СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ-НОСИТЕЛЕМ ПОСЛЕ ПУСКА УПРАВЛЯЕМОГО ОРУЖИЯ КЛАССА ВОЗДУХ-ПОВЕРХНОСТЬ С ТЕЛЕВИЗИОННО-КОМАНДНЫМ НАВЕДЕНИЕМ НА ЦЕЛЬ Российский патент 1998 года по МПК B64C13/00 F41G7/00 G05D1/08 

Описание патента на изобретение RU2122962C1

Изобретение относится к военной авиации.

Известен способ управления самолетом-носителем при применении управляемого оружия с телевизионно-командным наведением, по которому путем набора высоты носителя после пуска ракеты на начальном участке интенсивного отворота до углов 90-120o от направления на цель, обеспечивая условия дистанционного контакта по линии связи носитель-ракета-носитель и мешающего воздействия линии горизонта и рельефа местности, а затем снижением носителя с углами крена и тангажа, исключающими затенение линии связи элементами конструкции самолета, на участке отворота до 180o от направления на цель и удаления от зоны ПВО (см. "Новости зарубежной науки и техники", Информационный бюллетень N 5 (458) от 1975).

После перехода работы линии связи на заднюю антенну контейнера возникает реальная возможность затенения канала связи элементами конструкции самолета. В прототипе этот вопрос решен инструктивно. Разработана программа разворотов по курсу налево или направо на угол 90-110o и назад на угол 160-200o от направления пуска оружия. Однако этот способ сильно снижает область маневрирования самолета (особенно при учете положительных и отрицательных температур применения) и никак не информирует экипаж самолета о подходе к затененной зоне.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в устранении указанного недостатка прототипа, т.е. предлагаемое изобретение позволяет расширить возможности самолета-носителя по маневру, учесть влияние внешней среды и повысить информируемость экипажа.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в способе управления самолетом-носителем, по которому после пуска управляемого оружия осуществляют набор высоты и отворот самолета от цели, после перехода работы линии связи самолета-носителя с управляемым оружием с передней антенны на заднюю управление осуществляют только по крену со стабилизацией высоты, изменяя значение крена в зависимости от изменения угла пеленга на оружие задней антенны.

Описание сущности способа управления самолетом-носителем при применении управляемого оружия с телевизионно-командным наведением.

При применении управляемого оружия (ракеты, планирующие авиабомбы и т.п. ) с телевизионно-командным наведением возникает необходимость в обеспечении незатемнения телевизионно-командной линии связи самолет-оружие. Затенение может возникнуть как из-за влияния земной поверхности, так и за счет элементов конструкции самолета-носителя. Затенение земной поверхностью устраняется положением самолета-носителя по высоте полета. Должна быть задана высота (Н зад), обеспечивающая радиовидимость цели в конце наведения оружия на цель.

Затенение линии связи элементами конструкции самолета зависит от размещения аппаратуры телевизионно-командной линии связи. Как правило эта аппаратура размещается в подвесном контейнере на боевой или специализированной (аппаратурной) точке подвески.

Аппаратура имеет в своем составе передатчик командной линии связи с блоками кодирования, приемник телевизионной линии связи и две антенны (переднюю и заднюю), обслуживающими всю нижнюю полусферу с антенным переключателем работы с передней на заднюю антенну. Положение антенн телевизионно-командной аппаратуры по курсу и углу места измеряется и передается на носитель. Крен самолета-носителя отрабатывается антеннами, так как сигнал линии связи имеет вертикальную поляризацию и его "скручивание" по крену недопустимо. В момент переключения работы линии связи с передней на заднюю антенну на самолет-носитель из контейнера выдается сигнал ЗПС (задняя полусфера).

Точки подвески расположены на нижней поверхности крыла или фюзеляжа. Старт оружия осуществляется с аналогичной точки подвески, и на начальном этапе (вхождение в связь, работа на первом этапе полета оружия) затенение отсутствует. Такое положение можно сохранять до конца наведения оружия на цель, однако при этом самолет-носитель войдет в зону ПВО цели. По тактическим соображениям необходимо изменить курс полета самолета-носителя. При изменении курса происходит переход линии связи с передней антенны на заднюю. До перехода линии связи на заднюю антенну затенение канала связи исключается, так как курс самолета изменяется за счет крена и вся нижняя полусфера самолета-носителя обращена в сторону применяемого оружия.

Анализ диаграммы обзора для каждого конкретного случая из центра задней антенны контейнера с аппаратурой телевизионно-командного наведения позволяет наметить зоны наиболее благоприятного положения линии связи в конце наведения оружия на цель (с учетом ширины диаграмм направленности антенны).

Исходя из положения свободных для линии связи зон можно предложить следующий способ построения маневра самолета-носителя в процессе применения оружия с телевизионно-командным наведением.

Управление построить традиционным образом по крену γзад и высоте Нзад. На начальном участке отворота (до перехода линии связи на заднюю антенну контейнера) выдавать на пилотажный индикатор Нзад (если необходимо) и γзад в зависимости от заданного направления маневра (налево, направо, назад) с предельным значением по крену (максимальное значение крена - 60-70o). К моменту поступления из контейнера команды ЗПС необходимая высота уже будет набрана и дальнейшее управление самолетом-носителем будет только по крену со стабилизацией высоты. Сигнал γзад формировать в зависимости от курсового положения антенны относительно оси самолета (контейнера) с учетом благоприятного углового положения линии связи, т.е. изменять γзад в зависимости от угла пеленга на оружие задней антенной ψA.

