СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОРШНЕЙ Российский патент 1999 года по МПК B23P6/02 B22D19/00 

Описание патента на изобретение RU2133663C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к восстановлению поршней различных гидро- и пневмоприводов.

Известен способ восстановления поршней наплавкой, когда на цилиндрическую поверхность наплавляется слой металла с последующей проточкой [1]. К недостаткам способа относятся высокий уровень термических напряжений в наплавленном слое и зоне термического влияния, а также сложность технологии наплавки, обусловленную структурными превращениями в наплавленном слое.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ восстановления поршней методами газотермического напыления, заключающийся в нанесении покрытия на изношенную поверхность с последующей мехобработкой [2] . При напылении расплавления материала детали не происходит, поэтому способ более универсален, чем указанный выше. Однако во многих случаях качество при этом снижается. Причина в том, что на цилиндрических поверхностях большинства поршней выполняются кольцевые канавки для установки компрессионных и маслоотражательных колец. При нанесении покрытия по способу-прототипу на кромках переходов "цилиндрическая поверхность-канавка" и "цилиндрическая поверхность - торец" прочность сцепления покрытия с основой уменьшается за счет краевых напряжений в этих зонах. Если на гладкой поверхности при попадании на нее напыляемой частицы тепло отводится во все стороны, то на указанных выше кромках теплоотвод уменьшен из-за отсутствия с одной стороны массива детали. Это приводит к перегреву и увеличению внутренних напряжений в зоне кромки - краевых напряжений. Снижение по этой причине прочности сцепления не позволяет обеспечить стабильное качество восстанавливаемых деталей.

Задачей предлагаемого изобретения является восстановление поршней из различных материалов, имеющих цилиндрическую поверхность с кольцевыми канавками при обеспечении надежности детали за счет нанесения дополнительного технологического покрытия.

Для решения указанной задачи производят операции нанесения покрытия на изношенную поверхность и последующую мехобработку. От технического решения [2], принятого за прототип, способ отличается тем, что перед нанесением указанного выше основного покрытия по торцам поршня устанавливают технологические заглушки диаметром, равным диаметру цилиндрической поверхности, наносят технологическое покрытие, заполняющее кольцевые канавки, затем перед нанесением основного покрытия доводят данную поверхность, например, протачиванием до требуемого по этой операции диаметра, при этом твердость технологического покрытия ниже твердости основного покрытия.

После установки по торцам заглушек и заполнения канавок материалом технологического покрытия теплоотвод с поверхности поршня становится равномерным. Это исключает указанные выше краевые напряжения по кромкам канавок и торцев поршня.

Опыт показал, что материал технологического покрытия нужно брать более мягким и пластичным, чем материал основного слоя, для уменьшения возможности скалывания последнего при удалении мехобработкой технологического покрытия из кольцевых канавок.

Нужный перед нанесением основного покрытия диаметр поршня выбирается следующим образом. Во-первых, требуется обеспечить механическую прочность слоя основного покрытия. Для этого его толщина обычно составляет 0,4...1,5 мм в зависимости от условий работы и материала покрытия. Во-вторых, требуется снизить возможность скалывания основного покрытия и уменьшить трудоемкость при окончательной мехобработке. Для этого технологическое покрытие наносится с припуском 0,5. ..1,0 мм на сторону выше номинального диаметра поршня, а перед нанесением основного покрытия проточку технологического покрытия производят ступенчато:
- по участкам рабочей поверхности поршня до диаметра ниже номинального на 0,4...1,5 мм на сторону;
- по участкам над кольцевыми канавками и заглушками технологическое покрытие не удаляется.

Указанные отличия от прототипа позволяют сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "новизна". Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, не выявлены в других технических решениях при изучении данной и смежных областей техники и, следовательно, обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию "существенные отличия".

Пример конкретного выполнения.

Для восстановления чугунного поршня диаметром 80 мм, с тремя кольцевыми канавками шириной 3 мм, глубиной 4 мм и расстоянием 2-3 мм между ними были выполнены технологические операции по предлагаемому способу.

1. Установка по торцам технологических заглушек диаметром 79 мм и толщиной 5 мм.

2. Нанесение газотермическим методом технологического покрытия из бронзы до диаметра 81 мм с заполнением поршневых канавок.

3. Проточка поршня до диаметра 79 мм по участкам рабочей поверхности поршня.

4. Нанесение основного стального покрытия толщиной 1 мм на сторону.

5. Проточка цилиндрической поверхности на номинальный диаметр 80 мм, удаление технологического покрытия из поршневых канавок, торцовка поршня, снятие заглушек.

Восстановленный таким образом поршень был установлен в узел насоса и обеспечил его надежную работу.

