Изобретение относится к области электротрансопрта, в частности к получению металлических контактных вставок токоприемника троллейбуса.
Известна контактная вставка токоприемника троллейбуса, выполненная из угольно-графитового состава /И. С. Ефремов и Г.В. Косарев. Теория и расчет электрооборудования подвижного состава городского электрического транспорта. М.: Высшая школа, 1976, с. 90-91/.
Данные вставки имеют короткий срок службы из-за быстрого истирания.
Имеется практика изготовления контактных вставок электротранспорта из сплава следующего состава, % /мас. доля/:
Медь - 2,0 - 4,5
Железо - < 0,8
Кремний - < 0,8
Цинк - < 0,1
Сурьма - < 0,1
Алюминий - Остальное
Данная вставка нетехнологична в изготовлении, т.к. данный сплав не является литейным, а работоспособность вставки также низка из-за недостаточной твердости и быстрого износа.
Сущность изобретения заключается в применении в качестве материала контактной вставки токоприемника троллейбуса сплавов на основе цинка типа ЦАМ, содержащих в %, /мас. доля/:
Алюминий - 9,0 - 0,48
Медь - 1,0 - 5,5
Магний - ≤ 0,1
Цинк - Остальное
например сплавов ЦАМ 9 - 1,5 Л, ЦАМ 10 - 5 Л, ЦАМ 30 - 5, ЦАМ 27-2, ЦАМ 48-2.
Указанные известные сплавы применяются в качестве материала для изготовления нагруженных деталей в различных механизмах /см. прогрессивная технология и автоматизация литья под давлением. Материалы семинара. Общество "Знание" РСФСР. М., 1991, с. 56-59/.
Указанные цинковые сплавы являются литейными, имеют низкую температуру литья и могут быть использованы в массовом производстве литых вставок.
Ниже (см. таблицу) приводятся некоторые данные по цинковым сплавам.
Сочетание высокой твердости и антифрикционных свойств сплавов системы Zn-Al-Cu обеспечивает повышение работоспособности вставок в несколько раз по сравнению с известными из графита и алюминиевого сплава без увеличения износа контактной сети.
Предлагаемое техническое решение обладает новизной и соответствует критерию изобретательского уровня.
Пример.
В тигель электропечи загружается 23 кг алюминия марки AO и 2 кг лигатуры алюминий-медь /50% меди/, после расплавления которых в расплав вводится 25 кг цинка Ц3 и 50 кг изношенных вставок. Полученный расплав ЦАМ 48-2 заливается в кокиль для получения контактных вставок.
Испытание изготовленных вставок показали увеличение их износостойкости по сравнению с серийными в 3 раза при отсутствии переноса меди на рабочую часть вставки от контактной сети.
Использование изобретения позволяет снизить расход вставок и простои троллейбусов из-за замены изношенных вставок, повысить рентабельность пассажирских перевозок.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОНТАКТНАЯ ВСТАВКА ТОКОПРИЕМНИКА ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА | 1997 |
|
RU2136514C1 |
КОРРОЗИОННО-СТОЙКИЙ ПРОКАТ | 2007 |
|
RU2349398C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОТЛИВКИ ПОВЫШЕННОЙ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ | 2000 |
|
RU2192938C2 |
ЛИТЕЙНАЯ ФОРМА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КОЛЬЦЕВЫХ ОТЛИВОК | 1997 |
|
RU2108200C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ | 1992 |
|
RU2009016C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОТЛИВОК ИЗ ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ | 1992 |
|
RU2048955C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОТЛИВОК | 2006 |
|
RU2323802C9 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОТЛИВОК ИЗ ЧУГУНА ДОМЕННОЙ ПЛАВКИ | 2005 |
|
RU2300441C1 |
БОЕПРИПАС И СТВОЛ ДЛЯ ЕГО ВЫСТРЕЛА | 2006 |
|
RU2319103C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БЛОЧНОГО, СОТОВОЙ СТРУКТУРЫ, НОСИТЕЛЯ КАТАЛИЗАТОРА | 1992 |
|
RU2104781C1 |
Изобретение относится к электротранспорту и может быть использовано при изготовлении контактных вставок токоприемников троллейбусов. Контактная вставка выполнена из цветного сплава. Соотношение компонентов сплава: аллюминий 9,0 - 48,0% (мас.доля), медь 1,0 - 5,5% (мас.доля), магний до 0,1% (мас. доля), цинк - остальное. Технический результат - повышение работоспособности без увеличения износа контактной сети. 1 табл.
Контактная вставка токоприемника троллейбуса, выполненная из цветного сплава, содержащего алюминий, медь, цинк, отличающаяся тем, что компоненты сплава выполнены в следующем соотношении, с дополнительным введением в него магния до 0,1, (%, мас. доля):
Алюминий - 9,0 - 48,0
Медь - 1,0 - 5,5
Магний - ≤ 0,1
Цинк - Остальное
Материал для контактной вставки | 1973 |
|
SU481653A1 |
МАТЕРИАЛ ДЛЯ | 0 |
|
SU389970A1 |
МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОНТАКТНОЙ ВСТАВКИ ТОКОСЪЕМНИКОВ ТРОЛЛЕЙБУСОВ | 1973 |
|
SU434036A1 |
Токосъемный элемент полоза электроподвижного состава | 1991 |
|
SU1796499A1 |
ПРОВОДНИКОВЫЙ ТЕПЛОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕАЛЮМИНИЯ | 0 |
|
SU187310A1 |
Ефремов И.С и др | |||
Теория и расчет подвижного состава городского электрического транспорта | |||
М.: Высшая школа, 1976, с | |||
Пожарный двухцилиндровый насос | 0 |
|
SU90A1 |
Авторы
Даты
1999-11-20—Публикация
1997-12-16—Подача