Изобретение относится к области двигателестроения, в частности, может использоваться в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.
В современных силовых установках транспортных средств, в частности дизелях, применяют известные способы впрыскивания топлива в камеру сгорания путем механического распыливания с использованием струйных форсунок [1]. В настоящее время наиболее распространенным является способ впрыскивания топлива путем применения закрытых форсунок с многосопловыми распылителями и гидравлическим управлением подъемом запорной иглы. Однако, стремление равномерно распределить впрыснутое топливо по объему камеры сгорания ведет к увеличению числа сопловых отверстий и повышает требования к геометрии камеры сгорания и направлению развития факелов. Применение данного способа сопровождается неравномерной концентрацией топлива в объеме факела. Это ухудшает экологические и экономические характеристики двигателя.
Известен также способ впрыскивания топлива методом соударения струй [1], в котором распыливание жидкости происходит за счет соударения двух струй, направленных в общем случае под углом друг к другу. Факел топлива после соударения представляет собой тонкую пленку, которая распространяется и разрушается по поверхности близкой к поверхности полого конуса. Недостатками такого способа впрыскивания является высокая неравномерность распределения топлива по камере сгорания, высокие требования к форме камеры сгорания, направлению и развитию топливного факела. Эти недостатки снижают эффективность применения данного способа впрыскивания.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ впрыскивания топлива методом соударяющихся струй, в котором геометрия топливного факела может изменяться за период впрыскивания от 0 до 180o при вершине конуса факела, обеспечивая равномерное распределение топлива по камере сгорания, причем "раскрытие" и "схлопывание" конуса факела достигается изменением диаметра и (или) скорости истечения струй по заданной характеристике [2] . Недостатками данного способа является отклонение формы факела от кругового конуса при углах соударения струй отличных от 180o. Это также способствует образованию зон с пониженной концентрацией топлива в объеме камеры сгорания.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является распылитель форсунки, обеспечивающий впрыскивание топлива методом соударяющихся струй, в котором сопловые отверстия расположены попарно таким образом, что каждая пара имеет одно отверстие в запорном конусе седла распылителя, а второе в колодце распылителя [3]. Однако, данный распылитель не в полной мере использует объем камеры сгорания на режимах средних и высоких нагрузок.
Настоящее изобретение направлено на улучшение качества распределения топлива в камере сгорания дизеля, а также на увеличение коэффициента использования ее объема при применении впрыскивания топлива методом соударяющихся струй, направленных в общем случае под углом друг к другу отличным от 180o.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в процессе впрыскивания осуществляется поворот распространяющегося эллиптического конуса топливного факела относительно центральной оси соударения, причем это достигается изменением пространственного взаимного положения соударяющихся струй в направлении скрещивания на величину не более половины диаметра струй.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в распылителе форсунки сопло в запорном конусе седла распылителя выполнено подвижным и состоит из корпуса сопла, жестко закрепленного в корпусе распылителя, пружины сопла и собственно подвижного сопла, в котором выполнены входное и выходное отверстия, оси которых пересекаются, при этом ось входного отверстия совпадает с направлением возможного перемещения самого сопла, а ось выходного отверстия пересекается с сопловым отверстием в колодце распылителя, которое выполнено тангенциально.
Сопоставительный анализ заявляемого решения и выбранного в качестве прототипа показывает, что предлагаемые способ впрыскивания и распылитель форсунки позволяют более качественно распределять топливо и более полноценно использовать объем камеры сгорания при наличии непрямого соударения струй. Таким образом, для ликвидации зон с пониженным содержанием топлива, образующихся вследствие отклонения формы топливного факела от кругового конуса, не требуется применение дополнительных пар сопел, наличие которых увеличивает склонность к закоксовыванию. Кроме того, улучшение качества распределения топлива и увеличение коэффициента использования объема камеры сгорания ведет к качественному протеканию рабочего процесса, а, следовательно, к повышению индикаторного КПД.
Заявляемое техническое решение отличается от прототипа тем, что в процессе впрыскивания осуществляется поворот распространяющегося эллиптического конуса топливного факела относительно центральной оси соударения, причем это достигается изменением пространственного взаимного положения соударяющихся струй в направлении скрещивания на величину не более половины диаметра струй.
