СПОСОБ СИНТЕЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКООБРАЗОВ Российский патент 1999 года по МПК G10H1/00 G10H1/06 

Описание патента на изобретение RU2132088C1

Изобретение относится к компьютерному и электронному синтезу музыкальных звукообразов и может быть использовано для совершенствования средств музыкальной выразительности и создания музыки.

Известен способ создания музыкальных произведений, реализованный с помощью электронного инструмента (патент EP N 0436976, кл. G 01 H 1/20, 1990), заключающийся в формировании звукорядов, сочетающих звуки в мелодии и гармонию, путем деления каждой октавы всего частотного диапазона на 24 ноты.

Известен также способ синтеза музыкальных звукообразов (кн. Волковыский Р. Ю. Музыка и наука.- М.: Наука, 1993, с. 46 - 53), заключающийся в построении звукорядов, обеспечивающих мелодичное формирование и гармоничное сочетание частот звуков, с последующим совмещением частот этих звукорядов с заданной погрешностью в один темперированный звукоряд, при этом звукоряд, обеспечивающий мелодичное формирование звуков, осуществляют по закону 2i/s, где i-номер ступени ноты в октаве, s - количество нот в октаве звукоряда.

Таким способам присущ существенный недостаток, заключающийся в ограниченных возможностях использования при звукосинтезе только какого-либо одного темперированного звукоряда. Совместное же применение нескольких темперированных звукорядов существенно обогащает музыкальную выразительность за счет использования мелодических, гармонических и тембровых возможностей различных комбинаций звукорядов.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является создание более совершенных и развитых средств музыкальной выразительности с точки зрения тонкости мелодического рисунка и точности гармонического сочетания звуков как основы синтеза звукообразов и создания непосредственно музыки. В частности, способ построения консонансов через отношение

позволяет, имея рациональные значения основных консонансов (унисона и октавы), осуществить ранжированное упорядочение частот всех остальных консонансов по степени их близости (удаления) к основным.

Такой технический результат достигается тем, что в способе синтеза музыкальных звукообразов, заключающемся в построении звукорядов, обеспечивающих мелодичное формирование и гармоничное сочетание частот звуков, с последующим совмещением частот этих звукорядов с заданной погрешностью в один темперированный звукоряд, при этом звукоряд, обеспечивающий мелодичное формирование звуков, осуществляют по закону 2i/s, где i - номер ступени ноты в октаве; s - количество нот в октаве звукоряда.

Отличительные признаки предлагаемого способа заключаются в том, что при построении звукорядов, обеспечивающих гармоничное сочетание частот звуков, задают исходные частоты (m/n)ν и (p/q)ν каждой октавы, где m, p, n, q - натуральные числа, ν - основная частота построения звукорядов, построение звукорядов осуществляют по закону распределения частот

а температурные звукоряды получают совмещением звукорядов, исходя из соотношения:

где Q - коэффициент погрешности, задаваемый в диапазоне 5 - 20,
при этом для синтеза музыкальных звукообразов используют по крайней мере один темперированный звукоряд.

К тому же значения (m + p) выбирают не кратными значениям (n+q), причем

а темперированные звукоряды разбивают на основные и дополнительные группы, количество нот в октаве звукоряда дополнительных групп темперированных звукорядов выбирают кратными количеству нот в октаве звукоряда одной или нескольких основных групп темперированных звукорядов. При этом основная группа темперированных звукорядов включает звукоряды с количеством нот в октаве, 12, 17, 19, 22, 29, 31, 41 и 53, а дополнительная группа темперированных звукорядов включает звукоряды с количеством нот в октаве, 68 - 1000000.

На чертеже изображена схема реализации способа, который осуществляется следующим образом.

На первом этапе создают множество темперированных звукорядов в следующей последовательности шагов.:
1. Строят звукоряды, выполняющие функции гармонического сочетания звуков. Задают два каких-либо значения частоты (m/n)ν и (p/q)ν и все последующие значения частот деления октав получают из условия

причем должно выполняться соотношение

а значение числителя (m + p) не должно быть кратно значению знаменателя (n + q).

2. Задают количество нот в октаве = S = 5, 6, 7,...,1000000, и для каждой ступени звукоряда от i = 1 до i = S варьируют значениями m, n, p, q в натуральных числа. Определяют квант 2i/s мелодического звукоряда и погрешность совмещения

причем коэффициент погрешности Q задают в диапазоне 5 - 20. Для каждой ступени i находятся все частоты звукоряда вида

согласно соотношению

3. Из всего множества темперированных звукорядов отбирают основную их группу с взаимно-некратными значениями SО, т.е. SО = 12, 17, 19, 22, 29, 31, 41, 53..

4. Дополнительную группу темперированных звукорядов с SД = 68 - 1000000 отбирают из условия кратности SД и SО.

На втором этапе создают музыкальные звукоряды. Пользуясь полученными частотами темперированных звукорядов, создают тембры звуков, различные мелодии и гармоническое сопровождение к ним.

