Изобретение относится к военной авиации.
Известен способ управления самолетом-носителем при применении управляемого оружия с телевизионно-командным наведением, по которому путем набора высоты носителя после пуска ракеты на начальном участке интенсивного отворота до углов 90-120o от направления на цель, обеспечивая условия дистанционного контакта по линии связи носитель-ракета-носитель и мешающего воздействия линии горизонта и рельефа местности, а затем снижением носителя с углами крена и тангажа, исключающими затенение линии связи элементами конструкции самолета, на участке отворота до 180o от направления на цель и удаления от зоны ПВО (см. "Новости зарубежной науки и техники", Информационный бюллетень N 5 (458) от 1975).
После перехода работы линии связи на заднюю антенну контейнера возникает реальная возможность затенения канала связи элементами конструкции самолета. В прототипе этот вопрос решен инструктивно. Разработана программа разворотов по курсу налево или направо на угол 90-110o и назад на угол 160-200o от направления пуска оружия. Однако этот способ сильно снижает область маневрирования самолета (особенно при учете положительных и отрицательных температур применения) и никак не информирует экипаж самолета о подходе к затененной зоне.
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в устранении указанного недостатка прототипа, т.е. предлагаемое изобретение позволяет расширить возможности самолета-носителя по маневру, учесть влияние внешней среды и повысить информируемость экипажа.
Указанный технический результат достигается за счет того, что в способе управления самолетом-носителем, по которому после пуска управляемого оружия осуществляют набор высоты и отворот самолета от цели, после перехода работы линии связи самолета-носителя с управляемым оружием с передней антенны на заднюю управление осуществляют только по крену со стабилизацией высоты, изменяя значение крена в зависимости от изменения угла пеленга на оружие задней антенны.
Описание сущности способа управления самолетом-носителем при применении управляемого оружия с телевизионно-командным наведением.
При применении управляемого оружия (ракеты, планирующие авиабомбы и т.п. ) с телевизионно-командным наведением возникает необходимость в обеспечении незатемнения телевизионно-командной линии связи самолет-оружие. Затенение может возникнуть как из-за влияния земной поверхности, так и за счет элементов конструкции самолета-носителя. Затенение земной поверхностью устраняется положением самолета-носителя по высоте полета. Должна быть задана высота (Н зад), обеспечивающая радиовидимость цели в конце наведения оружия на цель.
Затенение линии связи элементами конструкции самолета зависит от размещения аппаратуры телевизионно-командной линии связи. Как правило эта аппаратура размещается в подвесном контейнере на боевой или специализированной (аппаратурной) точке подвески.
Аппаратура имеет в своем составе передатчик командной линии связи с блоками кодирования, приемник телевизионной линии связи и две антенны (переднюю и заднюю), обслуживающими всю нижнюю полусферу с антенным переключателем работы с передней на заднюю антенну. Положение антенн телевизионно-командной аппаратуры по курсу и углу места измеряется и передается на носитель. Крен самолета-носителя отрабатывается антеннами, так как сигнал линии связи имеет вертикальную поляризацию и его "скручивание" по крену недопустимо. В момент переключения работы линии связи с передней на заднюю антенну на самолет-носитель из контейнера выдается сигнал ЗПС (задняя полусфера).
Точки подвески расположены на нижней поверхности крыла или фюзеляжа. Старт оружия осуществляется с аналогичной точки подвески, и на начальном этапе (вхождение в связь, работа на первом этапе полета оружия) затенение отсутствует. Такое положение можно сохранять до конца наведения оружия на цель, однако при этом самолет-носитель войдет в зону ПВО цели. По тактическим соображениям необходимо изменить курс полета самолета-носителя. При изменении курса происходит переход линии связи с передней антенны на заднюю. До перехода линии связи на заднюю антенну затенение канала связи исключается, так как курс самолета изменяется за счет крена и вся нижняя полусфера самолета-носителя обращена в сторону применяемого оружия.
Анализ диаграммы обзора для каждого конкретного случая из центра задней антенны контейнера с аппаратурой телевизионно-командного наведения позволяет наметить зоны наиболее благоприятного положения линии связи в конце наведения оружия на цель (с учетом ширины диаграмм направленности антенны).
