ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 1999 года по МПК F02K3/72 

Описание патента на изобретение RU2141051C1

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к строительству турбореактивных двигателей.

Известен турбореактивный двигатель, содержащий ступени компрессоров низкого и высокого давлений и турбины, имеющие направляющие аппараты (Иноземцев Н.В. Авиационные газотурбинные двигатели. М., Оборонгиз, 1955 г., стр. 338, фиг.15/8). Направляющие аппараты предназначены для того, чтобы выправлялся поток воздуха, закрученный вслед за вращающимися вентиляторами. Недостатком такой конструкции является то, что хотя и в меньшей степени, но поток все же закручивается, кроме того, неподвижные лопатки сами по себе являются препятствием для потока рабочего тела. В результате, ощутимо и снижается КПД двигателя.

Другой существенный недостаток традиционной компоновки - обгорание лопаток турбины. В результате укорачивается ресурс и страдает надежность работы машины.

Задачей изобретения является: полностью устранить закручивание потока рабочего тела, исключить неподвижные направляющие и сопловые аппараты, предусмотреть механизм охлаждения лопаток. В результате качественно улучшаться все характеристики турбомашины.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в турбореактивном двигателе состоящем из корпуса, компрессора, камеры сгорания, турбины и других механизмов и агрегатов, согласно изобретению, во-первых, выполнено несколько вращающихся в противоположные стороны роторов, при этом их валы последовательно помещены один в другой. Вдоль оси внутреннего вала выполнен канал, во всех валах предусмотрены прорези, вдоль лопаток турбины тоже выполнены каналы. Это позволит обеспечить эффективное охлаждение лопаток и исключить их обгорание. В описании представлено два варианта двигателя. Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены:
на фиг. 1 - схема упрощенного варианта двигателя в разрезе;
на фиг. 2 - схема второго варианта двигателя;
на фиг.3 - схема турбонагнетателя.

Конструкция турбореактивного двигателя содержит корпус, компрессор, камеру сгорания и турбину.

Рабочая часть машины состоит из нескольких вращающихся в противоположные стороны роторов. Каждый ротор включает в себя вал и два лопаточных венца, один из которых установлен спереди вала и является элементом компрессора, другой закреплен сзади и является элементом турбины. Все валы имеют разные размеры и последовательно помещены один в другой. Роторы вращаются независимо друг от друга (кроме газодинамической увязки по потоку рабочего тела). Между лопаточными венцами отсутствуют неподвижные направляющие и сопловые аппараты.

Перед камерой сгорания размещен привод генератора (1), который также может использоваться и для запуска двигателя. Он с помощью шестерни (2) связан с наружным ротором (3). Вдоль вала внутреннего ротора (4) выполнен канал (5), который служит для подведения холодного потока воздуха к лопаткам турбины (показано стрелками). Под действием мощных центробежных сил поток воздуха будет проходить сквозь продольные каналы в лопатках, охлаждая их. При этом поток будет сильно разряжен, в результате охлаждение будет очень эффективным. Это позволит исключить главный недостаток турбодвигателей - обгорание лопаток турбины. В итоге появляется возможность многократно повышать температуру и давление в камере сгорания, увеличивая тем самым мощность и экономичность машины.

Большим преимуществом является невероятная технологическая простота двигателя. По сравнению с традиционными машинами в нем в десятки раз меньше деталей, он многократно компактней, мощней и экономичней, но самое главное надежней и долговечней, чем современные образцы. Оптимальное количество роторов четыре, шесть или восемь. На каждом роторе два подшипника, которые играют в основном кинематическую роль и почти не несут механической нагрузки.

Особенность двигателя, изображенного на фиг.1, заключается в том, что в нем не предусмотрен механизм, позволяющий снимать крутящий момент с его роторов, это ограничивает возможности его функционального применения. Чтобы расширить эти возможности на фиг.2 предложен другой вариант машины. Он несколько сложнее, но зато область использования его значительно разнообразнее. Отличие двигателя заключается в том, что его роторы соединены механически с помощью цилиндрических поверхностей (1) и (2). Крутящий момент снимается с помощью шестерен (3) и (4), одна из которых находится в зацеплении с внутренним валом (5), другая - с наружным валом (6). С помощью этого не сложного механизма энергия раскаленных газов преобразуется во вращательное движение трансмиссионного вала (7). В результате такая машина сможет найти применение во всех областях, на любом виде техники. Благодаря чрезвычайной простоте, компактности, экономичности и надежности такой двигатель, без сомнения вытеснит все силовые установки на всех видах транспорта, вплоть до автомобилей и мотоциклов.

Не может быть никаких сомнений, что воплощение в жизнь этого изобретения, способно осуществить переворот в мировой системе машиностроения.

Подобный принцип сможет найти применение и в других механизмах, например: в качестве очень простого и эффективного турбонагнетателя в обычных поршневых моторах, где в качестве механического источника энергии используется потенциал выхлопных газов. На фиг.3 изображена схема механизма состоящего из двух роторов. A - всасывающий тракт, B - выхлоп отработанных газов.

