Известен метод нотной записи многоступенчатых звуковых систем с применением пятилинейных нотоносцев, выполненных в виде двух групп линий (2 + 3), с применением неравномерного графления и помещения нотных знаков на, под, над, между отдельными линиями нотоносца, а также между линиями нотоносца без соприкосновения с последними.
Описываемый метод упрошает нотную запись музыки народов, основанной на системе с большим, например более 12, количеством звуков в октаве, причем каждый последуюпдий нотный знак восходящего звукоряда расположен на половину диаметра нотного знака выще, чем предыдущий нотный знак, а в нотоносцах для звуковых систем с числом звуков в октаве 22 и более применяют вспомогательную, иначе обозначаемую, линию между двумя группами линий нотоносца.
На фиг. 1 показана запись европейской двенадцатиступенной октавы; на фиг. 2 - запись семнадцатиступенной октавы, применяющейся преимущественно в арабо-персидской музыке; на фиг. 3 - запись 22-ступенной октавы, распространенной в идндийской музыке; на фиг. 4 - запись 24-ступенной октавы (турецкая и четвертитонная музыка) .
Описывае мый метод нотной записи и, соответственно, метод графления нотной бумаги базируются на двух основных принципах, а именно: на групповом расположении линий нотоносца, приче.м количество линий в группе не превышает трех;
на помещении в промежутке между линиями нотоносца нескольких нотных знаков, занимающих определенное положение (например, касающихся обеих линий, касающихся лищь одной нижней или верхней линии, не касающихся ни одной линии).
81821- 2 -
Для всех звуковых систем нотоносцы имеют пять линий для одной октавы, которые расположены чередующимися группами по две и по три линии 3 группе, причем для музыки с 22 и 24 звуками в октаве (фиг. 3 и фиг. 4) вводится в нотоносец между группами линий еще одна, иначе обозначаемая (например, пунктиром) линия, служащая для облегчения чтения нот. Эта вспомогательная линия помещается посредине между группами линий.
Расстояние между линиями в группе и между группами линий зависит от количества звуков в октаве, т. е. для различных звуковых систем оно различно.
Для европейской звуковой системы ( 12-ступенная октава) линии в нотоносце расположены таким образом, что между линиями помещается лишь один нотный знак, а между группами линий - два нотиых знака (фиг. 1).
В нотоносце для 17-ступенной октавы (фиг. 2) между линиями помещаются два нотных знака, а между группами линий - три.
В нотоносце для 22-стунениой октавы (фиг. 3) между линиями помещаются три нотных знака, а между группами линий- четыре.
В нотоносце для 24-ступенной октавы между линиями помещаются три потных знака, а между груипами линий - пять, причем средний из этих пяти знаков помещают на пунктирной вспомогательной линии.
ЕСли обозначить интервал между линиями нотоносца в диаметрах нотного знака, то этот интервал для различных звуковых систем будет равен 1 для 12-ступенной октавы, 1,5 для 17-ступенной, 2 для 22- и 24стзпенных октав.
Расстояние между группами лииий в нотоносце для различных звуковых систем выразится соответственно в 1,5, 2, 2,5 и 3 диаметра нотного знака.
Октава, в которой находятся звуки, может обозначаться на нотоносце любым способом, например цифрой, поставленной перед началом строки (перед нотой «до). Октавы с 1-й до 5-й могут обозначаться соответственно цифрами 1-5, а 1малая, больщая, контроктава и субконтроктава могут обозначаться соответственно цифрами от .минус 1 до минус 4 на том же месте.
Все знаки альтерации ( диезы, бемоли и т. д.) и различные ключи в данной нотной системе являются излишними. Нотные знаки всегда размещаются по степени высоты тона, т. е. более высоко звучащие тона обозначаются боле высоко расположенными нотами.
Во всех октавах одновременно звуки обозначаются нотами, одинаково расположенными на нотоносце, что обелгчает и изучение нотной грамоты.
Предмет изобретения
Метод нотной записи многоступенчатых звуковых систем с применением пятилинейных нотоносцев, выполненных в виде двух групп линий (2-f3), с применением неравномерного графления и помещения нотных знаков па, под, над, между отдельными линиями нотоносца, а также между линиями нотоносца без соприкосновения с последними, отличающийся тем, что расстояния между отдельными линиями варьируются в зависимости от количества звуков в октаве, причем каждый последующий нотный знак восходящего звукоряда расположен на V.O диаметра нотного знака выше, чем предыдущий нотный знак, а в нотоносцах для звуковых систем с числом звуков в октаве 22 и более применяют вспомогательную, иначе обозначаемуго, линию между двумя группами линий нотоносца.
Авторы
Даты
1949-01-01—Публикация
1947-10-20—Подача