ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА ДИМЕТИЛОВОМ ЭФИРЕ Российский патент 1999 года по МПК F02M21/02 

Описание патента на изобретение RU2135813C1

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливным системам дизельных двигателей, а именно к системам, работающим на сжиженном диметиловом эфире.

Известна топливная система дизеля, обеспечивающая его работу на сжиженном газе, в том числе и на диметиловом эфире, содержащая по меньшей мере один расходный баллон, плунжерный насос высокого давления с полостями подвода и отсечки топлива, соединенный трубками высокого давления с форсунками (см. авторское свидетельство СССР и 1770598 МПК F 02 М 43/00, 1992г.).

Недостаток известной системы заключается в недостаточной стабильности подачи сжиженного топлива.

Техническими результатами, на достижение которых направлено изобретение, являются повышение стабильности подачи сжиженного диметилового эфира путем предотвращения парообразования и разрыва сплошности потока за счет рационального сочетания уровня повышения давления на входе в топливный насос высокого давления и кратности циркуляции через систему низкого давления жидкого диметилового эфира. Это достигается, согласно изобретению, тем, что в топливной системе дизеля, обеспечивающей его работу на сжиженном диметиловом эфире и содержащей по меньшей мере один расходный баллон со сжиженным диметиловым эфиром с двумя вентилями жидкой и паровой фазы, последовательно подсоединенные к вентилю жидкой фазы топливоподкачивающий насос и плунжерный насос высокого давления с полостями подвода и отсечки топлива, соединенный трубками высокого давления с форсунками, подающими диметиловый эфир в цилиндры двигателя в соответствующее время тактов сжатия и расширения, топливоподкачивающий насос выполнен шестеренчатым с объемной подачей, в 6... 8 раз большей, чем объемная подача насоса высокого давления, объемная подача насоса высокого давления в 2 раза больше, а суммарная эффективная площадь проходного сечения распиливающих отверстий форсунок в 1,2...1,5 раза больше, чем при работе на дизельном топливе, в то время как максимальное давление впрыскивания составляет 30...35 МПа, причем сообщающиеся между собой полости подвода и отсечки топлива насоса высокого давления выполнены односторонними, плунжерные пары с дренажными канавками в гильзах, соединенными с полостью подвода, а подплунжерная полость насоса сообщена с системой впуска двигателя, в то время как полость отсечки подсоединена к вентилю паровой фазы расходного баллона через подпружиненный клапан, обеспечивающий давление диметилового эфира в полостях подвода и отсечки на уровне, в 2...3 раза большем, чем давление насыщенных паров диметилового эфира. Кроме того, в гильзах плунжерных пар насоса высокого давления выполнены дополнительные кольцевые канавки, соединенные с системой смазки дизеля.

На фиг. 1 представлена топливная система дизеля для работы на сжиженном диметиловом эфире, на фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1, на фиг. 3 - плунжерная гильза с дренажем и подводом масла.

Топливная система дизеля 1 для работы на сжиженном диметиловом эфире содержит по меньшей мере один расходный баллон 2 с вентилями 3 и 4 жидкой и паровой фаз диметилового эфира соответственно. Вентиль 3 подключен последовательно к топливоподкачивающему насосу 5 и топливному насосу высокого давления 6 с помощью трубопроводов 7 и 8 низкого давления. Топливный насос высокого давления 6 сообщен с форсунками 9, установленными в головке дизеля, с помощью трубопровода высокого давления 10. Топливный насос высокого давления 6 имеет односторонний подвод 11 сжиженного диметилового эфира к плунжеру и односторонний отвод 12 отсечного топлива (диметилового эфира), которое поступает в расходный баллон 2 по трубопроводу через вентиль 4 паровой фазы и подпружиненный клапан 14. Подкачивающий насос 5 и подпружиненный клапан 14 поддерживают давления жидкого диметилового эфира на входе в насос 6 на уровне 1,0. .. 1,5 МПа, т.е. в 2...3 раза большем, чем давление его насыщенных паров.

Для снижения утечек диметилового эфира через зазоры в насосе высокого давления 6 использованы плунжерные пары, состоящие из плунжера 15 и гильзы 16 с дренажем топлива и подводом смазки. В средней части гильзы 16 выполнены дренажная канавка 17, которая по каналу 18 сообщается с полостью подвода 11 насоса 6, и вторая канавка 19 для подвода смазки. Топливо же, просочившееся из кольцевых канавок 17 и 19 гильз 16 в подплунжерную полость 20 (в корпусе насоса 6), испаряется там и вентилируется оттуда с помощью трубопровода 21 но впускной коллектор 22 двигателя 1.

