением пальцами рук с усилием не менее усилия, вызывающего появление болевого синдрома и ответное напряжение мышц, и не более уровня максимальной болевой переносимости, причем каждое усилие осуществляли в течение 1-3 секунд от 1 до 5 раз.

Больного укладывали на живот и начинали воздействие паравертебрально справа от 2 шейного позвонка до конца позвоночника, затем проводили воздействие по межостистым отросткам всего позвоночника и в области шейно-плечевого отдела справа. После выполнения основной программы проводили воздействие на грудную клетку следующим образом: проводили воздействие от 2 шейного позвонка до конца грудного отдела позвоночника и обрабатывали межреберные промежутки справа и слева. Затем продолжали воздействие на руки по каналам легких и сердца и на ноги по каналам мочевого пузыря и почек. Далее ребенка переворачивали на спину и проводили воздействие на живот с акцентом по толстому кишечнику. Процедуры повторяли через день в течение 9-12 сеансов, контролируя состояние пациента как до процедуры, так и после нее.

После лечения
после первого курса значительно уменьшилось слюнотечение, менее выражены гиперкинезы рук, сон стал спокойнее, улучшилась работа ЖКТ (стул через 1-3 дня), улучшился контакт с ребенком;
после второго курса сохраняются достигнутые результаты, стал пытаться самостоятельно сидеть;
после третьего курса сохраняются достигнутые результаты, стал самостоятельно сидеть при опоре на обе ручки, улучшилась моторика рук, уменьшились и стали менее выраженными гиперкинезы, уменьшился перекрест ног, сон нормализовался, улучшается контакт с братом в играх;
после четвертого курса сохраняются достигнутые результаты, произносит отдельные слова, слюнотечения нет, стал вставать, держась за опору, чаще ставит ноги на полную ступню, чаще произносит простые предложения: "мама, дай";
после пятого курса сохраняются достигнутые результаты, ребенок может ходить, держась за одну ручку.

Курсы лечения проводились с интервалами в 3-6 мес, между курсами не проводилось какого-либо лечения.

За 1,5 года лечения способом ВБВ достигнуты существенные сдвиги в двигательном развитии: сидит без опоры на ручки, появились мелкие движения пальцев (может рисовать, мастерить модели из деталей детского конструктора), ходит, держась за одну руку, получена хорошая, стойкая положительная динамика в отношении гиперкинезов (только при волнении у ребенка остаются слабо выраженные хореоатетозные движения, в основном мышц шеи и мимической мускулатуры). Значительны изменения в психике и речи: четко выговаривает слова, считает до десяти, контактен, активен в играх, доброжелателен, стремится к познаниям. Сон хороший. У ребенка нормализовалась функция желудочно-кишечного тракта, улучшился аппетит и нормализовался стул. От начала лечения способом ВБВ ребенок не болел простудными заболеваниями.

Из представленных результатов лечения и анализа отдаленных результатов следует:
метод ВБВ является высокоэффективным при лечении различных форм ДЦП - более 90% пролеченных пациентов с положительным результатом, за 2,5 года в г. Тольятти на базе ТМО ВАЗа (в поликлинике N 2) проведено лечение детей с ДЦП 256 чел;
является самостоятельным способом лечения, его применение исключает сочетание с другими методами лечения (медикаменты, массаж, физиотерапия, иглорефлексотерапия, мануальная терапия др.), между курсами по прошествии 1 месяца рекомендуется проведение ЛФК;
является универсальным методом для различных форм ДЦП: методика общая, но программа воздействия, применяемая при различных формах заболевания по результатам диагностики, индивидуальна;
позволяет одновременно воздействовать на все виды нарушений как двигательной, так и психической сферы, речевые нарушения и нарушения со стороны внутренних органов и систем;
в отличие от многих немедикаментозных методик воздействие направлено непосредственно на патологические отделы;
применение этого метода значительно укорачивает сроки реабилитации детей (при перинатальной энцефалопатии всего 1-2 курса), что может резко снизить процент инвалидизации детей;
ни одного случая осложнения симптоматики (ухудшения самочувствия) во время лечения или после него не наблюдалось;
даже при лечении тяжелых форм ДЦП, резистентных ко всем методам, получено улучшение двигательных и психических функций: в восьми тяжелейших случаях ДЦП, когда грозила полная обездвиженность (было предписано передвижение на инвалидных колясках), после лечения способом ВБВ дети получили возможность самостоятельного передвижения;
у детей нет негативного восприятия болевого воздействия в процессе лечения, большинство детей с нетерпением ожидает следующих сеансов.

Организация центров лечения способом ВБВ не потребует больших материальных затрат и специального технического оснащения, сможет охватить большой процент болеющих детей, а помощь детям в раннем постнатальном периоде резко снижает процент инвалидизации этих детей.

