Изобретение относится к области присадок к топливу, снижающих дымообразование при его сгорании, в частности присадок, содержащих элементоорганическое соединение.
Известен состав, подавляющий образование дыма при использовании жидких топлив, в частности углеводородных, содержащий 0,1 - 0,6 мас.% 2-этилгексаноатов бария и цинка при весовом соотношении бария и цинка 10:1. Эффективность добавок возрастает при добавлении к топливу монометилового эфира этиленгликоля (США, 3639109, C 10 L 1/18, 1972).
При длительном применении бариевых присадок увеличивается нагарообразование в камере сгорания и на распылительных форсунках, что ухудшает работу двигателя. При использовании бариевых присадок в газотурбинных двигателях (ГТД) усиливается коррозия в высоко- и низкотемпературных зонах газового тракта для отработавших газов. Кроме того, соединения бария сильно токсичны и вызывают заболевание головного мозга.
Известна антидымная присадка, представляющая собой элементоорганическое соединение - циклопентадиенилтрикарбонил марганца (ЦТМ).
Введение указанной добавки в количестве 0,01 - 0,05 мас.% уменьшает дымообразование от 15 до 20% ("Марганцевые антидетонаторы", Сб. под ред. А.Н. Несмеянова, 1971, с. 192-199).
При использовании добавок ЦТМ для снижения дымности топлив широкого фрикционного состава, топлив для газовых турбин, а также малосернистых дизельных топлив наблюдается рост отложений и нагарообразование на отдельных деталях двигателя, при этом растет коррозионная активность отработавших газов.
Кроме того, в процессе эксплуатации приблизительно в течение 5-6 ч антидымный эффект снижается из-за выпадения присадки из топлива.
Наиболее близкой к предложенной по совокупности признаков и достигаемому результату является антидымная присадка (RU 2009175. 15.03.94), включающая циклопентадиенилтрикарбонил марганца, дегидрированное касторовое масло, лецитин и растворитель при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Циклопентадиенилтрикарбонил марганца - 15,0 - 25,0
Дегидрированное касторовое масло - 10,0 - 20,0
Лецитин - 8,0 - 15,0
Растворитель - Остальное
Использование указанной известной присадки позволяет увеличить эффективность подавления дымообразования до 25-36%, однако стабильность топлива составляет лишь 200 - 600 ч. По истечении этого времени антидымный эффект присадки резко снижается из-за выпадения из топлива осадка, содержащего марганец.
Предложение направлено на повышение эффективности и стабильности антидымной присадки.
Указанная задача решается тем, что антидымная присадка для моторных топлив, включающая циклопентадиенилтрикарбонил марганца, дополнительно содержит дегидратированное растительное масло (ДРМ), п-гидроксидифениламин (ГОДФА) и монометиланилин (ММА) при следующем соотношении компонентов, мас.%
Циклопентадиенилтрикарбонил марганца - 20,0 - 30,0
Дегидратированное растительное масло - 25,0 - 35,0
п-Гидроксидифениламин - 0,02
Монометиланилин - Остальное
Антидымная присадка для моторных топлив в соответствии с предложением обеспечивает подавление дымообразования до 40% и увеличение стабильности топлива до 720 ч.
При содержании указанных компонентов в присадке вне указанных пределов заявленный технический результат не достигается.
При содержании ЦТМ ниже 20 мас.% не обеспечивается эффективность подавления дымообразования, а свыше 30 мас.% растет период задержки воспламенения.
Содержание ГОДФА и ДРМ ниже 0,02 и 25 мас.% соответственно приводит к выпадению в осадок продуктов разложения ЦТМ.
При увеличении содержания ГОДФА и ДМР выше 0,02 и 35 мас.% соответственно имеет место лакообразование. затрудняющее работу двигателя.
Монометиланилин в присадке используется в качестве растворителя компонентов.
Методика приготовления антидымной присадки заключается в последовательном растворении в монометиланилине при комнатной температуре и непрерывном перемешивании ЦТМ, ДРМ и ГОДФА.
Ниже в табл. 1 представлены выбранные для испытаний варианты образцов антидымных присадок в соответствии с предложением.
Эффективность предложенной антидымной присадки была испытана на дизельном топливе. Присадка вводилась в количестве 3 мл на 1 кг топлива.
Результаты испытаний в сравнении с прототипом представлены в табл.2и
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К ЖИДКИМ ТОПЛИВАМ | 1997 |
|
RU2117691C1 |
АНТИДЫМНАЯ ПРИСАДКА | 1992 |
|
RU2009175C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К ЖИДКИМ ТОПЛИВАМ | 1992 |
|
RU2009176C1 |
АНТИДЫМНАЯ ПРИСАДКА | 2011 |
|
RU2472844C1 |
АНТИДЫМНАЯ ПРИСАДКА | 2011 |
|
RU2472847C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЦИКЛОПЕНТАДИЕНИЛТРИКАРБОНИЛА МАРГАНЦА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1997 |
|
RU2128182C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К МОТОРНЫМ ТОПЛИВАМ | 1998 |
|
RU2138540C1 |
АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ДОБАВКА "ОКТА 2" И ТОПЛИВО С УКАЗАННОЙ ДОБАВКОЙ | 2015 |
|
RU2586688C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕЭТИЛИРОВАННОГО АВИАБЕНЗИНА | 2015 |
|
RU2614764C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛУПРОЗРАЧНЫХ РОДИЕВЫХ ПЛЕНОК | 1992 |
|
RU2079573C1 |
Изобретение относится к области присадок к топливу, снижающих дымообразование при его сгорании. Присадка содержит в мас.%: циклопентадиенилтрикарбонил марганца 20,0-30,0, дегидратированное растительное масло 25,0-35,0; п-гидроксидифениламин 0,02; монометиланилин - остальное. При использовании указанной присадки увеличивается эффект дымоподавления до 40%, а стабильность топлива возрастает до 720 ч. 2 табл.
\\\1 Антидымная присадка для моторных топлив, включающая циклопентадиенилтрикарбонил марганца, отличающаяся тем, что дополнительно содержит дегидратированное растительное масло, п-гидроксидифениламин и монометиланилин при следующем соотношении компонентов, мас.%: \\\3 Циклопентадиенилтрикарбонил марганца \ \ \ 7 20,0 - 30,0 \\\3 Дегидратированное растительное масло \\\7 25,0 - 35,0 \\\3 п-Гидроксидифениламин \\\7 0,02 \\\3 Монометиланилин \\\7 Остальное
RU, 2009175 C1, 15.03.94 | |||
Марганцевые антидетонаторы | |||
/ Сборник пол ред.А.Н.Несмеянова | |||
- М.: Наука, 1971, с.192 - 199. |
Авторы
Даты
1998-08-27—Публикация
1997-09-25—Подача