Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к составу добавки и топливной композиции, содержащей эту добавку, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием.
В настоящее время в связи с остротой экологических проблем усиливается интерес к добавкам, повышающим октановое число бензина и уменьшающим выбросы вредных веществ с отработавшими газами.
Известна топливная композиция на основе углеводородного топлива для двигателей внутреннего сгорания, содержащая в качестве антидетонационной добавки производное ферроцена альфа-гидроксиизопропилферроцен в количестве 0,001-0,02 мас.% (Патент РФ N 2019559, C 10 L 1/18, 1994 г.).
Недостатком топливной композиции, содержащей -α- гидроксиизопропилферроцен, как и других производных ферроцена, является отложение окислов железа в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания и на свече зажигания, что не позволяет использовать эту добавку в концентрации выше 0,02 мас.%.
Известна топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием на основе углеводородного топлива, содержащая 0,001-0,018 мас.% α- гидроксиизопропилферроцена, до 6 мас.% метил-трет-бутилового эфира, до 0,55 мас.% N-метиланилина. (Патент РФ N 2061736, C 10 L 1/18, 1996 г.).
Недостатком топливной композиции, содержащей ароматические амины, является повышенное смолообразование при хранении; при содержании аминов более 1 мас. % появляются отложения на элементах впускной системы, увеличивается содержание оксидов азота в отработавших газах.
Эффективными добавками к бензинам, повышающим октановое число и уменьшающими содержание вредных веществ в отработавших газах, являются кислородсодержащие соединения. Наибольший практический интерес представляют добавки на основе этилового спирта.
Так, известна добавка к бензину, представляющая собой этиловый спирт, стабилизированный отходами гидролизного производства этилового спирта из древесного угля. Известна также топливная композиция на основе бензина, содержащая эту добавку в количестве 2-20 мас.% (Патент РФ N 2068871, C 10 L 1/18, 1996 г.).
Использование стабилизированного этилового спирта в бензине снижает образование углеродистых отложений, уменьшает содержание в отработавших газах окиси углерода, но при концентрациях, которые необходимы, чтобы получить существенное повышение октанового числа (>5%), снижает теплотворную способность бензина, требует корректировки систем питания двигателя, что является недостатком этой добавки. Ограничение верхнего предела содержания добавки (5 мас.%) значительно уменьшает ее октаноповышающие возможности.
Задачей настоящего изобретения является разработка добавки с высокой антидетонационной эффективностью при концентрациях до 5 мас.%, которая позволяет экономить расход других октаноповышающих соединений при получении топливных композиций бензинов А-76, АИ-91, АИ-95.
Для решения поставленной задачи предлагается добавка к бензину на основе стабилизированного этилового спирта, содержащая 5-10 мас.% N-метиланилина, 0,05-0,15 мас.% ферроцена и/или α- гидроксиизопропилферроцена.
Причем добавка содержит этиловый спирт, стабилизированный алифатическими спиртами C3-C5, или их эфирами, или альдегидо-эфиро-спиртовой фракцией, полученной из отходов производства этилового спирта из древесного сырья.
Предлагается также топливная композиция, содержащая добавку вышеуказанного состава в количестве 1,5-5 мас.%.
Отличие заявляемого технического решения от известных состоит в совместном содержании в составе добавки совместимых компонентов в заявленных концентрациях. Это отличие позволяет получить однородную, стабильную и легко растворимую в бензинах добавку, а также снизить расход компонентов при получении композиций бензинов А-76, АИ-91, АИ-95, улучшить их антидетонационные свойства.
Предлагаемую добавку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре и постоянном перемешивании. Добавка имеет специфический запах, не характерный для этилового спирта, что исключает ошибочное использование его как пищевого.
