Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано при производстве дорожных, кровельных, гидроизоляционных и других материалов.
Известен способ повышения физико-механических свойств дорожного битума (авторское свидетельство СССР No 272881, кл. C 08 H 13/00, опубл. 1970 г.), включающий введение в битум при 80 - 200oC и непрерывном перемешивании дивинилстирольных термоэластопластов в количестве 0,1 - 10% от веса битума как в присутствии растворителя, так и без него.
Известное вяжущее имеет достаточно высокую прочность и эластичность. Однако в случае отсутствия растворителя полного совмещения полимера с битумом не достигается.
Это является причиной образования трещин в дорожном покрытии ниже минус 10oC. Введение в битум полимера в виде раствора с применением таких растворителей, как ксилол, сольвент, керосин, дизтопливо и др., также не обеспечивает требуемой трещиностойкости. Кроме того, перечисленные растворители являются токсичными, взрыво- и пожароопасными.
Известен другой способ получения битумного вяжущего (патент России No 2038360, кл. C 08 L 95/00, опубл. 1995 г.), который включает смешение алкадиенстирольного термоэластопласта при 80 - 160oC с маслом индустриальным, после чего полученную смесь вводят при 110 - 160oC в битум.
Однако, несмотря на то, что полученные вяжущие имеют хорошие качественные показатели, применение дорогостоящего индустриального масла значительно удорожает конечный продукт, требует организации дополнительной линии для его смешения с полимером, а также увеличивает энергоемкость процесса.
Наиболее близким техническим решением является способ получения полимербитумного материала (авторское свидетельство СССР No 1664804, кл. C 08 L 95/00, опубл. 1991 г.), включающий смешение термоэластопластичного полимера, пластифицирующей добавки и битума, нагретого до 160 - 200oC, в аппарате смешения. Смешение осуществляют путем последовательного продавливания через решетку аппарата-полимера пластифицирующей добавки и битума. Пластифицирующую добавку и битум подают через патрубки, расположенные под углом 30 - 60o к плоскости решетки со скоростью 13 - 20 м3/ч. Затем, полученную смесь подвергают 2-3-кратному продавливанию.
Недостатком известного способа является продолжительность процесса получения вяжущего, составляющая 1,0 - 1,5 ч. Следует также отметить, что патрубки для подачи битума и пластификатора, расположенные под углом 30 - 60o к плоскости решетки, создают угол атаки, вызывающий появление кавитации. Под кавитацией подразумевается образование пустот в виде парогазовых пузырьков при продавливании массы через решетку. Низкая скорость продавливания порядка 13 - 20 м3/ч и высокая вязкость среды способствуют образованию парогазовых пузырьков крупных размеров. Они концентрируются и разрываются у рабочих поверхностей, создавая опасность кавитационного износа этих поверхностей. Кроме того, недостаточная интенсивность перемешивания не обеспечивает полного диспергирования и растворения полимера, что естественно сказывается на качественных показателях полимерно-битумного вяжущего.
Задачей изобретения является создание экономичного способа получения полимерно-битумного вяжущего.
Технический результат - сокращение времени проведения процесса, снижение его энергоемкости и получение вяжущих, соответствующих требованиям действующих стандартов.
Технический результат достигается тем, что в способе получения полимерно-битумного вяжущего, включающем смешение термоэластического полимера и битума, нагретого до 170 - 180oC в аппарате смешения, смешение осуществляют путем одновременной подачи битума и термоэластичного полимера в аппарат смешения и создания в нем высокой скорости потока вяжущего порядка 30 - 75 м/с, внутри которого возникают локальные зоны пониженного давления 0,500 • 105 - 0,507 • 105 Па, вызывающие интенсивное диспергирование и растворение полимера в битуме.
В основу предлагаемого способа были положены научно-практические исследования, направленные на получение полимерно-битумного вяжущего. В результате, повышение интенсивности процесса получения полимерно-битумного вяжущего позволило сократить технологическое время до 0,5 - 1,0 ч, включая все стадии процесса, исключить введение дорогостоящих и токсичных пластифицирующих добавок, а также уменьшить металлоемкость и энергоемкость всей установки в целом.
Повышение интенсивности процесса обусловлено сильным локальным понижением давления (0,500 • 105 - 0,507 • 105 Па) в потоке жидкости, вследствие больших скоростей течения (30 - 75 м/с), возникающих за счет конструктивных особенностей смесительного аппарата. Гидродинамическая характеристика движения потока битума с полимером заключается в перераспределении скорости течения и давления, а также интенсивного развития турбулентного пограничного слоя. В области пониженного давления образуются и срываются симметричные и асимметричные вихри и парогазовые пузырьки с частотой срыва в рассматриваемом случае 500 с-1.
Таким образом обеспечивается повышение степени дисперсности системы. Кроме того, под влиянием больших локальных градиентов давления, температуры и скорости происходит интенсивное возбуждение отдельных молекул битума и термоэластопласта.
В результате происходит ослабление взаимодействия и уменьшение размеров связанных групп между молекулами битума.
При этом имеет место механическая деструкция термоэластопласта, которая обусловлена локализацией механической энергии на отдельных участках цепи и возникновением внутренних напряжений, соизмеримых с энергией химической связи. В результате связь основной цепи разрывается. Это приводит к снижению молекулярного веса термоэластопласта. Образовавшиеся при этом макромолекулы обладают высокой реакционной способностью и могут свободно вступать в различные химические реакции.
