Изобретение относится к летательным аппаратам, а именно к экранопланам, которые могут быть использованы как спортивный снаряд, так и в качестве грузового или пассажирского транспортного средства.
Известен экраноплан, содержащий корпус, крыло, гидростабилизирующее устройство, выполненное в виде глиссирующей пластины, шарнирно установленной на двух параллельных тягах одинаковой длины, расположенных в плоскости симметрии экраноплана и шарнирно закрепленных на его днище на расстоянии L= (0,8-1,5)Ba, где L - расстояние от центра масс до оси шарнира крепления передней тяги к днищу корпуса; Ba - средняя аэродинамическая хорда крыла, позади центра масс экраноплана, и элементом упругой связи, установленным между днищем и тягами (авт. св. N 1763291, B 64 C 39/00, 1992).
Недостатком данного устройства является то, что гидростабилизирующее устройство требует достаточно точного регулирования на определенную высоту полета, а в случае значительного волнения водной поверхности будет вызывать наоборот дестабилизирующее воздействие на экраноплан и может привести к аварии.
Наиболее близким устройством по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является экранолет ПАИ-67, содержащий подвесной двигатель "Вихрь", стартовые подводные крылья, рули поворота, установленные на стойках заднего подводного крыла, органы управления. Экраноплан имеет развитый несущий управляемый стабилизатор, крен создается рулем высоты, крыло имеет ромбовидную форму, несущие поверхности разнесены по высоте и имеют обратное "V". Водоизмещающий фюзеляж имеет закрытую кабину и в хвостовой части фюзеляж переходит в киль с рулем поворота большой площади (Горбенко К. С. , Макаров Ю.В. Самолеты строим сами. - М., Машиностроение, 1989. - с. 189).
Недостатками данного технического решения являются недостаточные высота полета, скорость и безопасность полета над водной поверхностью, а также низкая комфортность устройства, обусловленные обратным "V", отсутствием стабилизирующего устройства, препятствующего выходу гребного винта из воды и, как следствие, приводящим к возникновению рывков и падений экраноплана, а также влиянием возмущений от опорной поверхности.
Предлагаемое техническое решение устраняет вышеперечисленные недостатки прототипа и позволяет создать безопасное, высокоскоростное, экономическое устройство с повышенной комфортностью, в котором объединяются преимущества экраноплана и транспортных средств, которые движутся только по воде и только по земле. Это и является задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение.
При осуществлении данного изобретения может быть получен технический результат, выражающийся в увеличении полезной нагрузки экраноплана, скорости, высоты полета, безопасности полета и повышении устойчивости движения по высоте полета экраноплана.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном экраноплане, включающем движитель, фюзеляж, состоящий из закрытой кабины пилота или грузового отсека, киля, расположенного в хвостовой части фюзеляжа с рулем поворота, крыла с рулями высоты и органов управления, согласно предлагаемому изобретению движитель выполнен винтовым или водометным с моторной гондолой и расположен в передней части экраноплана, а крыло с рулями высоты установлено в задней части экраноплана. Кроме того, в данном водном варианте экраноплана, угол установки крыла относительно продольной оси фюзеляжа (αуст) не доложен превышать 30o, т.е. αуст <30o. Угол установки крыла относительно продольной оси фюзеляжа (αуст) может быть регулируемым при помощи сервопривода или вручную перед полетом. Моторная гондола может быть соединена с фюзеляжем упругим шарниром. Моторная гондола может быть соединена с фюзеляжем амортизатором. Экраноплан может быть снабжен опорными элементами, выполненными в виде опорных задних поплавков. В передней части фюзеляжа могут быть расположены регулируемые по углу установки антикрылья. Может использоваться движитель в виде катамаранной гондолы. Может также быть использован движитель с воздушным винтом или на реактивной тяге.
Экраноплан может быть снабжен регулируемой штангой, соединяющей движитель и кабину пилота. В экраноплане могут использоваться движитель в виде реактивной тяги или воздушного винта, установленный на лыжи и опорные задние элементы в виде лыж. Движитель экраноплана может быть также выполнен резиногусеничным, а он сам - снабжен опорными задними элементами в виде лыж.
Расположение движителя с моторной гондолой, в передней части экраноплана объясняется тем, что тянущая сила создается впереди и крыло поднимается как воздушный змей.