Указанным способом было приготовлено 5 образцов предлагаемой добавки. Для приготовления добавки можно использовать этиловый спирт, стабилизированный алифатическими спиртами C3-C5, например трет-бутиловым спиртом, эфирами алифатических спиртов C3-C5, например метил-трет-бутиловым эфиром или фракцией, полученной из отходов производства этилового спирта из древесного сырья. Использование этой фракции предпочтительнее, чем дефицитных и дорогостоящих алифатических спиртов и их эфиров. Фракция представляет собой смесь алифатических спиртов C3-C5, сложных эфиров метилового и этилового спиртов и муравьиной и уксусной кислот, фурфурола и других ароматических соединений, она отделяется в процессе ректификации от этилового спирта, получаемого из древесного сырья путем его гидролиза и последующего дрожжевого брожения.
Для приготовления образцов предлагаемой добавки был использован этиловый спирт, стабилизированный трет-бутиловым спиртом и альдегидо-эфиро-спиртовой фракцией.
В таблице приведены примеры, поясняющие влияние заявленного состава добавки на ее фазовую стабильность и антидетонационную эффективность. Фазовая стабильность добавки оценивалась по температуре начала появления кристаллов ферроцена при определении температуры начала кристаллизации по ГОСТ 5066. Антидетонационная эффективность оценивалась по повышению октанового числа эталонной смеси: 70% изооктана + 30% нормального гептана от добавления 5 об.% предлагаемой добавки по ГОСТ 511.
При введении образцов предлагаемой добавки в заявленном количестве (1,5-5 мас. %) в состав базовых бензинов, полученных на основе компонентов каталитического риформинга и прямой перегонки, было отмечено, что топливные композиции бензинов А-76, АИ-91, АИ-95 с октановыми числами, предусмотренными ГОСТ, можно получить при меньших суммарных расходах октаноповышающих соединений (на 10-49 мас.%), чем при их раздельном использовании.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2002 |
|
RU2263135C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ДОБАВКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2003 |
|
RU2246527C1 |
ДОБАВКА К БЕНЗИНУ, ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2002 |
|
RU2213126C1 |
ДОБАВКА К БЕНЗИНУ, ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2002 |
|
RU2226206C2 |
ДОБАВКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2005 |
|
RU2291185C1 |
БЕЗЗОЛЬНАЯ ВЫСОКООКТАНОВАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ | 2007 |
|
RU2337129C1 |
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ И СПОСОБ ЕЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2337943C1 |
ДОБАВКА К ТОПЛИВАМ И ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2119939C1 |
ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2001 |
|
RU2184138C1 |
ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2002 |
|
RU2241023C2 |
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретное к составу добавки и топливной композиции, содержащей эту добавку, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием. Предлагается добавка, содержащая, мас. %:
N-метиланилин - 5-10
Ферроцен и/или α-гидроксиизопропилферроцен - 0,05-0,15
Стабилизированный этиловый спирт - Остальное
Предлагается также топливная композиция на основе бензина, содержащая вышеописанную добавку в количестве 1,5-5 мас. %. Технический результат заключается в том, что изобретение позволяет получить стабильные, обладающие высокой антидетонационной эффективностью добавки, а также уменьшить расход октаноповышающих соединений при получении товарных бензинов А-76, АИ-91, АИ-95. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
N-метиланилин - 5 - 10
Ферроцен и/или α-гидроксиизопропилферроцен - 0,05 - 0,15
Стабилизированный этиловый спирт - Остальное
2. Добавка по п.1, отличающаяся тем, что она содержит этиловый спирт, стабилизированный алифатическими спиртами C3-C5, или их эфирами, или альдегидоэфироспиртовой фракцией, полученной из отходов производства этилового спирта из древесного сырья.
ДОБАВКА К БЕНЗИНУ, ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1995 |
|
RU2068871C1 |
УГЛЕВОДОРОДНАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИСКРОВЫМ ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ | 1994 |
|
RU2061736C1 |
0 |
|
SU108075A1 | |
US 4444565 А, 24.04.84. |
Авторы
Даты
1999-04-20—Публикация
1998-06-23—Подача