НАСОС-ФОРСУНКА Российский патент 2000 года по МПК F02M57/02 

Описание патента на изобретение RU2157913C2

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах подачи топлива с электрическим приводом.

Известна форсунка-свеча для двигателя внутреннего сгорания, содержащая корпус с топливоподводящим каналом и электрический импульсный привод, в корпусе выполнена коническая испарительная камера с соплом при вершине конуса и гидродинамическая камера, размещенная на выходе в топливоподающий канал, причем сопло и гидродинамическая камера сообщены тангенциальным каналом, лежащим в основании конуса, а электрический импульсный привод выполнен в виде свечи зажигания поверхностного разряда, содержащей корпус, изолятор с центральным электродом и керамической вставкой, поверхность разряда которой расположена на основании конуса испарительной камеры [1].

Недостатком данной конструкции является необходимость нагрева до температур кипения и испарения значительной доли цикловой подачи топлива, что обуславливает значительные тепловые потери и требует для создания необходимых давлений разряда высокой мощности.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является насос-форсунка, содержащая полый корпус с топливоподводящим каналом и соплом, соосно установленный в корпусе трубчатый электрод, изолированный от корпуса втулкой из электроизоляционного материала и жестко связанный с последней с образованием испарительной камеры, размещенной со стороны сопла, затвор, сообщающий испарительную камеру с топливоподводящим каналом, и кольцеобразный разрядный теплообменник, установленный в испарительной камере, в центральном отверстии которого размещен с радиальным зазором нижний конец трубчатого электрода [2].

Недостатком данной конструкции является то, что для впрыскивания порции топлива необходимо до кипения нагреть значительную ее часть в испарителе. Учитывая малый промежуток времени, отведенный для впрыскивания топлива в дизеле, и необходимость создания теплогидравлического удара, энергия разряда (импульса) должна быть очень высокой (несколько десятков джоулей).

Настоящее изобретение направлено на повышение эффективности впрыскивания топлива в двигателе внутреннего сгорания, снижение затрат энергии впрыскивания, а также на упрощение конструкции топливной аппаратуры.

Решение поставленной задачи достигается тем, что распылитель выполнен многосопловым, цилиндрической формы, в торцовой поверхности которого с внутренней стороны имеются тороидальные углубления с выступом в центральной части, а по периметру углубления выполнены сопловые отверстия, при этом соосно каждому тороидальному углублению установлен электрод в электроизоляционной втулке, образующие электроразрядную предсопловую камеру.

Сопоставительный анализ заявляемого решения и выбранного в качестве прототипа показывает, что предлагаемая конструкция насос-форсунки позволяет локализовать энергию разряда непосредственно у сопловых отверстий, снизить энергию разряда, необходимую для впрыскивания топлива, и стабилизировать тепловой режим работы форсунки.

Заявляемое техническое решение отличается от прототипа тем, что распылитель выполнен многосопловым, цилиндрической формы, в торцовой поверхности которого с внутренней стороны имеются тороидальные углубления с выступом в центральной части, а по периметру углубления выполнены сопловые отверстия, при этом соосно каждому тороидальному углублению установлен электрод в электроизоляционной втулке, образующие электроразрядную предсопловую камеру.

Таким образом, отличия, связанные с тем, что распылитель выполнен многосопловым, цилиндрической формы, в торцовой поверхности которого с внутренней стороны имеются тороидальные углубления с выступом в центральной части, а по периметру углубления выполнены сопловые отверстия, при этом соосно каждому тороидальному углублению установлен электрод в электроизоляционной втулке, образующие электроразрядную предсопловую камеру, позволяют сделать вывод о соответствии заявляемого решения критерию "новизна". Признаки, отличающие заявляемое техническое решение, не выявлены в других технических решениях при изучении данной и смежной областей техники и, следовательно, обеспечивают заявляемому решению соответствие критерию "существенные отличия".

На фиг.1 изображен насос-форсунка, на фиг.2 - разрез по А-А, на фиг.3 - элемент I и разрез по В-В.

Насос-форсунка предназначена для подачи топлива в дизель и состоит из корпуса 1, в котором с помощью гайки 2 закреплены проставки 3 и многосопловой распылитель 4 цилиндрической формы. В проставке 3 находится штуцер 5 с клапаном 6, канал подвода топлива 7, а также электроды 8 в электроизоляционной втулке 9. Многосопловой распылитель 4 имеет в торцовой поверхности с внутренней стороны тороидальные углубления 10 с выступом в центральной части, в каждом из которых находится 5-10 сопловых отверстий 11. Напротив каждого электрода 8 в центральной части углубления имеется выступ, образующий совместно с электродом электроразрядную предсопловую камеру 12. Количество электродов 5 соответствует количеству углублений.

Насос-форсунка работает следующим способом.

В штуцер 5 через клапан 6 по каналу 7 подается топливо под низким давлением, не превышающим 2 МПа. При подаче в нужный момент времени на электроды 8 управляющих импульсов высокого напряжения 10-20 кВ происходит электрический разряд между электродом 8 и многосопловым распылителем 4 в электроразрядной предсопловой камере 12. Растворенный в топливе воздух, находящийся в электроразрядной предсопловой камере 12, мгновенно нагревается до температуры несколько тысяч градусов. Расширяясь, нагретый воздух создает интенсивную волну давления до 70 МПа, которая распространяется по всему объему тороидального углубления. При этом топливо из сопловых каналов впрыскивается в камеру сгорания дизеля. При впрыскивании топлива под действием создаваемого разрежения клапан открывается и новая порция топлива поступает в предсопловую камеру по топливоподводящему каналу 7. Далее процесс повторяется.

