Изобретение относится к радиолокационной технике и применяется в зенитно-ракетных комплексах.
Известен зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) ближнего действия "Роланд 2" (ФРГ, Франция). Боевая машина ЗРК "Роланд 2" состоит из самоходного шасси с кабиной, антенно-пускового устройства (АПУ), установленного на опорном подшипнике на кабине заряжающего устройства (ЗУ), расположенного по обеим сторонам в верхней части кабины.
В АПУ входят аппаратура и антенны систем наведения и обнаружения, следящий привод для поворота АПУ в горизонтальной плоскости и пусковое устройство (ПУ) с двумя ракетами.
ЗУ в виде 2-х барабанов с четырьмя ракетами на каждом размещается по одному барабану с двух сторон кабины самоходного шасси. Одновременно на пусковых балках ПУ находится две ракеты. По израсходовании их производится дозаряжание из ЗУ. Наличие ЗУ позволяет иметь минимум ракет на ПУ. Таким образом, решается задача снижения момента инерции АПУ, а следовательно, и нагрузок на следящий привод АПУ. Однако эта задача решается путем значительного усложнения конструкции БМ. Наличие ЗУ приводит к значительному увеличению массы конструкции при одновременном сокращении массы аппаратуры, снижает быстродействие из-за необходимости дозаряжания и надежность работы системы, увеличивает стоимость БМ. Кроме того, ЗУ занимает значительный объем кабины, что ограничивает возможность размещения дополнительной аппаратуры и ухудшает условия обитаемости экипажа.
Известен также зенитно-ракетный комплекс ближнего действия.
"Кроталь" (Франция), который состоит из двух боевых машин. На одной БМ размещены система наведения (СН и ПУ, на другой БМ размещена система обнаружения цели (СОЦ). БМ с системой наведения и ПУ состоит из самоходного шасси с кабиной, антенного поста (АП) системы наведения и ПУ.
АП системы наведения установлен на опорном подшипнике на кабине самоходного шасси. Концентрично относительно вращения в горизонтальной плоскости АП снаружи установлен второй опорный подшипник, на котором размещается ПУ с ракетами. Пусковые балки ПУ располагаются по бокам с двух сторон, по две-три ракеты с каждой стороны, АП и ПУ имеют свои следящие приводы поворота в горизонтальной плоскости. Кроме того, имеется привод приведения ПУ из походного положения в боевое. Однако наличие отдельных АП и ПУ увеличивает объем и массу конструкции при одновременном сокращении аппаратуры и боекомплекта.
Размещение ЗРК "Кроталь" на двух машинах приводит к увеличению времени приведения в положение боеготовности, снижению быстродействия и снижению устойчивости ЗРК.
Из известных технических решений наиболее близким является БМ ЗРК ближнего действия - "Оса". На фиг. 1 изображен прототип заявляемого устройства - БМ "Оса". БМ "Оса" размещается на самоходном шасси с кабиной /1/. На крыше кабины на опорном подшипнике /2/ установлено АПУ /3/. АПУ состоит из контейнеров с аппаратурой /4/ системы наведения с антенной /5/, системы обнаружения с антенной /6/ и ПУ /7/. Антенна /6/ для работы на ходу имеет систему стабилизации /8/. Два ПУ закреплены с двух сторон на общем корпусе АПУ и имеют единый следящий привод /9/ поворота АПУ в горизонтальной плоскости. На каждой ПУ размещены по три ракеты /10/. Ракеты имеют наклонный старт (постоянный угол наклона старта 27o). При совершении марша ПУ с ракетами с помощью ручного привода опускаются в дорожный габарит. При транспортировке БМ по железной дороге, в самолете и водным транспортом ракеты снимаются.