Реализация предлагаемого способа позволяет расширить границы средства выразительности при звукосинтезе за счет совокупного использования гармонических и мелодических возможностей различных комбинаций темперированных звукорядов. При этом пользователю представляется возможность создавать более тонкие мелодичные рисунки звукообразов с одновременным получением более точных гармоний всех частотных структур звукообразов по сравнению с наиболее известными музыкальными системами с 12-ю, 17-ю, 22-мя нотами в октаве.

Похожие патенты RU2132088C1

название год авторы номер документа
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИНТЕЗАТОР (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Комаров В.М.
  • Татур В.Ю.
RU2155387C1
Способ настройки гармонической темперации 2016
  • Волков Владислав Владимирович
RU2695740C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ АМИНОКИСЛОТНЫМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЯМ БЕЛКОВ, И СПОСОБ ХАРАКТЕРИЗАЦИИ БЕЛКОВЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ 1993
  • Жоэль Стернэмер
RU2113487C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ 1997
  • Афанасьев Валентин Владимирович
RU2103739C1
Музыкальный инструмент 1989
  • Павлишин Валерий Александрович
SU1778778A1
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ 2011
  • Кобляков Александр Александрович
  • Петухов Сергей Валентинович
  • Степанян Иван Викторович
RU2459280C1
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ЗАПИСИ ЗВУКА И СТАЦИОНАРНЫЙ НОСИТЕЛЬ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИНТОНИРОВАНИЮ БИКАМЕРАЛЬНОЙ ГАММЫ 2000
  • Пай Вилфред Т.
RU2234745C2
ЭЛЕКТРОННЫЙ КЛАВИШНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ "МАХАВОКС" 2012
  • Олейник Александр Владимирович
RU2520014C1
СПОСОБ ЦВЕТОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗВУКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Сапожникова К.В.
  • Тайманов Р.Е.
RU2259858C1
КЛАВИАТУРА МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА В ФОРМЕ ДВУМЕРНОЙ МАТРИЦЫ 2011
  • Блудов Андрей Анатольевич
RU2561237C2

Реферат патента 1999 года СПОСОБ СИНТЕЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКООБРАЗОВ

Способ относится к компьютерному и электронному синтезу музыкальных звукообразов и предназначен для совершенствования средств музыкальной выразительности и создания музыки. Способ заключается в построении звукорядов, обеспечивающих мелодичное развитие и гармоничное сочетание звуков, с последующим совмещением этих звукорядов с заданной погрешностью и получением множества темперированных звукорядов с различным числом нот в октаве. Для синтеза музыкальных звукообразов используют по крайней мере один темперированный звукоряд. Технический результат заключается в расширении границ средств выразительности при звукосинтезе за счет совокупного использования гармонических и мелодических возможностей различных комбинаций темперированных звукорядов. 5 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 132 088 C1

1. Способ синтеза музыкальных звукообразов, заключающийся в построении звукорядов, обеспечивающих мелодичное формирование и гармоничное сочетание частот звуков, с последующим совмещением частот этих звукорядов с заданной погрешностью в один темперированный звукоряд, при этом звукоряд, обеспечивающий мелодичное формирование звуков, осуществляют по закону 2i/s, где i - номер ступени ноты в октаве, s - количество нот в октаве звукоряда, отличающийся тем, что при построении звукорядов, обеспечивающих гармоничное сочетание частот звуков, задают исходные частоты (m/n)ν и (p/q)ν каждой октавы, где m, p, n, q - натуральные числа, ν - основная частота построения звукорядов, построение звукорядов осуществляют по закону распределения частот

а темперированные звукоряды получают совмещением звукорядов исходя из соотношения:

где Q - коэффициент погрешности, задаваемый в диапазоне 5 - 20,
при этом для синтеза музыкальных звукообразов используют по крайней мере один темперированный звукоряд.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что значения (m + p) выбирают некратными значениями (n + q), причем

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что темперированные звукоряды разбивают на основные и дополнительные группы.
4. Способ по п.3, отличающийся тем, что количество нот в октаве звукоряда дополнительных групп темперированных звукорядов выбирают кратным количеству нот в октаве звукоряда одной или нескольких основных групп темперированных звукорядов. 5. Способ по п.3, отличающийся тем, что основная группа темперированных звукорядов включает звукоряды с количеством нот с октаве 12, 17, 19, 22, 29, 31, 41 и 53. 6. Способ по п.3, отличающийся тем, что дополнительная группа темперированных звукорядов включает звукоряды с количеством нот в октаве 68 ... 1000000.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2132088C1

Волковыский Р.Ю
Музыка и наука
- М.: Наука, 1993, с
Способ изготовления звездочек для французской бороны-катка 1922
  • Тарасов К.Ф.
SU46A1
Способ формирования шкалы частот тонов электромузыкального инструмента и генератор для его осуществления 1986
  • Тузов Евгений Викторович
SU1390635A1
SU 1292034 A1, 23.02.87.

RU 2 132 088 C1

Авторы

Комаров В.М.

Даты

1999-06-20Публикация

1998-07-01Подача