Применение предложенного способа восстановления поршней обеспечивает надежность детали и универсальность метода.

Использованная литература
1. Наплавка поршней ДВС с электромагнитным перемешиванием сварочной ванны. Черныш В. П. , Матяш В.И. Сварка цветных металлов. - Киев. 1989, с. 47-49.

2. Газотермическое напыление композиционных порошков. А.Я. Кулик, Ю.С. Борисов, А.С. Мнухин, М.Д. Никитин. - Л.: Машиностроение, Ленингр.отделение, 1985, 199 с., ил.

Похожие патенты RU2133663C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЙ 1995
  • Коробов Ю.С.
  • Бороненков В.Н.
  • Барановский В.Э.
RU2081203C1
ПОДПЯТНИКОВЫЙ УЗЕЛ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 1996
  • Коробов Ю.С.
  • Попов С.И.
  • Луканин В.Л.
RU2127683C1
СПОСОБ ОТДЕЛЕНИЯ ШЛАКОВОЙ КОРКИ 1996
  • Коробов Ю.С.
  • Мишин В.М.
RU2113330C1
ОПОРНЫЙ КАТОК ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 1995
  • Коробов Ю.С.
  • Зыков В.И.
RU2087366C1
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ ФРИКЦИОННОГО ГАСИТЕЛЯ КОЛЕБАНИЙ 1992
  • Коробов Ю.С.
  • Попов С.И.
  • Харитонов В.Б.
RU2069630C1
СПОСОБ МЕТАЛЛИЗАЦИИ 1994
  • Коробов Ю.С.
  • Луканин В.Л.
RU2097144C1
Способ восстановления изношенных поверхностей тел вращения с отверстиями 1991
  • Ульянов Владимир Анатольевич
SU1773659A1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ БУКСОВЫХ ШЕЕК ОСЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР 2008
  • Казьмин Валерий Петрович
RU2371293C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДУГОВОЙ МЕТАЛЛИЗАЦИИ 1999
  • Луканин В.Л.
  • Новиков Ю.Н.
  • Коробов Ю.С.
  • Прядко Александр Сергеевич
RU2186632C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2000
  • Зайченко Ю.А.
RU2192949C2

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОРШНЕЙ

Изобретение относится к машиностроению а именно к восстановлению поршней различных гидро- и пневмоприводов. Задачей изобретения является восстановление поршней из различных материалов с обеспечением надежности детали. Способ восстановления поршней включает помимо операций нанесения основного покрытия на изношенную поверхность и последующей механообработки следующие операции: по торцам поршня устанавливаются технологические заглушки диаметром, равным диаметру цилиндрической поверхности, предварительно наносят технологическое покрытие, заполняющее кольцевые канавки, поверхность протачивают до требуемого перед нанесением основного покрытия размера, при этом твердость технологического покрытия ниже твердости основного покрытия. Применение предложенного способа восстановления поршней обеспечивает надежность детали и универсальность метода. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 133 663 C1

1. Способ восстановления поршней, имеющих цилиндрическую поверхность с кольцевыми канавками, включающий нанесение основного покрытия на изношенную поверхность и последующую механическую обработку, отличающийся тем, что по торцам поршня устанавливают технологические заглушки диаметром, равным диаметру цилиндрической поверхности, и предварительно наносят технологическое покрытие, заполняющее кольцевые канавки, затем перед нанесением основного покрытия доводят данную поверхность до требуемого по данной операции диаметра, при этом твердость технологического покрытия выбирают ниже твердости основного покрытия. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что диаметр поршня до требуемого размера доводят протачиванием его поверхности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2133663C1

Кулик А.Я
и др
Газотермическое напыление композиционных порошков
- Л.: Машиностроение, 1985, с.199
Способ восстановления поверхностей деталей 1956
  • Греков С.В.
SU106292A1
Способ восстановления изношенных деталей,преимущественно головок блока двигателя внутреннего сгорания,и состав для его осуществления 1983
  • Койлер Семен Нусевич
  • Коваленко Олег Максимович
  • Кривошапов Иван Григорьевич
  • Лунева Надежда Аксентьевна
  • Семененко Алексей Андреевич
  • Чепела Валентин Павлович
SU1154069A1
RU 94030344 A, 10.07.96
US 4219592 A, 26.08.80
НАСАДОЧНЫЙ СКРУББЕР КОЧЕТОВА 2009
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2411063C1
EP 0592179 A1, 13.04.94.

RU 2 133 663 C1

Авторы

Луканин В.Л.

Коробов Ю.С.

Даты

1999-07-27Публикация

1997-11-19Подача