Недостатками прототипа являются:
- небольшой запас ракет; увеличение боезапаса приводит к резкому увеличению момента инерции АПУ, что отрицательно сказывается на быстродействии следящего привода АПУ, так как доля момента инерции ракет составляет до 50% от общего момента инерции АПУ, это происходит от того, что указанная схема размещения ракет предполагает значительное удаление их центра тяжести от центра вращения АПУ, а, как известно, момент инерции ракет, приведенный к оси вращения АПУ, равен
JΣ= Jp+mr2
где
Jp - собственный момент инерции ракеты;
m - масса ракеты;
r - расстояние от центра тяжести ракеты до центра вращения АПУ;
влияние на следящий привод усугубляется еще и непостоянством момента инерции АПУ по мере израсходования боезапаса;
- увеличение времени боеготовности из-за необходимости приведения ПУ с ракетами из походного положения в боевое с помощью механизмов, а после транспортировки по железной дороге, в самолете, водным транспортом необходимости проведения работ по заряжанию ракетами;
- возможность повреждения ракет при совершении марша, так как ракеты выступают за габариты самоходного шасси, что может привести к выходу из строя ракет ПУ и БМ;
- плохой доступ при обслуживании аппаратуры, расположенной на АПУ со стороны ракет, что увеличивает время и ухудшает качество обслуживания;
- отсутствие маскировки, так как ракеты находятся снаружи;
- повышение центра масс БМ из-за высокого расположения центра масс ракет, что ухудшает динамические характеристики самоходного шасси и условия работы системы стабилизации антенны СОЦ.
Таким образом, целью изобретения является увеличение боекомплекта БМ, а также сокращение времени боеготовности при одновременном повышении быстродействия следящего привода за счет снижения момента инерции АПУ.
Поставленная цель достигается тем, что в самоходную боевую машину зенитно-ракетного комплекса ближнего действия, содержащую самоходное шасси с кабиной, вращающееся на опорном подшипнике антенно-пусковое устройство, состоящее из системы наведения с антенной, системы обнаружения цели с антенной и пускового устройства, неподвижно установленного на АПУ, дополнительно введена шахта, размешенная в АПУ и кабине самоходного шасси, в которой вертикально или под малым углом к вертикали установлено ПУ с ракетами, при этом ПУ расположено внутри опорного подшипника АПУ за антенной системы наведения.
Дополнительно проведенные патентные исследования показали, что заявителю и авторам не известны технические решения, которые содержат все отличительные признаки и обладают теми новыми свойствами, которые присущи заявляемому комплексу. Это доказывает наличие критерия "существенные отличия".
На фиг. 2 изображена заявляемая БМ ЗРК ближнего действия БМ "Тор". В состав БМ входят поз. 1-10 по прототипу. В центре вращения АПУ /3/ расположена шахта /11/, в которой вертикально или с небольшим наклоном установлено ПУ /7/ c восемью ракетами /10/. При этом верхняя часть шахты расположена в АПУ, а нижняя - в кабине самоходного шасси. Верхняя часть шихты закрыта крышками /12/. Крышки служат для защиты ракет от внешних воздействий и открываются электроприводом на время пуска ракет и вручную в процессе заряжания ПУ. ПУ с ракетами занимают всю высоту кабины и АПУ, что позволяет обеспечить боевую готовность во всех транспортных габаритах без дополнительной подготовки.
Заявляемое устройство работает следующим образом.
Следящий привод /9/ производит поворот АПУ /3/ в горизонтальной плоскости для захвата и сопровождения цели. При пуске ракет /10/ открываются крышки /12/ и ракета выбрасывается вверх, где и производится запуск стартового двигателя. Антенная СОЦ /6/ работает в поднятом положении и с помощью системы стабилизации удерживает ось вращения перпендикулярно к плоскости горизонта как на ходу, так и на стоянке. Вертикальное или с небольшим наклоном размещение ПУ и ракет приводит к резкому снижению момента инерции ПУ с ракетами по сравнению с наклонным стартом (см. прототип), что приводит к значительному снижению момента инерции АПУ. Несмотря на двухкратное увеличение по сравнению с прототипом массы боекомплекта в заявляемом устройстве, момент инерции ПУ и ракет составляет 2% от общего момента инерции АПУ (в прототипе - 50%). Поэтому ракеты практически не оказывают влияния на быстродействие следящего привода.
ПУ с ракетами занимают центральную часть АПУ, наименее удобную для обслуживания аппаратуры. Аппаратура размещается снаружи и имеет свободный доступ с крыши кабины.