Топливо, просочившееся через прецизионные элементы форсунок 9, отводится с помощью трубопровода 23 в паровую полость расходного баллона 2.

Топливная система дизеля, обеспечивающая его работу на сжиженном диметиловом эфире, работает следующим образом.

При открытии вентилей 3 и 4 и запуске двигателя диметиловый эфир под давлением насыщенных паров поступает из баллона 2 через вентиль 3 и трубку 7 в топливоподкачивающий насос 5, где он сжимается до давления 1,0... 1,5 МПа, т.е. в 2...3 раза превышающего давление его насыщенных паров, и направляется по трубопроводу 8 в полость подвода топлива 11 топливного насоса высокого давления 6. В насосе 6 диметиловый эфир сжимается до давления 30...35 МПа и подается через трубки высокого давления 10 и топливные форсунки 9 в цилиндры двигателя 1 в соответствующее время тактов сжатия и расширения. Излишки диметилового эфира, поступающего в полость подвода топлива 11, по трубопроводу 13 через клапан 14 и вентиль 4 направляются в баллон 2. Просочившийся диметиловый эфир в подплунжерную полость 20 топливного насоса 6 испаряется там и отводится с помощью трубки 21 во впускной коллектор 22 двигателя 1. Просочившийся через прецизионные элементы форсунок 9 диметиловый эфир отводится по трубопроводу 23 через вентиль 4 в баллон 2.

Для предотвращения парообразования и разрыва сплошности потока в системе низкого давления, помимо уже отмеченного повышения давления топлива на входе в насос высокого давления 6 до 1,0 ... 1,5 МПа, объемная производительность топливоподкачивающего насоса 5 принимается в 6...8 раз большей, чем подача насоса высокого давления 6, что позволяет соответствующим образом увеличить циркуляцию подводящегося в насос по трубопроводу 8 питающего топлива и отводящего по трубопроводу 13 в паровую полость расходного баллона отсечного топлива. В топливный насос высокого давления 6 топливо поступает через отвод 12, давление в полостях которых поддерживают на уровне 1,0... 1,5 МПа, т.е. в 2...3 раза большем, чем давление насыщенных паров диметилового эфира.

Для уменьшения утечек диметилового эфира через зазоры в плунжерных парах насоса высокого давления 6 в нем используются так называемые плунжерные пары с дренажем топлива, в средней части гильз которых выполнены дренажные кольцевые канавки 17 и которые по каналу 18 сообщаются с полостью подвода 11 насоса 6, куда и отводится просочившееся через зазоры топливо. Топливо же, просочившееся из кольцевых канавок гильз в подплунжерную полость 20 (в корпус насоса) и испаряющееся там, вентилируется из корпуса насоса с помощью трубки 21, подсоединенной к впускному коллектору 22 двигателя 1. Диметиловый эфир, просочившийся через прецизионные элементы топливных форсунок 9, отводится через объединенную сливную магистраль 23 форсунок 9 и вентиль 4 в паровую полость расходного баллона 2. Для более полного решения проблемы устранения утечек диметилового эфира в насосе высокого давления следует применять плунжерные пары с масляным затвором - в дополнительные кольцевые канавки 19 плунжерных гильз подводится масло под давлением.