Расположение крыла в задней части экраноплана обеспечивает подъем задней части фюзеляжа с крылом относительно передней точки контакта движителя с опорной поверхностью до положения самостабилизации установки экраноплана по высоте полета при дальнейшем увеличении скорости за счет вхождения крыла в область отрицательных углов атаки.
Угол установки крыла относительно продольной оси фюзеляжа αуст не должен превышать 30o, т.к. при превышении этого значения происходит поднятие задней части экраноплана на высоту, при которой не будут соблюдаться условия безопасности и устойчивости полета.
Регулировка угла наклона крыла (αуст) относительно продольной оси фюзеляжа и соответственно угла атаки крыла позволяет регулировать высоту подъема задней части экраноплана для устойчивого движения на различных скоростях.
Соединение моторной гондолы с фюзеляжем упругим шарниром позволяет смягчать колебания моторной гондолы от воздействия колебаний в продольной и поперечной плоскостях. Опорные задние поплавки предназначены для опоры экраноплана на водную поверхность в режиме взлета и посадки. Антикрылья, регулируемые по углу установки, необходимы для увеличения скорости и обеспечения сцепных свойств с опорной поверхностью при больших скоростях движения, что обеспечивает безопасность полета. Амортизатор нужен для уменьшения влияния возмущений от опорной поверхности.
Использование гондолы для двигателя с винтовым или водометным движителем позволяет применить серийно выпускаемые двигатели и узлы спортивных и мотолодочных снарядов.
Движитель в виде катамаранной гондолы повышает устойчивость экраноплана при движении по воде.
Движитель на реактивной тяге является наиболее универсальным типом движителя. Реактивная тяга опирается на воздух.
При использовании движителя на воздушном винте возможен подъем задней части экраноплана при небольших скоростях его движения.
Использование регулируемой штанги, соединяющей движитель и кабину пилота, позволяет регулировать длину фюзеляжа, что обеспечивает подъем задней части фюзеляжа до нужной высоты, а также позволяет регулировать угол крена (γ), что обеспечивает поворот фюзеляжа относительно движителя по продольной оси.
Использование движителя на реактивной тяге или с воздушным винтом, установленного на лыжи, и опорных задних элементов в виде лыж позволяет использовать экраноплан в зимнее время для передвижения по снежной поверхности.
Выполнение движителя в виде резиногусеничным и выполнение опорных задних элементов в виде лыж предназначено для использования экраноплана в зимнее время года.
В другом варианте устройства (наземном) технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном экраноплане, содержащем оборудованный движителем фюзеляж, состоящий из закрытой кабины пилота или грузового отсека, киля, расположенного в хвостовой части фюзеляжа с рулем поворота, крыла с рулями высоты и органов управления, движитель выполнен в виде ведущего колеса с приводом от двигателя внутреннего сгорания и расположен в передней части экраноплана, а крыло с рулями высоты установлено в задней части экраноплана. Угол установки крыла относительно продольной оси фюзеляжа (αуст), как и в водном варианте, не должен превышать 30o. Угол αуст может быть также регулируемым при помощи сервопривода или вручную перед полетом. Между движителем и фюзеляжем тоже может быть установлен амортизатор.
Экраноплан может быть снабжен опорными элементами, выполненными в виде опорных задних катков. В передней части фюзеляжа могут быть расположены антикрылья, регулируемые по углу установки. Кроме того, в этом варианте исполнения экраноплана может быть использован движитель на спаренных ведущих колесах. Может использоваться движитель с управляемыми ведущими колесами типа переднего привода автомобиля. Можно устанавливать движитель на реактивной тяге или с воздушным винтом.
Движитель может быть выполнен колесно-рельсовым.
Как и в водном варианте экраноплан может быть снабжен регулируемой штангой, соединяющей движитель и кабину пилота. Экраноплан может быть оснащен передними раскладывающимися крыльями. Могут быть использованы складывающиеся задние и передние крылья.
Также, как и в водном варианте, в наземном варианте экраноплана могут использоваться движитель на реактивной тяге или с воздушным винтом, установленный на лыжи и опорные задние элементы в виде лыж.
Опорные задние катки предназначены для опоры экраноплана на земную поверхность.
