Изобретение относится к области судостроения, а точнее к парусному оснащению судов, которое может быть использовано как в качестве основного, так и дополнительного движителя.
Известно парусное вооружение судна, содержащее мачту с парусами, закрепленными на выносных балках, и систему управления парусами (SU 485034, кл. B 63 H 9/08, опублик. 1973).
Выносные балки выполнены парными и установлены вдоль корпуса судна по обе стороны от поворотной мачты, причем свободные концы выносных балок каждой пары в продольном направлении связаны между собой гибкими тягами, а в поперечном направлении соединены жесткими штангами.
Размещение поворотной мачты с растяжками в центральной части палубы судна, а также наличие продольных и поперечных гибких и жестких связей свободных концов выносных балок, практически полностью перекрывающих площадь палубы судна, исключает возможность размещения на ней палубных надстроек и груза, а также затрудняет перемещение по палубе и доступ к парусному оснащению, например, при устранении внезапно возникающих неполадок.
Известно парусное вооружение судна, содержащее мачту, образованную наклонно установленными от бортов к продольной оси судна штангами, мягкие паруса и систему управления парусами (RU 2057682, кл. B 63 H 9/08, опублик. 10.04.96).
Мачта выполнена в виде Λ-образного контура и несет два бермудских паруса с гиками.
Управление парусами сопряжено с поворотом гиков обоих парусов, перекрывающих значительную часть площади палубы. Последнее может быть приемлемо для маломерных парусных судов, у которых паруса используются в качестве основного движителя. Для более крупных судов, применяющих паруса в качестве основного и дополнительного движителей и использующих определенную часть площади палубы под различного рода палубные надстройки и размещение груза, подобное решение создает определенные трудности.
Кроме того, ограничена возможность маневра парусным вооружением, а следовательно, и самого судна, которая сводится к повороту парусов и сматыванию их на штанги с целью регулирования площади парусности.
Управление таким парусным вооружением сопряжено с определенными неудобствами и требует повышенного внимания.
Целью изобретения является расширение возможностей использования, повышение маневренности судна и удобства обслуживания парусного вооружения.
Указанная цель достигается тем, что в известной конструкции парусного вооружения судна, содержащего мачту, образованную наклонно установленными от бортов к продольной оси судна штангами, мягкие паруса и систему управления парусами, мачта выполнена по контуру пирамиды, образованной по меньшей мере двумя жесткими штангами с каждого из бортов, а паруса закреплены на валиках, установленных на поворотных траверсах, имеющих возможность продольных перемещений вдоль бортов в направляющих палубы судна, причем траверсы каждого из бортов попарно связаны друг с другом трособлочной системой с возможностью совместного и раздельного перемещений.
Направляющие палубы судна снабжены выдвижными фрикционными упорами, взаимодействующими с дисками, жестко связанными с поворотными траверсами.
Траверсы связаны друг с другом трособлочной системой, снабженной двумя закрепленными на общей оси барабанами с возможностью их совместного или раздельного вращений.
Выполнение мачты по контуру пирамиды, образованной по меньшей мере двумя жесткими штангами с каждого из бортов, позволяет высвободить центральную зону площади палубы судна и использовать ее для размещения палубных надстроек и перевозимого груза, а также беспрепятственного перемещения по палубе членов команды и пассажиров судна. Это позволяет использовать заявляемое парусное вооружение на судах различных классов - от маломерных парусных до грузовых, где парусное вооружение является дополнительным движителем, что расширяет возможности использования парусного вооружения.
Крепление парусов на валиках, установленных на поворотных траверсах, имеющих возможность продольных перемещений вдоль бортов в направляющих палубы судна, а также возможность их совместного и раздельного перемещений, позволяет улучшить маневренность судна и обеспечить удобство управления парусами.
Наличие выдвижных фрикционных упоров, установленных в направляющих палубы судна и взаимодействующих с дисками, жестко связанными с траверсами, позволяет осуществлять дистанционное управление поворотом парусов, что также упрощает обслуживание парусного вооружения.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид судна с заявляемым парусным вооружением, на фиг.2 - то же (вид на плане), на фиг. 3 схематично изображена трособлочная система перемещения парусов одного из бортов судна (вид в плане), на фиг.4 - узел соединения поворотных траверс парусов (вид А на фиг.3), на фиг.5 - поворотная траверса с валиком в направляющих палубы судна (разрез Б-Б на фиг.4), на фиг.6 - то же (вид В на фиг. 5), на фиг. 7 - парусное вооружение с развернутыми относительно продольной оси судна парусами.
Парусное вооружение судна содержит мачту, образованную наклонно установленными от бортов к продольной оси судна жесткими штангами 1, мягкие паруса 2, 3, 4 и 5 и трособлочную систему управления парусами 6. Мачта выполнена по контуру пирамиды, образованной по меньшей мере двумя штангами с каждого из бортов.
