УСТАНОВКА ДЛЯ ОРОШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ Российский патент 1999 года по МПК B61D5/00 

Описание патента на изобретение RU2138414C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для орошения специального вагона-цистерны при утечке перевозимого груза, например органического пероксида.

Известно устройство для орошения пылящих поверхностей, содержащее цистерну, установленную на транспортном средстве, имеющем двигатель с выпускным коллектором, ороситель в виде перфорированного цилиндра, сообщенный с цистерной через водоподводящий патрубок, обогреватель оросителя, при этом водоподводящий патрубок включает в себя полый цилиндр, расположенный внутри оросителя соосно с ним и сообщенный своей полостью с выпускным коллектором двигателя и с кожухом, выполненным вокруг водоподводящего патрубка (см. ав. св. N 1161714, МПК 4 E 01 H 1/00, 3/02).

Недостатком известного устройства является низкая эффективность и надежность работы установки при возникновении аварийной ситуации. Установка имеет недостаточную емкость, что не позволяет эффективно снизить концентрацию груза, перевозимого в в специальных вагонах-цистернах емкостью более 60 м2.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемой установке для орошения специального вагона-цистерны является выбранный в качестве прототипа "Поезд для орошения горной массы забоев в карьере" (см. ав. св. СССР N1325129, МПК E 01 H 1/00), содержащий тяговое транспортное средство, на котором установлены цистерны, промежуточная и концевая из которых с термоизоляцией, насосную установку для подачи воды с подключенными к ней трубопроводами и контрольно-измерительной аппаратурой и пневмосистему наддува цистерны, источник сжатого воздуха для подачи его в пневмосистему наддува и разгрузочное устройство, представляющее собой подключенную к указанному источнику емкость, с обратным и предохранительным клапанами, при этом конец трубопровода пневмосистемы наддува установлен в зоне верхнего уровня заполнения концевой цистерны, сообщенной с промежуточной цистерной соединительным трубопроводом, один конец которого установлен в зоне верхнего уровня заполнения промежуточной цистерны, а другой - в нижней части концевой цистерны.

Известное устройство имеет тот же недостаток, что и аналог - низкая надежность и эффективность работы установки при возникновении аварийной ситуации. Кроме того, наличие насосной установки и системы наддува усложняет конструкцию, снижает надежность работы установки в целом и его эксплуатацию при железнодорожных перевозках.

Техническая задача - устранить указанные выше недостатки, т.е. обеспечить эффективность и надежность работы установки при возникновении аварийной ситуации.

Указанная задача достигается тем, что установка для орошения специального вагона-цистерны при утечке перевозимого груза, содержащая вагон-цистерну с омывающей жидкостью, ороситель, сообщенный с вагоном-цистерной с омывающей жидкостью через всасывающие патрубки и источник сжатого воздуха для подачи его в вагон-цистерну с омывающей жидкостью, ороситель представляет собой систему трубопроводов, размещенных вдоль образующей поверхности котла специального вагона-цистерны, и снабжена подключенным к источнику сжатого воздуха распределительным редуктором, сообщенным посредством трубопроводов с вагоном-цистерной с омывающей жидкостью и специальным вагоном-цистерной.

Технический результат от использования изобретения заключается в ускорении орошения котла вагона-цистерны и, как следствие, - снижение концентрации перевозимого груза.

На фиг. 1 схематично показана установка для орошения специального вагона-цистерны; на фиг. 2 - всасывающий патрубок в разрезе; на фиг. 3 - распределительный редуктор в разрезе; на фиг. 4 - вид с торца вагона-цистерны 1 на фиг. 1.

Установка для орошения специального вагона-цистерны при утечке перевозимого груза включает специальный вагон-цистерну 1 для перевозки опасного груза, вагон-цистерну с омывающей жидкостью 2, ороситель 3, соединенный с установленными в вагоне-цистерне 2 всасывающими патрубками 4 через трубопровод 5, причем концы всасывающих патрубков выполнены с отверстиями 6 и расположены у нижней образующей котла. Ороситель 3 представляет собой систему перфорированных трубопроводов, размещенных вдоль образующей поверхности котла специального вагона-цистерны, и состоит из трех секций, две из них расположены по бокам и одна сверху вагона-цистерны 1. Секция разветвлена на три трубы, заглушенные по концам и имеющие отверстия, расположенные вдоль трубы, причем отверстия обращены к поверхности вагона-цистерны 1.