Использование движителя в виде ведущего колеса с приводом от двигателя внутреннего сгорания позволяет использовать серийно выпускаемые двигатели. Движитель на спаренных ведущих колесах повышает устойчивость экраноплана в поперечном направлении.
Использование движителя с управляемыми ведущими колесами типа переднего привода автомобиля улучшает характеристики экраноплана при поворотах. Выполнение движителя колесно-рельсовым позволяет осуществлять движение экраноплана по рельсовым дорогам.
Использование передних раскладывающихся крыльев обеспечивает на некоторых участках земной поверхности подъем также и передней части экраноплана при преодолении препятствий на специальной спортивной трассе. Складывающиеся задние и передние крылья предназначены для удобства транспортировки экраноплана и самостоятельного движения с малой скоростью на небольших расстояниях.
Следующий вариант исполнения устройства (совмещенный: водный и наземный одновременно) позволяет получить технический результат при использовании изобретения за счет того, что в известном экраноплане, содержащем оборудованный движителем фюзеляж, состоящий из закрытой кабины пилота или грузового отсека, киля, расположенного в хвостовой части фюзеляжа с рулем поворота, крыла с рулями высоты и органов управления, движитель выполнен с ведущим колесом, встроенным в моторную гондолу и установленным с возможностью его выдвижения из гондолы при смене опорной поверхности, и расположен в передней части экраноплана, а крыло с рулями высоты установлено в задней части экраноплана. Кроме того, в совмещенном варианте экраноплана угол установки крыла относительно продольной оси фюзеляжа (αуст), как и в предыдущих вариантах, не должен превышать 30o. Угол αуст может быть тоже регулируемым при помощи сервопривода или вручную перед полетом. Между движителем и фюзеляжем может быть также установлен амортизатор. Экраноплан может быть снабжен опорными элементами, выполненными в виде опорных задних поплавков с шарнирно присоединенными к ним складывающимися задними опорными катками.
В передней части фюзеляжа могут быть расположены регулируемые по углу установки антикрылья. Кроме того, экраноплан может быть снабжен движителем на реактивной тяге или воздушном винте.
Выполнение опорных элементов в виде опорных задних поплавков с шарнирно присоединенными к ним складывающимися задними опорными катками позволяет осуществлять опору экраноплана как на водную, так и на земную поверхность.
Использование движителя в виде гондолы с встроенным в нее ведущим колесом, установленным с возможностью его движения из гондолы при смене опорной поверхности позволяет расширить сферу применения экраноплана.
Сопоставительный анализ предлагаемого изобретения с прототипом позволил выявить отличительные признаки описываемого экраноплана, при исследовании которых не выявлено каких-либо аналогичных известных технических решений, позволяющих достичь вышеуказанный технический результат.
Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации позволил установить, что заявитель не обнаружил аналог, характеризующийся признаками, тождественными (идентичными) всем существенным признакам заявленного изобретения. Определение из выявленных аналогов прототипа как наиболее близкого по совокупности существенных признаков аналога, позволил выявить совокупность существенных по отношению к техническому результату отличительных признаков в заявленном устройстве, изложенных в формуле изобретения.
Следовательно, заявленное изобретение соответствует критерию "новизна".
Для проверки соответствия заявленного изобретения условию "изобретательский уровень" заявитель провел дополнительный поиск известных решений, чтобы выявить признаки, совпадающие с отличительными от прототипа признаками заявленного устройства. Результаты поиска показали, что заявленное изобретение не вытекает для специалиста явным образом из известного уровня техники, поскольку из уровня техники, определенного заявителем, не выявлено влияние предусматриваемых существенными признаками заявленного изобретения преобразований на достижение технического результата, в частности, заявленным изобретением не предусматриваются следующие преобразования:
- дополнение известного средства какой-либо известной частью, присоединяемой к нему по известным правилам, для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно таких дополнений;
- замена какой-либо части известного средства другой известной частью для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно такой замены;
- исключение какой-либо части средства с одновременным исключением обусловленной ее наличием функции и достижением при этом обычного для такого исключения результата (упрощение, уменьшение массы, габаритов, материалоемкости, повышение надежности, сокращение продолжительности процесса и пр.);
- увеличение количества однотипных элементов для усиления технического результата, обусловленного наличием в средстве именно таких элементов;
- выполнение известного средства или его части из известного материала для достижения технического результата, обусловленного известными свойствами этого материала;
- создание средства, состоящего из известных частей, выбор которых и связь между которыми осуществлены на основании известных правил, рекомендаций, и достигаемый при этом технический результат обусловлен только известными свойствами частей этого средства и связей между ними.