Этот угол должен быть ограничен предельным значением.

Предложение основано на физической связи между допустимым креном самолета-носителя и углом пеленга на оружие антенны телевизионно-командной системы наведения: с приближением к затененной зоне угол пеленга антенны на оружие уменьшается, что соответствует необходимости уменьшения угла крена самолета-носителя.

Полет самолета-носителя в процессе применения оружия с телевизионно-командным наведением при таком способе управления никогда не будет прямолинейным (всегда по логарифмической кривой), однако он всегда учитывает реальное взаимное положение самолета-носителя и применяемого оружия и позволяет удерживать линию связи в наиболее благоприятной зоне. Кроме того, такое управление позволяет произвести энергичный отворот от зоны ПВО цели без ущерба для проведения сеанса связи с оружием.

Похожие патенты RU2122962C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 2001
  • Симонов М.П.
  • Калибабчук О.Г.
  • Константинов С.В.
  • Москалев П.Б.
  • Шенфинкель Ю.И.
RU2192366C1
СПОСОБ КОМАНДНОГО НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА НАЗЕМНЫЕ ЦЕЛИ 2009
  • Верба Владимир Степанович
  • Гандурин Виктор Александрович
  • Забелин Игорь Владимирович
  • Меркулов Владимир Иванович
  • Садовский Петр Алексеевич
RU2408846C1
ПРИЦЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 1998
  • Кнышев А.И.
  • Сопин В.П.
  • Писков В.В.
  • Репрев Ю.А.
RU2129696C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И ТРЕНАЖЕР 1995
  • Лятерман И.Л.
  • Мартиросов Р.Г.
  • Пискарев В.А.
  • Степанский Б.И.
RU2131623C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
ОПТИКО-ЛАЗЕРНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ И ДАЛЬНОМЕТРИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ ЦЕЛЕЙ 1998
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Троельников Ю.В.
  • Сопин В.П.
  • Турок Р.С.
  • Трейнер И.Л.
  • Абрамов В.А.
RU2122699C1
ОПТИКО-ЛАЗЕРНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ И ДАЛЬНОМЕТРИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ ЦЕЛЕЙ 1998
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Троельников Ю.В.
  • Сопин В.П.
  • Турок Р.С.
  • Трейнер И.Л.
  • Абрамов В.А.
RU2123165C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ МАРШЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ САМОЛЕТА 1998
  • Симонов М.П.
RU2122510C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ВЗЛЕТА ИЛИ ПОСАДКИ САМОЛЕТА 2001
  • Погосян М.А.
  • Лятерман И.Л.
  • Степанский Б.И.
RU2192368C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДВУХМЕСТНЫЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ ТАКТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2001
  • Балк А.С.
  • Барковский А.Ф.
  • Бекетов В.И.
  • Блинов А.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Бражник В.М.
  • Вепрев А.А.
  • Галушко В.Г.
  • Герасимов Г.И.
  • Григоренко А.И.
  • Дементьев В.П.
  • Джанджгава Г.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Евдокимов Г.И.
  • Ефанов А.А.
  • Калибабчук О.Г.
  • Кнышев А.И.
  • Ковальков В.В.
  • Корчагин В.М.
  • Негриков В.В.
  • Орехов М.И.
  • Панков О.Д.
  • Петров В.М.
  • Погосян М.А.
  • Поляков В.Б.
  • Семаш А.А.
  • Симонов М.П.
  • Троельников Ю.В.
  • Федоров А.И.
  • Цециновский М.В.
  • Чепкин В.М.
  • Шенфинкель Ю.И.
RU2184683C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ-НОСИТЕЛЕМ ПОСЛЕ ПУСКА УПРАВЛЯЕМОГО ОРУЖИЯ КЛАССА ВОЗДУХ-ПОВЕРХНОСТЬ С ТЕЛЕВИЗИОННО-КОМАНДНЫМ НАВЕДЕНИЕМ НА ЦЕЛЬ

Используется в военной авиации. После пуска управляемого оружия осуществляется набор высоты и отворот самолета от цели, при этом после перехода линии связи самолета от цели, при этом после перехода линии связи самолета-носителя с управляемым оружием с передней антенны на заднюю управление осуществляют только по крену со стабилизацией высоты, изменяя значение крена в зависимости от изменения угла пеленга на оружие задней антенны, что позволяет снять ограничения на возможности маневрирования самолета-носителя.

Формула изобретения RU 2 122 962 C1

Способ управления самолетом-носителем при применении управляемого оружия с телевизионно-командным наведением, по которому после пуска управляемого оружия осуществляют набор высоты и отворот самолета-носителя от цели, отличающийся тем, что после перехода работы линии связи самолета-носителя с управляемым оружием с передней антенны на заднюю управление осуществляют только по крену со стабилизацией высоты, изменяя значение крена в зависимости от изменения угла пеленга на оружие задней антенны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2122962C1

Пономарев А.Н
Ракетоносная авиация
М.: Военное из-во, МО СССР, 1964, 151-156
GB, 1395448, 29.05.75
FR, 2090059 14.01.72
SU, 1827987, 10.05.95
US, 4354240, 12.10.82.

RU 2 122 962 C1

Авторы

Троельников Ю.В.

Феофанов В.В.

Абрамов В.А.

Даты

1998-12-10Публикация

1998-06-17Подача