Изобретение относится к спортивным тренажерам и предназначено для совершенствования управления телом у велоспортсменов.
Известны устройства для тренировки велосипедистов с нагрузочными устройствами, позволяющими имитировать различные естественные условия трассы, такие как подъем в гору, спуск с горы и движение по горизонтальной местности (а. с. СССР N1147420 МКИ A 63 B 69/16; а.с. СССР N1180023 МКИ A 63 B 69/16; а. с. СССР N1547833 МКИ A 63 B 69/16). Однако известные устройства не эффективны для отработки некоторых приемов езды и совершенствования управления телом.
Наиболее близким по совокупности существенных признаков является устройство для тренировки веломотокроссменов (а.с. СССР N1621984 МКИ A 63 B 69/18), содержащее установленную на платформе центральную стойку, несущую консоли с вертикальными отвесами, с которыми шарнирно связаны имитаторы транспортных средств, установленные на платформе на кольцевой дорожке в виде бесконечной эластичной ленты. В платформе выполнены отверстия для размещения гидроцилиндров, установленных с возможностью контактирования с эластичной дорожкой, что обеспечивает изменение рельефа дорожки. Гидроцилиндры электрически связаны с пультом управления, что позволяет путем выдвижения различного количества гидроцилиндров моделировать препятствия типа волн. Визуальная оценка изменения рельефа местности позволяет спортсмену вырабатывать навыки управления положением тела, в том числе и совершать прыжки с гребня одной волны на другой. Однако спортсмен не может длительное время проводить тренировки на данном устройстве, так как имитатор транспортного средства движется по замкнутому кругу, радиус которого сравнительно небольшой, и чем больше скорость движения, тем скорее у спортсмена возникает головокружение, а если скорость движения имитатора транспортного средства будет невысокой, то не будет достигаться эффект преодоления препятствий. Устройство не может быть установлено на велосипедной тренировочной базе из-за своих больших габаритов, а уменьшение габаритов ведет к уменьшению радиуса круга, по которому движется имитатор транспортного средства. Кроме того, устройство не позволяет имитировать технику езды по сложнопересеченной горной трассе на велосипеде, то есть задавать такие режимы, где тренируется техника педалирования и переключения скоростей, насчитывающих до 24 передач, техника преодоления на больших скоростях естественных препятствий в виде бревен, каменных валунов, небольших ручейков и овражков, встречающихся на трассе соревнований по маутенбайку, включая "даун-хил". Одним из компонентов соревновательной деятельности, влияющих на спортивный результат в этом виде гонок, являются прыжки на велосипеде с естественных трамплинов и прыжки через различные препятствия. При этом, чем выше техническое мастерство и координационные способности спортсмена, тем решительнее и смелее его действия при прохождении участков трассы в прыжке на велосипеде. Обучение технике прыжков и ее дальнейшее совершенствование требует круглогодичной подготовки. Однако климатические и погодные условия большинства стран мира, включая и Россию, ограничивают возможности подготовки спортсменов в этом виде спорта, включенного в программу Олимпийских Игр. Кроме того, обучение технике прыжков на велосипеде в естественных условиях связано с риском получения различных травм, так как сложно организовать страховку спортсмена при выполнении прыжков. Вышеуказанные причины обуславливают актуальность проблемы создания тренажеров, предназначенных для обучения спортсменов прыжкам на велосипеде.