Использование изобретения позволит:
- увеличить боезапас ракет (в два раза больше по массе по сравнению с прототипом); при этом значительно сокращается момент инерции ПУ и ракет, который составляет 2% (в прототипе 50%) от общего момента инерции АПУ, что повышает быстродействие следящего привода и его точность;
- сократить время боеготовности после транспортировки своим ходом, по железной дороге, в самолете, водным транспортом; при этом упрощается конструкция, снижается масса за счет ликвидации механизмов приведения в боевое положение, ликвидируются операции разряжания и заряжания;
- снизить центр масс БМ за счет снижения центра масс ПУ с ракетами, что улучшает динамические характеристики самоходного шасси и условия работы системы стабилизации;
- обеспечить надежную защиту от повреждения ракет, установленных в закрытой шахте, при совершении марша, что повысит надежность работы БМ;
- улучшить удобство обслуживания аппаратуры в контейнерах АПУ, к которым обеспечен свободный доступ снаружи, что приведет к сокращению времени обслуживания;
- улучшить маскировку БМ благодаря отсутствию снаружи БМ ракет.
В настоящее время БМ "Тор" успешно завершены государственные испытания и идет серийное производство.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОХОДНАЯ ОГНЕВАЯ УСТАНОВКА ОБНАРУЖЕНИЯ, СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДСВЕТА ЦЕЛЕЙ, НАВЕДЕНИЯ И ПУСКА РАКЕТ ЗЕНИТНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ | 2002 |
|
RU2208213C1 |
БОЕВАЯ МАШИНА ЗЕНИТНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА | 1992 |
|
RU2069301C1 |
САМОХОДНАЯ ОГНЕВАЯ УСТАНОВКА ОБНАРУЖЕНИЯ, СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДСВЕТА ЦЕЛЕЙ, НАВЕДЕНИЯ И ПУСКА РАКЕТ ЗЕНИТНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ | 2007 |
|
RU2333450C1 |
АППАРАТУРА ПРИЕМА И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ | 2002 |
|
RU2236666C2 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКОВОГО ЗЕНИТНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА БЛИЖНЕГО ДЕЙСТВИЯ | 1985 |
|
RU2102772C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТОЙ САМОХОДНОГО ЗЕНИТНОГО КОМПЛЕКСА | 1995 |
|
RU2102686C1 |
УЧЕБНЫЙ ТРЕНАЖЕР БОЕВЫХ РАСЧЕТОВ ЗЕНИТНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА | 2014 |
|
RU2547955C1 |
Ракетная установка N 2 | 2023 |
|
RU2825167C1 |
САМОХОДНАЯ ОГНЕВАЯ УСТАНОВКА ОБНАРУЖЕНИЯ, СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДСВЕТА ЦЕЛЕЙ, НАВЕДЕНИЯ И ПУСКА РАКЕТ ЗЕНИТНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ | 2012 |
|
RU2518389C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ БОЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРЕЛЬБЫ | 2011 |
|
RU2491491C2 |
Самоходная боевая машина зенитно-ракетного комплекса ближнего действия. Изобретение относится к радиолокационной технике и применяется в зенитно-ракетных комплексах. Самоходная боевая машина зенитно-ракетного комплекса ближнего действия содержит самоходное шасси с кабиной, вращающееся на опорном подшипнике антенно-пусковое устройство, состоящее из системы наведения с антенной, системы обнаружения цели с антенной и пускового устройства с ракетами. Дополнительно она содержит шахту, размещенную в антеннопусковом устройстве и кабине самоходного шасси, в которой вертикально или под малым углом к вертикали установлено пусковое устройство с ракетами для вертикального хранения и пуска ракет, при этом пусковое устройство расположено внутри опорного подшипника антенно-пускового устройства за антенной станции наведения. 2 ил.
Самоходная боевая машина зенитно-ракетного комплекса ближнего действия, содержащая самоходное шасси с кабиной, вращающееся на опорном подшипнике антенно-пусковое устройство, состоящее из системы наведения с антенной, системы обнаружения цели с антенной и пускового устройства с ракетами, отличающаяся тем, что, с целью увеличения боекомплекта боевой машины, а также сокращения времени ее приведения в боеготовность при одновременном повышении быстродействия следящего привода за счет снижения момента инерции антенно-пускового устройства, машина дополнительно содержит шахту, размещенную в антенно-пусковом устройстве и кабине самоходного шасси, в которой вертикально или под малым углом к вертикали установлено пусковое устройство с ракетами для вертикального хранения и пуска ракет, при этом пусковое устройство расположено внутри опорного подшипника антенно-пускового устройства за антенной станции наведения.
Техническое описание боевой машины зенитного ракетного комплекса "Оса-АКМ", ГП "ИЭМЗ", Ижевск, 1980. |
Авторы
Даты
1998-11-10—Публикация
1985-11-25—Подача