РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1999 года по МПК F02B53/00 

Описание патента на изобретение RU2134357C1

Роторный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) может использоваться в наземном, воздушном и водном транспорте и других силовых установках.

Известен роторный двигатель внутреннего сгорания (US, патент 2977939, кл. F 01 C 1/20, 1961 г.), содержащий корпус, во внутренней полости которого установлены ротор в виде зубчатого вала и затворы в виде шлицевого вала. Эти конструктивные элементы образуют две секции - секцию впуска и секцию сжатия и камеру сгорания.

Известен роторный двигатель внутреннего сгорания (US, патент 5605124, кл. F 02 B 53/00, 1997 г.), содержащий корпус, во внутренней полости которого расположены ротор в виде зубчатого колеса и затвор в виде шлицевого вала, при этом образующие затвора плотно касаются образующей ротора. Двигатель включает три секции, одна из которых выполняет впуск и сжатие топливной смеси, вторая служит камерой сгорания, а в третьей совершаются рабочий ход и выпуск отработанных газов.

Задачей изобретения является повышение КПД и упрощение конструкции.

Технический результат достигается тем, что в роторном двигателе внутреннего сгорания, содержащем корпус, во внутренней полости которого установлены ротор в виде зубчатого вала, затвор в виде шлицевого вала и три секции, одна из которых - секция впуска и сжатия, вторая - сгорания, а третья - рабочего хода, все секции располагают на одной оси последовательно и сообщают между собой каналами, выполненными в роторе. При этом двигатель снабжен по меньшей мере еще одной секцией, например топливным насосом или гидронасосом, или секцией, где водяной пар, полученный от охлаждения двигателя и от тепла отработанных газов, производит дополнительную работу.

На фиг. 1 изображен поперечный разрез роторной машины. Изображена секция, выполняющая такты работы двигателя "заполнение" и "сжатие".

На фиг. 2 изображена вторая секция РДВС, выполняющая функцию камеры сгорания.

На фиг. 3 изображена секция РДВС, выполняющая такты "рабочий ход" и "выпуск".

Роторный двигатель внутреннего сгорания состоит из нескольких секций, собранных по одной оси последовательно. В корпусе 3 выполнены три полости: одна центральная полость и две затворные. Первая секция выполняет такты "заполнения" и "сжатия". Она включает в себя расположенный в центральной полости ротор 2 в виде зубчатого вала, у которого зубья 1 (количество зубьев может быть больше двух) расположены между буртиками. Зубья, выполняющие функции поршней, закреплены неподвижно и расположены симметрично относительно оси. По этой причине не требуется наличие контрмасс.

Наружный диаметр зубчатого вала равен внутреннему диаметру центральной полости. В примыкающих полостях расположены затворы (ролики) 4 в виде шлицевых валов, которые имеют впадины 5. В теле зубьев выполнены каналы 6, сообщающие первую секцию со следующей секцией. Каналы впуска топливной смеси не показаны, они расположены в наружном буртике ротора.

В корпусе, роторе и затворах имеются каналы для охлаждающей жидкости. Вторая секция (фиг. 2) выполняет функцию камеры сгорания. Объем рабочих полостей второй секции 10 и 11 меньше объемов рабочих полостей первой секции 7 и 8 в кратность сжатия рабочей смеси. Кроме аналогичных элементов первой секции вторая секция имеет свечи зажигания 9 и иное расположение и размеры канала 12, через который газы после воспламенения топливной смеси устремляются в рабочие полости третьей секции. Третья секция (фиг. 3) имеет все элементы и их размеры аналогично первой секции и отличается расположением каналов впуска газа 14 и их выпуска 15. Ротор 2 кинематически соединен с затворами 4 через зубчатую передачу (на фигурах не показана), позволяющую вращаться ротору и затворам синхронно, но в разных направлениях. Количество затворов равно количеству зубьев.

В предлагаемой конструкции машины нет потерь энергии на трение в подшипниках от давления рабочего тела и преодоления инерции вращающихся частей при установившемся режиме работы. Конструкция машины является простой, т.к. большинство рабочих поверхностей основных деталей цилиндрической формы и отсутствуют клапаны и их механизмы.

Роторный двигатель внутреннего сгорания может иметь дополнительные секции, одна из которых выполняет функцию топливного насоса, другие - гидронасоса. Одна из основных задач гидронасоса - создание противодействия давлению воспламененных газов на рабочие органы двигателя.

При работе двигателя сжатый воздух и сгораемая топливная смесь давят на ротор и затвор. Это давление при некоторых углах поворота старается раздвинуть ротор и затвор, что недопустимо при работе двигателя. Для исключения данного момента и создания необходимого количества опор ротора и затвора выполнены секции гидронасоса. При работе двигателя в этих секциях создается давление поступающей в них жидкости, которое уравновешивает силы, раздвигающие ротор и затвор. Таким образом, отсутствует давление на подшипники ротора и затвора от давления газа и воздуха при работе двигателя. Подшипники воспринимают только вес ротора и затвора, поэтому потери на трение в подшипниках незначительны.

В связи с тем, что в предлагаемом двигателе имеется гидронасос, нецелесообразно производить отбор мощности от вращающегося ротора. В предлагаемом двигателе отбор мощности может производиться жидкостью от гидронасосов. Жидкость через систему трубопроводов, гидроклапанов, гидравлических золотников и гидроаккумуляторов, которые широко применяются в гидросистемах различных машин, поступает к гидромоторам, приводящим в движение колеса машины. Применение гидропривода позволит исключить механическое сцепление, коробку перемены передач, механические тормоза, уменьшить износ деталей, упростить управление транспортным средством и позволит аккумулировать энергию торможения с дальнейшим использованием ее для разгона. Гидропривод позволит расположить двигатель произвольно в любом месте транспортного средства и в любом положении.