Для зарядки специального вагона-цистерны 1 инертным газом он оборудован баллоном 7 с краном 8.

Вагон-цистерна 2 оборудован баллоном со сжатым газом 9, соединенным с ним трубопроводом 10 через распределительный редуктор 11, смонтированный на горловине вагона-цистерны 1 и связанный с баллоном 9 через трубопровод 12. Для прекращения подачи воздуха по трубопроводу 12 из баллона 9 установлен кран 13. Редуктор 11 соединен с вагоном-цистерной 1 трубопроводом 14.

Распределительный редуктор 11 содержит корпус 15 с размещенным внутри подпружиненным золотником 16 с каналом 17 и штуцерами 18, 19, 20 для соединения соответственно с трубопроводами 10, 12, 14.

Для контроля заполнения баллона 9 сжатым воздухом он снабжен манометродержателем (не показан) и соединен с тормозной магистралью 21 через обратный клапан 22 (предотвращает утечку воздуха из баллона при отсутствии сжатого воздуха в тормозной магистрали или давлении, меньшем, чем в баллоне 9).

Установка работает следующим образом.

Предварительно в вагон-цистерну 1 после заправки груза закачивается инертный газ, например азот, давлением порядка 0,153 МПа, а вагон-цистерна 2 заполняется омывающей жидкостью, в качестве которой в теплое время года используется вода, а в холодное - водно-солевой раствор.

Зарядка баллона 9 сжатым воздухом от тормозной магистрали производится следующим образом: тормозная магистраль вагонов-цистерн 1 и 2 соединяется с питательной магистралью локомотива, баллон 9 заряжается давлением 0,92 МПа через обратный клапан 22, после этого тормозная магистраль вагонов-цистерн 1 и 2 соединяется с тормозной магистралью локомотива; на локомотиве с помощью крана машиниста ликвидируется сверхзарядка в тормозной магистрали поезда.

При разгерметизации специального вагона-цистерны 1 (образовании течи в соединительных узлах или трещины котла), создающей опасную ситуацию, в нем происходит снижение давления предварительно накаченного инертного газа, при этом срабатывает распределительный редуктор 11. Пружина 23 (отрегулированная на нормальное давление инертного газа) преодолевает усилие снижающегося давления инертного газа и перемещает золотник 16, тем самым соединяя каналом 17 штуцеры 18 и 19, при этом соединяется баллон 9 с трубопроводом 10. Сжатый воздух из баллона 9 попадает внутрь вагона-цистерны с омывающей жидкостью 2. Возрастающее давление внутри вагона-цистерны 2 выдавливает омывающую жидкость через всасывающие патрубки 4 в водопровод 5, откуда омывающая жидкость под давлением подается в ороситель 3 и происходит интенсивное орошение специального вагона-цистерны 1. При этом давление сжатого воздуха в баллоне 9 становится меньше давления в тормозной магистрали поезда и происходит подпитка из тормозной магистрали поезда. И одновременно приходит в действие автоматический тормоз поезда. Поезд останавливается, сопровождающие лица (при их наличии) и локомотивная бригада принимают меры, предусмотренные при аварийной ситуации.

После устранения неисправностей и ликвидации последствий аварии перекрывают кран 13 и заряжают баллон 9. Открывают кран 8, заправляют вагон-цистерну 1 инертным газом, установленным давлением. После заправки специального вагона-цистерны 1 перекрывают кран 8, и после этого открывают кран 13 - установка готова к работе и поезд отправляется дальше.

Использование предлагаемого изобретения позволяет предотвратить или значительно снизить вредное воздействие груза при его утечке на части подвижного состава и верхнего строения пути за счет снижения концентрации груза, а также ускорить ликвидацию вредного воздействия груза за счет автоматического срабатывания установки. Кроме того, снижается вредное воздействие на экологическое состояние окружающей среды.