Заявляемое техническое решение отличается от прототипа тем, что в распылителе форсунки сопло в запорном конусе седла распылителя выполнено подвижным и состоит из корпуса сопла, жестко закрепленного в корпусе распылителя, пружины сопла и собственно подвижного сопла, в котором выполнены входное и выходное отверстия, оси которых пересекаются, при этом ось входного отверстия совпадает с направлением возможного перемещения самого сопла, а ось выходного отверстия пересекается с сопловым отверстием в колодце распылителя, которое выполнено тангенциально.
Таким образом, отличия, связанные с поворотом конуса топливного факела в период впрыскивания относительно центральной оси соударения, что достигается изменением пространственного взаимного положения соударяющихся струй в направлении скрещивания, позволяют сделать вывод о соответствии заявляемого решения критерию "новизна". Признаки, отличающие заявляемое техническое решение, не выявлены в других технических решениях при изучении данной и смежной областей техники и, следовательно, обеспечивают заявляемому решению соответствие критерию "существенные отличия".
Отличия, связанные с наличием в распылителе форсунки подвижного сопла, состоящего из корпуса сопла, жестко закрепленного в корпусе распылителя, пружины сопла и собственно подвижного сопла, в котором имеется входное и выходное отверстия, оси которых пересекаются, при этом ось входного отверстия совпадает с направлением возможного перемещения самого сопла, а ось выходного отверстия пересекается с сопловым отверстием в колодце распылителя, которое выполнено тангенциально, позволяют сделать вывод о соответствии заявляемого решения критерию "новизна". Признаки, отличающие заявляемое техническое решение, не выявлены в других технических решениях при изучении данной и смежной областей техники и, следовательно, обеспечивают заявляемому решению соответствие критерию "существенные отличия".
На фиг. 1 изображена схема смещения направления развития топливного факела при смещении осей соударяющихся струй в направлении скрещивания.
На фиг. 2 изображен распылитель форсунки, обеспечивающий впрыскивание топлива методом соударяющихся струй и поворот главной плоскости соударения в период впрыскивания.
При впрыскивании топлива методом соударяющихся струй, направленных в общем случае под углом друг к другу, отличным от 180o, образуется топливный факел в форме полого эллиптического конуса. В частном случае, факел может распространяться в главной плоскости соударения, перпендикулярной плоскости, содержащей оси соударяющихся струй. Появление несоосности соударения струй влечет за собой поворот главной плоскости, а, следовательно, топливного факела, вокруг центральной оси Y фиг. 1. Кроме того, с появлением несоосности наблюдается перераспределение расхода жидкости в поперечном сечении факела, а также изменение глубины его проникновения в камеру сгорания. Таким образом, в течение периода впрыскивания происходит смещение зоны повышенной концентрации топлива за счет изменения направления развития топливного факела и перераспределения расхода топлива в его поперечном сечении, что достигается изменением пространственного взаимного положения соударяющихся струй в направлении скрещивания на величину не более половины диаметра струй.
Распылитель форсунки (фиг. 2) для двигателя внутреннего сгорания состоит из корпуса распылителя 1, запорной иглы 2, подвижного сопла в запорном конусе седла распылителя, состоящего из корпуса сопла 3, жестко закрепленного в корпусе распылителя 1, пружины сопла 4 и собственно подвижного сопла 5, которое под воздействием пружины сопла возвращается в свое исходное положение и сопловых отверстий 6 в колодце распылителя, расположенных тангенциально, причем выходное сопловое отверстие подвижного сопла и сопловое отверстие в колодце распылителя образуют пару, обеспечивающую впрыскивание топлива методом соударяющихся струй.
Предлагаемый распылитель форсунки работает следующим образом. Топливо по топливоподводящим каналам поступает в карман распылителя и воздействует на дифференциальную площадку запорной иглы 2 форсунки фиг.2. При определенном давлении игла начинает поступательное движение вверх, открывая доступ к сопловым отверстиям. Давления топлива в щели между седлом распылителя и запорной поверхностью иглы, воздействуя на площадку подвижного сопла 5, приводит к его перемещению, а пружина сопла 4, позволяет вернуть его в первоначальное положение. Изменяющееся давление топлива в щели в процессе впрыскивания создает колебательные движения подвижного сопла, при этом ось выходного соплового отверстия перемещается в направлении скрещивания с осью соплового отверстия 6 в колодце распылителя, обеспечивая тем самым повороты главной плоскости соударения, а, следовательно, и топливного факела в период впрыскивания.