Описываемое изобретение не основано на изменении количественного признака, представлении таких признаков во взаимосвязи либо изменении ее вида. Имеется в виду случай, когда известен факт влияния каждого из указанных признаков на технический результат, и новые значения этих признаков или их взаимосвязь могли быть получены исходя из известных зависимостей, закономерностей.
Следовательно, заявленное изобретение, соответствует условию "изобретательский уровень".
На чертежах представлено: на фиг. 1 изображен общий вид водного варианта экраноплана (вид сбоку и вид сверху); на фиг. 2 - вид сбоку наземного варианта устройства; на фиг. 3 - вид сбоку совмещенного варианта устройства; на фиг. 4 - изображение работы водного варианта экраноплана в стартовом положении; на фиг. 5 - изображение работы водного варианта устройства в промежуточном положении; на фиг. 6 - изображение работы водного варианта устройства в установившемся положении; на фиг. 7 - изображение работы наземного варианта устройства в стартовом положении; на фиг. 8 - изображение работы наземного варианта устройства в промежуточном положении; на фиг. 9 - изображение работы наземного варианта экраноплана в установившемся положении; на фиг. 10 - изображение поворота водного варианта устройства в продольном направлении на виде спереди; на фиг. 11 - вид экраноплана сбоку и спереди с опорными катками; на фиг. 12 - вид сверху экраноплана с управляемыми ведущими колесами; на фиг. 13 - вид экраноплана сверху с катамаранной гондолой; на фиг. 14 - вид устройства сверху с мотодрезиной на рельсовой дороге; на фиг. 15 - вид наземного экраноплана сбоку с реактивной тягой или воздушным винтом; на фиг. 16 - вид сбоку водного экраноплана с реактивной тягой или воздушным винтом; на фиг. 17 - вид сбоку экраноплана с реактивной тягой или воздушным винтом для движения по воде или снегу; на фиг. 18 - вид сбоку совмещенного варианта экраноплана с реактивной тягой или воздушным винтом; на фиг. 19 - вид сбоку и вид спереди наземного экраноплана с регулируемой штангой; на фиг. 20 - вид сверху и вид спереди экраноплана с раскладывающимися передними крыльями; на фиг. 21 - вид спереди экраноплана со складывающимися задними и передними крыльями.
Экраноплан включает движитель 1, с которым соединен фюзеляж 2. В качестве водного движителя может быть использована моторная гондола с винтовым или водометным двигателем 1 (см. фиг. 1). В качестве наземного движителя может быть использовано ведущее колесо с приводом от двигателя внутреннего сгорания 1 (см. фиг. 2).
Фюзеляж 2 состоит из кабины пилота или грузового отсека 3, киля 4 с рулем поворота 5, крыла 6 с рулями высоты 7, органов управления 8, опорных элементов: для водного варианта опорных задних поплавков 9 (см. фиг. 1); для наземного варианта задних опорных катков 9 (см. фиг. 2); для совмещенного варианта задних опорных поплавков и задних опорных катков 9. В передней части корпуса расположены антикрылья 10. Между движителем и фюзеляжем установлен амортизатор 11.
Движитель 1 во всех вариантах расположен в передней части экраноплана. Крыло 6 с рулями высоты 7 также во всех вариантах исполнения полезной модели установлено в задней части экраноплана. В водном и наземном вариантах экраноплана движитель 1 и кабина пилота 3 соединены регулируемой штангой 12, 13 - ось шарнира моторной гондолы, 14 - продольная ось фюзеляжа.