Испытания предлагаемой топливной системы показали, что технический результат достигается тем, что в системе топливоподачи предотвращение парообразования и разрыва сплошности в потоке, в особенности, отсечного топлива достигается выбором рационального сочетания уровня повышения давления на входе в топливный насос и кратности циркуляции в системе низкого давления. С помощью подпружиненного клапана, установленного в отсечной магистрали топливного насоса, давление на его входе поддерживается на уровне 1,0...1,5 МПа, а обеспечиваемая топливоподкачивающим насосом кратность циркуляции диметилового эфира через топливный насос высокого давления, отводящегося по отсечной магистрали в паровую полость расходного баллона, достигается на уровне 6. ..8 объемных подач топливного насоса высокого давления. Повышению стабильности подачи топлива способствует также конструкция топливного насоса высокого давления, в котором предусмотрены раздельные подвод питающего топлива к плунжерным парам и отвод от них топлива отсечки. Что касается уменьшения утечек по зазорам плунжерных пар такой маловязкой жидкости как диметиловый эфир, то оно осуществляется комплексно путем применения плунжерных гильз с кольцевыми дренажными канавками, откуда просочившееся топливо дренируется в период наполнения в надплунжерную полость насоса, в то время как вытекающие из канавок и испаряющиеся в корпусе насоса остатки диметилового эфира вентилируются оттуда во впускную систему двигателя. Наши опыты показали, что применение описанных плунжерных пар с дренированием утечек позволяет уменьшить их относительную величину до уровня менее 5%, что открывает возможность их безопасного отвода во впускную магистраль двигателя, поскольку получающаяся концентрация топливовоздушной смеси оказывается за пределами воспламеняемости.

Испытания описанной топливной системы при работе на диметиловом эфире подтвердили высокую стабильность топливоподачи на всех возможных режимах эксплуатации, а также сравнительно малый уровень относительных утечек (менее 3. . . 5%). Топливная система смонтирована и работает на макете экологически чистого автомобиля.

Похожие патенты RU2135813C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНВЕРТИРОВАНИЯ ПОРШНЕВОГО БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ В ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1997
  • Аллилуев Б.Ф.
  • Болдырев И.В.
  • Горбач Р.Н.
  • Захаров С.А.
  • Кубиков В.Б.
  • Смирнова Т.Н.
RU2135798C1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА ДИМЕТИЛОВОМ ЭФИРЕ 2005
  • Захаров Станислав Андреевич
  • Назаров Виктор Иванович
  • Смирнова Татьяна Николаевна
  • Горбач Роман Николаевич
  • Рыбинский Сергей Васильевич
  • Аллилуев Борис Федорович
  • Шаров Владислав Анатольевич
  • Грачев Александр Юрьевич
  • Чурсин Игорь Евгеньевич
RU2276281C1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЯ 2006
  • Смирнова Татьяна Николаевна
  • Назаров Виктор Иванович
  • Горбач Роман Николаевич
  • Рыбинский Сергей Васильевич
  • Захаров Станислав Андреевич
  • Шаров Владислав Анатольевич
  • Акимов Александр Валерьевич
  • Аллилуев Борис Федорович
  • Грачев Александр Юрьевич
  • Рыжкин Сергей Владимирович
RU2319034C1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА ДИМЕТИЛОВОМ ЭФИРЕ 2005
  • Голубков Леонид Николаевич
  • Шатров Михаил Георгиевич
  • Адамов Виктор Викторович
  • Грачев Александр Юрьевич
  • Рыжкин Сергей Владимирович
RU2287077C1
Топливная система 1982
  • Поляков Глеб Дмитриевич
  • Горбач Роман Николаевич
  • Аллилуев Борис Федорович
SU1070281A2
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Захаров Станислав Андреевич
  • Назаров Виктор Иванович
  • Смирнова Татьяна Николаевна
  • Горбач Роман Николаевич
  • Шаров Владислав Анатольевич
  • Пестов Николай Павлович
  • Быков Александр Алексеевич
RU2414622C1
СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОЙ ТОПЛИВОПОДАЧИ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Черняк Сергей Вадимович
RU2319857C1
ТОПЛИВОПОДАЮЩАЯ СИСТЕМА ГАЗОДИЗЕЛЯ С ВНУТРЕННИМ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕМ 2000
  • Патрахальцев Н.Н.
  • Виноградов Л.В.
  • Горбунов В.В.
  • Патрахальцев Е.Н.
  • Поликер Б.Е.
  • Михальский Л.Л.
  • Аникин С.А.
  • Сутормин В.С.
  • Емельянов И.А.
RU2184869C2
СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ГАЗОДИЗЕЛЯ С ВНУТРЕННИМ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕМ 1997
  • Патрахальцев Н.Н.
  • Поликер Б.Е.
  • Аникин С.А.
  • Поцелуев А.Н.
  • Бакиров Ю.А.
  • Горбунов В.В.
  • Виноградов Л.В.
  • Михальский Л.Л.
  • Леонов И.В.
  • Крылов А.В.
RU2126908C1
Система питания жидким газомоторным топливом газодизельного двигателя 2021
  • Овчинников Евгений Валентинович
  • Зобкова Татьяна Валентиновна
  • Измайлов Андрей Юрьевич
  • Уютов Сергей Юрьевич
  • Федоткин Роман Сергеевич
  • Крючков Виталий Алексеевич
RU2779507C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 135 813 C1

