Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к устройствам блокировки переключения передач в трансмиссии транспортного средства.
Известно, что основным недостатком золотниковых коробок с электромагнитным включением, используемых в гидроуправляемых трансмиссиях, является возможность одновременного включения в них двух передач вследствиe заклинивания золотников.
Для устранения указанного недостатка возможно использование блокирующего устройства по а.с. 389334, F 16 H 57/06, содержащего корпус, размещенные в нем в одной плоскости параллельные между собой штоки и взаимодействующие с ними запирающие элементы, размещенные во взаимно перпендикулярных каналах корпуса.
Известно также блокирующее устройство по а.с. 1019157, F 16 H 57/06, содержащее корпус, размещенные в нем в разных плоскостях параллельные между собой штоки, и взаимодействующие с ними запирающие элементы.
Особенностью указанных устройств является то, что при перемещении любого из штоков из нейтрального положения в рабочее возможность перемещения остальных штоков блокируется при помощи запирающих элементов, взаимодействующих со штоками, что исключает возможность одновременного включения в трансмиссии двух передач.
Недостатком рассмотренных устройств является то, что штоки должны располагаться в одном корпусе золотниковой коробки, что снижает их функциональные возможности, т.к. исключает возможность применения устройств в случае управления трансмиссией при помощи нескольких золотниковых коробок.
Наиболее близким техническим решением в предлагаемому изобретению является устройство переключения передач гидромеханической передачи городского автобуса (см. Баранов В.В. и др. "Трехступенчатая гидромеханическая передача городского автобуса", М., Транспорт, 1980 г.), принятое за прототип.
Указанное устройство содержит периферийные золотники, каждый из которых расположен в отдельном корпусе и соединен с напорной и сливной магистралями гидросистемы и с гидроцилиндром соответствующей передачи (см. там же, стр. 34, рис. 10, стр. 41, рис. 14), механизм переключения передач, состоящий их электромагнитов включения передач, закрепленных на кронштейне картера трансмиссии, и механических рычажных систем, соединяющих толкатели магнитов с периферийными золотниками (см. там же, стр. 57, рис. 27, стр. 58, рис. 28) и механизм блокировки одновременного включения двух передач (см. там же стр. 57, рис. 27), состоящий из двух штоков, соединенных между собой планками и размещенных в отверстиях кронштейна картера трансмиссии с возможностью взаимодействия с рычажными системами механизма переключения передач.
Особенностью рассматриваемого устройства является то, что в нем обеспечена блокировка одновременного перемещения толкателей электромагнитов включения передач, размещенных в разных корпусах.
Недостатком устройства является сложность конструкции из-за наличия механически взаимодействующих между собой деталей рычажных систем механизма переключения передач и штанг механизма блокировки. Кроме того, его применение накладывает определенные ограничения на взаимное расположение осей электромагнитов, которые в рассматриваемом случае должны располагаться соосно.
Технической задачей изобретения является упрощение конструкции и расширение функциональных возможностей устройства.
Поставленная задача достигается тем, что в золотниковой коробке, содержащей корпус, золотники, соединенные с напорной и сливной гидролиниями гидросистемы, а также с гидролинией подвода рабочей жидкости в полость соответствующего исполнительного механизма, золотники снабжены дополнительным выходом, имеющим возможность соединения внутренней коммутацией золотника с его входом и сливной гидролинией гидросистемы, причем дополнительный выход каждого золотника, предыдущего по направлению потока рабочей жидкости от напорной гидролинии гидросистемы, соединен с входом последующего золотника, а напорная гидролиния гидросистемы непосредственно соединена с входом только одного из золотников.
Соединение напорной гидролинии гидросистемы с входом только одного из золотников в сочетании с соединением дополнительного выхода предыдущего, по направлению потока рабочей жидкости от напорной гидролинии гидросистемы, с входом последующего золотника обеспечивает возможность подвода рабочей жидкости к нему только при нахождении предыдущего золотника в нейтральном (включенном) положении. Указанное исключает возможность включения передачи от каждого последующего золотника при включении или заклинивании в рабочем положении любого из предыдущих золотников.
