СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1999 года по МПК F02N11/08 

Описание патента на изобретение RU2126909C1

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано на передвижных и стационарных установках с системами электрического питания ограниченной мощности, где необходим частый запуск двигателя внутреннего сгорания.

Известно устройство для пуска двигателя внутреннего сгорания (авт.св. СССР N 1193285, кл. F 02 N 11/08), содержащее стартер, аккумуляторную батарею (АБ), соединенную отрицательным выводом со стартером, замыкающие контакты в цепи стартера, накопитель электрической энергии (НЭ), в качестве которого используется конденсаторная батарея, подключенная положительным выводом через полупроводниковый вентиль к положительному выводу АБ, переключатель управления пуском с размыкающим контактом, размещенным между отрицательными выводами АБ и НЭ, и замыкающим контактом, размещенным между положительным выводом АБ и отрицательным выводом НЭ. Недостатком этого устройства является постоянное нахождение НЭ под напряжением АБ, что приводит к резкому снижению срока службы НЭ. Недостатком является и возможность включения стартера при незаряженном НЭ, что приводит к нерациональному расходованию энергии АБ.

Наиболее близким к изобретению является устройство (авт.св. СССР N 1495489, кл. F 02 N 11/08), содержащее аккумуляторную батарею, соединенную отрицательным выводом со стартером, накопитель энергии, подключенный положительным выводом через замыкающие контакты со стартером, а отрицательным выводом через замыкающие контакты с положительным выводом АБ, кнопку включения стартера, реле с обмоткой и размыкающим контактом. При заряде НЭ ток идет через обмотку реле, а его контакты, включенные последовательно с кнопкой пуска, размыкаются, препятствуя включению стартера в момент заряда НЭ. Недостатком этого устройства является постоянное нахождение НЭ под напряжением АБ при неработающей системе, а также возможность переполюсовки НЭ при длительном включении стартера, так как система управления пуском питается от АБ.

Для повышения надежности пуска путем предотвращения включения стартера при разряженном НЭ и отключения АБ при неработающей системе, а также улучшения режима работы АБ путем ограничения отдаваемого ей тока система снабжена контактором с обмоткой и замыкающими контактами, вспомогательным реле с обмоткой, двумя парами замыкающих и одной парой размыкающих контактов, ограничительным резистором и кнопкой включения НЭ на заряд, причем обмотка контактора подключена к НЭ через кнопку включения стартера и размыкающие контакты вспомогательного реле, при этом отрицательные выводы АБ и НЭ соединены через первую пару замыкающих контактов вспомогательного реле, а положительные выводы АБ и НЭ соединены через вторую пару замыкающих контактов вспомогательного реле и ограничительный резистор.

На чертеже представлена электрическая схема системы электростартерного пуска.

Система содержит аккумуляторную батарею 1, накопитель энергии 2, стартер 3, выполненный в виде электрической машины постоянного тока, устройство управления пуском в виде тягового реле 4 с втягивающей 5 и удерживающей 6 обмотками и замыкающими контактами 7, включенными между стартером 3 и положительным полюсом НЭ 2, контактор 8 с замыкающими контактами 9, включенными между отрицательным выводом НЭ 2 и положительным выводом АБ 1, вспомогательное реле 10 с двумя парами замыкающих контактов 11 и 12 и одной парой размыкающих контактов 13.

При этом обмотка вспомогательного реле 10 подключена через кнопку 14 к АБ 1, замыкающие контакты 11 подключены между отрицательными выводами АБ 1 и НЭ 2, а замыкающие контакты 12 подключены через ограничивающий ток резистор 15 к положительным выводам АБ 1 и НЭ 2. Обмотка контактора 8 подключена через размыкающие контакты 13 и кнопку пуска 16 к НЭ 2. Система также содержит вольтамперметр 17 подключенный к выводам резистора 15 и отрицательному выводу НЭ 2.

Система работает следующим образом.

Перед пуском двигателя внутреннего сгорания НЭ 2 заряжается от АБ 1 путем замыкания кнопки 14. При этом обмотка вспомогательного реле 10 подключается к АБ 1. Контакты 11 и 12 вспомогательного реле замыкаются, а контакты 13 размыкаются. НЭ 2 через ограничительный резистор подключается к АБ 1. Происходит заряд НЭ 2, в процессе которого вольтамперметр 17 в зависимости от режима его включения указывает зарядный ток или напряжение НЭ 2. Разомкнутые контакты 13 не позволяют включить при этом контактор 8, что исключает возможность короткого замыкания АБ 1. При уменьшении тока заряда до нуля или достижении напряжения на НЭ 2 напряжения АБ 1 система готова к включению стартера. Кнопка заряда 14 размыкается и контакты 11, 12, 13 вспомогательного реле приходят в исходное состояние, а НЭ 2 отключается от АБ 1.

Для пуска двигателя внутреннего сгорания замыкается кнопка 16 пуска стартера 3 и обмотки 8 контактора подключаются к заряженному НЭ 2. Замыкаются контакты 9 и положительный вывод АБ 1 соединяется с отрицательным выводом НЭ 2. Напряжение 24 В подается на обмотки тягового реле 4 и стартер 3 подключается к последовательно соединенным АБ 1 и НЭ 2 путем замыкания контактов 7 тягового реле. Происходит прокрутка двигателя внутреннего сгорания.

По мере разряда НЭ 2 напряжение на нем начинает падать, и если двигатель не запустился с первой попытки, то при снижении напряжения до определенного уровня контакты 9 контактора 8 размыкаются, система приходит в исходное состояние и исключается возможность переполюсовки НЭ 2. Для повторного пуска цикл заряда НЭ 2 необходимо повторить.