Паруса закреплены на валиках 7, установленных на поворотных траверсах 8, снабженных жестко связанным с ними диском 9. На нижней торцевой стороне диска закреплена шариковая опора 10. Диск с шариковой опорой размещены в направляющих 11 палубы судна и обеспечивают возможность продольного перемещения траверсы вдоль борта судна. В направляющих палубы судна установлены выдвижные фрикционные упоры 12, рабочая поверхность которых имеет износостойкую резиновую накладку 13.
Упоры могут быть расположены с двух сторон направляющих или с одной из них, но с возможностью выдвижения каждого из плеч для обеспечения поворота траверсы в обе стороны.
Траверсы каждого из бортов попарно связаны друг с другом трособлочной системой, содержащей барабаны 14 и 15 с тросами 16 и 17 и блоками 18 и 19.
Барабаны установлены на общей оси с возможностью жесткого сцепления друг с другом, например, с помощью зубчатого венца, и разъединения, т.е. совместного и раздельного вращений.
Для подъема и уборки парусов валики снабжены рукояткой 20 с храповым механизмом 21.
Трособлoчная система управления перемещением парусов включает трособлoчную систему соединения траверс, оформленную в виде коробки 22, закрепленные на палубе судна блоки 23,24 и 25 и тросы 26 и 27, первый из которых закреплен на передней траверсе и выведен на барабан 28, а второй через блок 29, закрепленный на другой траверсе, выведен на барабан 30. Барабаны 28 и 30 могут быть также сблокированы на одной оси с возможностью совместного и раздельного вращений.
Парусное вооружение судна работает следующим образом. Для установки парусов в заданное положение вдоль борта судна с помощью трособлочной системы 6 перемещают поворотные траверсы 8 в ту или другую стороны по направляющим 11, используя барабаны 28 и 30. При спаренной установке парусов трособлочная система соединения траверс, оформленная в виде коробки 22, не включается, и траверсы перемещаются совместно. При необходимости разведения парусов вдоль борта барабаны 14 и 15 выводятся из зацепления и траверсы 8 перемещаются относительно друг друга. Перемещение к носовой части судна осуществляется тросом 26, наматываемым на барабан 28, перемещение к кормовой части - тросом 27, выведенным через блок 29 на барабан 30. После разведения траверс на заданное расстояние барабаны 14 и 15 коробки 22 жестко блокируются друг с другом. Затем тросами 26 и 27, наматываемыми на барабаны 28 и 30, траверсы устанавливаются в рабочее положение вдоль борта судна.
При необходимости поворота траверс относительно продольной оси судна при их перемещении по направляющим 11 срабатывают выдвижные фрикционные упоры 12, которые, воздействуя резиновой накладкой 13 на диск 9, жестко связанный с траверсой 8, поворачивают ее за счет сил фрикционного сцепления в заданное положение.
Подъем и уборка парусов 2 - 5 осуществляется вращением валиков 7 с помощью рукоятки 20, оборудованной храповым механизмом 21 или с использованием трособлочной системы подъема и уборки парусов с выводом управления на центральный мост судна.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДНО | 1996 |
|
RU2106281C1 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2257310C2 |
ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО СТАШЕВСКОГО И.И. (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2356781C1 |
МОТОРНО-ПАРУСНОЕ СУДНО | 2006 |
|
RU2331548C1 |
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ | 1992 |
|
RU2057682C1 |
ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО СТАШЕВСКОГО И.И. | 2006 |
|
RU2329916C1 |
ПАРУСНОЕ СУДНО | 1997 |
|
RU2178756C2 |
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ | 2006 |
|
RU2378151C2 |
ПАРУСНОЕ СУДНО | 2006 |
|
RU2331547C1 |
ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО СТАШЕВСКОГО И.И. | 2004 |
|
RU2258636C1 |
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании как основного, так и дополнительного парусного движителя. Парусное вооружение судна содержит мягкие паруса с их системой управления и мачту, образованную наклонно установленными от бортов к продольной оси судна штангами. Мачта выполнена по контуру пирамиды, образованной по крайней мере двумя жесткими штангами с каждого из бортов. Паруса закреплены на валиках. Эти валики установлены на поворотных траверсах, которые имеют возможность продольных перемещений вдоль бортов в направляющих палубы судна. Траверсы каждого из бортов попарно связаны друг с другом трособлочной системой с возможностью их совместного и раздельного перемещений. Направляющие палубы судна могут быть снабжены выдвижными фрикционными упорами. Эти упоры взаимодействуют с дисками, жестко связанными с поворотными траверсами. Траверсы целесообразно связывать друг с другом трособлочной системой, которую целесообразно снабжать двумя закрепленными на общей оси барабанами. Последние могут иметь возможность их совместного или раздельного вращений. Технический результат реализации изобретения состоит в повышении маневренности судна и обеспечении удобства эксплуатации парусного вооружения. 2 з.п.ф-лы. 7 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ | 1992 |
|
RU2057682C1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
US 4922846 A, 08.05.90. |
Авторы
Даты
1999-09-20—Публикация
1998-05-20—Подача