Возможность соединения дополнительного выхода каждого золотника за счет его внутренней коммутации с гидролинией слива гидросистемы обеспечивает соединение с ней гидролинии подвода рабочей жидкости в полость исполнительного механизма, управляемого любым из последующих золотников, при включении предыдущего. Указанное обеспечивает выключение передачи, управляемой последующим золотником, при включении предыдущего.
Таким образом, предлагаемое устройство исключает возможность одновременного включения в трансмиссии двух передач. При этом блокировка выключения двух передач обеспечивается за счет наличия не механических связей, как это выполнено в прототипе, а за счет наличия только гидравлических связей, что упрощает конструкцию. Кроме того, наличие гидравлических связей между золотниками позволяет использовать изложенный принцип блокировки при управлении трансмиссией от нескольких золотниковых коробок без внесения каких-либо ограничений на их взаимное расположение, что расширяет функциональные возможности устройства.
Изобретение поясняется чертежами. На фиг. 1 изображен вариант золотниковой коробки, содержащей три золотника, продольный разрез по осям золотников, нейтральное положение. На фиг. 2 - то же при включении одного из золотников. На фиг. 3 изображена схема гидравлическая принципиальная золотниковой коробки, нейтральное положение золотников. На фиг. 4 и фиг. 5 - то же при включении соответственно одного и двух золотников.
Золотниковая коробка содержит (см. фиг. 1) корпус 1, в котором расположены в гильзах 2 золотники 3, 4, 5 включения передач, управляемые электромагнитами 6. В корпусе 1 выполнен канал 7 напорной гидролинии гидросистемы, каналы 8 гидролинии слива гидросистемы и каналы 9, 10, 11 подвода рабочей жидкости в полости соответствующих исполнительных механизмов. Золотники 4 и 5 имеют дополнительные выходы 12 и 13 соответственно, соединенные с входами 14 и 15 золотников 3 и 4. Вход 16 золотника 5 соединен с каналом 7 напорной гидролинии гидросистемы. Золотник 5 является предыдущим, по направлению потока рабочей жидкости от напорной гидролинии гидросистемы, для золотника 4, который является последующим для золотника 5 и предыдущим для золотника 3.
Устройство работает следующим образом. При нахождении всех золотников в нейтральном (выключенном) положении (см. фиг. 1, фиг. 3) канал 7 напорной гидролинии гидросистемы через вход 16 золотника 5 и его дополнительный выход 13 соединяется с входом 15 золотника 4 и далее через дополнительный выход 12 с входом 14 золотника 3. Гидролинии 9, 10, 11 подвода рабочей жидкости в полости исполнительных механизмов соединяются через соответствующие золотники 3, 4 и 5 с каналами 8 гидролинии слива гидросистемы. Таким образом, в нейтральном положении золотников обеспечивается выключение всех исполнительных механизмов и соединение канала 7 напорной гидролинии гидросистемы с входами всех золотников, что обеспечивает возможность включения любого из исполнительных механизмов.
При включении одного из золотников, например, золотника 4 (см. фиг. 2, фиг. 4) происходит следующее. Канал 7 напорной гидролинии гидросистемы через выход 16 и дополнительный выход 13 золотника 5, а также через вход 15 золотника 4 соединяется с гидролинией 10 подвода рабочей жидкости в полость исполнительного механизма, обеспечивая включение последнего.
Дополнительный выход 12 золотника 4 отсоединяется от его входа 15 и соединяется внутренней коммутацией золотника 4 с каналом 8 гидролинии слива гидросистемы, что обеспечивает соединение с указанной гидролинией входа 14 золотника 3 и исключает возможность включения исполнительного механизма, управляемого золотником 3 даже при включении последнего.