Следует также отметить, что в области пониженного давления (0,500 - 0,507 • 105 Па) движущегося потока битума происходит образование парогазовых пузырьков. Учитывая, что локальный градиент давления в начальный момент велик (107 - 109 Па), часть пузырьков разрывается. Локальная температура газа в стадии разрыва повышается до 10000oC и парогазовая смесь в виде различных радикалов и заряженных частиц выбрасывается в дисперсионную среду. Система в этом случае имеет целую гамму различных возбужденных нейтральных и заряженных частиц, а также углеводородных радикалов. Дальнейшее взаимодействие активных центров термоэластопластов с активными центрами битума способствует образованию нового вяжущего пространственного строения, обладающего структурной сеткой, повышенной эластичностью и высокими физико-механическими показателями, соответствующими требованиям действующих стандартов.
Способ реализуется в аппарате смешения, который состоит из полого цилиндрического корпуса переменного сечения с активным элементом.
Способ реализуется следующим образом.
Битум, предварительно нагретый до 170 - 180oC, закачивается насосом в трубопровод через смесительный аппарат в рабочую емкость. Одновременно, через эжекторный патрубок в трубопроводе в поток битума подается термоэластопласт. Смесь битума и термоэластопласта, попадая в область пониженного давления смесительного аппарата (0,500 - 0,507 • 105 Па), подвергается интенсивному диспергированию. Диспергирование обеспечивается разрывающимися парогазовыми пузырьками, которые образуются в области пониженного давления в потоке битума (скорость потока 30 - 75 м/с или 30 - 50 м3/ч), имеющих локальный градиент давления в начальный момент разрыва 107 - 109 Па.
Пример 1. Были проведены исследования физико-механических свойств полимерно-битумного вяжущего на битуме и дивинилстирольном термоэластопласте. Битум, предварительно нагретый до 170oC, закачивается насосом в трубопровод через смесительный аппарат в рабочую емкость. Одновременно через эжекторный патрубок в трубопроводе в поток битума подается термоэластопласт. Смесь битума и термоэластопласта, попадая в область пониженного давления смесительного аппарата (0,500 • 105 Па), подвергается интенсивному диспергированию. Диспергирование обеспечивается разрывающимися парогазовыми пузырьками, которые образуются в области пониженного давления в потоке битума при его скорости в 30 м/с.
Результаты этих исследований приведены в табл. 1 и 2.
В табл. 1 приведены данные составов предлагаемых полимерно-битумных вяжущих и условия их приготовления. Они приведены в сравнении с прототипом.
В табл. 2 приведены физико-механические показатели предлагаемых вяжущих в сравнении со стандартными показателями, значения которых строго регламентируются ТУ 35-1669-88 "Вяжущие полимерно-битумные на основе ДСТ и полимерасфальтобетона".
Анализ приведенных данных показывает, что полимерно-битумные вяжущие, полученные в результате применения предлагаемого изобретения, в полной мере соответствуют требованиям стандартов. Кроме того, исключение дорогостоящих пластифицирующих добавок способствует снижению вредных веществ с атмосферу, сокращению проведения процесса и снижению его энергоемкости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Полимерно-битумная композиция и способ ее получения | 2020 |
|
RU2748078C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА МОДИФИЦИРОВАННОГО БИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО | 2016 |
|
RU2627392C1 |
БИТУМНО-ПОЛИМЕРНАЯ МАСТИКА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2580130C2 |
Резино-полимерно-битумное вяжущее и способ его получения | 2020 |
|
RU2752619C1 |
Способ производства концентрата полимерно-битумного вяжущего | 2019 |
|
RU2718808C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИМЕР-БИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА | 2015 |
|
RU2618854C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОГО БИТУМА | 1998 |
|
RU2152965C1 |
БИТУМНО-РЕЗИНОВАЯ МАСТИКА | 2010 |
|
RU2426754C1 |
ПОЛИМЕРНО-БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ И АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ НА ЕГО ОСНОВЕ | 2006 |
|
RU2297990C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ПОЛИМЕРНЫХ ОТХОДОВ | 2010 |
|
RU2465132C2 |
Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано при производстве дорожных, кровельных, гидроизоляционных и других материалов. Способ получения полимерно-битумного вяжущего включает смешение термоэластичного полимера и битума, нагретого до 170-180oC в аппарате смешения. Смешение осуществляют путем одновременной подачи битума и термоэластичного полимера в аппарат смешения и создания в нем высокой скорости потока вяжущего порядка 30-75 м/с, внутри которого возникают локальные зоны пониженного давления 0,500•105 - 0,507•105Па, вызывающие интенсивное диспергирование и растворение полимера в битуме. Технический результат - сокращение времени проведения процесса, снижение энергоемкости. 2 табл.
Способ получения полимерно-битумного вяжущего, включающий смешение термоэластичного полимера и битума, нагретого до 170 - 180oC в аппарате смешения, отличающийся тем, что смешение осуществляют путем одновременной подачи битума и термоэластичного полимера в аппарат смешения и создания в нем высокой скорости потока порядка 30 - 75 м/с вяжущего, внутри которого возникают локальные зоны пониженного давления 0,500 • 105 - 0,507 • 105 Па, вызывающие интенсивное диспергирование и растворение полимера в битуме.
Способ получения полимербитумного материала | 1988 |
|
SU1664804A1 |
БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 1994 |
|
RU2038360C1 |
Г. М. ТОЛСТОПЯТОЕ, Т. А. Кирилова, Н. Ф. Ко1валёвЯДТЕНТИО-и Э. И. РаковскийS^•Ut.Л^Ul^..^^•^ | 0 |
|
SU272881A1 |
Авторы
Даты
1998-11-20—Публикация
1996-12-25—Подача