Реферат патента 1999 года ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА ДИМЕТИЛОВОМ ЭФИРЕ

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Топливная система дизеля содержит расходный баллон со сжиженным диметиловым эфиром с двумя вентилями отбора жидкой и паровой фаз, последовательно подсоединенные к вентилю отбора жидкой фазы топливоподкачивающий насос и плунжерный насос высокого давления с полостями подвода и отсечки топлива, соединенный трубками высокого давления с форсунками, подающими диметиловый эфир в цилиндры двигателя в соответствующее время тактов сжатия и расширения. Топливоподкачивающий насос выполнен с объемной подачей, в 6-8 раз большей, чем объемная подача насоса высокого давления. Максимальное давление впрыскивания составляет 30-35 МПа. В насосе высокого давления полости подвода и отсечки топлива выполнены односторонними, плунжерные пары - с дренажными канавками в гильзах, соединенные с полостью подвода. Подплунжерная полость насоса сообщена с системой впуска двигателя. Полость отсечки подсоединена к вентилю паровой фазы расходного баллона через подпружиненный клапан, обеспечивающий давление жидкой фазы диметилового эфира в полости подвода высокого давления на уровне в 2-3 раза большем, чем давление насыщенных паров диметилового эфира. Технический результат заключается в повышении стабильности подачи сжиженного диметилового эфира. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 135 813 C1

1. Топливная система дизеля, обеспечивающая его работу на сжиженном диметиловом эфире и содержащая по меньшей мере один расходный баллон, плунжерный насос высокого давления с полостями подвода и отсечки топлива, соединенный трубками высокого давления с форсунками, отличающаяся тем, что она снабжена шестеренчатым топливоподкачивающим насосом с объемной подачей в 6 - 8 раз большей, чем объемная подача насоса высокого давления, расходный баллон со сжиженным диметиловым эфиром выполнен с двумя вентилями отбора жидкой и паровой фаз, к вентилю отбора жидкой фазы последовательно подсоединены топливоподкачивающий насос и плунжерный насос высокого давления, максимальное давление впрыскивания составляет 30 - 35 МПа, причем в насосе высокого давления полости подвода и отсечки топлива выполнены односторонними, плунжерные пары выполнены с дренажными канавками в гильзах, соединенными с полостью подвода, а подплунжерная полость насоса сообщена с системой впуска двигателя, в то время, как полость отсечки подсоединена к вентилю паровой фазы расходного баллона через подпружиненный клапан, обеспечивающий давление жидкой фазы диметилового эфира в полости подвода насоса высокого давления на уровне, в 2 - 3 раза большем, чем давление насыщенных паров диметилового эфира. 2. Топливная система по п.1, отличающаяся тем, что в гильзах плунжерных пар насоса высокого давления выполнены дополнительные кольцевые канавки, соединенные с системой смазки двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2135813C1

Система топливоподачи газодизеля 1989
  • Патрахальцев Николай Николаевич
  • Куличков Виктор Иванович
  • Камышников Олег Викторович
  • Пономарев Евгений Григорьевич
  • Челознов Борис Васильевич
  • Демьяненко Дмитрий Васильевич
SU1770598A1
Система питания для газодизеля 1988
  • Патрахальцев Николай Николаевич
  • Патрахальцев Евгений Николаевич
  • Олесов Игорь Юрьевич
  • Челознов Борис Васильевич
SU1625995A1
Верньерное устройство с зубчатыми шестернями 1940
  • Серёгин В.С.
SU60976A1
СЧЕТЧИК С КОЭФФИЦИЕНТОМ СЧЕТА 2"—2'^ ' ' 1972
SU414743A1
US 4422412 A, 27.12.83
US 4418653 A, 06.12.83.

RU 2 135 813 C1

Авторы

Аллилуев Б.Ф.

Аникин С.А.

Болдырев И.В.

Горбач Р.Н.

Захаров С.А.

Кубиков В.Б.

Смирнова Т.Н.

Даты

1999-08-27Публикация

1998-02-13Подача