Впрыскивание топлива указанным способом с использованием предлагаемого распылителя форсунки приводит к равномерным концентрациям топлива и воздуха в объеме камеры сгорания, увеличивает коэффициент использования объема камеры сгорания, способствует более равномерному образованию тепловых полей и увеличивает полноту сгорания топлива. Использование заявляемого изобретения позволяет повысить индикаторный КПД, что способствует улучшению экономических и экологических качеств дизелей.
Источники
1. Дитякин Ю. Ф., Клячко Л.А., Новиков Б.В., Ягодкин В.И. Распыливание жидкостей. М.: Машиностроение, 1989.
2. Заявка N 93044658/06, приоритет 14.09.93, опубл. 10.04.94. Бюллютень Информационный (изобретения) N 10, 1996. Способ впрыска топлива, Заяц Ю.А., Шапран В.Н.
3. Заявка N 95105836, приор. 24.04.95 (положительное решение о выдаче пат. РФ от 09.02.96. Распылитель форсунки, Заяц Ю.А., Патрин А.Н.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ФОРСУНКА ДЛЯ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА МЕТОДОМ СОУДАРЕНИЯ СТРУЙ ТОПЛИВА И ВОЗДУХА | 1998 |
|
RU2138674C1 |
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ДИЗЕЛЯ | 1998 |
|
RU2136917C1 |
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ДИЗЕЛЬ | 1998 |
|
RU2157914C2 |
РАСПЫЛИТЕЛЬ ФОРСУНКИ ДЛЯ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА МЕТОДОМ СОУДАРЯЮЩИХСЯ СТРУЙ | 1998 |
|
RU2136948C1 |
РАСПЫЛИТЕЛЬ ФОРСУНКИ ДЛЯ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА МЕТОДОМ СОУДАРЯЮЩИХСЯ СТРУЙ | 1997 |
|
RU2135816C1 |
РАСПЫЛИТЕЛЬ ФОРСУНКИ | 1995 |
|
RU2078245C1 |
СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ДИЗЕЛЯ | 1998 |
|
RU2146017C1 |
РАСПЫЛИТЕЛЬ ФОРСУНКИ | 1995 |
|
RU2101617C1 |
РАСПЫЛИТЕЛЬ ФОРСУНКИ | 1999 |
|
RU2167330C2 |
НАСОС-ФОРСУНКА | 1998 |
|
RU2157913C2 |
Изобретение относится к области двигателестроения, в частности, может использоваться в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Изобретение направлено на улучшение качества распределения топлива в камере сгорания двигателя при впрыскивании методом соударяющихся струй. Способ впрыскивания топлива в камеру сгорания дизеля заключается в том, что в процессе впрыскивания осуществляется поворот распространяющегося эллиптического конуса топливного факела относительно центральной оси соударения, причем это достигается изменением пространственного взаимного положения соударяющихся струй в направлении скрещивания на величину не более половины диаметра струй. В распылителе форсунки сопло в запорном конусе седла распылителя выполнено подвижным и состоит из корпуса сопла, жестко закрепленного в корпусе распылителя, пружины сопла и собственно подвижного сопла. В сопле выполнены входное и выходное отверстия, оси которых пересекаются. Ось входного отверстия совпадает с направлением возможного перемещения самого сопла. Ось выходного отверстия пересекается с сопловым отверстием в колодце распылителя, которое выполнено тангенциально. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.
СПОСОБ ВПРЫСКА ТОПЛИВА | 1993 |
|
RU2083865C1 |
RU 95105836 А1, 27.01.97 | |||
БЫСТРОХОДНЫЙ ДИЗЕЛЬ | 1993 |
|
RU2081342C1 |
RU 2064073 С1, 20.07.96 | |||
Торфодобывающая машина с вращающимся измельчающим орудием | 1922 |
|
SU87A1 |
УПРАВЛЯЕМАЯ ЛИНИЯ ЗАДЕРЖКИ ИМПУЛЬСНЫХ РАДИОСИГНАЛОВ | 1992 |
|
RU2113760C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИАБЕТИЧЕСКИХ ВАФЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2433691C1 |
Авторы
Даты
1999-09-10—Публикация
1997-09-29—Подача