Для этого в устройстве для тренировки велосипедистов, содержащем дорожку в виде бесконечной ленты, пульт управления, средство изменения рельефа дорожки и средство для установки велосипеда на дорожке посредством вертикальных отвесов, дорожка выполнена в виде бесконечной ленты трекбанна, состоящей по меньшей мере из двух участков, между которыми размещено средство изменения рельефа дорожки, выполненное в виде имитатора препятствия, а средство установки велосипеда на дорожке выполнено в виде снабженной вертикальными отвесами траверсы, установленной над дорожкой с возможностью перемещения вдоль нее. При этом вертикальные отвесы закреплены по концам траверсы на пружинных подвесках, снабженных регуляторами натяга пружины, а траверса смонтирована на ходовой тележке, установленной на двутавровом монорельсе, закрепленном на верхней горизонтальной опоре, например, балке. Имитатор препятствия выполнен в виде цилиндрического сегмента, смонтированного в вертикальных опорах с возможностью изменения размеров по высоте и ширине (например, телескопические опоры и набор сегментов разных размеров) и размещен между двумя участками бесконечной ленты трекбанна, один из которых, начальный, является участком, на котором спортсмен разгоняется перед прыжком, а участок, находящийся за имитатором препятствия, является участком приземления. При этом каждый участок дорожки может быть выполнен в виде отдельной бесконечной ленты трекбанна. Дорожка, в которой участки выполнены из двух трекбаннов, привода которых электрически связаны с пультом управления, позволяет имитировать условия как равнинной трассы с препятствиями, так и условия трассы со спуском или подъемом после преодоления препятствия. В начале дорожки, например, на раме трекбанна смонтирован упорный валик для заднего колеса велосипеда, а в конце дорожки смонтирован остановочный валик для переднего колеса велосипеда. Устройство снабжено приспособлением для фиксации средства для установки велосипеда на дорожке в начале дорожки, которое выполнено в виде зацепа, смонтированного с возможностью расцепки, например, с помощью мускульного привода тренирующегося или электрически с пульта управления или посредством других известных способов. Устройство снабжено силовым приводом средства установки велосипеда на дорожке, что позволяет имитировать условия движения на трассе, когда спортсмен преодолевает препятствия на больших скоростях. Силовой привод может быть как электрическим, связанным с пультом управления, так и механическим, например, в виде пружинного механизма. Включение привода средства установки велосипеда на дорожке можно производить как с пульта управления, например, тренером, так и самим тренирующимся спортсменом, например, посредством смонтированного на упорном ролике для заднего колеса велосипеда датчика, установленного с возможностью электрической связи с электроприводом ходовой тележки.
На фиг.1 изображено устройство для тренировки велосипедистов, в котором дорожка выполнена в виде бесконечной ленты одного трекбанна, а силовой привод средства установки велосипеда на дорожке выполнен электрическим; на фиг. 2 - то же, вид спереди; на фиг.3 - устройство для тренировки велосипедистов, в котором участки дорожки выполнены из бесконечных лент двух трекбаннов, а привод средства установки велосипеда на дорожке механическим, в виде пружинного механизма; на фиг.4 - то же самое, вид спереди.
Устройство содержит дорожку 1, выполненную из бесконечной ленты трекбанна 2, привод которого электрически связан с пультом управления 3. Дорожка состоит из участков 4 и 5, между которыми установлен имитатор препятствия 6. Средство установки велосипеда на дорожке выполнено в виде траверсы 7 с вертикальными отвесами 8, закрепленными на пружинных подвесках 9 с регуляторами натяга пружины 10. Траверса смонтирована на ходовой тележке 11 на пружинной подвеске 12. Ходовая тележка установлена с возможностью перемещения на двутавровом монорельсе 13, закрепленном на верхней горизонтальной опоре над дорожкой. Устройство снабжено силовым приводом 14 средства установки велосипеда на дорожке, например, (фиг. 1, фиг. 2) электрическим 14, кинематически связанным с ходовой тележкой посредством гибкой связи 15 и электрически с пультом управления; (фиг.3, фиг.4) - механическим в виде пружинного механизма 16, кинематически связанного посредством гибкой связи 15 с приспособлением для фиксации 17 средства установки велосипеда на дорожке в начале дорожки. Участки 4 и 5 могут быть выполнены в виде бесконечных лент двух трекбаннов 2 и 18 (фиг.3). В начале дорожки, на раме трекбанна смонтирован опорный валик 19 для заднего колеса велосипеда, а в конце дорожки, на раме трекбанна смонтирован остановочный валик 20 для переднего колеса велосипеда.
Устройством пользуются следующим образом. Тренировку осуществляют с использованием велосипеда, на котором спортсмен участвует в соревнованиях. Велосипед устанавливают на дорожке 1, состоящей из двух участков 4 и 5, которые выполнены из бесконечной ленты трекбанна 2 или двух трекбаннов 2 и 18 (фиг. 3), и задается определенная скорость вращения лент трекбаннов. С помощью регуляторов натяга пружин 10 обеспечивается индивидуальный подбор условий тренировки. Велосипедист вращением педалей имитирует езду по ровной трассе и производит визуальную оценку установленного между участками имитатора препятствия 6 для преодоления его совершением прыжка на велосипеде, при котором спортсмен с велосипедом движется вперед вместе с траверсой 7, смонтированной на ходовой тележке 11, по монорельсу 13. Наличием силового привода 14 ходовой тележки 11 обеспечиваются условия скоростного движения велосипедиста на трассе. Включение силового привода 14 может осуществляться, например, самим спортсменом, когда он, имитируя езду по ровной трассе на участке 4, производит достаточные усилия для совершения прыжка над имитатором препятствия, и тогда срабатывает смонтированный на упорном валике 19 датчик (не показано), замыкающий электрическую цепь, и включается электропривод ходовой тележки 11. Включение механического привода 14 (фиг.3 и фиг. 4), выполненного в виде пружинного механизма, может производиться, например, с помощью тренирующего, когда он голосом подает сигнал и затем расцепляет приспособление для фиксации средства установки велосипеда на дорожке в начале дорожки. При этом срабатывает пружинный механизм и средство установки велосипеда на дорожке вместе с велосипедистом "выстреливаются" вперед. Таким образом, совершается прыжок над имитатором препятствия и приземление на участке, следующем за ним. В случае равных скоростей вращения лент трекбаннов 2 и 18 (фиг.3 и фиг.4), а также в случае, когда дорожка 1 выполнена из бесконечной ленты одного трекбанна (фиг. 1) имитируется езда по равнинной трассе с препятствиями. В случае, когда (фиг.3) скорость вращения ленты трекбанна 18 больше скорости ленты трекбанна 2, имитируется езда по трассе со спуском после преодоления препятствия. Когда скорость вращения ленты трекбанна 18 меньше, имитируется езда по трассе с подъемом после преодоления препятствия.