Исходя из положения свободных для линии связи зон можно предложить следующий способ построения маневра самолета-носителя в процессе применения оружия с телевизионно-командным наведением.
Управление построить традиционным образом по крену γзад и высоте Нзад. На начальном участке отворота (до перехода линии связи на заднюю антенну контейнера) выдавать на пилотажный индикатор Нзад (если необходимо) и γзад в зависимости от заданного направления маневра (налево, направо, назад) с предельным значением по крену (максимальное значение крена - 60-70o). К моменту поступления из контейнера команды ЗПС необходимая высота уже будет набрана и дальнейшее управление самолетом-носителем будет только по крену со стабилизацией высоты. Сигнал γзад формировать в зависимости от курсового положения антенны относительно оси самолета (контейнера) с учетом благоприятного углового положения линии связи, т.е. изменять γзад в зависимости от угла пеленга на оружие задней антенной ψA.
Этот угол должен быть ограничен предельным значением.
Предложение основано на физической связи между допустимым креном самолета-носителя и углом пеленга на оружие антенны телевизионно-командной системы наведения: с приближением к затененной зоне угол пеленга антенны на оружие уменьшается, что соответствует необходимости уменьшения угла крена самолета-носителя.
Полет самолета-носителя в процессе применения оружия с телевизионно-командным наведением при таком способе управления никогда не будет прямолинейным (всегда по логарифмической кривой), однако он всегда учитывает реальное взаимное положение самолета-носителя и применяемого оружия и позволяет удерживать линию связи в наиболее благоприятной зоне. Кроме того, такое управление позволяет произвести энергичный отворот от зоны ПВО цели без ущерба для проведения сеанса связи с оружием.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ | 2001 |
|
RU2192366C1 |
СПОСОБ КОМАНДНОГО НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА НАЗЕМНЫЕ ЦЕЛИ | 2009 |
|
RU2408846C1 |
ПРИЦЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 1998 |
|
RU2129696C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И ТРЕНАЖЕР | 1995 |
|
RU2131623C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2207968C2 |
ОПТИКО-ЛАЗЕРНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ И ДАЛЬНОМЕТРИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ ЦЕЛЕЙ | 1998 |
|
RU2122699C1 |
ОПТИКО-ЛАЗЕРНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ И ДАЛЬНОМЕТРИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ ЦЕЛЕЙ | 1998 |
|
RU2123165C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ МАРШЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ САМОЛЕТА | 1998 |
|
RU2122510C1 |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ВЗЛЕТА ИЛИ ПОСАДКИ САМОЛЕТА | 2001 |
|
RU2192368C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДВУХМЕСТНЫЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ ТАКТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 2001 |
|
RU2184683C1 |
Используется в военной авиации. После пуска управляемого оружия осуществляется набор высоты и отворот самолета от цели, при этом после перехода линии связи самолета от цели, при этом после перехода линии связи самолета-носителя с управляемым оружием с передней антенны на заднюю управление осуществляют только по крену со стабилизацией высоты, изменяя значение крена в зависимости от изменения угла пеленга на оружие задней антенны, что позволяет снять ограничения на возможности маневрирования самолета-носителя.
Способ управления самолетом-носителем при применении управляемого оружия с телевизионно-командным наведением, по которому после пуска управляемого оружия осуществляют набор высоты и отворот самолета-носителя от цели, отличающийся тем, что после перехода работы линии связи самолета-носителя с управляемым оружием с передней антенны на заднюю управление осуществляют только по крену со стабилизацией высоты, изменяя значение крена в зависимости от изменения угла пеленга на оружие задней антенны.
Пономарев А.Н | |||
Ракетоносная авиация | |||
М.: Военное из-во, МО СССР, 1964, 151-156 | |||
GB, 1395448, 29.05.75 | |||
FR, 2090059 14.01.72 | |||
SU, 1827987, 10.05.95 | |||
US, 4354240, 12.10.82. |
Авторы
Даты
1998-12-10—Публикация
1998-06-17—Подача