Изобретение относится к судостроению, а точнее к конструкции судов, оборудованных передвижными элементами надстроек.
Известно судно, содержащее корпус с верхней палубой и надстройку с мостиком, оборудованные опорными элементами, при этом надстройка и мостик представляют единое целое и выполнены с возможностью прямолинейных перемещений вдоль оси судна по подкрановым путям или специальным рельсам, уложенным на палубе судна [1].
Однако подобное перемещение надстройки с мостиком по палубе судна в значительной степени затрудняет работу системы люковых крышек и перегрузочных устройств.
Кроме того, подобное решение существенно ограничивает возможности его применения, поскольку оно не может быть использовано для грузовых судов открытого типа ввиду наличия на них высокой доли палубного груза.
Известно судно, содержащее корпус с верхней палубой, надстройку с мостиком и опорно-ходовую часть в виде тележек с роликовыми опорами, перемещающихся на направляющим, при этом верхняя палуба выполнена свободной по всей длине и ширине судна, а надстройка с мостиком расположены на портале, свободно перемещающимся по всей длине верхней палубы [2].
Такое расположение мостика и части служебных помещений надстройки, свойственное исключительно судам-контейнеровозам, создают определенные трудности в передвижениях обслуживающего судно персонала и требует повышенной надежности фиксации ходовой части портала вследствие воздействия значительных усилий от ветровой нагрузки, особенно в штормовых условиях.
Известно судно, содержащее корпус с верхней палубой, надстройку с мостиком и опорно-ходовую часть в виде тележек с роликовыми опорами и захватами, перемещающихся по направляющим палубы [3].
Надстройка и мостик этого судна представляют собой единое целое и выполнены с возможностью перемещения как в продольном, так и в поперечном направлениях, в том числе по криволинейным участкам направляющих. В результате перемещений надстройка вместе с мостиком могут быть развернуты из своего обычного поперечного положения в продольное относительно оси судна положение и зафиксированы у одного только борта судна, образуя таким образом свободную центральную полосу по всей длине палубы судна.
Решая таким образом задачу расширения эксплуатационных возможностей судна, предполагается монтировать на ее палубе взлетно- посадочную полосу, превращая обычный контейнеровоз в авианесущее судно.
Вместе с тем выполнение надстройки с мостиком как единое целое затрудняет управление судном, особенно при его швартовке бортом, противоположным развернутой надстройке с мостиком, поскольку их разворот возможен только в одном направлении (на один борт).
Кроме того, усложняется проведение монтажных работ при строительстве самого судна, поскольку сборку мостика приходится осуществлять поэлементно непосредственно на самом судне.
Система перемещения надстройки с мостиком такого судна достаточно сложна как в конструктивном исполнении, так и в эксплуатации.
Особая сложность заключается в монтаже направляющих, при котором необходимо обеспечить точное соответствие одновременно задействованных координат всех точек направляющих, особенно их криволинейных участков.
Кроме того, данное изобретения предназначено для специализированных судов, главным образом контейнеровозов и имеет ограниченные рамки использования.
Цель изобретения - улучшение условий управления судном и упрощение его конструкции и производства монтажных работ,
Указанная цель достигается тем, что на судне, содержащем корпус, верхнюю палубу, надстройку с мостиком и опорно-ходовую часть в виде тележек с роликовыми опорами и захватами, перемещающихся по направляющим, мостик выполнен в виде отдельного блок-модуля, при этом тележки с роликовыми опорами и захватами смонтированы в нишах мостика, а направляющие уложены на верней палубе надстройки, причем мостик имеет возможность перемещения к одному или другому борту судна и снабжен автономным механизмом его перемещения, выполненным в виде поворотной трубы, шарнирно соединенной посредством балочно-консольной конструкции с корпусом мостика, а внутренняя реборда роликовых опор тележек образована подвижным диском, упруго закрепленным на опоре с возможностью осевых перемещений.
Выполнение мостика в виде отдельного блок-модуля, имеющего возможность перемещений к одному или другому борту судна, позволяет улучшить условия управления судном, обеспечивая возможность визуального наблюдения, например, при швартовке его любым бортом или проведении погрузо-разгрузочных работ на стоянке в порту. Одновременно появляется возможность использования при необходимости дополнительных площадей верхней надстройки, образующихся при перемещении мостика в одно из крайних положений. Кроме того, мостик в виде отдельного блок-модуля может быть смонтирован в стационарных заводских условиях и в готовом виде поставлен на строящееся судно, что упрощает строительство судна и сокращает его продолжительность.
