СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ТИПА "ПОВОРОТНАЯ КОЛОНКА" Российский патент 1998 года по МПК B63H5/125 B63H23/24 

Описание патента на изобретение RU2115588C1

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям судовых движительно-двигательных установок типа "поворотная колонка".

Известна судовая движительно-двигательная установка типа "поворотная колонка", содержащая гребней винт, горизонтальную и вертикальную линию приводных валов и двигатель, размещенный в корпусе судна (А.Д. Гофман Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна".-Л.:Судостроение, 1988, с. 17).

Указанное устройство имеет угловую передачу крутящего момента от двигателя к движителю, что уменьшает надежность конструкции, снижает КПД за счет дополнительных механических потерь. Расположение двигателя в корпусе судна уменьшает полезный объем трюмов судна.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому, принятым за прототип изобретения, является судовая движительно-двигательная установка типа "поворотная колонка" с электродвигателем, размещенным в обтекаемом корпусе колонки (гондоле) (журнал "Navigator", Международный морской журнал N 2/94, с. 8, фото-движитель типа "Azipod").

Конструкция прототипа предусматривает размещение электродвигателя в герметичном обтекаемом кожухе поворотной колонки, что увеличивает полезный объем трюмов судна, а также количество альтернативных вариантов компоновочных решений общего расположения в корпусе судна.

Недостатком прототипа является пониженный коэффициент полезного действия установки вследствие гидродинамических потерь на корпусе обтекателя ступицы гребного винта.

Указанные потери связаны с разряжением на обтекателе ступицы (результирующая сила направлена против вектора упора), которое возникает из-за наличия ступичного вихря за гребным винтом. Ступичный (осевой) вихрь появляется вследствие индуцированных гребным винтом окружных (тангенциальных) вызванных скоростей потока. Кроме того, следует отметить, что относительный диаметр ступицы гребного винта устройства - прототипа из-за условий размещения электродвигателя составляет не менее dст/D = 0,3. При относительном диаметре ступицы гребного винта Dст/D = 0,3 потери на обтекателе (уменьшение упора гребного винта) составляют 4 - 5% (А.А. Русецкий. Гидродинамика винтов регулируемого шага.-Л.: Судостроение, 1968, с. 28 рис. 23, 24).

Предлагаемое изобретение направлено на увеличение коэффициента полезного действия движительно-двигательной установки типа "поворотная колонка".

При этом решена задача создания конструкции судовой движительно-двигательной установки типа "поворотная колонка", позволяющей за счет максимально возможного устранения гидродинамических потерь и создания дополнительного упора обеспечить увеличение КПД последней, преимущественно при ее использовании в качестве главной пропульсивной установки, с одновременным улучшением возможностей управляемости и маневренности судна при минимальных энергетических затратах.

Это достигается тем, что в предлагаемой судовой движительно-двигательной установке типа "поворотная колонка", содержащей заключенный в герметичный обтекаемый кожух приводной электродвигатель и соединенный с ним посредством вала гребной винт, причем кожух установлен с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, в отличие от прототипа, за гребным винтом соосно с ним установлен неподвижный контрпропеллер, жестко соединенный при помощи вала с корпусом кожуха, при этом вал контрпропеллера размещен внутри выполненного полым вала гребного винта. Вал гребного винта в данном случае является простым продолжением выходного вала электродвигателя, который выполнен удлиненным, проходит сквозь ступицу гребного винта и жестко прикреплен к последней. Боковая поверхность ступицы контрпропеллера, с одной стороны, в плоскости своего кормового торцевого сечения плавно сопряжена с поверхностью концевого обтекателя контрпропеллера, а, с другой, в плоскости носового торцевого сечения - с боковой поверхностью ступицы гребного винта, а затем, последовательно, - с поверхностью кормовой части кожуха и образует с последними единое гидродинамически обтекаемое тело. Таким образом, увеличение КПД установки по сравнению с прототипом достигается благодаря устранению гидродинамических потерь на обтекателе гребного винта (лопасти контрпропеллера разрушают ступичный вихрь) и реализации дополнительного упора на лопастях контрпропеллера, при этом суммарный эффект увеличения КПД составляет 8 - 10% (см. статью Togunjac A.R., Kaprancov S.V. Contropropeller design and model testz of its efficiency. - журнал Brodogradnja 42 (1994) 2, p. 131-132, in Croation).