Похожие патенты RU2071759C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СТАТИЧЕСКИХ ДЕФОРМАЦИЙ ПОЗВОНОЧНИКА 1997
  • Копылов В.А.
  • Сиренко В.И.
RU2123835C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ГИДРОЦЕФАЛИИ 1997
  • Копылов В.А.
  • Лазеба Г.А.
RU2124345C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ 1994
  • Копылов В.А.
  • Углов Ф.Г.
  • Сиренко В.И.
RU2071760C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ 1994
  • Копылов В.А.
  • Белый Н.И.
RU2071758C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА 1997
  • Терновская Надежда Георгиевна
  • Шмыков Юрий Яковлевич
RU2113204C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ПОСЛЕ БОТУЛИНОТЕРАПИИ 2015
  • Власенко Анастасия Вячеславовна
  • Долгих Владимир Валентинович
  • Михнович Ванда Иосифовна
  • Рычкова Любовь Владимировна
  • Машанская Александра Валерьевна
RU2591840C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЭНУРЕЗА 1997
  • Копылов В.А.
  • Давыденко В.В.
RU2123836C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 2013
  • Долгих Владимир Валентинович
  • Машанская Александра Валерьевна
  • Самсонова Галина Петровна
  • Вырва Елена Петровна
  • Вырва Александр Алексеевич
  • Горбатенко Елена Евгеньевна
RU2523833C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 2013
  • Долгих Владимир Валентинович
  • Машанская Александра Валерьевна
  • Литвинцева Ольга Михайловна
  • Власенко Анастасия Вячеславовна
  • Михнович Ванда Иосифовна
  • Смирнов Евгений Львович
RU2525689C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 2011
  • Власенко Анастасия Вячеславовна
  • Долгих Владимир Валентинович
  • Рычкова Любовь Владимировна
  • Литвинцева Ольга Михайловна
RU2465023C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для лечения детей с различными формами детского церебрального паралича. Сущность способа заключается в том, что предварительно выявляют преимущественный тип поражения - правосторонний, левосторонний, смешанный и в зависимости от выявленного типа поражения осуществляют внешнее болевое воздействие последовательно чередующимся давлением пальцами рук с усилием, вызывающим появление боли и ответное напряжение мышц, но не более уровня максимальной переносимости боли, в течение 1-3 секунд от 1 до 5 раз, причем воздействие осуществляют на зоны, выбираемые в зависимости от локализации поражения, процедуры повторяют через день до 9-12 на курс.

Формула изобретения RU 2 071 759 C1

Способ лечения детского церебрального паралича, включающий воздействие массажем на зоны, выбираемые в зависимости от локализации поражения, отличающийся тем, что предварительно выявляют преимущественный тип поражения - правосторонний, левосторонний, смешанный и в зависимости от выявленного типа поражения осуществляют внешнее болевое воздействие последовательно чередующимся давлением пальцами рук с усилием, вызывающим появление боли и ответное напряжение мышц, но не более уровня максимальной переносимости боли, в течение 1 3 с от 1 до 5 раз, причем при левостороннем типе поражения воздействие осуществляют на паравертебральные зоны слева вдоль всего позвоночника, межостистые зоны всего позвоночника и межреберные зоны спины слева, плечелопаточные зоны и зоны левой руки по ходу меридиана сердца, легкого и перикарда, далее воздействуют на затылочную, левую височную области, на биологически активные точки вокруг левого глаза и на левой ноге по ходу меридианов печени, селезенки, почек, при правом типе поражения проводят внешнее болевое воздействие, но паравертебрально справа, далее по межреберным промежуткам справа и далее по передней поверхности грудной клетки, правой руки, по ходу меридианов толстого и тонкого кишечника, по передней стенке живота, вдоль наружного края прямых мышц живота справа и слева и далее по ходу толстого кишечника, далее на затылочную, височную области головы, на правой ноге или обеих ногах по ходу меридианов желчного пузыря, желудка, мочевого пузыря, биологически активные зоны вокруг правого глаза, а при смешанном типе поражения проводят программу воздействия, включающую в себя элементы программ реабилитации правостороннего и левостороннего типа поражения, процедуры повторяют через день до 9 12 на курс.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2071759C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Копылов В.А
Функциональная способность нервной системы и ее роль в физиологических процессах
- ГКНТ СССР, ВИНИТИ, N 1953-85, Деп
Москва, 1985
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Никитина М.Н
Детский церебральный паралич
- М.: Медицина, 1979
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Тыкочинская Э.Д
Основы иглорефлексотерапии
- М.: Медицина, 1979
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Гаава Лувсан
Традиционные и современные аспекты восточной рефлеесотерапии
- М.: Наука, 1992
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Цыпурский Б.Г
Методы коррекции двигательных нарушений у детей первого года жизни с заболеванием центральной нервной системы
- Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1985
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Куничев
Лечебный массаж
- Киев, Виша школа, 1984.

RU 2 071 759 C1

Авторы

Копылов В.А.

Шаманова Л.И.

Сиренко В.И.

Моисеев С.М.

Даты

1997-01-20Публикация

1994-08-16Подача