Похожие патенты RU2138414C1

название год авторы номер документа
УСТАНОВКА ДЛЯ ОРОШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ 1998
  • Островский А.М.
  • Туранов Х.Т.
  • Христолюбов А.В.
  • Желдак К.В.
  • Черняков С.В.
  • Тесленко И.О.
RU2155688C2
УСТРОЙСТВО ОПЕРАТИВНОЙ ДЕГАЗАЦИИ УЧАСТКОВ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ПРОЛИВЕ ЖИДКИХ ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 2012
  • Савчук Олег Николаевич
RU2526384C2
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ АВТОМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1997
  • Аввакумов А.С.
RU2135378C1
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1998
  • Аввакумов А.С.
RU2139210C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА 1998
  • Филиппов В.Н.
  • Маловичко В.В.
  • Козлов И.В.
  • Скуратов А.Е.
  • Горшков М.А.
  • Романов В.В.
  • Недорчук Б.Л.
  • Токарев П.М.
RU2129979C1
РУКАВ РАЗЪЕМНЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ТОРМОЗОВ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1999
  • Вейтцель О.О.
RU2167072C2
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА 1998
  • Филиппов В.Н.
  • Маловичко В.В.
  • Козлов И.В.
  • Скуратов А.Е.
  • Горшков М.А.
  • Романов В.В.
  • Недорчук Б.Л.
  • Токарев П.М.
RU2132810C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА 1993
  • Филиппов Виктор Николаевич[Ru]
  • Шмыров Юрий Алексеевич[Ru]
  • Канивец Раиса Федоровна[Ru]
  • Маловичко Владимир Валентинович[Ua]
  • Двухглавов Вячеслав Александрович[Ru]
  • Сафонов Евгений Владимирович[Ru]
  • Кушнарев Виктор Борисович[Ru]
  • Абросимов Виктор Михайлович[Ru]
RU2038240C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА 1993
  • Филиппов Виктор Николаевич[Ru]
  • Шмыров Юрий Алексеевич[Ru]
  • Канивец Раиса Федоровна[Ru]
  • Маловичко Владимир Валентинович[Ua]
  • Двухглавов Вячеслав Александрович[Ru]
  • Сафонов Евгений Владимирович[Ru]
  • Кушнарев Виктор Борисович[Ru]
  • Абросимов Виктор Михайлович[Ru]
RU2039674C1
АВАРИЙНЫЙ ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1998
  • Вейтцель О.О.
RU2137639C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 138 414 C1

Реферат патента 1999 года УСТАНОВКА ДЛЯ ОРОШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может найти применение при перевозках инертных газов в цистернах. Установка для орошения специального вагона-цистерны 1 содержит вагон-цистерну 2 с омывающей жидкостью, например водой или водно-солевым раствором, ороситель 3, сообщенный с вагоном-цистерной с омывающей жидкостью через всасывающие патрубки, и источник сжатого воздуха, например баллон 9 со сжатым газом, подключенный к тормозной магистрали через обратный клапан 22. Ороситель 3 представляет собой систему перфорированных трубопроводов, размещенных вдоль образующей поверхности котла специального вагона-цистерны. Источник сжатого воздуха подключен к распределительному редуктору 11, сообщенному посредством трубопроводов с вагоном-цистерной с омывающей жидкостью и специальным вагоном-цистерной. При разгерметизации специального вагона-цистерны и снижении в нем давления срабатывает распределительный редуктор 11, омывающая жидкость сжатым воздухом из баллона 9 подается через ороситель 3 для орошения вагон-цистерны 1. Изобретение обеспечивает эффективность и надежность при аварийных ситуациях. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 138 414 C1

Установка для орошения специального вагона-цистерны, содержащая вагон-цистерну с омывающей жидкостью, ороситель, сообщенный с вагоном-цистерной с омывающей жидкостью через всасывающие патрубки, и источник сжатого воздуха, сообщенный с вагоном-цистерной с омывающей жидкостью, отличающаяся тем, что ороситель представляет собой систему перфорированных трубопроводов, размещенных вдоль образующей поверхности котла специального вагона-цистерны и установка снабжена подключенным к источнику сжатого воздуха распределительным редуктором, сообщенным посредством трубопроводов с вагоном-цистерной с омывающей жидкостью и специальным вагоном-цистерной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2138414C1

Устройство для увлажнения дорожной поверхности 1985
  • Яковлев Виктор Павлович
  • Пасынков Виктор Михайлович
SU1325123A1
Поезд для орошения горной массы забоя в карьере 1990
  • Пономарев Виктор Матвеевич
  • Неудачин Владимир Михайлович
SU1796737A1
US 4569292 A 11.02.99.

RU 2 138 414 C1

Авторы

Островский А.М.

Туранов Х.Т.

Христолюбов А.В.

Желдак К.В.

Черняков С.В.

Тесленко И.О.

Даты

1999-09-27Публикация

1998-03-23Подача