При одновременном включении двух золотников, например, золотников 4 и 5 (см. фиг. 5) канал 7 напорной гидролинии гидросистемы соединяется через вход 16 золотника 5 с гидролинией 11 подвода рабочей жидкости в полость исполнительного механизма, управляемого золотником 5, обеспечивая его включение. Одновременно с этим дополнительный выход 13 золотника 5 отсоединяется от его входа 16, т.е. от канала 7 напорной гидролинии гидросистемы, и соединяется с каналом 8 гидролинии слива гидросистемы. В результате указанного полость исполнительного механизма, управляемого золотником 4, через гидролинию 10, вход 15 золотника 4, дополнительный выход 13 золотника 5 соединяется с каналом 8 гидролинии слива гидросистемы, обеспечивая его выключение, несмотря на то, что золотник 4 находится в рабочем (включенном) положении.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРОСИСТЕМА ПНЕВМОКОЛЕСНОГО ЭКСКАВАТОРА | 2009 |
|
RU2398076C1 |
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ РЕГУЛИРУЕМЫЙ НАСОС | 2001 |
|
RU2183765C1 |
СЕКЦИОННЫЙ ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ С МЕХАНИЧЕСКИМ РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ И РАБОЧАЯ СЕКЦИЯ СЕКЦИОННОГО ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ С МЕХАНИЧЕСКИМ РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2006 |
|
RU2320903C1 |
ГИДРОПРИВОД НАТЯЖНОГО УСТРОЙСТВА РЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2009 |
|
RU2399799C1 |
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2215911C1 |
ГИДРОСИСТЕМА | 2000 |
|
RU2205301C2 |
ГИДРОСИСТЕМА ЗЕРНОУБОРОЧНОГО КОМБАЙНА | 2001 |
|
RU2210202C2 |
ГИДРОСИСТЕМА МНОГОДИАПАЗОННОЙ МНОГОПОТОЧНОЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ | 2014 |
|
RU2555576C1 |
СЕКЦИОННЫЙ ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ С МЕХАНИЧЕСКИМ РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ И РАБОЧАЯ СЕКЦИЯ СЕКЦИОННОГО ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ С МЕХАНИЧЕСКИМ РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2006 |
|
RU2320902C2 |
ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2147698C1 |
Золотниковая коробка относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам блокировки переключения передач в трансмиссии транспортного средства. Золотниковая коробка содержит корпус, золотники, соединенные с напорной и сливной гидролиниями гидросистемы, а также с гидролинией подвода рабочей жидкости в полость соответствующего исполнительного механизма. Золотники снабжены дополнительным выходом, имеющим возможность соединения внутренней коммутацией золотника с его входом и сливной гидролинией гидросистемы, причем дополнительный выход каждого золотника, предыдущего по направлению потока рабочей жидкости от напорной гидролинии гидросистемы, соединен с входом последующего золотника, а напорная гидролиния гидросистемы непосредственно соединена с входом только одного из золотников. Особенная конструкция коробки позволяет упростить конструкцию и расширить функциональные возможности устройства. 5 ил.
Золотниковая коробка, содержащая корпус, золотники, соединенные с напорной и сливной гидролиниями гидросистемы, а также с гидролинией подвода рабочей жидкости в полость соответствующего исполнительного механизма, отличающаяся тем, что золотники снабжены дополнительным выходом, имеющим возможность соединения внутренней коммутацией золотника с его входом и сливной гидролинией гидросистемы, причем дополнительный выход каждого золотника, предыдущего по направлению потока рабочей жидкости от напорной гидролинии гидросистемы, соединен с входом последующего золотника, а напорная гидролиния гидросистемы непосредственно соединена с входом только одного из золотников.
US 4437673, 06.07.82 | |||
RU 2003503 C1, 30.11.93 | |||
ГИДРОПРИВОД САМОХОДНОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2037434C1 |
0 |
|
SU192031A1 |
Авторы
Даты
1999-08-27—Публикация
1996-12-24—Подача