Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям глиссирующих судов, снабженных выдвижными интерцепторами.
Известно глиссирующее судно с водометным движителем (SU 200452, МПК B 63 B 1/18, опублик. 05.11.68).
Однако отсутствие у него интерцепторов ухудшает ходовые и мореходные качества такого судна.
Известно глиссирующее судно, содержащее корпус с килеватым днищем и кормовыми выдвижными интерцепторами и снабженное движителем, установленным в кормовой части судна (SU 1113301A, МПК B 63 B 1/20, опублик. 15.09.84).
Однако оно обладает низкими ходовыми и мореходными качествами.
Технический результат реализации описываемого изобретения заключается в повышении ходовых и мореходных качеств глиссирующего судна.
Этот технический результат достигается тем, что у глиссирующего судна, содержащего корпус с килеватым днищем и кормовыми выдвижными интерцепторами и снабженного движителем, установленным в кормовой части судна, согласно изобретению движитель выполнен водометным, а его водозаборное отверстие расположено в днище корпуса перед интерцепторами.
Кроме того, такое судно может быть снабжено носовыми интерцепторами, а днище может иметь носовой и кормовой поперечные реданы, за которыми размещены интерцепторы.
У такого судна угол килеватости днища может составлять 6-12o на носовом редане и 0 - 6o на кормовом редане.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг. 1 схематически изображен общий боковой вид глиссирующего судна; на фиг. 2 - то же, вид со стороны днища; на фиг. 3 схематически изображен вид судна сзади.
Соотношение размеров между отдельными узлами и элементами конструкции на чертежах изменено для большей наглядности.
Глиссирующее судно содержит корпус 1 с килеватым днищем 2 и кормовыми интерцепторами 3 и 4 (соответственно левого и правого борта), которые имеют возможность выдвижения из паза в днище (не показан) или из-за кормового поперечного редана 5 (фиг.1). Судно снабжено водометным движителем 6 (или несколькими движителями), установленным в кормовой части, причем отверстие 7 для водосборника движителя 6 выполнено в днище 2 корпуса 1 перед интерцепторами 3 и 4 (фиг.2).
Судно также может иметь носовые (или передние) интерцепторы 8 и 9, которые размещены соответственно с левого и правого борта за носовым поперечным реданом 10. Редан 10, называемый также передним реданом, выполнен на днище корпуса судна перед его центром тяжести. При необходимости интерцепторы 8 и 9 могут состоять из отдельных секций (не показаны), раздельное управление которыми позволяет компенсировать во время волнения килевую и бортовую качку.
Углы килеватости днища меняются по длине судна и могут составлять 6 - 12o на носовом редане 8 и 0 - 6o на кормовом редане 4. Оптимальные величины и соотношение углов килеватости на каждом из реданов для конкретного судна определяют путем модельных испытаний в опытовом бассейне. При этом увеличение углов килеватости выше указанных значений приводит к снижению гидродинамического качества судна. Уменьшение углов килеватости с выходом за пределы указанных диапазонов несколько повышает гидродинамическое качество, но вызывает трудности при обеспечении устойчивости глиссирования и увеличение перегрузок при движении на волне.
Для обеспечения минимального сопротивления движению судна выдвиги носовых и кормовых интерцепторов или их секций производят в зависимости от скорости хода. Оптимальная зависимость определяется при модельных испытаниях и уточняется при испытаниях натурного судна.
Выдвиги интерцепторов или их секций осуществляется с помощью системы автоматического управления, обеспечивающей при движении судна на спокойной воде повышение устойчивости движения и улучшение маневренных качеств, а при движении на волне - умерение килевой и бортовой качки и уменьшение перегрузок.
При движении судна с выдвинутыми из-за кормового редана 5 (или из паза в днище судна) интерцепторами 3 и 4 непосредственно перед этими интерцепторами образуется область повышенного давления. Именно в зоне повышенного давления находится отверстие 7 водозаборника, и забор воды из зоны повышенного давления повышает эффективность работ водометных движителей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО | 1998 |
|
RU2131373C1 |
ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО | 2000 |
|
RU2165865C1 |
ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2212352C1 |
СКОРОСТНОЕ СУДНО | 2000 |
|
RU2167078C1 |
РЕДАННЫЙ КАТЕР С ВОДОМЕТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 2013 |
|
RU2519303C1 |
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2610754C2 |
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО | 1988 |
|
SU1837522A1 |
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА | 2019 |
|
RU2723200C1 |
СКОРОСТНОЕ СУДНО С ПОДВОДОМ ВОЗДУХА ПОД ДНИЩЕ | 2003 |
|
RU2263602C2 |
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО С ГАЗОВЫМИ КАВЕРНАМИ И ВОДОМЕТНЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ | 1998 |
|
RU2139807C1 |
Изобретение относится к судостроению и касается создания конструкций глиссирующих судов, снабженных выдвижными интерцепторами. Глиссирующее судно содержит корпус с килеватым днищем и кормовыми выдвижными интерцепторами. Судно снабжено движителем, установленным в кормовой части судна. Этот движитель выполнен водометным. Его водозаборное отверстие расположено в днище корпуса перед интерцепторами. Глиссирующее судно может быть снабжено носовыми интерцепторами, а его днище может иметь носовой и кормовой поперечные реданы. За этими реданами целесообразно располагать интерцепторы. Угол килеватости днища корпуса судна может составлять 6-12o на носовом редане и 0-6o на кормовом редане. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении ходовых и мореходных качеств глиссирующего судна. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Быстроходное судно с винтовым движителем | 1983 |
|
SU1113301A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1999-06-20—Публикация
1998-07-15—Подача