Обтекатель автопоезда Советский патент 1981 года по МПК B62D35/00 B62D37/02 

Описание патента на изобретение SU878639A1

(54) ОБТЕКАТЕЛЬ АВТОПОЕЗДА

Изобретение относится к устройствам для снижения аэродинамического сопротивления транспортных средств.

При движении тягача с полуприцепом за задней стенкой последнего образуется обширная зона отрицательных давлений (область разрежения) ввиду срыва воздушного потока с задних кромок кузова полуприцепа (фургона) при движении автопоезда.

Это увеличивает аэродинамическое сопротивление последнего, в результате чего снижается скорость его движения и возрастает расход топлива. Для снижения аэродинамического сопротивления на задней стенке кузова полуприцепа или фургона устанавливают обтекатели.

Известен обтекатель автопоезда, содержаш,ий закрепленный на задней стенке полуприцепа надувной мешок, принимающий при заполнении его сжатой рабочей средой обтекаемую форму 1.

Однако указанный обтекатель имеет следующие недостатки: возможность механического повреждения при изготовлении обтекателя из гибкого эластичного материала, сложность его монтажа иа полуприцеп при изготовлении обтекателя из твердого материала, трудоемкость погрузки - разгрузки полуприцепа через задние

двери из-за необходимости демонтажа обтекателя, закрепленного по периметру задней стенки кузова полуприцепа. Кроме того, при закреплении обтекателя только на 5 верхней задней кромке кузова полуприцепа, при боковом ветре часть обтекателя выступает за боковые грани кузова полуприцепа, что приводит к образованию дополнительных зон уплотненного воздуха и О завихрений. Эти зоны достаточно устойчивы и перемещ аются вместе с полуприцепом, увеличивая его аэродинамическое сопротивление.

Наиболее близким к изобретению тех5 ническим рещением является обтекатель автопоезда, содержащий воздухоотражательную панель, закрепленную по периметру задней стенки кузова полуприцепа 2.

20 Обтекатель содержит лопатку, закрепленную на расстоянии от направляющей воздушный поток пластины, установленной вдоль кромки поверхности необтекаемой формы. В щель меладу направляющей пластиной :ii лопаткой устремляется встречный воздушный лоток, образуя завихрения, заполняющие зону разрежения за полуприцепом, благодаря чему снижается разрежение н улучшаются аэродннамическне ,ка30 чсства автопоезда.

Недостатка1ми указанной конструкци.и являются сложность конструкции и создание лопаткой дополнительного аэродинамического сопротивления при движении.

Цель изобретения - уменьп1ение расхода топлива путем улучшения аэродинамических качеств автопоезда.

Эта цель достигается тем, что воздухоотражательная цанель выполнена в виде гребенки, установленной под острым углом к продольной оси симметрии полуприцепа и обращенной на, кромкой назад.

Кроме того, элементы гребенки могут быть выполнены прямоугольными.

На фиг. 1 изображен описываемый обтекатель, общий вид; на фиг. 2 - автопоезд с обтекателем, вид сбоку; на фиг.З- верхняя часть воздухоотражательной панели обтекателя, виды сзади и сбоку.

По периметру задней стенки 1 полуприцепа 2 закреплен обтекатель, содержащий воздухоотражательную панель 3, вы ПОЛ1неН|Ную в виде пребенжи, установленной под острым углом а к продольной оси симметрии полуприцепа и обращенной наружной ,кромкой .назад.

Угол а наклона гребенки не должен превышать 45°, что обеспечивает лучшую, турбулизацию пограничного слоя набегающего воздушного потока. При превышении углом а 45° обтекатель увеличит лобовую площадь полуприцепа и соответственно его аэродинамическое сопротивление.

Элементы гребенки могут быть выполнены прямоугольными или иной геометрической формы, обеспечивающей работоспособность и прочность обтекателя.

Эле1менты гребенки могут быть жестко закреплены на планках или пластинах, соответствующих по размерам задней стенки кузова полуприцепа и прикрепленных болтами по периметру кузова полуприцепа с наружной его стороны.

Эти элементы могут быть выполнены и за одно целое с планкой (пластиной) и отогнуты но краям их крепления к задней стенке кузова полуприцепа под указанным углом а.

Такой обтекатель не мешает открытию и закрытию задней двери полуприцепа, так как его элементы обращены наружу и имеют небольшие размеры (их (величина и расстояние между ними, прямо пропорциональное величине элементов, зависят от площади задней стенки полуприцепа или фургона и выбираются 1C .расчето.м .обеспечения достаточной турбулизации пограничного воздушного потока).

Обтекатель работает следующим образом.