Оснащение мостика автономным механизмом его перемещения, выполненным в виде поворотной тумбы, шарнирно связанной посредством балочно-консольной конструкции с корпусом мостика, позволяет в значительной степени упростить его конструкцию и систему управления перемещением в целом.
На фиг. 1 изображен общий вид кормовой части судна с надстройкой и мостиком, вид в плане; на фиг. 2 - положение мостика после его перемещения в крайнее положение на один из бортов, вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - механизм перемещения мостика, разрез Б-Б на фиг 1; на фиг. 4 - то же, вид в плане; на фиг. 5 - ходовая тележка мостика, узел 1 на фиг. 1; на фиг. 6 - узел крепления балочно-консольной конструкции к корпусу, узел II на фиг. 3; на фиг. 7 - разрез В-В на фиг. 6.
Судно включает корпус 1 и надстройку 2 с мостиком 3, выполненным в виде отдельного блок-модуля. На верхней палубе 4 надстройки уложены направляющие 5, а корпус мостика снабжен опорно-ходовой частью, выполненной в виде тележек с роликовыми опорами 7, при этом их внутренняя реборда образована подвижным диском 8, закрепленным на опоре посредством упругих элементов 9, и имеет возможность ограниченного осевого перемещения при вписывании и криволинейные участки направляющих. Направляющие уложены в канавки 10, оборудованные дренажными стоками 11.
Тележки с роликовыми опорами смонтированы в нишах 12 мостика на вертикальных осях 13, установленных в подшипниковых опорных устройствах 14. На тележках также смонтированы захваты, аналогичные по конструкции захватам, описанным в прототипе.
Механизм перемещения мостика выполнен в виде вертикально установленного в подшипниковых опорах 15 вала 16, на одном конце которого закреплено колесо 17 червячной передачи, а на другом, шлицевом его конце - цилиндрическая втулка 18 с внутренним шлицевым зацеплением с валом. С верхней торцевой стороны втулка имеет фланец 19, к которому жестко крепится с помощью аналогичного фланца 20 поворотная тумба 21.
Тумба соединена с мостиком посредством балочно-консольной конструкции, состоящей из радиальных балок 22 и 23, связанных между собой растяжками 24 и раскосами 25. Одним концом балки жестко соединены с поворотной тумбой, а другим - шарнирно связаны с нижним 26 и верхним 27 горизонтальными поясами корпуса мостика посредством осей 28.
В исходном положении, например, в условиях обычного плавания мостик 3 ориентирован по продольной оси судна, при этом захваты (не показаны) тележек 6, аналогичные захватам прототипа, прижаты к направляющим 5, фиксируя положение мостика в заданной позиции.
При необходимости использования части площади верхней палубы 4 надстройки 2, занимаемой центральным положением мостика, или, например, при швартовке судна, мостик переводят в крайнее положение, перемещая его к одному или другому борту. Для этого разжимают захваты тележек 6, освобождая направляющие 5, и включают привод червячной передачи. Колесо 17 червячной передачи, вращая вал 16 с шлицевой втулкой 18, осуществляют поворот тумбы 21. Последняя, связанная балочно-консольной конструкцией, образованной радиальными балками 22 и 23 с корпусом мостика 3, производит его перемещение в заданное положение. После этого захватами тележек 6 фиксируют положение мостика.
При движении роликовых опор 7 по направляющим 5 рамы тележек 6 копируют положение роликовых опор 7, поворачиваясь в опорных подшипниковых устройствах 14 на осях 13. При вписывании тележек в направляющие максимально допустимой кривизны радиуса диск 8 роликовых опор 7 за счет упругих элементов 9 смещается в осевом направлении, надежно фиксируя наружную боковину рабочей поверхности направляющих 5.
Изобретение относится к судостроению, а точнее к конструкции судов, оборудованных передвижными элементами надстроек. Судно содержит корпус с верхней палубой, надстройку с мостиком и опорно-ходовую часть в виде тележек с роликовыми опорами и захватами, перемещающихся по направляющим палубы. Мостик выполнен в виде отдельного блок-модуля, имеющего возможность перемещения к одному или другому борту судна, и снабжен автономным механизмом его перемещения, который выполнен в виде поворотной тумбы, шарнирно соединенной посредством балочно-консольной конструкции с корпусом мостика. Внутренняя реборда роликовых опор тележек образована подвижным диском, упруго закрепленным на опоре с возможностью осевых перемещений. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
DE, заявка, 2727905, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
SU, авторское свидетельство, 1219445, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
SU, авторское свидетельство, 1799801, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1998-03-10—Публикация
1996-01-04—Подача