Работа экраноплана осуществляется следующим образом. В исходном положении экраноплан находится на поверхности воды (см. фиг. 4) или поверхности земли (см. фиг. 7), опираясь на нее в двух местах: спереди на движитель 1, сзади на опорные поплавки 9 (см. фиг. 1) для водного варианта или на опорные катки 9 (см. фиг. 2) для наземного варианта или на опорные поплавки и катки 9 (см. фиг. 3) для совмещенного варианта. При этом крыло 6 экраноплана имеет максимальный угол атаки α. Экраноплан приводится в движение движителем 1, создающим тяговую силу Fдвиж., преодолевая силы сопротивления движителя Fсопр.1 и опорных элементов Fсопр.2. Силы тяжести движителя Gдвиж и фюзеляжа (корпуса) Gкорп. уравновешиваются вертикальными реакциями со стороны опорной поверхности на движитель Pz1 и опорные элементы Pz2.
Угол αуст - угол установки крыла 6 относительно фюзеляжа 3 регулируется при помощи установки крыла сервоприводом или вручную перед полетом.
При увеличении скорости экраноплана Vм, когда влияние воздушного потока Vвозд. становится значительным, задняя часть экраноплана открывается от опорной поверхности (см. фиг. 5) для водного варианта и фиг. 8 для наземного варианта.
Поток воздуха Vвозд., действуя на крыло 6 экраноплана, создает подъемную силу Pпод, которая преодолевая силу тяжести корпуса (фюзеляжа 2) (Gкорп., приходящуюся на крыло 6 поднимает заднюю часть фюзеляжа 2. Происходит поворот фюзеляжа 2 относительно движителя 1. При этом угол атаки крыла 6 - α уменьшается, а антикрыльев 10 β - увеличивается.
Сила тяжести движителя 1 - Gдвиж и сила тяжести фюзеляжа 2 - Gкорп., приходящаяся на движитель, уравновешиваются силой реакции со стороны опорной поверхности Pz1.
Тяговая сила движителя 1 - Fдвиж. преодолевает силу сопротивления со стороны опорной поверхности Fсопр.1, силы лобового сопротивления фюзеляжа 2 - Qкорп. и крыла 6 - Qкр., взаимодействующие с воздушной средой.
При дальнейшем увеличении скорости экраноплана Vм влияние воздушного потока Vвозд. увеличивается. Задняя часть экраноплана поднимается до положения, когда сила тяжести корпуса (фюзеляжа 2) - Gкорп., приходящаяся на крыло 6, уравновешивается подъемной силой крыла Pпод. (см. фиг.6 - для водного варианта и фиг.9 - для наземного варианта).
Угол атаки α крыла 6 уменьшается, вплоть до отрицательного, вследствие чего подъемная сила Pпод. тоже уменьшается, что приводит к стабитлизации положения задней части экраноплана по высоте.
Воздушный поток, действующий на антикрылья 10 с углом атаки β, вызывает дополнительную прижимающую силу Pсп., что улучшает сцепные свойства движителя 1 с опорной поверхностью.
Сила тяжести 1 - Gдвиж., сила тяжести фюзеляжа 2 - Gкорп., приходящаяся на движитель 1 и прижимающая сила Pсп. уравновешиваются реакцией со стороны опорной поверхности.
В связи с тем, что аварийная ситуация может возникнуть только при резкой остановке движителя 1, длина L регулируемой штанги 12 или фюзеляжа 2 и его высота полета должны быть рассчитаны таким образом, чтобы не происходило переворачивание задней части экраноплана с крылом 6 и кабиной 3 через пятно контакта движителя и опорной поверхности. Возможность такого переворота наиболее вероятна как раз на малых скоростях, когда сила аэродинамического сопротивления крыла 6 сравнительно небольшая. При больших скоростях в узлах соединения движителя 1 и фюзеляжа 2 предусмотрены специальные узлы - амортизаторы, которые срабатывают на определенную нагрузку и гасят энергию удара путем сжатия так, чтобы предохранить кабину или грузовой отсек 3 от соударений.
Угол ϕ - между направлением воздушного потока и продольной осью 14 фюзеляжа 2 при установившемся движении. Этот угол меняется при помощи амортизатора 11. Данный угол регулируется только в рабочем положении, т.е. в движении и только в случае регулирования αуст тоже в процессе движения.