Использование в предлагаемом устройстве для тренировки велосипедистов различных по конструкции силовых приводов позволяет варьировать некоторыми условиями имитации движения велосипедиста, условиями приземления. Так, например, при использовании силового привода в виде пружинного механизма прыжок и приземление спортсмена происходят в условиях, когда средство установки велосипеда с велосипедистом "выстреливаются" из состояния исходного движения. Включение силового привода посредством различных известных приспособлений позволяет варьировать некоторыми условиями подготовки к совершению прыжка в ходе имитации движения по разгонному участку 4.
Так, например, при наличии в упорном валике 19 датчика включения электропривода 14 спортсменом вырабатываются в ходе тренировок элементы опорного прыжка на велосипеде. Возможность изменения размеров имитатора препятствия тренирует у спортсмена визуальную оценку препятствий. Таким образом, прелагаемое устройство для тренировки велосипедистов позволяет организовать обучение и тренировку спортсменов прыжкам на велосипеде, моделируя условия трассы с препятствиями и условия имитации движений, включая фазу полета, чем обеспечивается эмоциональная нагрузка тренировки. При этом обеспечивается полная безопасность тренировочного процесса. Кроме того, спортсмен обучается прыжкам на своем велосипеде, что также важно для тренировки управления телом, особенно при преодолении сложнотехнических участков трассы.
Включение в содержание подготовки велосипедистов специализированных упражнений, выполняемых в условиях, моделируемых предлагаемым тренажером, позволит существенно повысить эффективность тренировочного процесса.
Предлагаемое устройство для тренировки велосипедистов имеет несложную и технологическую конструкцию, небольшие габариты, что позволяет изготовить и установить его на любой велосипедной базе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ | 1998 |
|
RU2127624C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ | 2000 |
|
RU2181610C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ | 1995 |
|
RU2107531C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ | 2002 |
|
RU2198709C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ | 1992 |
|
RU2092209C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ | 1991 |
|
RU2028813C1 |
Устройство для тренировки веломотокроссменов | 1989 |
|
SU1621984A1 |
Устройство для тренировки велосипедистов | 1985 |
|
SU1319881A2 |
ТРАНСФОРМИРУЕМОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ | 1991 |
|
RU2022591C1 |
Устройство для тренировки велосипедистов | 1986 |
|
SU1423129A1 |
Устройство предназначено для совершенствования управления телом у велоспортсменов и позволяет повысить эффективность тренировки. Средство установки велосипеда на дорожке выполнено в виде траверсы, снабженной вертикальными отвесами. Участки дорожки выполнены в виде бесконечной ленты трекбанна. Имитатор препятствия выполнен в виде цилиндрического сегмента с возможностью изменения размеров по высоте и ширине. Сегмент установлен между участками дорожки. Силовой привод установки велосипеда на дорожке может быть выполнен электрическим или механическим. В начале дорожки смонтирован упорный валик для заднего колеса. В конце дорожки установлен остановочный валик для переднего колеса. Упорный валик содержит датчик, связанный с электроприводом ходовой тележки. 13 з.п.ф-лы, 4 ил.
Устройство для тренировки веломотокроссменов | 1989 |
|
SU1621984A1 |
Устройство для тренировки спортсменов | 1983 |
|
SU1131519A1 |
Качели | 1989 |
|
SU1725938A1 |
US 4415152 A, 15.11.83 | |||
DE 2909954 A1, 04.10.79 | |||
Пневмопривод отсадочной машины | 1985 |
|
SU1258481A1 |
Авторы
Даты
1999-12-20—Публикация
1998-09-03—Подача