Изобретение относится к области двигателестроения и может найти применение в лопатках водного устройства газотурбинного двигателя.
Известны лопатки входного устройства ГТД с обогревом [1], имеющие канально-петлевую, дефлекторную, струйно-дефлекторную схемы течения теплоносителя. Существенными недостатками известных лопаток являются слабая интенсивность обогрева зоны льдообразования на входной кромке, сложность и трудоемкость изготовления дефлекторов.
Наиболее близкой к заявленной является лопатка входного устройства ГТД [2] с верхним и нижним элементами крепления, во входной кромке которой выполнен продольный канал, сообщающийся с каналом подвода воздуха в верхней части лопатки и с проточной частью ГТД через отверстия в стенке лопатки на верхнем и нижнем торцах продольного канала.
Существенным недостатком известной лопатки является слабая эффективность обогрева, обусловленная большим расходом воздуха, отбираемого на обогрев из-за компрессора ГТД, при низкой плотности теплового потока от теплоносителя в обогреваемую стенку.
Задачей изобретения является снижение возможности льдообразования на передней кромке лопатки и в целом на ее поверхности.
Решение достигается тем, что в известной лопатке входного устройства ГТД с верхним и нижним элементами крепления, во входной кромке пера которой выполнен продольный канал, сообщающийся с каналом подвода воздуха в верхней части лопатки и с проточной частью ГТД через отверстия в стенке лопатки на верхнем и нижнем торцах продольного канала, согласно изобретению на выходе канала подвода воздуха установлено закручивающее устройство, а отверстие, выполненное в примыкающем к закручивающему устройству торце продольного канала, расположено по центру последнего, причем продольный канал выполнен круглого сечения и в нем на противоположном от закручивающегося устройства торце размещено раскручивающее устройство, например в виде крестовины, а диаметр отверстия, расположенного по центру продольного канала, равен 0,6 ... 0,9 диаметра продольного канала.
Предложенная лопатка входного устройства ГТД имеет отличия от прототипа в существенных признаках:
- на выходе канала подвода воздуха установлено закручивающее устройство, а отверстие, выполненное в примыкающем к закручивающему устройству торце продольного канала, расположено по центру последнего;
- продольный канал выполнен круглого сечения;
- в продольном канале на его торце, противоположном от закручивающего устройства, размещено раскручивающее устройство, например в виде крестовины;
- диаметр отверстия, расположенного по центру продольного канала, равен 0,6 ... 0,9 диаметра продольного канала.
Следовательно, предложенное решение соответствует критерию "новизна".
Введение в конструкцию лопатки входного устройства ГТД закручивающего устройства, установленного на входе канала подвода воздуха, выполнение отверстия в примыкающем к закручивающему устройству тореце продольного канала по центру продольного канала приведет к снижению возможности льдообразования на передней кромке лопатки и в целом на ее поверхности за счет повышения эффективности обогрева стенок лопатки (при сохранении используемого для этой цели расхода теплоносителя) путем повышения плотности теплового потока, направленного от теплоносителя в тело лопатки, в наиболее опасных подверженных льдообразованию зонах.
В предложенном решении все отличительные признаки взаимосвязаны и в сочетании с другими признаками позволяют получить новый технический результат: повысить температуру входной кромки пера по всей высоте лопатки входного устройства ГДТ, тем самым повысить надежность работы противообледенительной системы двигателя, что позволит снизить расход обогревающего воздуха, отбираемого из-за компрессора двигателя, и тем самым повысить КПД двигателя, т. е. его мощность.
Следовательно, предложенное решение соответствует критерию "изобретательский уровень".
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид лопатки; на фиг. 2 - сечение А-А, на фиг. 3 - сечение Б-Б.
