Метод нотной записи многоступенных звуковых систем Советский патент 1949 года по МПК G10G3/00 

Описание патента на изобретение SU81821A1

Известен метод нотной записи многоступенчатых звуковых систем с применением пятилинейных нотоносцев, выполненных в виде двух групп линий (2 + 3), с применением неравномерного графления и помещения нотных знаков на, под, над, между отдельными линиями нотоносца, а также между линиями нотоносца без соприкосновения с последними.

Описываемый метод упрошает нотную запись музыки народов, основанной на системе с большим, например более 12, количеством звуков в октаве, причем каждый последуюпдий нотный знак восходящего звукоряда расположен на половину диаметра нотного знака выще, чем предыдущий нотный знак, а в нотоносцах для звуковых систем с числом звуков в октаве 22 и более применяют вспомогательную, иначе обозначаемую, линию между двумя группами линий нотоносца.

На фиг. 1 показана запись европейской двенадцатиступенной октавы; на фиг. 2 - запись семнадцатиступенной октавы, применяющейся преимущественно в арабо-персидской музыке; на фиг. 3 - запись 22-ступенной октавы, распространенной в идндийской музыке; на фиг. 4 - запись 24-ступенной октавы (турецкая и четвертитонная музыка) .

Описывае мый метод нотной записи и, соответственно, метод графления нотной бумаги базируются на двух основных принципах, а именно: на групповом расположении линий нотоносца, приче.м количество линий в группе не превышает трех;

на помещении в промежутке между линиями нотоносца нескольких нотных знаков, занимающих определенное положение (например, касающихся обеих линий, касающихся лищь одной нижней или верхней линии, не касающихся ни одной линии).

81821- 2 -

Для всех звуковых систем нотоносцы имеют пять линий для одной октавы, которые расположены чередующимися группами по две и по три линии 3 группе, причем для музыки с 22 и 24 звуками в октаве (фиг. 3 и фиг. 4) вводится в нотоносец между группами линий еще одна, иначе обозначаемая (например, пунктиром) линия, служащая для облегчения чтения нот. Эта вспомогательная линия помещается посредине между группами линий.

Расстояние между линиями в группе и между группами линий зависит от количества звуков в октаве, т. е. для различных звуковых систем оно различно.

Для европейской звуковой системы ( 12-ступенная октава) линии в нотоносце расположены таким образом, что между линиями помещается лишь один нотный знак, а между группами линий - два нотиых знака (фиг. 1).

В нотоносце для 17-ступенной октавы (фиг. 2) между линиями помещаются два нотных знака, а между группами линий - три.

В нотоносце для 22-стунениой октавы (фиг. 3) между линиями помещаются три нотных знака, а между группами линий- четыре.

В нотоносце для 24-ступенной октавы между линиями помещаются три потных знака, а между груипами линий - пять, причем средний из этих пяти знаков помещают на пунктирной вспомогательной линии.

ЕСли обозначить интервал между линиями нотоносца в диаметрах нотного знака, то этот интервал для различных звуковых систем будет равен 1 для 12-ступенной октавы, 1,5 для 17-ступенной, 2 для 22- и 24стзпенных октав.

Расстояние между группами лииий в нотоносце для различных звуковых систем выразится соответственно в 1,5, 2, 2,5 и 3 диаметра нотного знака.

Октава, в которой находятся звуки, может обозначаться на нотоносце любым способом, например цифрой, поставленной перед началом строки (перед нотой «до). Октавы с 1-й до 5-й могут обозначаться соответственно цифрами 1-5, а 1малая, больщая, контроктава и субконтроктава могут обозначаться соответственно цифрами от .минус 1 до минус 4 на том же месте.

Все знаки альтерации ( диезы, бемоли и т. д.) и различные ключи в данной нотной системе являются излишними. Нотные знаки всегда размещаются по степени высоты тона, т. е. более высоко звучащие тона обозначаются боле высоко расположенными нотами.

Во всех октавах одновременно звуки обозначаются нотами, одинаково расположенными на нотоносце, что обелгчает и изучение нотной грамоты.

Предмет изобретения

Метод нотной записи многоступенчатых звуковых систем с применением пятилинейных нотоносцев, выполненных в виде двух групп линий (2-f3), с применением неравномерного графления и помещения нотных знаков па, под, над, между отдельными линиями нотоносца, а также между линиями нотоносца без соприкосновения с последними, отличающийся тем, что расстояния между отдельными линиями варьируются в зависимости от количества звуков в октаве, причем каждый последующий нотный знак восходящего звукоряда расположен на V.O диаметра нотного знака выше, чем предыдущий нотный знак, а в нотоносцах для звуковых систем с числом звуков в октаве 22 и более применяют вспомогательную, иначе обозначаемуго, линию между двумя группами линий нотоносца.

Похожие патенты SU81821A1

название год авторы номер документа
МЕТОД НОТНОЙ ЗАПИСИ ЗВУКОВ ТЕМПЕРИРОВАННОГО СТРОЯ В ДВЕНАДЦАТИСЛОГОВОЙ ИМЕНАЦИИ ("ХРОМОРЯД БЕЛЕЦКОГО") 1997
  • Белецкий С.В.
RU2121717C1
СПОСОБ ЗАПИСИ ЗВУКОВ 2019
  • Иванова Инна Игоревна
RU2708106C1
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ НА ОСНОВЕ "ХРОМОРЯДА БЕЛЕЦКОГО" 1998
  • Белецкий С.В.
RU2137205C1
Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте 1987
  • Иванов Виктор Захарович
SU1622890A1
Фортепиано 2015
  • Лищинская Альбина Аминовна
RU2624346C2
СПОСОБ АБСТРАКТНО-НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ 1996
  • Квочкин Валентин Федорович
  • Лев Исаак Соломонович
  • Горяинова Лидия Ивановна
RU2117994C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Волков Борис Иванович
RU2568265C1
СИСТЕМА И СПОСОБ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОМУ ЯЗЫКУ 2016
  • Корен, Морел
  • Корен, Ципи
  • Ирилл, Адорам
RU2690863C1
ЭЛЕКТРОННЫЙ КЛАВИШНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ "МАХАВОКС" 2012
  • Олейник Александр Владимирович
RU2520014C1
УЧЕБНАЯ ГИТАРА ДЛЯ ВОКАЛИСТОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ 2009
  • Прохоров Алексей Григорьевич
RU2406162C1

Иллюстрации к изобретению SU 81 821 A1

Реферат патента 1949 года Метод нотной записи многоступенных звуковых систем

Формула изобретения SU 81 821 A1

SU 81 821 A1

Авторы

Полякин И.Л.

Даты

1949-01-01Публикация

1947-10-20Подача