Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в кабинах транспортных средств, например, легковых автомобилей.
Известно техническое решение устройства для обогрева и вентиляции салона транспортного средства (А.с. N 1452716, МКИ 5 B 60 H 1/10 - прототип), содержащее отопитель, в котором последовательно расположены вентилятор, заслонка управления отопителем корытообразной формы c вынесенной осью вращения, теплообменник, расположенный в нише кожуха, камера смешивания, имеющая выходы к воздуховодам для подачи воздуха в нижнюю часть салона, на его остекленение и вентиляцию, в которых установлены распределяющие заслонки.
Недостатком известного решения является выполненные в боковых стенках кожуха секторные выштамповки под полки поворотной заслонки, увеличивающие габаритные размеры узла и повышающие материалоемкость процесса изготовления. Наличие данных выштамповок создает наблагоприятные условия для протекания воздушного потока.
Задача заявляемого устройства заключается в обеспечении изменения направления потоков воздуха, эффективного перемешивания в камере смешивания, что обеспечивает равномерное поле температур в распределительных каналах.
Для решения поставленной задачи в предлагаемом устройстве для отопления и вентиляции салона транспортного средства, содержащее отопитель, в котором, последовательно расположены: вентилятор, заслонка управления отопителем с вынесенной осью вращения, теплообменник, камера смешивания воздуха, имеющая выходы к воздуховодам для подачи воздуха в нижнюю часть салона, на его остекленение и вентиляцию, в которых установлены распределяющие заслонки. Заслонка управления отопителем выполнена в виде спойлера и турбулизатора одновременно, причем турбулизатор представляет собой в поперечном сечении равномерно чередующиеся прямоугольные выступы и впадины.
Отопитель снабжен уплотняющим термоизолирующим материалом, расположенным на рабочей заслонке отопителя или уплотнительными элементами, размещенными на торцевых стенках и ребрах кожуха.
Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна - следовательно, она соответствует условию патентоспособности "новизна".
Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.
Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".
Изобретение иллюстрируется чертежами, где на
фиг. 1 - общий вид устройства;
фиг. 2 - поперечное сечение заслонки теплообменника;
фиг. 3, 4, 5 - выноски элементов уплотнения.
Устройство для отопления и вентиляции салона транспортного средства, включает в себя отопитель 1, выполненный из двух кожухов 2 и 2а, герметично соединенных между собой и в котором выполнены отверстия для воздуховодов 3, 4, 5, в которых установлены распределяющие заслонки 6, 7, вентилятор 8, теплообменник 9 с заслонкой управления отопителем 10 с вынесенной осью вращения 11, распложенной в камере смешивания воздуха 12.
Рабочая заслонка отопителя 10 выполнена в виде спойлера и турбулизатора 13 одновременно, причем турбулизатор представляет собой в поперечном сечении равномерно чередующиеся взаимосвязанные прямоугольные выступы 14 и впадины 15.
Герметичность устройства обеспечивается двумя вариантами: либо рабочая заслонка отопителя снабжена уплотняющим термоизолирующим материалом (фиг. 1), при отсутсвии уплотняющих элементов на кожухе; либо при отсутствии уплотнительного материала на рабочей заслонке отопителя, торцевые стенки и ребра кожуха снабжены уплотнительными элементами (фиг. 3, 4, 5).
Устройство работает следующим образом. При необходимости подачи свежего воздуха в салон автомобиля рабочая заслонка отопителя 10 полностью перекрывает нишу 16 теплообменника 9. При необходимости подачи подогретого воздуха, заслонка 10 поворачивается вокруг оси 11 и перекрывает полностью или частично выходное отверстие 17 и открывает канал 18, направляя поток воздуха через нишу 16 на теплообменник. Благодаря спойлеру 10, который упорядочивая поток воздуха, направляет его плавными, кривыми траекториями с наименьшими потерями на турбулизатор 13, который в свою очередь завихряет воздушный поток, в результате чего происходит эффективное перемешивание горячего и свежего воздуха в камере смешивания 12, что в дальнейшем ведет к созданию равномерного поля температур в распределительных каналах.
Устройство относится к области машиностроения, а именно к системам вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей. Устройство содержит отопитель, в котором последовательно расположены вентилятор, заслонка управления отопителем с вынесенной осью вращения, теплообменник, камера смешивания воздуха. Камера смешивания воздуха имеет выходы к воздуховодам для подачи воздуха в нижнюю часть салона, на его остекление и вентиляцию. В воздуховодах установлены распределяющие заслонки. При этом заслонка управления отопителем выполнена в виде спойлера и турбулизатора одновременно. Турбулизатор представляет собой в поперечном сечении равномерно чередующиеся прямоугольные выступы и впадины. Достигаемый технический результат заключается в обеспечении изменения направления потоков воздуха, эффективного перемешивания в камере смешивания, что обеспечивает равномерное поле температур в распределительных каналах. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.
Устройство для обогрева и вентиляции салона транспортного средства | 1987 |
|
SU1452716A1 |
Обтекатель автопоезда | 1980 |
|
SU878639A1 |
Обтекатель для автопоезда | 1977 |
|
SU691338A1 |
Авторы
Даты
1999-06-27—Публикация
1997-06-06—Подача