Похожие патенты RU2141051C1

название год авторы номер документа
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1991
  • Стрикица Борис Иванович[Ua]
RU2027054C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2001
  • Шаньгин Е.С.
  • Шаньгин И.Е.
RU2205972C2
ТУРБОМАШИНА С ВСТРОЕННЫМ ПУСКАТЕЛЕМ-ГЕНЕРАТОРОМ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Франше Мишель
  • Пикар Жан-Луи
RU2321755C2
ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ "МАКСИНИО", БЕЗАЭРОДРОМНЫЙ ЭЛЕКТРОСАМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ), НЕСУЩЕЕ УСТРОЙСТВО, ТУРБОРОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ), ПОЛИСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР, ОБЕЧАЙКА ВИНТОВЕНТИЛЯТОРА, СПОСОБ РАБОТЫ ТУРБОРОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ ЭЛЕКТРОСАМОЛЕТА 2010
  • Максимов Николай Иванович
RU2457153C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Дробышевский Юрий Васильевич
  • Столбов Сергей Николаевич
RU2557830C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО АППАРАТА И РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Дробышевский Юрий Васильевич
  • Столбов Сергей Николаевич
RU2436987C1
УЗЕЛ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Седа Джордж Ф.
  • Данбар Лоренс В.
  • Глибе Филип Р.
  • Суч Петер Н.
  • Брауэр Джон С.
  • Джонсон Джеймс Е.
  • Мониц Томас
  • Штайнметц Грегори Т.
RU2295046C2
СПОСОБ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ВЫНОСНЫМИ ВЕНТИЛЯТОРНЫМИ МОДУЛЯМИ 2014
  • Эзрохи Юрий Александрович
  • Полев Анатолий Сергеевич
  • Каленский Сергей Мирославович
  • Морзеева Татьяна Андреевна
RU2580608C2
МИКРОРАЗМЕРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2007
  • Иванов Олег Иванович
  • Милешин Виктор Иванович
  • Огарко Николай Иванович
RU2354836C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, НАПРИМЕР АВИАЦИОННЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Марши Марк
RU2373402C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 141 051 C1

Реферат патента 1999 года ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Турбореактивный двигатель содержит корпус и расположенные внутри него компрессор, камеру сгорания и турбину. Рабочая часть компрессора и турбины состоит из двух вращающихся в одну сторону роторов, имеющих валы с двумя лопаточными венцами. Один из венцов выполнен компрессорным и расположен спереди вала, а другой - турбинным и расположен сзади. Вал, соединяющий крайние диски, проходит внутри вала, соединяющего внутренние диски. Двигатель дополнительно содержит 2 n роторов, где оптимальное количество n = 2-4. Все валы имеют разные размеры и последовательно помещены один в другой. Роторы вращаются в разные стороны. Такое выполнение турбореактивного двигателя приводит к исключению гироскопических моментов при разворотах, снижая при этом нагрузки в подшипниках. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 141 051 C1

1. Турбореактивный двигатель, содержащий корпус и расположенные внутри него компрессор, камеру сгорания и турбину, при этом рабочая часть компрессора и турбины состоит из двух вращающихся в одну сторону роторов, имеющих валы с двумя лопаточными венцами, один из которых выполнен компрессорным и расположен спереди вала, а другой - турбинным и расположен сзади, вал, соединяющий крайние диски, проходит внутри вала, соединяющего внутренние диски, отличающийся тем, что двигатель дополнительно содержит 2n роторов, где оптимальное количество n = 2 - 4, все валы имеют разные размеры и последовательно помещены один в другой. 2. Турбореактивный двигатель по п.1, отличающийся тем, что роторы вращаются в противоположные стороны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2141051C1

Газотурбинный двигатель 1974
  • Рори Самерсет Дэ Чер
SU576060A3
Газотурбинный двигатель 1985
  • Хлопенков П.Р.
SU1329280A1
Газотурбинный двигатель летательного аппарата 1990
  • Хлопенков Павел Родионович
SU1763695A1
1999
RU2155110C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПЛОДОВО-ЯГОДНОГО ДЕСЕРТА 2000
  • Квасенков О.И.
  • Гурова Л.А.
  • Добровольский В.Ф.
RU2174762C1
СПОСОБ СТОПОРЕНИЯ ОХВАТЫВАЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОГО УСТРОЙСТВА 2001
  • Болдырев А.А.
  • Крылов В.В.
  • Каргаев Л.А.
  • Синицын В.М.
RU2195712C1
US 4817382 A, 18.09.85
US 4751816 A, 21.06.88
Способ прогнозирования эндометриопатии у женщин с репродуктивными нарушениями 2016
  • Мотовилова Татьяна Михайловна
  • Качалина Татьяна Симоновна
  • Гречканев Геннадий Олегович
  • Боровкова Людмила Васильевна
  • Пономарева Ирина Владимировна
  • Пучкова Татьяна Николаевна
  • Зиновьева Ольга Сергеевна
  • Замыслова Валентина Петровна
  • Чикалова Ксения Ивановна
  • Горхелашвили Лия Зурабовна
RU2646473C1
DE 3814971 A1, 19.01.89
АЛМАЗНОЕ СВЕРЛО 1992
  • Детчуев Юрий Алексеевич
  • Санжарлинский Николай Григорьевич
  • Кудрявцев Сергей Борисович
  • Хряпенков Станислав Евгеньевич
RU2042478C1
ВСЕСОЮЗНАЯ I nsTj:?f"i"'r-' : f-.---.-^.'.r..;,(,.,..;?.>&i?MiU-'U-4L..:r..;-;,KA/,, 0
  • В. С. Куземко Л. С. Ситников
SU318026A1

RU 2 141 051 C1

Авторы

Клименко А.Г.

Даты

1999-11-10Публикация

1998-07-01Подача