Для увеличения тяговых характеристик устройства предусмотрена установка насадки, а с целью увеличения гидродинамической эффективности установки во всем диапазоне нагрузок, включая швартовый режим, контрпропеллер оснащен механизмом изменения шага его лопастей, а для уменьшения периодических сил гидродинамической природы, передаваемых на корпус устройства от контрпропеллера, крепление его вала к корпусу выполнено при помощи упорно-опорного узла с демпфером известной конструкции, например фланцевого соединения с упругой прокладкой.

Для уменьшения периодических сил гидродинамической природы лопасти контрпропеллера могут быть выполнены саблевидными. Их длина при этом не превосходит половины длины лопастей гребного винта (патент РФ N 1636299, БИ N 11, 1991), что также способствует уменьшению периодических сил на лопастях контрпропеллера и не ухудшает гидродинамических характеристик при реверсе.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, на котором схематично изображена движительно-двигательная установка судна, вид сбоку, сечение по продольной плоскости.

Примером конкретного выполнения заявляемого изобретения является судовая движительно-двигательная установка типа "поворотная колонка" 2, содержащая гребной винт 1, неподвижный контрпропеллер 2, установленный в подшипниках (на чертеже не показано), полый вал 3 гребного винта, соединяющий его с ротором 4 электродвигателя 5, а также неподвижный вал 6 контрпропеллера, носовой конец которого прикреплен к корпусу 7 герметичного кожуха с ребрами жесткости (на чертеже не показаны) посредством упорно-опорного узла 8 с демпфером (на чертеже не показан). Кроме того, устройство может включать направляющую насадку 9 и механизм 10 изменения шага лопастей контрпропеллера, который размещен в ступице 11 контрпропеллера и обтекателе 12. Вал 3 гребного винта проходит сквозь выполненную полой его ступицу 13 и жестко прикреплен к последней. Установка прикреплена к корпусу судна при помощи вертикального трубчатого элемента (полого вала) 14, выполненного с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно вертикальной оси 15.

Движительно-двигательная установка работает следующим образом. Электродвигатель 5 посредством ротора 4 и полого вала 3 приводит во вращение гребной винт 1. Контрпропеллер 2, закрепленный на валу 6, устраняет гидродинамические потери на обтекателе 11 и, кроме того, дополнительно повышает КПД установки благодаря утилизации энергии закрученной струи за гребным винтом 1, что выражается в дополнительной тяге контрпропеллера 2, реализуемой на его лопастях. Механизм 10 изменением шага лопастей контрпропеллера 2 обеспечивает оптимальный режим работы его лопастей (режим при котором осуществляется полная раскрутка потока за гребным винтом в пределах размаха лопастей контрпропеллера 2). Заделка носового конца вала 6 контрпропеллера 2 посредством упорно-опорного узла обеспечивает снижение виброактивности установки.

Таким образом, заявленная движительно-двигательная установка типа "поворотная колонка" позволяет обеспечить повышение КПД во всем диапазоне гидродинамических нагрузок по сравнению с прототипом.