Набегающий поток встречного воздуха, рассекаемый автопоездом и обтекающий его со всех сторон на некотором расстоянии от его поверхности, не попадающий на гребенку и поэтому не возмущенный, плавно обтекает кузов со всех сторон и остается ламинарным, причем на некотором расстоянии после автопоезда он вновь сужается (фиг. 2). В то же время возмущенный поток встречного воздуха, идущий непосредственно по крышке, вдоль боковых стенок по днишу полуприцепа, попадает на гребенку и, срываясь с кромок ее элементов, турбулизируется. Возникающие при

этом вихри заполняют разреженное пространство за автофургоном.

Таким образом, за автофургоном обра.зуется турбулентная зона. Совокупность ламинарных потоков, плавно обтекающих

автофургон со всех сторон и сужающихся на некотором расстоянии за ним, и зоны турбулентности, образующейся внутри этих ламинарных потоков за задней стенкой полуприцепа, создает как бы «воздушный

мешок, перемещающийся за автофургоном при высоких его скоростях и препятствующий образованию зоны разрежения за задней стенкой полуприцепа, что улучшает аэродииамические качества автофургона.

. Описанный обтекатель ирост в изготовлеинн, а установка его на кузове полуприцепа не представляет сложности. Кроме того, предло.женная конструкция обтекателя не затрудняет маневрирования автопоезда, так как практически не увеличивает его габаритные размеры и не мешает разгрузке (загрузке) полуприцепа через задни-е двери. К тому же затраты на его изготовление невелики, так как данный обтекатель

может быть изготовлен из сравнительно недорогих, обладаюших достаточной упругостью и прочностью материалов, например некоторых отходов химической промышленности.

Указанный обтекатель снижает аэродинамическое сопротивление автофургона, чем достигается экономия топлива на 5-10%.

Формула изобретения

1. Обтекатель автопоезда, содержащий воздухоотражательную панель, закрепленную по периметру задней стенки кузова полуприцепа, отличаюшийся тем.

что, с целью уменьшения расхода топлива

путем улучшения аэродинамических качеств автопоезда, воздухоотражателыная панель выполнена в виде гребенки, установленной лод острым углом ж продольной оси симметрии полуприцепа и обращенной наружной кромкой назад.

2. Обтекатель по п. 1, отличающийс я тем, что элементы гребенки выполнены прямоугольными.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1.Патент ФРГ № 2437075, кл. В 62 D 35/00. опублик. 1976.

2.Патент Франции № 2274494, кл. В 62 D 35/00, 1976 (прототип).

фщ.

Похожие патенты SU878639A1

название год авторы номер документа
Обтекатель для автопоезда 1979
  • Аубакиров Кайдар Батталович
  • Джайлаубеков Еркин Альмагамбетович
SU839818A1
Обтекатель автопоезда 1979
  • Аубакиров Кайдар Батталович
SU872365A1
Обтекатель для автопоезда 1980
  • Аубакиров Кайдар Батталович
SU895783A1
Задний обтекатель автопоезда 1980
  • Богданчиков Александр Леонидович
SU927616A1
Обтекатель для автопоезда 1977
  • Тамручи Олег Владимирович
  • Моисеенко Евгений Анатольевич
  • Файнберг Алексей Максимович
  • Туленинов Николай Александрович
  • Галкин Семен Анатольевич
SU691338A1
Обтекатель кузова автопоезда 1981
  • Московкин Виктор Владимирович
  • Евграфов Анатолий Николаевич
  • Космачев Виленин Федорович
  • Мануйлов Алексей Петрович
  • Медведев Евгений Федорович
  • Петрушов Владимир Алексеевич
  • Чеканов Александр Яковлевич
SU1025569A1
Лобовой обтекатель грузового транспортного средства 1978
  • Высоцкий Михаил Степанович
  • Евграфов Анатолий Николаевич
  • Беленький Юрий Юрьевич
  • Медведев Евгений Федорович
  • Московкин Виктор Владимирович
  • Петрушов Владимир Алексеевич
  • Писарчик Владимир Владимирович
  • Титович Анатолий Иванович
  • Демидович Иван Францевич
  • Родионов Александр Васильевич
SU856886A1
Обтекатель транспортного средства 1981
  • Черняков Владимир Иванович
  • Полторацкий Александр Георгиевич
  • Климпуш Орест Дмитриевич
  • Левинсон Борис Владимирович
SU1000334A1
Транспортное средство с аэродинамическим устройством 1990
  • Мохов Станислав Алексеевич
SU1752636A1
Обтекатель транспортного средства 1979
  • Джайлаубеков Еркен Альмагамбетович
  • Аубакиров Кайдар Батталович
  • Осадчий Сергей Федорович
SU885091A1

Иллюстрации к изобретению SU 878 639 A1

Реферат патента 1981 года Обтекатель автопоезда

Формула изобретения SU 878 639 A1

SU 878 639 A1

Авторы

Осадчий Сергей Федорович

Аубакиров Кайдар Батталович

Даты

1981-11-07Публикация

1980-02-04Подача