Управление направлением движения экраноплана происходит как у самолета, с помощью рулей высоты 7 и киля 4 с рулем поворота 5. При совершении поворота вправо (влево) поворачиваются рули высоты 7 так, чтобы произвести закручивание экраноплана относительно продольной оси 13 фюзеляжа 2 в соответствующую сторону, затем киль 4, проворачиваясь в ту или иную сторону заставляет поворачиваться экраноплан относительно точки контакта колеса 1 с землей или гондолы 1 с водной поверхностью в продольной плоскости экраноплана, наклоненной на угол крена γ (см. фиг. 10). Угол крена γ зависит от скорости движения экраноплана и условий движения в среде.
Угол V-образности (прямая V-образность) крыла 6 - δ способствует поперечной устойчивости экраноплана и увеличению углов крена.
Для остановки экраноплана уменьшается скорость движителя 1 и задняя часть экраноплана с кабиной или грузовым отсеком 3 опускается опорными элементами на поверхность воды или земли.
Таким образом, изложенные сведения показывают, что при использовании заявленных вариантов изобретения, выполнена следующая совокупность условий:
- средства, воплощающие заявленное изобретение при его осуществлении, предназначены для использования в промышленности, а именно в производстве летательных аппаратов - экранопланов, которые могут применяться как спортивный снаряд, а также в качестве грузового или пассажирского транспортного средства;
- для заявленных вариантов изобретения в том виде, как они охарактеризованы в независимых пунктах изложенной формулы изобретения, подтверждена возможность их осуществления с помощью вышеописанных в заявке и известных до даты приоритета средств.
Следовательно, заявленные варианты изобретения, соответствуют критерию "промышленная применимость.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) | 1998 |
|
RU2156717C2 |
ЭКРАНОПЛАН С ВОДОМЁТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 2015 |
|
RU2582505C1 |
СУДНО ПЕРЕДНЕПРИВОДНОЕ С АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКОЙ | 2014 |
|
RU2562473C1 |
ЭКРАНОПЛАН | 2016 |
|
RU2651530C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ПОВЫШЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ И ТРАНСПОРТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, ЭКРАНОПЛАН ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УКАЗАННОГО СПОСОБА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА | 2010 |
|
RU2539443C2 |
ЭКРАНОПЛАН | 2002 |
|
RU2254250C2 |
ЭКРАНОПЛАН | 2005 |
|
RU2297933C1 |
ЭКРАНОЛЕТ | 2006 |
|
RU2317221C1 |
АЭРОЛЕТ (ВАРИАНТЫ), ЧАСТИ АЭРОЛЕТА, СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЭРОЛЕТА И ЕГО ЧАСТЕЙ | 2010 |
|
RU2466061C2 |
ЭКРАНОПЛАН - "БЕСХВОСТКА" | 2022 |
|
RU2776632C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается создания экранопланов, используемых в качестве спортивных снарядов и для перевозки грузов или пассажиров. Экраноплан содержит оборудованный движителем фюзеляж. Фюзеляж состоит из закрытой кабины пилота или грузового отсека, киля и крыла. Киль расположен в хвостовой части фюзеляжа. Фюзеляж имеет руль поворота. Крыло имеет рули высоты, а экраноплан - органы управления. Движитель может быть выполнен винтовым или водометным, иметь моторную гондолу и располагаться в передней части экраноплана. Крыло с рулями высоты установлено в задней части экраноплана. Движитель может быть выполнен в виде ведущего колеса с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Движитель может быть также выполнен с ведущим колесом, встроенным в моторную гондолу и установленным с возможностью выдвижения из нее при смене опорной поверхности. Угол αуст установки крыла относительно продольной оси фюзеляжа может не превышать 30o и регулироваться посредством сервопривода или вручную перед полетом. Моторная гондола может соединяться с фюзеляжем упругим шарниром или посредством амортизатора. Экраноплан может снабжаться опорными элементами в виде задних поплавков. В передней части фюзеляжа могут располагаться регулируемые по углу атаки антикрылья. Экраноплан может снабжаться дополнительным движителем с воздушным винтом или на реактивной тяге. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эксплуатационных качеств экраноплана. 3 с. и 28 з.п. ф-лы, 21 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Горбенко К.С | |||
и др | |||
Самолеты строим сами | |||
- М.: Машиностроение, 1989, с.189 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Экраноплан | 1990 |
|
SU1807955A3 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Устройство для стабилизации движения быстроходного судна по курсу | 1973 |
|
SU643382A1 |
Авторы
Даты
1999-10-27—Публикация
1997-05-29—Подача