Лопатка входного устройства ГТД содержит перо 1 с верхним 2 и нижним 3 элементами крепления ее к корпусу двигателя. Во входной кромке 4 выполнен продольный канал 5, сообщающийся с каналом 6 подвода воздуха через закручивающее устройство 7 у верхнего торца 8 продольного канала 5. На верхнем торце 8 по центру продольного канала 5 выполнено отверстие 9, соединяющее продольный канал 5 с трактом двигателя. Диаметр этого отверстия 9 равен 0,6 ... 0,9 D, где D = 4F/P - гидравлический диаметр продольного канала, F и P - соответственно площадь и периметр поперечного сечения продольного канала 5. Поперечное сечение продольного канала может быть круглым. Рядом с нижним торцем 10 продольного канала 5 установлено раскручивающее устройство 11, выполненное, например в виде крестовины. В нижнем торце 10 выполнен проход-дроссель 12, соединяющий продольный канал 5 с трактом двигателя. Вместо дросселя 12 в стенке лопатки между раскручивающим устройством 11 и торцем 10 может быть выполнена перфорация 13. Длина продольного канала 5 равна не менее 9D. Проходная площадь закручивающего устройства 7 составляет примерно 0,1F.
Лопатка ГТД работает следующим образом: сжатый воздух, отобранный из-за компрессора двигателя, через канал подвода воздуха 6 и закручивающее устройство 7, выполненного, например, в виде тангенциального сопла, втекает в канал 5 в виде интенсивно закручивающего потока. Интенсивно закрученный поток перемещается вдоль периферии канала 5 в направлении торца 10 и теряет свою закрутку в процессе диссипативного воздействия вязкостных сил и потери импульса на генерацию турбулентности и когерентных вихревых структур. При этом радиальный градиент давления уменьшается, возрастает давление на оси канала, вызывая возникновение возвратного приосевого течения в виде вынужденного вихря. Таким образом в канале 5 формируются два закрученных вихревых потока - периферийный (у стенок канала) и приосевой (на оси канала), перемещающийся в противоположных направлениях. В процессе их газодинамического воздействия полная температура периферийного потока заметно возрастает за счет охлаждения приосевого потока. Приосевой поток пониженной температуры истекает из канала 5 через центральное отверстие 9 в тракт двигателя. Периферийный закрученный поток у стенки канала 5, имеющий повышенную полную температуру, перемещается к раскручивающемуся устройству 11, обогревая при этом кромку 4, и через дроссель 12 отводится в газовоздушный тракт ГТД. В зависимости от соотношения расходов периферийного подогретого и приосевого охлажденного потоков, как следует из литературы [3], эффекты подогрева воздуха у стенок продольного канала 5 могут достигать весьма существенных значений Δ Tг = 50 ... 150 К. Закрутка потока и интенсивная турбулизация его обеспечивают у стенок продольного канала 5 достаточно большие значения среднего коэффициента теплоотдачи α □ 800 Вт/м2К. В результате получается высокая плотность теплового потока q = α (Tв * - Tст) от обогревающего воздуха в стенку. Здесь (Tв * = Tк * + Δ Tг - температура периферийного потока воздуха, Tк * - температура воздуха за компрессором ГТД, откуда отбирается воздух для обогрева лопатки входного устройства.
Для оценки эффективности заявляемой лопатки был выполнен сравнительный расчет минимальной температуры стенки входной кромки двух лопаток с одинаковой геометрией наружного профиля пера и при равном расходе обогревающего воздуха через канал входной кромки. Материал лопаток 10Х18Н9ТЛ. Толщина стенки входной кромки лопатки 1,5 мм. У лопатоки 1 организована интенсивная закрутка обогревающего воздуха, как в заявляемой конструкции. У лопатки 2 в кромочном канале течение теплоносителя турбулентное его закрутки, как на прототипе. Основные параметры воздуха, обтекающего лопатки снаружи: коэффициент скорости λ = 0,2, давление Pо * = 0,1 МПа, температура Tо * = 243 К, угол атаки на лопатки i - 0o. Основные параметры закомпрессорного воздуха, обогревающего лопатки: температура Tк * = 410 К, давление Pк * = 0,4 МПа, расход обогревающего воздуха в лопатках G = 0,002 кг/с. Расчет выполнен по известным уравнениям [1,3 - 5] для плоской задачи теплопроводности при задании граничных условий 6-его рода.