В исходном состоянии НЭ 2 отключен от АБ 1, поскольку по ТУ на НЭ он не может длительное время находиться под номинальным напряжением АБ.

Исключение возможности включения стартера 3 при разряженном НЭ 2 способствует сохранению энергии АБ 1 на неэффективные пуски стартера 3 при пониженном напряжении в системе и повысить надежность пуска.

Использование данной системы на автомобиле с двойным уровнем напряжения (ЗиЛ 433100) позволит исключить одну из двух АБ и специальное устройство для ее заряда, уменьшить за счет этого массу системы и повысить надежность пуска двигателя в условиях низких температур.

Похожие патенты RU2126909C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ОБЛЕГЧЕНИЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1995
  • Годлевский А.А.
  • Шалимов В.Э.
  • Романов А.В.
  • Сыроежкин Г.А.
RU2099582C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАПУСКА ДИЗЕЛЯ 1992
  • Иванов А.М.
  • Корнев А.Н.
  • Кошевой В.А.
  • Лисицин А.Л.
  • Никифоров Б.Д.
  • Поляшов Л.И.
  • Радионов Н.И.
  • Харитонов В.Ф.
RU2042541C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВНЕШНЕГО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Величко Д.А.
  • Ионов А.А.
  • Речкалов В.П.
RU2119593C1
ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ИМПУЛЬСНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ 1994
  • Иванов А.М.
  • Герасимов А.Ф.
  • Поляшов Л.И.
RU2068607C1
АВТОНОМНЫЙ ЭНЕРГОАГРЕГАТ ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Величко Д.А.
  • Ионов А.А.
  • Лобко В.П.
RU2119592C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУСКА ДИЗЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Новиков О.И.
RU2062713C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТЕПЛОВОЗА ОТ АВАРИЙНЫХ ТОКОВ 1989
  • Новиков О.И.
  • Белобаев Г.Я.
RU2007304C1
СИСТЕМА ЗАПУСКА ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА 2010
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Грачев Николай Валерьевич
  • Клименко Юрий Иванович
  • Степанов Юрий Алексеевич
  • Суркова Елена Геннадьевна
  • Троицкий Анатолий Пантелеевич
RU2446308C2
Система питания электрического стартера 1989
  • Менделевич Яков Айзикович
  • Квайт Сергей Морисович
  • Водорезов Сергей Валентинович
  • Шишкин Лев Степанович
SU1687840A1
Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Корнеев Андрей Дмитриевич
  • Соколов Александр Иванович
SU1467246A2

Реферат патента 1999 года СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания. С целью повышения надежности пуска путем предотвращения включения стартера при разряженном накопителе электрической энергии и отключения аккумуляторной батареи при неработающей системе, а также улучшения режима работы аккумуляторной батареи путем ограничения отдаваемого ей тока система снабжена контактором с обмоткой и замыкающими контактами, вспомогательным реле с обмоткой, двумя парами замыкающих и одной парой размыкающих контактов, ограничительным резистором и кнопкой включения накопителя энергии на заряд, причем обмотка контактора подключена к накопителю энергии через кнопку включения стартера и размыкающие контакты вспомогательного реле, при этом отрицательные выводы аккумуляторной батареи и накопителя энергии соединены через первую пару замыкающих контактов вспомогательного реле, а положительные выводы аккумуляторной батареи и накопителя энергии соединены через вторую пару замыкающих контактов вспомогательного реле и ограничительный резистор. Использование данной системы на автомобиле с двойным уровнем напряжения позволит исключить одну из двух аккумуляторных батарей и специальное устройство для ее заряда, уменьшить за счет этого массу системы и повысить надежность пуска двигателя в условиях низких температур. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 126 909 C1

Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания, содержащая аккумуляторную батарею, соединенную отрицательным выводом со стартером, выполненным в виде электрической машины постоянного тока, накопитель энергии, подключенный положительным выводом через замыкающие контакты тягового реле со стартером, а отрицательным выводом через замыкающие контакты с положительным выводом аккумуляторной батареи, и кнопку включения стартера, отличающаяся тем, что система снабжена контактором с обмоткой и замыкающими контактами, вспомогательным реле с обмоткой, двумя парами замыкающих и одной парой размыкающих контактов, ограничительным резистором и кнопкой включения накопителя энергии на заряд, причем обмотка контактора подключена к накопителю энергии через кнопку включения стартера и размыкающие контакты вспомогательного реле, при этом отрицательные выводы аккумуляторной батареи и накопителя энергии соединены через первую пару замыкающих контактов вспомогательного реле, а положительные выводы аккумуляторной батареи и накопителя энергии соединены через вторую пару замыкающих контактов вспомогательного реле и ограничительный резистор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2126909C1

Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Корнеев Андрей Дмитриевич
  • Соколов Александр Иванович
  • Лаптев Владимир Поликарпович
SU1495489A1
Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания 1984
  • Фесенко Михаил Никанорович
  • Чижков Юрий Павлович
  • Хортов Вячеслав Петрович
  • Капелинский Анатолий Викторович
SU1193285A1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Кузьмин И.Д.
  • Лабутин М.И.
  • Михеев О.Н.
  • Конин Н.В.
RU2049261C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ОТ ИСТОЧНИКОВ ПИТАНИЯ С ПОНИЖЕННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ 1993
  • Алексеев Е.Н.
  • Поляшов Л.И.
  • Выходцев Л.В.
  • Кутьин А.И.
RU2076944C1
US 4586467 A, 27.10.83.

RU 2 126 909 C1

Авторы

Гжельский А.Б.

Даты

1999-02-27Публикация

1997-04-21Подача