Работает двигатель следующим образом.

Первый такт. При вращении ротора 2 по часовой стрелке в первой секции (фиг. 1) в рабочих полостях 7 создается разрежение и они заполняются топливной смесью через канал впуска (не показан). Первый такт заканчивается, когда зубья ротора зайдут во впадины затворов и поверхности впадин перекроют каналы 6, а боковые поверхности затворов перекроют впускные каналы.

Второй такт. При дальнейшем вращении ротора зубья, выйдя из впадин, произведут сжатие топливной смеси, которая через открывшиеся каналы 6 перейдет в рабочие полости 10 второй секции, где произойдет ее сжатие, т.к. объемы полостей 10 в несколько крат меньше объемов полостей 8. Второй такт закончится, когда зубья вновь зайдут во впадины и поверхности затворов перекроют все каналы.

Третий такт. При дальнейшем вращении ротора в начальный момент происходит зажигание смеси свечами 9. Газы от воспламененной смеси из полостей 11 через каналы 12 устремляются в рабочие полости третьей секции, где, расширяясь, заставляют вращаться ротор. В данном случае помимо силы давления газов на зубья ротора действует также реактивная сила истечения газов из каналов 15. Третий такт заканчивается также заходом зубьев во впадины и перекрытием всех каналов.

Четвертый такт. При дальнейшем вращении ротора зубья выйдут из впадин, откроются каналы выпуска 15 и отработанные газы выйдут из рабочей полости.

Как видно из прилагаемых фигур, при установившемся режиме работы все четыре такта по времени совмещены, т.е. при повороте ротора на 180 градусов все четыре такта происходят одновременно, а значит, и крутящий момент от сил давления газов в третьей и четвертой дополнительной секциях будет вращать ротор постоянно, исключая только время конца тактов.

Похожие патенты RU2134357C1

название год авторы номер документа
РОТОРНО-ВЫТЕСНИТЕЛЬНЫЙ ДВС "ДЕРУС-04/05" И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ 2006
  • Денисов Владимир Никитович
RU2312236C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ЖИДКОСТНЫМ ЗАПОРНЫМ КОЛЬЦОМ 1997
  • Драчко Евгений Федорович
RU2135796C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ГРЕХОВА А.Н. 1986
  • Грехов А.Н.
RU2044902C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Сухарев В.А.
RU2251624C2
ДИЗЕЛЬНЫЙ РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Еремин Борис Георгиевич
  • Мартынов Сергей Владимирович
  • Ситников Александр Петрович
  • Царьков Алексей Николаевич
RU2416727C2
ТЕПЛОВОЙ РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Чантурия Олег Георгиевич
  • Чантурия Игорь Георгиевич
RU2387850C2
РОТОРНАЯ МАШИНА 2000
  • Абросимов В.П.
RU2170835C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ РАБОТЫ РОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ, СПОСОБ СМАЗКИ РОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ, СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ СМАЗОЧНОЙ ЖИДКОСТИ РОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ СМАЗОЧНОЙ ЖИДКОСТИ 2004
  • Зайков Михаил Сергеевич
  • Смолин Юрий Аркадьевич
  • Чернобривец Михаил Григорьевич
RU2268377C2
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Евтухов А.В.
RU2118469C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2015
  • Мартюшов Геннадий Григорьевич
RU2602938C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 134 357 C1

Реферат патента 1999 года РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Роторный двигатель внутреннего сгорания может использоваться в наземном, воздушном и водном транспорте и других силовых установках. Во внутренней полости корпуса (3) установлены ротор (2) в виде зубчатого вала и затвор (4) в виде шлицевого вала. Данные конструктивные элементы образуют три секции, одна из которых - секция впуска и сжатия, вторая - сгорания, а третья - рабочего хода. ДВС может быть снабжен дополнительными секциями, например, выполняющими функцию топливного насоса. Предложенный двигатель решает задачу повышения КПД и упрощения конструкции. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 134 357 C1

Роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус, во внутренней полости которого установлен ротор в виде зубчатого вала, затвор в виде шлицевого вала и три секции, одна из которых - секция впуска и сжатия, вторая - сгорания, а третья - рабочего хода, отличающийся тем, что он снабжен по меньшей мере еще одной секцией, причем все секции расположены на одной оси последовательно и сообщены между каналами, выполненными в роторе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2134357C1

US 5605124 A, 25.02.97
Роторный двигатель внутреннего сгорания 1984
  • Владимиров Порфирий Сергеевич
SU1325174A1
Объемная роторная машина 1985
  • Гребень Евгений Григорьевич
  • Геращенко Василий Васильевич
SU1255718A1
Коловратный двигатель внутреннего горения 1925
  • Саар А.А.
SU2365A1
ДВУХСЕКЦИОННАЯ РОЛИКОЛОПАСТНАЯ ГИДРОМАШИНА 1991
  • Тярасов Герман Павлович
RU2056535C1
КАРБАМАТЫ ХИНУКЛИДИНА, СПОСОБЫ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ НА ИХ ОСНОВЕ 2001
  • Буил Альберо Мария Антония
  • Фернандес Форнер Мария Долорс
  • Прат Киньонес Мария
RU2296762C2
US 2977939 A, 1961.

RU 2 134 357 C1

Авторы

Наговицын Г.Г.

Даты

1999-08-10Публикация

1997-04-18Подача