Значения граничных условий 3-его рода ( α и Tв *) со стороны теплоносителя и результаты расчета входной кромки для обоих лопаток представлены в таблице 1. (см. в конце описания).
Из результатов расчетов следует, что при равном расходе обогреваемого воздуха входная кромка лопатки заявляемой конструкции обогревается интенсивнее, т. к. ее температура на 15 К выше, что повышает надежность работы противообледенительной системы двигателя, а при необходимости дает возможным снизить расход обогреваемого воздуха и тем самым повысить общую мощность ГТД.
Источники информации
1. Тенищев Р.Х. и др. Противообледенительные системы летательных аппаратов. -М.: Машиностроение, 1967, с. 75, 74, 67.
2. Тенищев Р.Х. и др. Противообледенительные системы летательных аппаратов. -М.: Машиностроение, 1967, с. 75, рис. 3.27,а (прототип).
3. Суслов А.Д. и др. Вихревые аппараты. М.: Машиностроение, 1985, 254 с.
4. Михеев М.А., Михеева И.М. Основы теплопередачи. -М.: Энергия, 1973, 320 с.
5. Абкарян А.А. и др. Гидродинамика и теплообмен при течении закрученного потока воздуха в системе "вихревая камера - цилиндрический канал". -Межвуз. сб. Сер. Теплообмен и трение в двигателях и энергетических установках летательных аппаратов. - Казань, 1987, с. 4 - 8.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СОПЛОВАЯ ЛОПАТКА ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ С ЦИКЛОННО-ВИХРЕВОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ | 2008 |
|
RU2382885C2 |
ВИХРЕВАЯ ГОРЕЛКА | 2006 |
|
RU2310794C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛА | 1992 |
|
RU2066859C1 |
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ГИЛЬЗ | 1994 |
|
RU2080244C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ФОРМОВОЧНЫХ ПЕСЧАНО-ГЛИНИСТЫХ СМЕСЕЙ | 2003 |
|
RU2238818C1 |
МАНИПУЛЯТОР | 1995 |
|
RU2093346C1 |
ГЕНЕРАТОР ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ | 1993 |
|
RU2069389C1 |
МАНИПУЛЯТОР | 1994 |
|
RU2093345C1 |
ЭЖЕКЦИОННАЯ ГОРЕЛКА | 2004 |
|
RU2262040C1 |
КОРРОЗИОННО-СТОЙКАЯ СТАЛЬ | 2000 |
|
RU2193073C2 |
Лопатка входного устройства ГТД выполнена с верхними и нижними элементами крепления. Во входной кромке пера лопатки выполнен продольный канал, сообщающийся с каналом подвода воздуха в верхней части лопатки и с проточной частью ГТД через отверстия в стенке лопатки на верхнем и нижнем торцах продольного канала. На выходе канала подвода воздуха выполнено закручивающее устройство, например в виде крестовины. Отверстие, выполненное в примыкающем к закручивающему устройству торце продольного канала диаметром 0,6-0,9 от диаметра последнего, расположено по центру последнего. Продольный канал выполнен круглого сечения. Такое выполнение лопатки приводит к повышению температуры входной кромки ее пера. 3 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл.
US 4293275 A, 06.10.81 | |||
DE 1210627 A, 10.02.66 | |||
DE 3209506 A1, 22.09.83 | |||
Рабочая лопатка вращающегося воздухоочистителя | 1990 |
|
SU1809142A1 |
Лопатка вращающегося воздухоочистителя | 1979 |
|
SU820872A1 |
Авторы
Даты
1999-07-27—Публикация
1998-01-27—Подача