Похожие патенты RU2115588C1

название год авторы номер документа
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ТИПА "ПОВОРОТНАЯ КОЛОНКА" 1996
  • Бедекер В.Ф.
  • Тогуняц А.Р.
RU2115589C1
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ТИПА "ПОВОРОТНАЯ КОЛОНКА" 1997
  • Бедекер В.Ф.
  • Тогуняц А.Р.
RU2119875C1
ЛОПАСТНОЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 2007
  • Тогуняц Анатолий Радисловович
  • Вишневский Леонид Иосифович
RU2362706C2
ЛОПАСТНОЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА 2001
  • Вишневский Л.И.
  • Тогуняц А.Р.
RU2191136C2
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 1995
  • Тогуняц А.Р.
  • Мишкевич В.Г.
RU2099239C1
ВИНТОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2000
  • Ходукин В.М.
RU2167784C1
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА 1997
  • Бедекер В.Ф.
  • Косульников В.И.
  • Тогуняц А.Р.
RU2154590C2
СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ДВУХСТУПЕНЧАТОГО ЛОПАСТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ СУДНА В ОПЫТОВОМ БАССЕЙНЕ 2014
  • Тогуняц Анатолий Радиславович
  • Вишневский Леонид Иосифович
  • Капранцев Сергей Вячеславович
RU2569230C1
СПОСОБ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДВУХРЕЖИМНОГО КОНТРПРОПЕЛЛЕРА В ТРЁХ УСТАНОВОЧНОМ ВАРИАНТЕ И ДВУХРЕЖИМНЫЙ КОНТРПРОПЕЛЛЕР В ТРЁХ УСТАНОВОЧНОМ ВАРИАНТЕ 2014
  • Тогуняц Анатолий Радиславович
  • Вишневский Леонид Иосифович
  • Анчиков Сергей Львович
RU2569996C1
Судовой движительный комплекс 1988
  • Тогуняц Анатолий Радиславович
SU1636299A1

Реферат патента 1998 года СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ТИПА "ПОВОРОТНАЯ КОЛОНКА"

Изобретение относится к судостроению, к движителям типа "поворотная колонка". Сущность изобретения заключается в том, что в поворотной колонке с электродвигателем, размещенным в герметичном обтекаемом корпусе, и гребным винтом, за последним установлен неподвижный контрпропеллер, вал которого размещен внутри полого вала гребного винта. Винт и котрпропеллер могут быть размещены в направляющей насадке, лопасти контрпропеллера выполнены саблевидными, а контрпропеллер снабжен механизмом изменения шага его лопаток. Использование изобретения приводит к повышению коэффициента полезного действия поворотной колонки. 4 з.п.ф-лы, 1ил.

Формула изобретения RU 2 115 588 C1

1. Судовая движительно-двигательная установка типа "поворотная колонка", содержащая заключенный в герметичный обтекаемый кожух приводной электродвигатель и соединенный с ним посредством вала гребной винт, причем кожух установлен с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, отличающаяся тем, что за гребным винтом соосно с ним установлен неподвижный контрпропеллер, жестко соединенный при помощи вала с корпусом кожуха, преимущественно в его носовой части, при этом вал контрпропеллера размещен внутри выполненного полым вала гребного винта, являющегося продолжением выходного вала электродвигателя, проходящего сквозь закрепленную на его конце ступицу винта, причем боковая поверхность ступицы контрпропеллера в кормовом и носовом торцевых сечениях плавно сопряжена соответственно с поверхностью концевого обтекателя контрпропеллера и посредством поверхности ступицы гребного винта - с поверхностью кормовой части кожуха и образует с последними гидродинамически обтекаемое тело. 2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что гребной винт и контрпропеллер размещены в направляющей насадке, прикрепленной, например, к корпусу кожуха при помощи профилированных кронштейнов. 3. Установка по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что лопасти контрпропеллера выполнены саблевидными длиной, не превышающей половины длины лопастей гребного винта. 4. Установка по пп.1 - 3, отличающаяся тем, что контрпропеллер снабжен механизмом изменения шага его лопастей, размещенным, например, в ступице и обтекателе последнего. 5. Установка по пп. 1 - 4, отличающаяся тем, что носовой конец вала контрпропеллера прикреплен к корпусу кожуха посредством упорно-опорного узла с демпфером.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2115588C1

NAVIGATOR, N 2, 1994, с
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
DE 3713993 A1, 05.11.87
Электрический судовой двигательнодвижительный комплекс 1969
  • Смирнов Альберт Федорович
SU463584A1

RU 2 115 588 C1

Авторы

Тогуняц А.Р.

Бедекер В.Ф.

Даты

1998-07-20Публикация

1996-06-25Подача