Изменение цикловой подачи топлива производится путем изменения частоты генерируемых импульсов и отключением электродов тороидального углубления. При этом топливо из сопловых каналов впрыскивается в камеру сгорания дизеля. При впрыскивании топлива под действием создаваемого разрежения клапан открывается и новая порция топлива поступает в предсопловую камеру по топливоподводящему каналу 7. Далее процесс повторяется.

Изменение цикловой подачи топлива производится путем изменения частоты генерируемых импульсов и отключением электродов.

Применение данной системы подачи топлива в дизель позволяет эффективно и качественно подавать необходимые порции топлива в камеру сгорания дизеля вне зависимости от его режимов работы, снижает энергопотребление при впрыскивании топлива, стабилизирует тепловой режим работы насос-форсунки. Кроме того, упрощение конструкции ведет к снижению себестоимости изготовления топливной аппаратуры.

Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР 1236141 A1, МКИ F 02 M 57/06. Форсунка-свеча для двигателя внутреннего сгорания (Н.К.Надиров, В.М.Низовкин), опубл. 07.06.86, Бюл. N 21.

2. Авторское свидетельство СССР N 1719704 A1, МКИ F 02 M 57/02. Насос-форсунка (Д. И.Шарыгин, В.И.Филатов, С.Л.Шарыгин, (СССР)), опубл. 15.03.92, Бюл. N 10.

Похожие патенты RU2157913C2

название год авторы номер документа
РАСПЫЛИТЕЛЬ ФОРСУНКИ ДЛЯ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА МЕТОДОМ СОУДАРЯЮЩИХСЯ СТРУЙ 1998
  • Диденко А.А.
  • Заяц Ю.А.
RU2136948C1
РАСПЫЛИТЕЛЬ ФОРСУНКИ 1999
  • Ерофеев А.А.
  • Новосадов С.Ю.
RU2167330C2
РАСПЫЛИТЕЛЬ ФОРСУНКИ ДЛЯ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА МЕТОДОМ СОУДАРЯЮЩИХСЯ СТРУЙ 1997
  • Заяц Ю.А.
  • Свиридов Н.В.
  • Гришин А.С.
RU2135816C1
СПОСОБ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА И РАСПЫЛИТЕЛЬ ФОРСУНКИ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1997
  • Заяц Ю.А.
RU2136914C1
ФОРСУНКА ДЛЯ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА МЕТОДОМ СОУДАРЕНИЯ СТРУЙ ТОПЛИВА И ВОЗДУХА 1998
  • Заяц Ю.А.
  • Писарчук А.В.
  • Шапран В.Н.
RU2138674C1
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ДИЗЕЛЯ 1998
  • Заяц Ю.А.
RU2136917C1
РАСПЫЛИТЕЛЬ ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ФОРСУНКИ ДИЗЕЛЯ 2007
  • Кухарев Михаил Николаевич
  • Белоглазов Алексей Валерьевич
RU2345242C1
АККУМУЛИРУЮЩАЯ ФОРСУНКА 2000
  • Новосадов С.Ю.
  • Шапран В.Н.
  • Третьяков С.Е.
  • Андреев Д.А.
RU2190775C2
АККУМУЛИРУЮЩАЯ ФОРСУНКА 2000
  • Новосадов С.Ю.
  • Заяц Ю.А.
  • Шапран В.Н.
  • Губин С.А.
  • Ужов М.В.
RU2186239C2
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ДИЗЕЛЬ 1998
  • Заяц Ю.А.
  • Свиридов Н.В.
  • Шапран В.Н.
RU2157914C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 157 913 C2

Реферат патента 2000 года НАСОС-ФОРСУНКА

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах подачи топлива с электрическим приводом. Изобретение направлено на повышение эффективности впрыскивания топлива в двигателе внутреннего сгорания, снижение затрат энергии впрыскивания, а также на упрощение конструкции топливной аппаратуры. Распылитель выполнен многосопловым, цилиндрической формы, в торцовой поверхности которого с внутренней стороны имеются тороидальные углубления с выступом в центральной части, а по периметру углубления выполнены сопловые отверстия, при этом соосно каждому тороидальному углублению установлен электрод в электроизоляционной втулке, образующие электроразрядную предсопловую камеру. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 157 913 C2

Насос-форсунка для двигателя внутреннего сгорания, содержащая полый корпус, втулку из электроизоляционного материала, топливоподводящий канал, клапан, распылитель, отличающийся тем, что распылитель выполнен многосопловым, цилиндрической формы, в торцовой поверхности которого с внутренней стороны имеются тороидальные углубления с выступом в центральной части, а по периметру углубления выполнены сопловые отверстия, при этом соосно каждому тороидальному углублению установлен электрод в электроизоляционной втулке, образующие электроразрядную предсопловую камеру.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2157913C2

Насос-форсунка 1990
  • Шарыгин Лев Николаевич
  • Филатов Виктор Иванович
  • Шарыгин Сергей Львович
SU1719704A1
Насос-форсунка 1988
  • Шарыгин Лев Николаевич
  • Оленев Евгений Александрович
SU1550201A1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЯ 1991
  • Федоровский А.Б.
RU2053406C1
СПОСОБ ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНОГО РАСПЫЛЕНИЯ ЖИДКОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1996
  • Дубов Юрий Николаевич
  • Пустынский Николай Анатольевич
RU2108870C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Галиев Р.А.
  • Рудой Б.П.
RU2035598C1
ФОРСУНКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Меликов Э.Н.
  • Шушин В.М.
  • Меликова Л.Д.
  • Иванов А.С.
  • Меликов К.Э.
RU2036327C1
US 5271371 A, 21.12.1993
US 4505243 A, 19.03.1985
US 4355620 A, 26.10.1982.

RU 2 157 913 C2

Авторы

Заяц Ю.А.

Даты

2000-10-20Публикация

1998-09-25Подача